Модульный урок по теме Прокариоты

Модульная технология обучения привлекает тем, что она ориентирована на активную самостоятельную учебную деятельность школьников, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Данная разработка  (учебный модуль) по предмету биология 7 класса, рассчитана на три часа учебного времени, что соответствует программе. Два часа учащиеся совместно с учителем работают по технологической карте. Третий час целесообразно потратить на выполнение тестовог...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Модульная технология обучения привлекает тем, что она ориентирована на активную учебную деятельность школьников, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Данная разработка (учебный модуль) рассчитана на три часа учебного времени, что соответствует программе. Два часа учащиеся совместно с учителем работают по технологической карте. Третий час целесообразно потратить на выполнение тестового задания.

Рецензия

на методическую разработку урока биологии в 7 классе, представленную учителем биологии, географии, химии, физики, Балалайкиной Натальей Александровной на конкурс «Мой лучший урок».

Одним из важных условий достижения целей урока биологии является развитие познавательной деятельности учащихся. Конечно, большое значение в деле вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность имеет методика работы учителя. А использование на уроках биологии модульной технологии обучения развивает индивидуальные способности каждого ребенка, учит самостоятельно достигать конкретных целей в учебно-познавательной деятельности, самим определять уровень освоения знаний, видеть проблемы в знании и умении, осуществлять самоуправление учебной деятельностью.

Данная разработка урока - технологическая карта (модуль) по теме «Царство Прокариоты». Работа с данным модулем рассчитана на два учебных часа. Модульная технология позволяет учителю четко планировать все этапы урока. Модуль в напечатанном виде имеется у каждого ученика. Ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Поэтому выбор учителем данной технологии обучения не случаен.

Каждая часть урока (учебный элемент) имеет свою цель, для достижения которой учащиеся, прослушав учебный материал, могут самостоятельно выполнить задания, пользуясь дополнительно материалом учебника. Каждый учебный элемент оценивается учащимся самостоятельно.

Основной задачей учителя на уроке является создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь ученикам при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, которая стимулирует учебно-познавательную деятельность, занимает большую часть урока - что является высоким показателем урока.

Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Все это позволяет увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.

Рефлексивно - оценочный этап урока проведен на определение степени затруднения учащихся на уроке, интереса к уроку.

Урок является инновационным, интересным, познавательным.

Технологическая карта (модуль) урока по теме Прокариоты

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по усвоению заданий, оценка

УЭ-0

Интегрирующая цель: познакомиться с классификацией царства прокариот, изучить особенности строения бактериальной клетки, формы бактериальных клеток, способы размножения, типы питания, роль в природе и жизни человека; познакомиться с представителями подцарства архебактерии и подцарства оксифотобактерии.; развивать учебные умения и навыки самостоятельной работы с учебной литературой.

Внимательно прочитай цель урока

УЭ-1

Цель: определить исходный уровень знаний по теме

Беседа. Знаете ли вы что такое прокариоты? А что такое бактерии?

Можно ли бактерии увидеть невооруженным глазом? А что еще вы знаете о бактериях? А что мы хотим узнать о бактериях?

Отвечай на вопросы учителя.

УЭ-2

Классификация прокариот

Цель: познакомиться с классификацией царства прокариот.

1. Письменно ответь на вопросы:

а) Когда появились бактерии?

б) Что такое микробиология?

в) Чем бактерии отличаются от других живых организмов?

2.Сделай схему « Классификация Прокариот»

Царство прокариоты



Подцарство -? Подцарство-? Подцарство-?

Внимательно слушай объяснения учителя.

Тебе поможет текст учебника с.12 -13

Оцени работу: 1 балл за каждый правильный ответ; 2 балла за схему. Оценки вносите в листок контроля

УЭ-3

Строение бактериальной клетки

Цель: изучить особенности строения бактериальной клетки.

1.Выпиши органоиды клетки (10)

2.Письменно ответь на вопросы:

а) Как передвигаются бактерии?

б) Какое вещество содержит клеточная стенка бактерий?

в) Какова функция рибосом в клетке бактерий?

Внимательно слушай объяснение учителя.

Тебе поможет рисунок на с.12,

текст с.13-14

Оцени работу: 2 баллов за 1 задание и по 1 баллу за каждый правильный ответ

УЭ-4

Форма бактериальных клеток

Цель: изучить форму бактериальных клеток

Заполни таблицу

Форма клеток

Название бактерий

Рисунок

Шарообразная

Палочковидная

Дугообразно изогнутая

Извитая



Тебе поможет рисунок и текст на с.13

Оцени свою работу : 5 баллов

УЭ - 5

Размножение. Спорообразование.

Цель: изучить способы размножения бактерий, процесс спорообразования.

Письменно ответь на вопросы

а) Как размножаются бактерии? б) Когда бактерии превращаются в споры?

в) Как образуется спора? г) Как распространяются споры?

Внимательно слушай объяснение учителя.

Оцени работу: 4 балла

УЭ-6

Типы питания, отношение к кислороду

Цель: изучить типы питания и дыхания бактерий.

1.Заполни таблицу «Типы питания бактерий»

Тип питания

Особенности

Гетеротрофы

Автотрофы

Хемосинтез

Фотосинтез

2. Заполни пропуски

По отношению к кислороду бактерии делятся на ___ и ____.

Анаэробы могут существовать только в _______ среде, а _________в кислородной.

Внимательно слушай объяснение учителя.

Тебе поможет текст на с.16.

Оцени свою работу: 3 балла за 1 задание и 2 балла за 2 задание.

УЭ-7

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Цель: определить роль бактерий в природе и жизни человека.

Ответь на вопросы устно.

1.Какую роль выполняют бактерии в природе?

2.Какова роль бродильных бактерий? Приведите пример.

3.Расскажите о бактериях симбионтах? Приведите пример.

4.Встречаются ли среди бактерий хищники?

5.Какова отрицательная роль бактерий?

Внимательно слушай объяснение учителя.

Оцени работу: 5баллов

УЭ-8

Подцарство Архебактерии

Цель: познакомиться с представителями подцарства архебактерии.

1.Запишите:

Всего описано 40 видов архебактерий. Многие из них способны обитать в экстремальных условиях.

2.Заполните таблицу « Архебактерии»

Название

Обитание

Роль для человека

Метанообразующие

Галобактерии

Серобактерии

Внимательно слушай рассказ учителя.

Тебе поможем текст и иллюстрации с.17

Оцени работу: 5 баллов.

УЭ-9

Подцарство Оксифотобактерии

Цель:познакомиться с представителями подцарства Оксифотобактерии, изучить особенности строения цианобактерий, определить практическую роль бактерий группы анабена.

1.Запиши: Отдел цианобактерии (синезеленые водоросли). Широко распространены по всему миру. Известно 2тыс. видов цианобактерий.

2.Письменно ответь на вопросы:

а) Какую форму имеют клетки цианобактерий?

б) Чем отличаются от настоящих бактерий?

в) К какому типу питания относятся?

г) Где обитают?

д) Какова практическая роль бактерий рода Анабена?

Внимательно слушай объяснение учителя.



Тебе поможет текст с.18-19

Оцени свою работу: 5 баллов за второе задание.

Подведение итогов урока

Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели урока? Что помогло и что мешало вашей работе на уроке? Что вам понравилось и что не понравилось на уроке?

Листок контроля

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

УЭ-6

УЭ-7

УЭ-8

УЭ-9



Подсчитай общее количество баллов: оцени свою работу.

Если вы набрали: 37-40 баллов оценка «5»

31-36 балов - оценка «4»

20-30 баллов - оценка «3№

Менее 20 баллов - «2»

Домашнее задание: прочитайте еще раз с.12-19. Ответьте на вопросы 1-9 с.20

Тест по теме Прокариоты (задания из ГИА)

1.Какой цифрой обозначены на рисунке спириллы?

2.Клетки бактерий отличаются от клеток растений и животных отсутствием?

1) клеточной оболочки, 2)цитоплазмы, 3)ядра, 4)рибосом

3.Из перечисленных клеточных органоидов у бактерий есть

1)ядро, 2)аппарат Гольджи, 3)митохондрии, 4)рибосомы

3.Клеточная стенка бактерий состоит из

1)хитина, 2)муреина,3)целлюлозы.4)гликогена

4.Сходство процессов жизнедеятельности некоторых бактерий и растений проявляется к способности к

1)гетеротрофному питанию, 2)автотрофному питанию, 3)спорообразованию, 4)двойному оплодотворению

5.Наследственный аппарат бактерий представлен

1)одной линейной хромосомой, 2)несколькими линейными хромосомами,3)одной кольцевой хромосомой, 4)несколькими кольцевыми хромосомами

6. Бактерии полезные для человека 1) стрептококки, 2) туберкулезные палочки, 3)пневмококки, 4) молочнокислые.

7.Некоторые бактерии выживают в вечной мерзлоте в виде

1) группы делящихся клеток,2) спор, 3) отдельных клеток, 4) множественных колоний

8.Спора отличается от свободной бактерии тем, что

1) спора менее долговечна, чем свободная бактерия, 2)в споре несколько бактериальных клеток, 3)у споры более плотная оболочка, 4) спора питается автотрофно, а свободная бактерия гетеротрофно.

9.В каком случае указаны организмы находящиеся в симбиозе

1) возбудители холеры и человек, 2) сальмонелла и курица, 3)возбудитель сибирской язвы и овца, 4) клубеньковые бактерии и бобовые растения

10.Возбудители дифтерии являются

1) сапрофитами, 2)паразитами, 3)симбионтами,4)автотрофами.

Модульный урок по теме Прокариоты



© 2010-2022