Рабочая программа кружка Юный эколог

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрена на

методическом объединении учителей естественно-математического цикла

протокол от 26 августа 2015г. №1

Согласована с

заместителем директора по учебно - воспитательной работе

_________ В.В. Алисова

Принята

на заседании педагогического совета

протокол от 26 августа 2015г. №1

Утверждаю:

директор школы

_________Л.П. Черных

(приказ от 28.08.2015 г. №107)








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Юный эколог»

возраст детей (10-13 лет)

срок реализации программы 1 год

руководитель кружка Тарасова Клавдия Александровна













с.Каменка

2015-2016 учебный год

Содержание рабочей программы


  1. Пояснительная записка _____________________________________ 3-4

  2. Календарно - тематическое распределение количества часов _____ 5-7

  3. Содержание тем учебного курса ______________________________ 8-9

  4. Требования к уровню подготовки обучающихся_________________ 10

  5. Критерии оценивания_______________________________________ 11

  6. Учебно - методическое обеспечение___________________________ 12


































Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Юный эколог» направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своей местности и составлена для обучающихся 5-7 классов. Программа рассчитана на 1 год ( 70 часов -2 часа в неделю).

Цель программы:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс, рассчитанный на 70 академических часов, включает теоретические и практические занятия.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Основные задачи программы:

Образовательные

- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

- Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.

- Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе.

Развивающие

- Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.

- Развитие навыков общение и коммуникации.

- Развитие творческих способностей ребенка.

- Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.

- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

- Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные

- Воспитывать интерес к миру живых существ.

- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

- Условия реализации программы.

- Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 10-13 лет. Продолжительность образовательного процесса - 1 год.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

- Групповая

- Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе:

- Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

- Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

- Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

- Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

- положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, акциях, конференциях .

- повышение коммуникативности;

-появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;

- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;

- сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;

- ведение здорового образа жизни.

В программе указано количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от наличия материальной базы, а также интересов учащихся. В связи с тем, что дети разновозрастные часть вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными итоговыми занятиями с презентациями, стендовыми защитами, конференциями.

Реализация программы опирается на полученные знания по природоведению, биологии, географии, краеведения, химии, физики.

Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акциях.


Календарно - тематическое распределение количества часов

№ п/п

(урока)

Тема раздела, занятия

Дата

проведения занятия

Примечание

По плану

Фактически

1. Введение

1

Организационное занятие. Цель и задачи работы кружка

2

Знакомство с наукой экологией

2. Общие сведения о биосфере

2. Общие сведения о биосфере

3

Экскурсия на пришкольный участок

4

Сферы Земли (атмосфера, литосфера, гидросфера)

5

Живые организмы Земли и их распределение по сферам зональное вертикальное.

6

Пр. р. «Составление коллажа»

3.Среды жизни

3.Среды жизни

22.09

7

Основные среды жизни

8

Наземно-воздушная среда и ее характеристики (вода ,температура)

9

Атмосферные осадки

10

Л.р. «Наблюдения за составом атмосферных осадков»

11

Экскурсия на реку Псёл. Наблюдение за жизнедеятельностью бобров

12

Экскурсия на реку Псёл. Наблюдение за жизнедеятельностью бобров

13

Почвенная среда жизни и ее характеристики

14

Л.р. «Состав почвы»

15

Живые организмы как среда обитания других живых организмов

16

Творческая работа в группах

17

Обобщение: Основные среды жизни.

18

Выступления учащихся с мини-проектами

4.Взаимоотношения живых организмов

4.Взаимоотношения живых организмов (12 ч.)

19

Основные типы взаимоотношений живых организмов Взаимовыгодные взаимоотношения.

20

Работа в парах Составление схем взаимовыгодных отношений

21

Взаимоотношения организмов типа хищник- жертва, паразит- хозяин

22

Взаимоотношения организмов типа хищник- жертва, паразит- хозяин

23

Отношения выгодные одним и безразличные другим организмам.

24

Работа с дополнительными источниками информации, составление мини- проектов

25

Отношения живых организмов при которых одни вытесняются другими

26

Работа с дополнительными источниками информации, составление мини- проектов

27

Сложность отношений живых организмов и их использование человеком.

28

Работа с дополнительными источниками информации, составление мини- проектов

29

Обобщающее занятие «Что мы узнали о взаимоотношениях живых организмов.»

30

Защита мини- проектов

5.Естественные и искусственные экосистемы

5.Естественные и искусственные экосистемы (22 ч.)

22.12

29.12

31

Совместное обитание живых организмов в природе

32

Сообщества или биоценозы. Виртуальная экскурсия смешанный лес

33

Цепи питания и сети питания в сообществе живых организмов

34

Пр.р. «Составление цепей питания и сетей питания»

35

Природные и искусственные сообщества: пруд озеро -как искусственные сообщества

36

Аквариум- искусственный водоем

37

Естественные и искусственные водоемы Курской области

38

Естественные и искусственные водоемы Курской области

39

Луг, поле- искусственные сообщества

40

Растения и животные обитатели лугов Курской области

41

Лесопарк как искусственный биоценоз. Экскурсия в лесопарк

42

Экскурсия в лесопарк

43

Широколиственный лес и сосновый бор -естественные биоценозы.

44

Экскурсия в смешанный лес.

45

Болото как природный биоценоз

46

Виртуальная экскурсия на Чертово болото

47

Сезонные изменения в биоценозе.

48

Экскурсия в сельский парк

49

Смена биоценозов. Экскурсия на старую вырубку

50

Экскурсия на старую вырубку

51

Город как искусственный биоценоз

52

Город как искусственный биоценоз

53

Обобщающий урок Что мы узнали о сообществах.

54

Защита мини- проектов

6. Человек как часть природы

6. Человек как часть природы (12 ч)

29.03

5.04

55

Природа- как источник жизни человека

56

Подготовка мини- проектов

57

Загрязнения окружающей среды в связи с развитием промышленности и ростом городов.

58

Подготовка мини- проектов

59

Загрязнения и охрана водных богатств Земли

60

Потеря почвы и ее охрана

61

Влияние человека на растительный мир. Охрана растений и лесные пожары

62

Красная книга Курской области

63

Проект «Составление Красной книги своего села»

64

Воздействие человека на животный мир и его охрана Значение Заповедников.

65

Редкие и исчезающие животные Курской области

66

Тв. р. «Составление Красной книги своего села»

67

Подготовка мини- проектов и их защита

68

Подготовка мини- проектов и их защита

69

Обобщение изученного за год

70

Игра «Поле чудес»






Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ (2часа)

Предмет и задачи экологии. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов. Определяют понятие экология. Ознакомление с содержанием программы обучения. Знакомство с обучающимися и организация знакомства между детьми.
Демонстрация карт, атласов, справочников, энциклопедий и других материалов по экологии.

1. «ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БИОСФЕРЕ» (4 часа)

Сферы Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера. Взаимосвязь сфер Земли. Живые организмы Земли и их распределение по сферам.
Границы распространения живых организмов в сферах Земли. Биосфера как совокупность сфер, населенных живыми организмами. Многообразие и высокая численность живых организмов на границах контактирующих сфер. Горизонтальное и вертикальное (зональность) распределение живых организмов на Земле в зависимости от температуры и других климатических условий.
Демонстрация таблиц по геосферам Земли, по биосфере, справочников.
Экскурсия на пришкольный участок «Многообразие живых организмов вокруг нас».

Рисунок в тетради. Отчет об экскурсии
Пр. р. Составление коллажа «Живые организмы Земли и их распределение по сферам зональное вертикальное.»

2. СРЕДЫ ЖИЗНИ (12 часов)

Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная и почвенная. Вода как среда жизни: вода пресная и соленая, проточная и стоячая, различная степень температуры воды, отсутствие резких колебаний температуры, плотность и особенности теплового расширения воды, превращение воды в лед, давление воды и его увеличение с возрастанием глубины водоема, уменьшение освещенности воды с увеличением глубины водоема. Живые организмы водной среды и их приспособленность к условиям жизни в воде.
Экскурсия на водоём и отчет по экскурсии.
Наземно-воздушная среда обитания и ее характеристика. Воздух, его газовый состав, основные свойства воздуха (прозрачность, низкая теплопроводность, плотность воздуха и ее зависимость от температуры, давление воздуха). Перемещение воздушных потоков. Наличие влаги как условие жизни организмов наземно-воздушной среды. Осадки и их значение. Свет и температура как факторы наземно-воздушной среды. Характеристики воздуха, воды, состав, свойства. Работают с тетрадью и учебником.
Живые организмы и их приспособленность к жизни в наземно-воздушной среде.
Почвенная среда жизни и ее характеристика. Состав почвы. Твердость частиц почвы. Сглаженность температурных колебаний в почве с увеличением глубины. Способность почвы удерживать воздух и влагу. Структурная и бесструктурная почвы. Живые организмы почвы, способные перерабатывать органические остатки в минеральные вещества, необходимые для жизни растений. Другие живые организмы - обитатели почвы и их приспособительные особенности.
Живые организмы как среда обитания других живых организмов и их приспособительные особенности. Приспособительные особенности живых организмов к среде обитания на других организмах. Выявляют приспособления приводят примеры после работы в группах.
Обобщение Основные среды жизни. Рецензируют сообщения учащихся Сравнивают экологические факторы
Демонстрация разнообразия объектов живой природы (гербарий, коллекции).
Л.р. Наблюдения за составом атмосферных осадков
Экскурсия в сад
Экскурсия на озеро - выявляют живые организмы и влияние среды на их жизнедеятельность
Л.р. «Состав почвы».
Обобщение: Основные среды жизни. Выступления учащихся с сообщениями.
Игра «Кто, где и как живет»
3. «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (12 часов)
Основные типы взаимоотношений живых организмов. Взаимовыгодные отношения между организмами. Отношения, выгодные одним и безразличные другим организмам. Взаимоотношения живых организмов типа «хищник-жертва», «паразит-хозяин». Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими. Сложность отношений живых организмов и их использование человеком.
Демонстрация примеров биотических отношений в природе на таблицах, слайдах.
Работа в парах. Составление схем взаимовыгодных отношений.
Работа с дополнительными источниками информации, составление мини- проектов.
4. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУСТВЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ (24часа)
Совместное обитание живых организмов в природе. Сообщества живых организмов, или биоценозы. Основные группы живых организмов в природных сообществах; организмы- производители, организмы-потребители и организмы-разрушители органических веществ. Цепи питания и сети питания в сообществах живых организмов. Потери органических веществ на каждом звене цепи питания.
Природные и искусственные сообщества. Пруд или озеро как природные сообщества. Аквариум как искусственный пресноводный водоем.
Луг как сообщество живых организмов. Поле и плодово-ягодный сад как искусственные сообщества живых организмов. Болото как природный биоценоз.
Широколиственный лес и сосновый бор как природные биоценозы. Лесопарк как искусственный биоценоз.
Сезонные изменения в биоценозах. Смена биоценозов. Влияние человека на смену биоценозов. Город как искусственный биоценоз.
Демонстрация таблиц по биоценозу смешанного леса, пруда, смены биоценозов.

Пр.р. «Составление цепей питания и сетей питания».
Экскурсии: экскурсия в лесопарк, экскурсия в смешанный лес, экскурсия на болото, экскурсия в сельский парк, экскурсия на старую вырубку в лес.
5. «ЧЕЛОВЕК КАК ЧАСТЬ ПРИРОДЫ» (16 часов)
Природа как источник жизни человека. Использование природной среды человеком-охотником и человеком-землепашцем и пастухом, его влияние на окружающую среду. Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства и ростом народонаселения. Загрязнение окружающей среды в связи с развитием промышленности, ростом городов. Город как среда жизни и как загрязнитель природы. Загрязнение воздушной среды современным человеком (парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные дожди). Охрана воздушной среды от дальнейшего загрязнения.
Загрязнение и охрана водных богатств Земли. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Потери почвы и ее охрана. Влияние человека на растительный мир. Охрана растений. Лесные пожары и борьба с ними. Воздействия человека на животный мир и его охрана. Значение заповедных территорий в сохранении природы.
Сохранение природы и самого человека в условиях увеличения народонаселения.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, видеофильмов, журналов и книг по экологии и охране окружающей природной среды.
Тв. р. «Составление Красной книги своего села»
Игра «Поле чудес».


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения данной программы обучающиеся должны:

ЗНАТЬ:

-Определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы).

-О типах взаимодействия организмов.

-Современные проблемы охраны природы.

-О рациональном использовании и охране водных ресурсов.

-О современном состоянии, использовании и охране растительности.

-Вредные для здоровья факторы.

-Об охраняемых территориях и объектах своей местности.

-Влияние окружающей среды на рост и развитие растений.

уметь:

-Решать простейшие экологические задачи.

-Применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности.

-Подкармливать и охранять птиц. Различать изученные группы растений и животных.

-Осуществлять систематический уход за живыми организмами.

-Уметь выступать с докладом, презентацией.

-Вести наблюдения в природе под руководством учителя.

- Выполнять правила поведения в природе.

-Изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений.

-Составлять описание природного сообщества.

-Находить отличия между естественным и искусственным сообществом.

-Выявлять черты приспособленности растений и животных.

-Проводить исследования окружающей среды на предмет загрязненности.

-Проводить наблюдения за живыми организмами и биологические эксперименты.

-Отстаивать свою позицию по отношению к экологическим проблемам мира.

-Решать экологические задачи.

-Применять экологические законы для решения проблемных ситуаций.

-Конструировать экологические модели, выполнять рисунки по экологической тематике.

-Участвовать в разработке экологических игр, конкурсов.

-Уметь вести диалог, беседу по экологической тематике с другими учащимися.





Критерии оценивания


Формы организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования:

  1. Вводная диагностика.

  2. Промежуточная диагностика.

  3. Дискуссия.

5. Проектно-исследовательская работа.

6. Конференция.

7. Творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

8. Итоговая диагностика.












Учебно-методическое обеспечение

1.Акимушкин И.С.Невидимые нити природы. М. «Мысль» 1985г.

2.Аквилева Г.Н. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. М «Просвещение» 1988г.

3.Басов В.М. Практикум по анатомии, морфологии и систематике растений. Учебное пособие. - М. Книжный дом «Либроком», 2010. - 240

4.Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. - СПБ.: Наука, САГА, 2005. - 137 с.

5.Галеева Н.Л. Современный кабинет биологии: Работа учителя на основе дидактики личностно-ориентированного образовательного процесса. М.: 5 -е издание, 2005. - 192 с

6.Миркин Б.М. Игры на уроках биологии /Миркин Б. М., Наумова Л. Г. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 271 с.

Электронные ресурсы:

1.Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] mirknig.com/.

2.Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html.

3.А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5._

4.Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] kodges.ru/dosug/page/147/.

5.Проектная деятельность в школе. [Электронный ресурс] pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/nachalka.com/proekty.

6.zelenyshluz.narod.ru - «Зеленый шлюз».





12


© 2010-2022