Рабочая программа по биологии для профессий СПО электро-газосварщик и электромонтер

Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины «Биология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования    15070902 электрогазосварщик  и  14446 электромонтер.Рабочая программа разработана  на основе примерной программы учебной общеобразовательной дисциплины технического профиля «Химия».Организация разработчик: ГБПОУ МО «Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В. Никулина».Разработчики: Пре...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПОДОЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ им. А.В.Никулина»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УМР Директор ГБПОУ МО «ППЭТ» им. А.В.Никулина

_____________ Лебедь-Шарлевич М.Д _______________________ Ступин С.В.

«_____» ______________ 201__ г. «_____» ______________ 201__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ.

Профессии : (15070902 сварщик .14446 электромонтер )

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (15070902 сварщик .14446 электромонтер)

Автор: Склярова А.Г.




Программа рассмотрена на заседании ЦМК

« Естествознание»

Протокол № _____ от «____» __________2014 г.

Федеральный компонент реализован

полностью.

Председатель ЦМК

______________








г.Подольск

2014 г

Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины «Биология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 15070902 сварщик и 14446 электромонтер.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной общеобразовательной дисциплины технического профиля «Химия».

Организация разработчик: ГБПОУ МО «Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В. Никулина».

Разработчики:

Преподаватель химии и биологии Склярова А.Г.































1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ



  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Биология» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по биологии для специальностей среднего профессионального образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен :

Знать: основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского в биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику.

Уметь:

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естесственнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; зависимости и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов в среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности и происхождении жизни человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравления пищевыми продуктами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальное количество часов 104

Обязательной аудиторной учебной нагрузки 80 часов;

Внеаудиторная самостоятельная работа студента 24 часа.

Структура и содержание учебной дисциплины Биология .

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Виды учебной работы

Объем часов

1курс

2 курс

3 курс

Максимальная учебная нагрузка

104

Обязательная учебная нагрузка(всего)

80

80

-

-

Практических работ

6

6

-

-

Лабораторных работ

8

8

-

-

Самостоятельная работа

24

24

-

-

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.

1

1

-

-









Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология».

I курс .

Раздел учебной дисциплины.

Содержание учебной дисциплины.

Объем часов.

Уровень усвоения.

1.Учение о клетки.

19


Химическая организация клетки.

1

1

Органические и неорганические вещества клетки. Лабораторная работа № 1

1

2

Функции белков ,углеводов и липидов в клетке.

1

1

Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

1

1

Строение и функции клетки.

1

3

Цитоплазма и клеточная мембрана.

1

1

Органоиды клетки. Практическая работа №1

1

1

Ядро и ядрышко. Лабораторная работа № 2

1

2

Особенности строения растительной клетки.

1

1

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

1

1

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

1

1

Пластический обмен.

1

1

Энергетический обмен.

1

1

Автотрофные и гетеротрофные организмы.

1

1

Фотосинтез. Хемосинтез.

1

1

Жизненный цикл клетки .Митотический цикл. Пр.работа № 3

1

1

Деление клетки. Митоз. Практическая работа №2

1

2

Мейоз. Лабораторная работа № 3

1

1

Клеточная теория строения организма.

1

2

2.Размножение и индивидуальное развитие организмов.

7


Бесполое и половое размножение. Лабораторная работа № 4

1

2

Образование половых клеток. Лабораторная работа № 5

1

2

Оплодотворение у животных и растений.

1

1

Индивидуальное развитие организма.

1

1

Эмбриональный этап онтогенеза.

1

1

Влияние внешних условий на эмбриональное развитие организма.

1

1

Постэмбриональное развитие.

1

1

3.Основы генетики.

9


Первый закон Менделя.

1

1

Решение генетических задач. Лабораторная работа № 6

1

2

Второй закон Менделя.

1

1

Решение генетических задач. Лабораторная работа № 7

1

2

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

1

1

Решение генетических задач. Лабораторная работа № 8

1

2

Хромосомная теория Т.Моргана.

1

1

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

1

Взаимодействие генов.

1

1

4.Закономерности изменчивости.

7


Наследственная ,или генотипическая изменчивость. Мутационная изменчивость. Пр. работа № 11

1

2

Комбинативная изменчивость.

1

1

Модификационная, или ненаследственная изменчивость.

1

1

Генетика человека. Методы изучения.

1

1

Генетика и медицина.

1

1

Материальные основы наследственности и изменчивости.

1

1

Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.

1

1

5.Основы селекции.

7


Одомашнивание -начальный этап эволюции.

1

1

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

1

1



Методы современной селекции.

1

1

Селекция растений .

1

1

Достижения селекции растений.

1

1

Селекция животных.

1

1

Селекция микроорганизмов и биотехнология.

1

1

6.Эволюционное учение.

14


Эволюционные идеи в античном мире.

1

1

Эволюционные идеи в Средние века и эпоху Возрождения.

1

1

Предшественники дарвинизма.

1

1

Эволюционное учение Ч.Дарвина.

1

1

Микроэволюция.

1

1

Концепция вида.

1

1

Механизмы эволюции. Практическая работа № 3

1

2

Учение о естественном отборе.

1

1

Естественный отбор в природных популяциях.

1

1

Возникновение приспособлений.

1

1

Видообразование.

1

1

Макроэволюция. Доказательства эволюции. Практическая работа № 4

1

2

Основные направления эволюционного процесса. Пр. работа № 5

1

2

Развитие органического мира.

1

2

7.Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

3


Развитие органического мира.

1

2

Многообразие живого мира.

1

1

Возникновение жизни на Земле.

1

1

8.Происхождение человека.

3

1

Доказательство родства человека и животных. Пр. работа № 6

1

2

Основные этапы эволюции человека.

1

2

Расы человека.

1

1

9.Основы экологии.

6


Экология- наука о взаимоотношениях организмов, видов и сообществ с окружающей средой.

1

1

Факторы среды.

1

1

Экологические системы.

1

1

Изменения в биогеоценозах.

1

1

Гомеостаз экосистем.

1

1

Взаимодействия в экосистеме. Симбиоз и его формы.

Практическая работа № 7

1

2

10.Биосфера и человек.

4

1

Учение В.И. Вернадского о биосфере.

1

1

Ноосфера.

1

1

Взаимосвязь природы и общества.

1

1

Антропогенные воздействия на природные биогеоценозы.

1

1

11.Бионика

2


Бионика.

1

1

Дифференцированный зачет.

1

1


Для характеристики учебного материала используются следующие обозначения :

1-ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).

2-репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).

3-продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).




































3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биологии»

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места для студентов и преподавателя, аудиторная доска;

  • комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий, электронная справочно-учебная литература, мультимедийные обучающие программы);

  • наглядные пособия (схемы, таблицы, изобразительные и натуральные пособия);

  • авторский комплект компьютерных презентаций.

Технические средства обучения:

- компьютер, принтер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения,

- комплект учебно - методической документации,

- методические пособия.



3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. - М., 2010.

  1. Константинов В.М., Рязанова А.П. Биология. Учеб. пособие для СПО. - М., 2013. В.М.Константинов, А.Г.Резанов, Е.О.Фадеева Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профиля -М. : Издательский центр «Академия»,2013г.

  2. А.П.Пуговкин, П.М.Скворцов , Н.А.Пуговкина «Биология. Методическое пособие». -М.: Издательский центр «Академия»,2008 г.

  3. И.Р.Мухамеджанов «Тесты, зачеты, блицопросы по биологии».-М.:ВАКО,2011

  4. Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия «Биология» 10-11 класс.

Дополнительные источники:

  1. Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. - М., 2006.

Информационные Интернет-ресурсы:

1. biology.ru

2. mirrabot.com/work/work_39398.html

3. dist.imit.ru/lms/course/category.php?id=21

4. ed.gov.ru/prof-edu/sred/rub/oop/spoo.doc

5. 59428s016.edusite.ru/p16aa1.html

6. akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny

7. 2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm

8. yuspet.narod.ru/disMeh.htm







4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных творческих заданий и рефератов.

Формой итогового контроля является дифференцированный зачет.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

Знать:

основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского в биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику.

Уметь:

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естесственнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; зависимости и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов в среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естесственный и искусственный отбор, половое и бесполовое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности и происхождении жизни человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравления пищевыми продуктами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искуссвенное оплодотворение).

    • Составление рефератов, таблиц, схем по темам, выполнение рефератов опорных конспектов;

    • Практические занятия;

    • Текущий контроль : индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;

    • Тестирование.

    • Анализ работы студента с учебниками, справочниками, научно-популярными изданиями, компьютерными базами, ресурсами сети Интернет.

Знать:

Знать:

основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского в биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику.


      • Анализ выполненных рефератов, таблиц, схем по темам, опорных конспектов;

      • Практические занятия;

      • Текущий контроль : индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;

      • Тестирование (зачет )









© 2010-2022