- Преподавателю
- Биология
- «Путешествие в мир насекомых»
«Путешествие в мир насекомых»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хазгалиева К.К. |
Дата | 01.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Обобщающий урок-игра по теме "Путешествие в мир насекомых"
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: "класс насекомые".
Задачи урока:
развивать познавательный интерес через игровые элементы,
способствовать формированию навыков работы в группе,
систематизировать знания учащихся об основных отрядах насекомых.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок-игра).
Вид урока: комбинированный
Оборудование: таблички с номерами команд, компьютерная презентация (2), мультимедийный проектор, карточки с заданиями.
Предварительная подготовка: класс делится на 3 команды, готовятся жетоны для игры, дети готовят сообщения по темам: "редкие и исчезающие виды насекомых" и "интересные факты о насекомых".
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Просмотр презентации 1.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, что объединяет животных, которых вы только что увидели на слайдах? (ответы детей: они относятся к классу насекомых, немного общей характеристики класса насекомых).
Учитель: Сегодня мы с вами проведем обобщающий урок по теме "насекомые", закрепим полученные знания по данной теме в виде игры. Для этого вы поделились на 3 команды (раздать таблички командам: 1,2 и 3 команды), за правильные ответы вы будете получать жетоны, итог игры мы подведем в конце урока.
Учитель: Насекомые - удивительные существа. Кому-то они кажутся красивыми, кому-то страшными, но всем без исключения интересны эти наши маленькие соседи. Но такие ли уж они маленькие? Существуют насекомые-великаны. Самый крупный жук в мире - африканский голиаф, длина его тела достигает 11 см, а весит он до 100гр. Южноамериканский жук-геркулес достигает в длину 19 см, правда, большая часть этой длины приходится на его рог (2 слайд).
Насекомые - самый многочисленный класс царства животных. Самые многочисленные отряды класса насекомых: жуки - 250 тыс. видов, бабочки - 140 тыс. видов, перепончатокрылые - 80 тыс. видов (3 слайд).
Учитель: Давайте начнем нашу игру.
Первое задание: (4-5 слайд) нужно распределить насекомых по отрядам. (2 жетона за 2 правильных отряда, 1 - за 1 правильный 0 - за 0) (проверять начать с 1 гр).
1 гр.
Кобылка, сверчок, медведка, кузнечик - прямокрылые.
Слепень, овод, комар, кровососка - двукрылые.
2 гр.
Плавунец, голиаф, скарабей, божья коровка - жуки (жесткокрылые).
Пчела, пилильщик, наездник, шмель - перепончатокрылые.
3 гр.
Щитник, водомерка, гладыш, вредная черепашка - клопы (полужесткокрылые).
Лимонница, адмирал, аполлон, тутовый шелкопряд - бабочки (чешуекрылые).
Следующее задание(6 слайд) нужно отгадать насекомое (с 1 подсказки отгадали - 3 жетона, со 2 - 2, с 3 - 1 жетон, дается одна попытка, не отгадали или ошиблись, ход переходит к другой команде) (проверять начать со 2 гр).
1 гр.
Питается кровью, ротовой аппарат колюще-сосущий.
Бескрылое насекомое.
Прыгает на 50 см в длину и на 30 см вверх. (Блоха)
2 гр.
В основном ночные животные.
Любят влагу и тепло.
Может повреждать бумагу, переплеты книг, изделия из кожи. (Тараканы).
3 гр.
Имеют 2 пары крыльев.
Яйца откладывают в воду.
Взрослые особи не питаются. (Поденки).
А сейчас мы проверим ваше домашнее задание(7 слайд) интересные факты о насекомых, выходят представители, зачитывают по 5-7 фактов (мах 3 жетона).
Для следующего конкурса мне нужно по 1 представителю от каждой команды: вытягивают по одному вопросу - отвечают, получают жетон, сами если не могут ответить, то сначала их команда, а потом соперники)
Как называется особый орган для захвата добычи у личинок стрекоз? (маска).
У какого насекомого яйцеклад длиннее туловища? (наездник)
Сколько грамм нектара может принести пчела за один раз в зобике? (0,06гр.)
Для следующего нашего конкурса вы сначала должны составить название насекомого, затем определить кто из 3 представителей лишний и почему? (8-9 слайд) (мах 2 балла, если составили и определили кто лишний и почему - 2 балла, только составили - 1балл). (Начать проверять с 3гр).
1 гр.
Печал, вумрайе, апернци. Пчела, муравей - перепончатокрылые, репница-бабочка.
Шва, облха, оббакач. Вши, блохи-паразиты, бабочка-не паразит
2 гр.
Амкор, олкп, ахму. Комар, клоп - рот.ап. колюще-сосущий, муха - лижущий.
Неопдак, срткеоаз, аарктан. Поденка, стрекоза -2 пары крыльев, таракан - нет крыльев.
3 гр.
Лачпе, рошлекпдя, крстеоаз. Пчела, шелкопряд-одомашнены, стрекоза-не одомашнена.
Псеельн, дово, рувйема. Слепень, овод - двукрылые, муравей-перепончатокрылые.
Существует в природе большое количество примет, в том числе и про насекомых, я вам сейчас предлагаю составить примету и объяснить её.
(10 слайд) (слова вразброс, чтобы собирали - мах 2 жетона) (начать проверять с 1 гр).
Паук плетет сеть - к сухой погоде.
Муравьи прячутся в муравейник - к ненастью.
Много мошек - готовь лукошко.
Учитель: Несмотря на то, что насекомые - самый многочисленный класс в царстве животных, среди них существует большое количество редчайших видов, которые, возможно, скоро совсем исчезнут с лица Земли. Мне бы хотелось, чтобы о некоторых из них вы сейчас нам рассказали. Это было у вас дом. задание (мах 3 жетона).
И в завершении нашего урока мне хотелось бы, чтобы вы ответили на мои вопросы: (11 слайд)
каково значение насекомых в природе и в жизни человека? (положительная и отрицательная роли)
если бы насекомых не было, возможна была бы жизнь на Земле?
Вывод: Класс Насекомые - сложноорганизованные, что позволяет им хорошо приспосабливаться к условиям жизни.
V. Подведение итогов урока.
Обратить внимание учащихся на достигнутые цели урока; определить команду - победителя; выбрать "Лучшего специалиста по Насекомым"; выставление оценок учащимся.
VI. Задание на дом.