- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии для профессий СПО электро-газосварщик и электромонтер
Рабочая программа по биологии для профессий СПО электро-газосварщик и электромонтер
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Склярова А.Г. |
Дата | 28.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПОДОЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ им. А.В.Никулина»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УМР Директор ГБПОУ МО «ППЭТ» им. А.В.Никулина
_____________ Лебедь-Шарлевич М.Д _______________________ Ступин С.В.
«_____» ______________ 201__ г. «_____» ______________ 201__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ.
Профессии : (15070902 сварщик .14446 электромонтер )
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (15070902 сварщик .14446 электромонтер)
Автор: Склярова А.Г.
Программа рассмотрена на заседании ЦМК
« Естествознание»
Протокол № _____ от «____» __________2014 г.
Федеральный компонент реализован
полностью.
Председатель ЦМК
______________
г.Подольск
2014 г
Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины «Биология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 15070902 сварщик и 14446 электромонтер.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной общеобразовательной дисциплины технического профиля «Химия».
Организация разработчик: ГБПОУ МО «Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В. Никулина».
Разработчики:
Преподаватель химии и биологии Склярова А.Г.
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
-
Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Биология» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по биологии для специальностей среднего профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен :
Знать: основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского в биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику.
Уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естесственнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; зависимости и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов в среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности и происхождении жизни человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравления пищевыми продуктами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальное количество часов 104
Обязательной аудиторной учебной нагрузки 80 часов;
Внеаудиторная самостоятельная работа студента 24 часа.
Структура и содержание учебной дисциплины Биология .
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Виды учебной работы
Объем часов
1курс
2 курс
3 курс
Максимальная учебная нагрузка
104
Обязательная учебная нагрузка(всего)
80
80
-
-
Практических работ
6
6
-
-
Лабораторных работ
8
8
-
-
Самостоятельная работа
24
24
-
-
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.
1
1
-
-
Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология».
I курс .
Раздел учебной дисциплины.
Содержание учебной дисциплины.
Объем часов.
Уровень усвоения.
1.Учение о клетки.
19
Химическая организация клетки.
1
1
Органические и неорганические вещества клетки. Лабораторная работа № 1
1
2
Функции белков ,углеводов и липидов в клетке.
1
1
Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
1
1
Строение и функции клетки.
1
3
Цитоплазма и клеточная мембрана.
1
1
Органоиды клетки. Практическая работа №1
1
1
Ядро и ядрышко. Лабораторная работа № 2
1
2
Особенности строения растительной клетки.
1
1
Неклеточные формы жизни. Вирусы.
1
1
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
1
1
Пластический обмен.
1
1
Энергетический обмен.
1
1
Автотрофные и гетеротрофные организмы.
1
1
Фотосинтез. Хемосинтез.
1
1
Жизненный цикл клетки .Митотический цикл. Пр.работа № 3
1
1
Деление клетки. Митоз. Практическая работа №2
1
2
Мейоз. Лабораторная работа № 3
1
1
Клеточная теория строения организма.
1
2
2.Размножение и индивидуальное развитие организмов.
7
Бесполое и половое размножение. Лабораторная работа № 4
1
2
Образование половых клеток. Лабораторная работа № 5
1
2
Оплодотворение у животных и растений.
1
1
Индивидуальное развитие организма.
1
1
Эмбриональный этап онтогенеза.
1
1
Влияние внешних условий на эмбриональное развитие организма.
1
1
Постэмбриональное развитие.
1
1
3.Основы генетики.
9
Первый закон Менделя.
1
1
Решение генетических задач. Лабораторная работа № 6
1
2
Второй закон Менделя.
1
1
Решение генетических задач. Лабораторная работа № 7
1
2
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
1
1
Решение генетических задач. Лабораторная работа № 8
1
2
Хромосомная теория Т.Моргана.
1
1
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
1
1
Взаимодействие генов.
1
1
4.Закономерности изменчивости.
7
Наследственная ,или генотипическая изменчивость. Мутационная изменчивость. Пр. работа № 11
1
2
Комбинативная изменчивость.
1
1
Модификационная, или ненаследственная изменчивость.
1
1
Генетика человека. Методы изучения.
1
1
Генетика и медицина.
1
1
Материальные основы наследственности и изменчивости.
1
1
Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.
1
1
5.Основы селекции.
7
Одомашнивание -начальный этап эволюции.
1
1
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
1
1
Методы современной селекции.
1
1
Селекция растений .
1
1
Достижения селекции растений.
1
1
Селекция животных.
1
1
Селекция микроорганизмов и биотехнология.
1
1
6.Эволюционное учение.
14
Эволюционные идеи в античном мире.
1
1
Эволюционные идеи в Средние века и эпоху Возрождения.
1
1
Предшественники дарвинизма.
1
1
Эволюционное учение Ч.Дарвина.
1
1
Микроэволюция.
1
1
Концепция вида.
1
1
Механизмы эволюции. Практическая работа № 3
1
2
Учение о естественном отборе.
1
1
Естественный отбор в природных популяциях.
1
1
Возникновение приспособлений.
1
1
Видообразование.
1
1
Макроэволюция. Доказательства эволюции. Практическая работа № 4
1
2
Основные направления эволюционного процесса. Пр. работа № 5
1
2
Развитие органического мира.
1
2
7.Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.
3
Развитие органического мира.
1
2
Многообразие живого мира.
1
1
Возникновение жизни на Земле.
1
1
8.Происхождение человека.
3
1
Доказательство родства человека и животных. Пр. работа № 6
1
2
Основные этапы эволюции человека.
1
2
Расы человека.
1
1
9.Основы экологии.
6
Экология- наука о взаимоотношениях организмов, видов и сообществ с окружающей средой.
1
1
Факторы среды.
1
1
Экологические системы.
1
1
Изменения в биогеоценозах.
1
1
Гомеостаз экосистем.
1
1
Взаимодействия в экосистеме. Симбиоз и его формы.
Практическая работа № 7
1
2
10.Биосфера и человек.
4
1
Учение В.И. Вернадского о биосфере.
1
1
Ноосфера.
1
1
Взаимосвязь природы и общества.
1
1
Антропогенные воздействия на природные биогеоценозы.
1
1
11.Бионика
2
Бионика.
1
1
Дифференцированный зачет.
1
1
Для характеристики учебного материала используются следующие обозначения :
1-ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).
2-репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).
3-продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биологии»
Оборудование учебного кабинета:
-
рабочие места для студентов и преподавателя, аудиторная доска;
-
комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий, электронная справочно-учебная литература, мультимедийные обучающие программы);
-
наглядные пособия (схемы, таблицы, изобразительные и натуральные пособия);
-
авторский комплект компьютерных презентаций.
Технические средства обучения:
- компьютер, принтер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения,
- комплект учебно - методической документации,
- методические пособия.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. - М., 2010.
-
Константинов В.М., Рязанова А.П. Биология. Учеб. пособие для СПО. - М., 2013. В.М.Константинов, А.Г.Резанов, Е.О.Фадеева Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профиля -М. : Издательский центр «Академия»,2013г.
-
А.П.Пуговкин, П.М.Скворцов , Н.А.Пуговкина «Биология. Методическое пособие». -М.: Издательский центр «Академия»,2008 г.
-
И.Р.Мухамеджанов «Тесты, зачеты, блицопросы по биологии».-М.:ВАКО,2011
-
Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия «Биология» 10-11 класс.
Дополнительные источники:
-
Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. - М., 2006.
Информационные Интернет-ресурсы:
1. biology.ru
2. mirrabot.com/work/work_39398.html
3. dist.imit.ru/lms/course/category.php?id=21
4. ed.gov.ru/prof-edu/sred/rub/oop/spoo.doc
5. 59428s016.edusite.ru/p16aa1.html
6. akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny
7. 2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm
8. yuspet.narod.ru/disMeh.htm
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных творческих заданий и рефератов.
Формой итогового контроля является дифференцированный зачет.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
Знать:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского в биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику.
Уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естесственнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; зависимости и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов в среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естесственный и искусственный отбор, половое и бесполовое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности и происхождении жизни человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравления пищевыми продуктами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искуссвенное оплодотворение).
-
-
Составление рефератов, таблиц, схем по темам, выполнение рефератов опорных конспектов;
-
Практические занятия;
-
Текущий контроль : индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;
-
Тестирование.
-
Анализ работы студента с учебниками, справочниками, научно-популярными изданиями, компьютерными базами, ресурсами сети Интернет.
-
Знать:
Знать:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского в биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику.
-
-
-
Анализ выполненных рефератов, таблиц, схем по темам, опорных конспектов;
-
Практические занятия;
-
Текущий контроль : индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;
-
Тестирование (зачет )
-
-