«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Городской отдел образования


Доклад

на семинаре по подготовке к ЕНТ и ВОУД

по географии, биологии и химии

«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ

и ВОУД по биологии»



(из опыта работы Егоровой Е.Ю.

учителя биологии высшей категории

СОШ №2 им. Ж.Молдагалиева)













Уральск, 11.02.2013 г.


На современном этапе развития общества человека окружает мощное информационное поле, в котором нелегко ориентироваться не только ребёнку, но и взрослому. Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями (УУД). Одним из видов УУД являются действия познавательной направленности. В число общеучебных входят такие познавательные действия, как смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов; определение основной и второстепенной информации; выполнение лабораторных и практических работ по инструктивным картам, подготовка к предстоящему контролю ВОУД и ЕНТ при помощи инструктивных карт.

Чтобы активизировать внимание учащихся и повысить познавательную активность ученика на уроках биологии можно шире применяются логические схемы, инструктивные карты, опорные конспекты, работа с немыми рисунками, таблицами, дидактическимиматериалами, работа с текстом учебника.

Сформировать у учащихся данные учебные действия позволяет применение технологии развития критического мышления и модульного обучения. Это две универсальные, надпредметные технологии, которые позволяют развивать критическое мышление школьников и развивать самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации.

Работы, проводимые по технологии развития критического мышления и модульного обучения, имеют чёткий технологический алгоритм, а также набор приёмов и методов ведения урока.

В настоящее время актуальными в системе образования являются педагогические технологии, направленные на выявление и развитие творческих способностей учащихся.
Поэтому, современному педагогу необходимо учитывать и создавать такие условия на уроке, которые могли бы способствовать реализации его творческого потенциала. Ученик должен уметь не только обучаться в рамках идеологии «повторения сказанного учителем», но и придумывать, находить необходимые решения известных проблем, анализировать, работать с различными источниками информации.

Для того чтобы сделать повторение и опрос более эффективным, на большинстве уроков целесообразно использовать инструктивные карты для письменных ответов учащихся, карточки для работы у доски, компьютерное тестирование и устные ответы учащихся. Такая комбинированная форма опроса позволяет подготовить учащихся к различной форме проведения выпускных, промежуточных и вступительных тестирований срезов, ВОУД, ЕНТ, ЕГЭ и экзаменов в вузы. Почти во всех вузах практикуется тестовая форма сдачи вступительных экзаменов, поэтому работа с тестами с помощью компьютеров или тестовых заданий готовит к сдаче экзаменов в тестовой форме.

Наиболее рационально для письменных ответов вызывать 3-4 учеников. Они выходят с листочками и ручками, берут карточку-задание (карточки берут со стола учителя сами, но смотреть содержание задания нельзя) и в течение 10 - 15 минут отвечают на поставленные вопросы. Для работы с карточками-заданиями лучше выделить отдельные первые две парты, чтобы возможность для списывания свести к минимуму, и для того, чтобы учитель меньше отвлекался во время проведения опроса. Целесообразно заранее оговорить правила работы с инструктивными картами «Запишите фамилию, имя, класс, вопрос. У вас 10 минут для краткого, но по возможности полного ответа». Работы сдаются, проверяются учителем и на следующем уроке возвращаются учащимся с оценками и комментариями учителя.

Один ученик вызывается к доске, ему предлагается карточка-задание, в которой обычно 10 вопросов, ответы на которые можно дать одним - двумя словами. Ученик на доске записывает номера вопросов, против них - краткие ответы. Такая работа исключает подсказку с места - учащиеся видят только номер вопроса и ответ. Записав ответы на вопросы, учащийся садится на место. В конце опроса он вызывается к доске, читает вопросы и свои ответы к ним. Таким образом, учитель получает возможность с помощью всего класса проверить правильность ответов на наиболее важные вопросы темы. Эта карточка на перемене доступна учащимся - вопросы в ней перекликаются с вопросами компьютерного тестирования, учащиеся проверяют себя, всё ли они поняли при выполнении домашнего задания, на всё ли обратили внимание.

Для организации работы учащихся с тетрадью и объяснения нового материала предлагаются кодограммы. Это или краткие опорные конспекты, или достаточно подробные конспекты с иллюстрациями (инструктивные карты). Краткие опорные конспекты пишутся в том случае, если материал в учебнике изложен хорошо. Подробные конспекты приходится использовать на спецкурсах, прикладных курсах, когда темы разрабатываются учителем, материал собирается из различных источников. Кодограммы набираются на компьютере, рисунки для них сканируются. Задача учителя - объяснить материал с помощью таблиц, рисунка на доске, а работа учащихся с тетрадью организована с помощью кодограмм.

Работа учащихся с кодограммами освобождает учителя от доски, появляется возможность спрашивать учащихся больше, задавать наводящие вопросы, как они поняли объяснение ключевых моментов урока, смотреть за работой учащихся с тетрадью, объяснять трудные моменты. Более того эти инструктивные карты и кодограммы позволяют слабым учащимся отвечать на вопросы тестов или вопросы учителя при помощи рисунков, схем и таблиц, позволяя им развивать логическое мышление, элементарные навыки работы с текстом, рисунками, схемами, заданиями ВОУД, ЕНТ, что повышает самооценку учащегося.

На примере некоторых тем, мне хотелось бы показать, как проводится работа с учащимися, имеющими слабую мотивацию к обучению, а так же с учащимися, которые готовятся к ВОУД и ЕНТ.

Работая уже 13 лет, мне приходится готовить учащихся к ЕНТ с 2006 года, а запоследние 3 года работать с вопросами ПГК (ВОУД). В связи с этим я заметила, что учащиеся в большей степени затрудняются в вопросах за 6-7 классы о «Строении клетки и их органоидах», «Ткани животных и растительные ткани», «Вегетативные и генеративные органы растений», «Плоды и семена», «Семейства отдела покрытосеменных» и «отделы растений». Поэтому я решила, создать инструктивные карты с использованием тестовых заданий и иллюстративного материала для закрепления зрительных, смысловых и логических знаний учащихся.

Сравнив результаты тестирований по 5-типробным ВОУД и 6-ти пробным ЕНТ до и после применения инструктивных карт для подготовки, я пронаблюдала тенденцию к снижению учащихся, набирающих пороговый уровень ниже 10 баллов, а также есть повышение среднего балла как по тестированиям ВОУД, так и по ЕНТ.

Итоги пробных тестирований ВОУД по биологиив 9 «А, Б» классах за 21.09. 2012г

Класс

Всего уч-ся

Кол-во писавших

Средний балл

Min

балл

Max

балл

Не набравшие пороговый уровень (ниже 10-ти баллов)

Типичные ошибки

9 «А»

18

17

10,5

(Салимов Ф., Джуматаев Д.)

16б

(Страхова Е.)

6

Вопросы по ботанике, зоологии и анатомии растений, животных и человека

9 «Б»

20

18

10

(Наурызгалиев Е.)

15б

(Капаев К.)

6

Вопросы по ботанике, зоологии и анатомии растений, животных и человека

Всего

38

35

10

4,5

15,5

12


Итоги пробных тестирований ВОУД по биологиив 9 «А, Б» классах за 25-27.10. 2012г

Класс

Всего уч-ся

Кол-во писавших

Средний балл

Min

балл

Max

балл

Не набравшие пороговый уровень (ниже 10-ти баллов)

Типичные ошибки

9 «А»

18

17

9,3

4

(Кабдыкулов Д.)

16

(Страхова Е.)

9

Анатомия, морфология, цитология и физиология растений, животных, человека.

9 «Б»

20

11

11,6

5

(Умарова С.)

16

(Мазин Н., Капаев К., Абдигалиева М.)

3

Анатомия, морфология, цитология и физиология растений, животных, человека.

Всего

38

28

10,5

4,5

16

12


Итоги пробных тестирований ВОУД по биологиив 9 «А, Б» классах за 20-23.11. 2012г

Класс

Всего уч-ся

Кол-во писав -ших

Средний балл

Min

балл

Max

балл

Не набравшие пороговый уровень (ниже 10-ти баллов)

Типичные ошибки

9 «А»

18

15

10

3

18

6

(Буранбаев Е., Буранбаев А., Сапарова А.,

Табылды Д.,

)

Микроорганизмы, Корневая система растений, неорганические и органические вещества клетки, строение растительной клетки, состав крови и её функции, строение и функции органоидов клетки, классификация растительного и животного мира.

9 «Б»

20

13

10,8

7

15

1

(Джафаров А.)

Состав крови и её функции, строение и функции органоидов клетки, классификация растительного и животного мира.

Всего

38

28

10,4

5

16,5

7


Итоги пробных тестирований ВОУД по биологиив 9 «А, Б» классах за 12.12.2012г

Класс

Всего уч-ся

Кол-во писав -ших

Средний балл

Min

балл

Max

балл

Не набравшие пороговый уровень (ниже 10-ти баллов)

9 «А»

18

17

13,7

10

18


9 «Б»

20

18

13,8

6

19

3

Всего

38

35

13,75

6

19

3

Итоги пробных тестирований ВОУД по биологии от 23.01.2013г

Класс

Всего уч-ся

Кол-в

писавших

Средний балл

Min

балл

Max

балл

Не набравшие пороговый уровень

(ниже 10-ти баллов)

9 «А»

18

16

12,3

5

17

2

9 «Б»

20

16

11

2

20

5

Всего

38

32

11,7

2

20

7


Мониторинг результатов ВОУД за полугодие


Класс

Всего уч-ся

Кол-в

писавших

Средний балл

Min

балл

Max

балл

Не набравшие пороговый уровень

(ниже 10-ти баллов)

Сентябрь

38

35

10

4,5

15,5

12

Октябрь

38

28

10,5

4,5

16

12

Ноябрь

38

28

10,4

5

16,5

7

Декабрь

38

35

13,75

6

19

3








Январь

38

32

11,7

2

20

7


«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»

Из диаграммы среднего балла видно, что есть повышение, хотя знания ещё некоторых учащихся не стабильны и требуют дополнительной работы и более тщательной подготовки.







И«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»з диаграммы «Мониторинг учащихся, не набравших пороговый уровень» можно увидеть, что происходит снижение ребят, не способных набрать пороговый уровень, то есть получить хотя бы 10 баллов. Не смотря на то, что 9-ые классы в этом году очень слабые, многие учащиеся стремятся устранить пробелы, в знаниях посещая дополнительные занятия и работая с инструктивными картами.

Анализ четырёх пробных ЕНТ в 11 «А» классе


29.09.2012г.

20.10.2012г

12.11.2012г

17.11.2012г

08.12.2012г

19.01.2013г

09.02.2013г.

ФИО уч-ся

Балл

Оценка

Балл

Оценка

Балл

Оценка

Балл

Оценка

Балл

Оценка

Балл

Оценка

Балл

Оценка

1

ЕрсаиноваАрайлы

13

3

14

4

10

3

17

4

13

3

16

4

15

4

2

ИщановаАймгуль

13

3

13

3

18

4

15

4

20

4

17

4

20

4

3

КарлыбаеваАйшолпан

10

3

13

3

9

3

16

4

15

4

15

4

15

4

4

Колоскова Юлия

15

4

13

3

15

4

11

3

9

3

12

3

5

Шнакаева Альбина

10

3

12

3

12

3

18

4

13

3

15

4

16

4

6

Югай Глеб

15

4

12

3

12

3

18

4

10

3





Средний балл

12,2

13,2

12,3

16,5

13,6


14,4



15,6



Средняя оценка

3,2

3,3

3,2

4


3,3


3,8


3,8

Качество знаний

20%

33,3%

17%

100%

33,3%


80%


80%


Успеваемость

100%

100%

100%

100%

100%


100%


100%


«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»



«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»

Думаю, что в результате систематического применения данного вида работы с учащимися, имеющими слабую мотивацию к обучению, будут положительные результаты и хорошие баллы на тестировании.

Предлагаю несколько видов инструктивных карт с кодограммами, вопросами и тестовыми заданиями для работ с учащимися при подготовке к ЕНТ, ВОУД и при изучении отдельных тем.

У«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»РОК: «КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ»Т«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»ЕСТЫ К УРОКУ «КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ»

В«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»ариант 1.

1.Деление клетки открыл и установил, что каждая клетка происходит от исходной путем деления:

а) Левенгук б) Р.Гук в) Р.Броун

г) Р.Вихров

2. Клеточное строение организмов всех царств свидетельствует о:

а) единстве органического мира

б) сходстве живой и неживой природы

в) происхождении живого от неживого

г) сходстве строения бактерий, вирусов, грибов.

3. Создателями клеточной теории являются:

а) Дарвин и Уоллес

б) Мендель и Морган

в) Гук и Левенгук

г) Шлейден и Шванн

4. Клеточная теория неприемлема для:

а) животных и растений

в) вирусов

б) бактерий и лишайников

г) грибов и бактерий.

5. Клеточной теории соответствует положение:

А) размножение клеток происходит путем их деления

Б) хромосомы - материальные носители наследственности

В) все живые существа, кроме бактерий, имеют клеточное строение.

Г) клетки всех живых существ и вирусы сходны по строению и функциям.

6. Предметом изучения общей биологии является:

а) строение и функции организмов

Б) природные явления

в) закономерности развития и функционирования живых систем г) строение и функции растений и животных

7. На каком минимальном уровне проявляется такое свойство живых систем, как обмен веществами и энергией?

А) на биосферном б) на молекулярном

в) на организменном г) на клеточном

8. На чем основан метод центрифугирования?

А) на различной скорости осаждения частей клетки разной плотности

б) на окрашивании частей клетки различными красителями

в) на выделении из клеток различных химических соединений.

9. В чем проявляется общность между выводами клеточной и атомно - молекулярной теорий?

А) в установлении единицы строения объекта

б) в сходстве строения объектов исследования

в) в сходстве свойств объектов исследования

10. Сходство в строении растительных и животных клеток установили:

а) Гук и Левенгук б) Броун и Бэр в) Шлейден и Шванн г) Вихров и Гук

УРОК:«КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА»

Т«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»есты к уроку

КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА.

Вариант 1.

1. Какую из функций не выполняет плазматическая мембрана?

А) транспорт веществ

б) защиту клетки

В) взаимодействие с другими клетками г) синтез белка

2. Какую функцию выполняют липиды, входящие в состав клеточной мембраны?

А) транспорт веществ

б) узнавание типов клеток

В) образование двойного слоя

г) фотосинтез

3. Фагоцитоз- это:

а) захват клеткой жидкости

б)захват твердых веществ

В) транспорт веществ через мембрану

г) ускорение биохимических реакций

4.Какой из названных организмов является прокариотическим?

А) амеба

б) инфузория

в) дрожжи

г) бациллы

5.Назовите единственное точное отличие прокариот от эукариот?

А) прокариоты не способны к автотрофному питанию

Б) прокариоты не способны к гетеротрофному питанию; В) у прокариот нет ядраГ) у прокариот есть ядро

6. Что такое пиноцитоз?

А) работа калий-натриевого насоса

б)уничтожение бактерий

В)захват мембраной капель жидкости

г) захват мембраной твердых веществ

7. Что такое активный транспорт?

А) транспорт веществ через оболочку клетки с затратой энергии

Б) транспорт веществ через оболочку клетки без использования энергии

В)захват мембраной капель жидкости г) захват мембраной твердых веществ

8. Чем представлена оболочка растительной клетки?

А) клеточной стенкой б) гликокаликсом в) жиры г) фосфолипиды.

9. В чем проявляется общность между выводами клеточной и атомно - молекулярной теорий?

А) в установлении единицы строения объекта

б) в сходстве строения объектов исследования

в) в сходстве свойств объектов исследования

10.Деление клетки открыл и установил, что каждая клетка происходит от исходной путем деления:

а) Левенгук б) Р.Гук в) Р.Броун г) Р.Вихров

11.Клеточная теория неприемлема для: а) животных и растений

б) бактерий и лишайников в) вирусов г) грибов и бактерий.

Тесты, вариант №2***

1. Оболочка растительной клетки представлена:

  1. Плазматической мембраной.

  2. Клеточной стенкой.

  3. Плазматической мембраной и наружным слоем.

  4. Наружным слоем, образованным из целлюлозы.

2. Плазматическая мембрана образована:

  1. Бимолекулярным слоем липидов.

  2. Ближе к цитоплазме бимолекулярный слой липидов, снаружи белковые молекулы.

  3. Ближе к цитоплазме бимолекулярный слой липидов, снаружи углеводные молекулы.

  4. Бимолекулярным слоем липидов и белками, одни белки пронизывают всю её толщу, другие располагаются на ее внешней и внутренней поверхности.

3. Гидрофобную основу клеточной мембраны составляют:

  1. Фосфолипиды.

  2. Жиры.

  3. Белки.

4. Вода попадает в клетку:

  1. Через гидрофильные каналы белковых молекул и через бимолекулярный слой липидов клеточной мембраны.

  2. За счет активного транспорта.

  3. За счет фагоцитоза.

  4. За счет пиноцитоза.

5. Фагоцитоз - это:

  1. Работа калий-натриевого насоса.

  2. Уничтожение микроорганизмов.

  3. Захват плазматической мембраной капель жидкости и втягивание их внутрь клетки.

  4. Захват плазматической мембраной твердых частиц и втягивание их внутрь клетки.

6.Пиноцитоз - это:

  1. Работа калий-натриевого насоса.

  2. Уничтожение микроорганизмов.

  3. Захват плазматической мембраной капель жидкости и втягивание их внутрь клетки.

  4. Захват плазматической мембраной твердых частиц и втягивание их внутрь клетки.

7. Активный транспорт:

  1. Транспорт веществ через оболочку клетки, который идет с затратой энергии АТФ.

  2. Транспорт веществ через оболочку клетки, который идет без использования энергии АТФ.

  3. Захват плазматической мембраной капель жидкости и втягивание их внутрь клетки.

  4. Захват плазматической мембраной твердых частиц и втягивание их внутрь клетки.

8. Вода поступает в клетку в процессе деплазмолиза за счет:

  1. Активного транспорта.

  2. Диффузии.

  3. Осмоса.

  4. Всех выше перечисленных видов транспорта.

9. Плазмолиз:

  1. Отставание клеточной мембраны от клеточной стенки в результате выхода воды из клетки.

  2. Тургорное состояние клеточной оболочки в результате поступление воды в клетку.

  3. Гибель клетки в результате выхода воды.

  4. Гибель клетки в результате избыточного поступления воды.

10. Осмос:

  1. Движение молекул растворенного вещества через полупроницаемую мембрану.

  2. Движение молекул растворителя через полупроницаемую мембрану.

  3. Транспорт веществ через оболочку клетки, который идет с затратой энергии АТФ.

  4. Захват плазматической мембраной капель жидкости и втягивание их внутрь клетки.


УРОК:«ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ»

«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»

Запишите номера вопросов,

против них - правильные ответы:


  1. Чем представлена оболочка растительной клетки?

  2. Каково строение плазматической мембраны?

  3. Какие вещества образуют основу клеточной мембраны?

  4. Каким образом вода попадает в клетку через клеточную оболочку?

  5. Что такое фагоцитоз?

  6. Что такое пиноцитоз?

  7. Что такое активный транспорт?

  8. Что такое плазмолиз?

  9. Что такое осмос?

  10. Какой вид транспорта наблюдается при поступлении воды в клетку в процессе деплазмолиза?



Запишите ответы и садитесь на место.«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»


Тема «ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ»

Тесты, вариант № 1

Выберите в тестах один верный ответ:

1. Основная функция лизосом:

А) синтез белков б) пиноцитоз в) избирательный транспорт г)расщепление веществ

2. Какие клетки человека называют фагоцитами? А) нейроны б) лейкоциты

в) эритроциты г) миоциты

3.Функция шероховатой ЭПС?

А) транспорт веществ и синтез белков

б) переваривание органических веществ

В) образование рибосом

г) синтез энергии

4. Какой из органоидов участвует в образовании лизосом и транспорте продуктов биосинтеза?

А) рибосомы б) эндоплазматическая сеть в)комплекс Гольджи г) митохондрии

5. В каком из органоидов синтезируются гормоны?

А) в лизосомах б) в ядре в) в аппарате Гольджи г) в вакуолях.

6. От чего зависит число митохондрий в клетке?

А) от размеров клетки б) от уровня развития клетки

в) от функциональной активности клетки

г) от всех указанных условий

7. Что такое кристы?

А) складки внутренней мембраны

б) складки наружной мембраны

В) межмембранные образования

г) красящие вещества клетки

8. Какие органоиды есть только в растительных клетках?

А) митохондрии б) лизосомы в) хлоропласты

г) рибосомоы

9. Какой особенностью не обладают митохондрии?

А) синтез белков б) способность размножаться

в) фотосинтез г) синтез АТФ

10.Какие из перечисленных клеток содержат больше митохондрий?

А) клетки мякоти листа б) клетки волос млекопитающих в) клетки мозга человека

г)клетки коры дерева

Тесты, вариант №2

Выберите в тестах один верный ответ:

1. От чего зависит число митохондрий в клетке?

А) от размеров клетки б) от уровня развития клетки в) от функциональной активности клетки г) от всех указанных условий

2. Что такое кристы?

А) складки внутренней мембраны

б) складки наружной мембраны

В) межмембранные образования

г) красящие вещества клетки

3. Основная функция лизосом:

А) синтез белков б) пиноцитоз в) избирательный транспорт г)расщепление веществ

4. .Какие из перечисленных клеток содержат больше митохондрий?

А) клетки мякоти листа

б) клетки волос млекопитающих

в) клетки мозга человека г)клетки коры дерева

5. Какие клетки человека называют фагоцитами?

А) нейроны б) лейкоциты в) эритроциты

г) миоциты

6.Функция шероховатой ЭПС?

А) транспорт веществ и синтез белков

б) переваривание органических веществ

В) образование рибосом г) синтез энергии

7. Какой особенностью не обладают митохондрии?

А) синтез белков б) способность размножаться

в) фотосинтез г) синтез АТФ

8. Какой из органоидов участвует в образовании лизосом и транспорте продуктов биосинтеза?

А) рибосомы б) эндоплазматическая сеть в)комплекс Гольджи г) митохондрии

9. В каком из органоидов синтезируются гормоны?

А) в лизосомах б) в ядре

в) в аппарате Гольджи г) в вакуолях.

10. Какие органоиды есть только в растительных клетках?А) митохондрии

б) лизосомы в) хлоропласты г) рибосомы

Тесты по теме: "Органоиды клетки" вариант № 3

** 1. Одномембранные органоиды клетки:

  1. Рибосомы. 6. Лизосомы.

  2. Комплекс Гольджи. 7. ЭПС.

  3. Митохондрии. 8. Миофибриллы из актина и миозина.

  4. Хлоропласты. 9. Реснички и жгутики эукариот.

  5. Цитоскелет. 10. Клеточный центр.

** 2. Двухмембранные органоиды клетки:

  1. Рибосомы. 6. Лизосомы.

  2. Комплекс Гольджи. 7. ЭПС.

  3. Митохондрии. 8. Миофибриллы из актина и миозина.

  4. Хлоропласты. 9. Реснички и жгутики эукариот.

  5. Цитоскелет. 10. Клеточный центр.

** 3. Немембранные органоиды клетки:

  1. Рибосомы. 6. Лизосомы.

  2. Комплекс Гольджи. 7. ЭПС.

  3. Митохондрии. 8. Миофибриллы из актина и миозина.

  4. Хлоропласты. 9. Реснички и жгутики эукариот.

  5. Цитоскелет. 10. Клеточный центр.

4. Органоид, образующий лизосомы и получивший название "экспортная система клетки":

  1. ЭПС.

  2. Комплекс Гольджи.

  3. Клеточный центр.

  4. Митохондрии.

5. Органоиды, обеспечивающие биосинтез белков цитоплазмы клетки:

  1. Митохондрии.

  2. Хлоропласты.

  3. Комплекс Гольджи.

  4. Рибосомы.

6. Органоиды, отвечающие за обеспечение клетки энергией, получившие название "органоиды дыхания":

  1. Митохондрии.

  2. Хлоропласты.

  3. Комплекс Гольджи.

  4. Рибосомы.

7. Органоиды, отвечающие за расщепление сложных органических молекул до мономеров, даже пищевых частиц, попавших в клетку путем фагоцитоза:

  1. Лизосомы.

  2. Рибосомы.

  3. ЭПС.

  4. Комплекс Гольджи.

8. Органоиды, отсутствующие в клетках высших растений:

  1. Митохондрии.

  2. Хлоропласты.

  3. Комплекс Гольджи.

  4. Центриоли.

9. Органоид, отвечающий за образование цитоскелета:

  1. Комплекс Гольджи.

  2. Клеточный центр.

  3. ЭПС.

  4. Ядрышко.

10. Органоиды, способные преобразовывать энергию солнечного света в энергию химических связей образованного органического вещества:

  1. Митохондрии.

  2. Хлоропласты.

  3. Лизосомы.

  4. КомплексГольджи.



УРОК:ЯДРО. ПРОКАРИОТЫ. ВИРУСЫ

Запишите номера вопросов,

против них - правильные ответы:


  1. Какие органоиды имеют снаружи одну мембрану?

  2. Какие органоиды имеют снаружи две мембраны?

  3. Какие немембранные органоиды вам известны?

  4. Какой органоид получил название "экспортная система клетки"? Здесь происходит накопление, модификация и осуществляется вывод веществ из клетки. Здесь же образуются лизосомы.

  5. Какие органоиды обеспечивают биосинтез белков цитоплазмы клетки?

  6. Какие органоиды отвечают за обеспечение клетки энергией, получили название "органоиды дыхания"?

  7. Какие органоиды отвечают за расщепление сложных органических молекул до мономеров, даже пищевых частиц, попавших в клетку путем фагоцитоза?

  8. Какие органоиды отсутствуют в клетках высших растений?

  9. Какой органоид отвечает за образование цитоскелета?

Запишите ответы и садитесь на место.«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»

«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»









УРОК: ЯДРО. ПРОКАРИОТЫ. ВИРУСЫ.Вариант 1.

1. Ядро -это:

а) двумембранная структура б) одномембранная структура в)немембранная структура

2. Хромосомы- это структуры, состоящие из: А) из белка б) из ДНК в)из РНК г) из белка и ДНК

3. Роль ядрышка заключается в формировании:А) хромосом б) лизосом в)рибосом г) митохондрий

4. Наследственная информация в клетках бактерий содержится в :

А)в кольцевой ДНК б) в цитоплазме в) в ядре г) в белке клетки

5. Назовите единственное точное отличие прокариот от эукариот.

А)прокариоты не способны к автотрофному питанию б) прокариоты не способны к гетеротрофному питанию в)у прокариот нет рибосом г) у прокариот нет митохондрий

6. Какое из названных организмов является прокариотическим?

А) амеба б) стрептококк в) инфузория в) дрожжи

7. Какие органоиды отсутствуют у высших растений?

А) ЭПС б) пластиды в) митохондрии г) клеточный центр

8. Какие организмы относят к прокариотам?А) цианеи б) вирусы в) грибы г) животные

9. Кто открыл вирусы?А) Тимирязев б) Ивановский в) Виноградский г) Пастер

10. Вирусы отличаются от бактерий тем, что:

А) у вирусов нет ядра, а у бактерий оно есть б)отсутствие белка в)отсутствием нуклеиновых кислот г) это неклеточные паразиты.

11. Вирусы по питанию:А) автотрофы б)гетеротрофы в) сапротрофы г) у них нет процесса питания.

12. О сходстве клеток эукариот свидетельствует наличие в них:

А) пластид б) оболочки из клетчатки в) плазматической мембраны г) ядра

13. Какие условия необходимы для большинства бактерий?

А) высокая влажность и углекислый газ б) высокая температура и низкая влажность

В) тепло, влага и органические вещества г) низкая температура, минеральные вещества

13. Бактерии переносят неблагоприятные условия в состоянии:

А) зиготы б) цисты в) споры г) активного организма

У«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»РОК:«Растительные ткани»






тесты по теме: «Растительные ткани»

Уровень А

1. К какой группе тканей относится кожица листа:

а) к покровным б) к образовательным в) к механическим г) к проводящим(0,5 балла)

2. Как называется ткань, клетки которой имеют крупное ядро, тонкую оболочку и небольшие размеры:

а) покровная б) образовательная в) механическая г) проводящая (1 балл)

3. Какая особенность строения клеток покровной ткани обеспечивает ее защитную функцию:

а) вытянутая форма, отсутствие ядра

б) наличие ядра, тонкая оболочка

в) плотное расположение клеток, утолщенные оболочки

г) плотное расположение клеток, тонкие оболочки (1 балл)

4. Какой признак НЕ характерен для клеток проводящей ткани:

а) живые клетки б) мертвые клетки в) крупное ядро г) вытянутая форма (1,5 балла)

5. Дайте определение термину:

Ткань - … (1 балл)

«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»



















Уровень В(3 балла)

6. Найдите соответствие между типом тканей и их функциями:

Тип тканей

Функции

А. покровные

1. запасание питательных веществ

Б. проводящие

2. синтез веществ

В. образовательные

3. рост органов растения

4. обеспечение прочности растения

5. передвижение веществ

6. защитная

Уровень С(5 баллов)

Из предложенного ниже перечня выберите и выпишите признаки, характеризующие клетки различных растительных тканей:

А. Сосуды ксилемы _______________________________

Б. Ситовидные трубки флоэмы _______________________________

В. Волокна __________________________________

Г. Клетки кожицы______________________________________

Д. Клетки пробки ____________________________________

Е. Клетки ассимиляционной ткани _______________________________

Ж. Клетки запасающей ткани ___________________________________

З. Клетки образовательной ткани ________________________________________


  1. Клетки живые

  2. Клетки мертвые

  3. Клетки постоянно делятся и превращаются в клетки разных тканей

  4. Мертвые клетки с толстыми оболочками, заполнены воздухом, плотно прилегают друг к другу

  5. Мертвые удлиненные клетки, лишенные поперечных перегородок, расположены друг над другом

  6. Живые клетки с толстыми оболочками плотно прилегают друг к другу

  7. Живые вытянутые клетки с отверстиями в поперечных перегородках

  8. Мертвые, длинные веретенообразные клетки с очень толстыми оболочками

  9. Содержат большое количество хлоропластов

  10. Относятся к проводящей ткани

  11. Относятся к механической ткани

  12. Относятся к покровной ткани

  13. Относятся к основной ткани

  14. Обеспечивают рост органов растений

  15. Проводят растворы минеральных солей от корня

  16. Проводят растворы органических веществ от листьев в другие органы растений

  17. Защищают органы растений от механических повреждений, неблагоприятных условий среды

  18. Накапливают питательные органические вещества

  19. В клетках происходит фотосинтез

  20. Расположены в жилках листьев

  21. Расположены в древесине

  22. Расположены в мякоти листьев

  23. Расположены в лубе коры

  24. Расположены в камбии древесных стеблей, на верхушках побегов и корней

  25. В большом количестве находятся в сердцевине древесных стеблей, плодах, корнеплодах, клубнях, луковицах



У«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»РОК: «Ткани животных и человека»

Ткани.Вариант 1

А1. Из какой ткани состоят головной и спинной мозг?

1) из эпителиальной

2) из нервной

3) из соединительной

4) из мышечной

А2. С помощью чего мышцы прикреплены к костям?

1) с помощью сухожилий

2) с помощью хрящей

3) с помощью нервов

4) с помощью связок

A3. К какому виду ткани относится кровь?

1) к нервной

2) к эпителиальной

3) к соединительной

4) к мышечной

А4. Как называется отросток нервных клеток, передаю­щий нервные сигналы другим клеткам?

1)синапс

2) нейрон

3)дендрит

4)аксон

В1. Назовите мышцу, которая разделяет грудную и брюш­ную полости.

__________________________________________

В2. Назовите ткань, клетки которой плотно прилегают друг к другу, а межклеточного

вещества почти нет.

__________________________________________

С1. В чем состоит функция длинных отростков нервных клеток?

Ткани.Вариант 2

А1. Из какой ткани состоят хрящи и кости?

1) из эпителиальной

2) из соединительной

3) из нервной

4) из мышечной

А2. Как называется ткань с сильно развитым межкле­точным веществом, в котором разбросаны отдельные клетки?

1) мышечная

2) эпителиальная

3) нервная

4) соединительная

A3. Как называется ткань, образующая покровы тела и вы­стилающая внутреннюю поверхность сердца, кровеносных сосудов, органов пищеварения, выделения и дыхания?

1) эпителиальная

2) нервная

3) мышечная

4) соединительная

А4. Как называется ткань, основным свойством которой является способность к сокращению?

1) эпителиальная

2) нервная

3) мышечная

4) соединительная

В1. Какие животные обладают наибольшим сходством с человеком?

__________________________________________

В2. Какие клетки нервной ткани обладают возбудимостью и проводимостью?

__________________________________________

С1. Что такое рецепторы?

Вариант 3 Тема: «Ткани

  1. Соединительная ткань образует

А) слизистую оболочку органов дыхания Б) кровь В) стенки сердца

  1. Для эпителиальной ткани характерны:

А) плотно прилегающие друг к другу клетки и малое количество межклеточного вещества

Б) длинные клетки с большим числом ядер

В) рыхло расположенные клетки с большим количеством межклеточного вещества

  1. Для поперечно-полосатой мышечной ткани характерны:

А) веретенообразные одноядерные клетки Б) длинные многоядерные волокна

В) клетки, образующие между собой сложные переплетения

  1. Из чего состоит ткань

А) только из клеток Б) только из межклеточного вещества В) из клеток и межклеточного вещества

  1. Сколько типов тканей выделяют у животных и человека: А) 2 Б) 4 В) 6

6.Что является рабочей тканью желез

А) эпителиальная ткань Б) соединительная В) нервная Г) мышечная

7. К какому виду тканей относится костная ткань

А) эпителиальная ткань Б) соединительная В) нервная Г) мышечная

  1. Какие структуры мышечной ткани являются многоядерными

А) гладкомышечные Б) клетки сердечной мышечной ткани В) поперечно - полосатые мышечные волокна

  1. Какие клетки в органах нервной системы выполняют опорную функцию

А) клетки нейроглии Б) нейроны В) аксоны Г) дендриты

10. Короткие разветвленные отростки, воспринимающие и передающие возбуждение

А) аксон Б) дендрит В) клетки нейроглии Г) нейроны







У«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»РОК:Лист. Жилкование листьев. Листорасположение.























«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»

«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»



В«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»идоизменения листа










Листья-обёртки (чешуйки)

чешуйки колючки листья-усики











глазки







Тестовые задания по теме Лист

1 вариант

1. Выпишите цифры, соответствующие однодольным растениям:

№ 1 - мочковатая корневая система

№ 2 - две семядоли

№ 3 - одна семядоля

№ 4 - околоплодник

№ 5 - семенная кожура

№ 6 - один зародышевый листок

№ 7 - два зародышевых листка

2. Дайте определение понятия: узел, междоузлие

3. Найдите соответствие между названиями растений и типом листорасположения у них:

I. Черешковые

A. Береза Б. Клен B. Смородина Г. Алоэ Д. Рябина

Е. Овес Ж. Кукуруза

4. Найдите соответствие. У каких растений листья простые, а у каких - сложные.

I. Простые

A. Липа Б. Шиповник B. Пшеница Г. Клевер Д. Дуб

Е. Акация

5. Кожица листа - это ткань:

А. ПокровнаяБ. Механическая

В. ПроводящаяГ. Запасающая

6. Световой лист, в отличие от теневого:

A. Имеет более светлую окраску

Б. Содержит меньше хлорофилла

B. Имеет несколько слоев столбчатых клеток

Г. Все утверждения верны

7. Выпишите цифры, соответствующие:

I - столбчатой ткани,

II - губчатой ткани.

№ 1 - клетки прилегают к верхней кожице

№ 2 - клетки округлые и неправильной формы

№ 3 - клетки плотно прилегают друг к другу

№ 4 - клетки удлиненной формы

№ 5 - межклетники заполнены воздухом

№ 6 - в цитоплазме клеток особенно много хлоропластов

8. Найдите соответствие. Выпишите цифры, обозначающие видоизменения листьев, характерных для растений (буквы).

A. БарбарисБ. КактусB. ГорохГ. ОблепихаД. Росянка

№ 1 - колючки№ 2 - иголки№ 3 - шипы№ 4 - усы

№ 5 - волоски с клейкой жидкостью

2 вариант

1. Выпишите цифры, соответствующие двудольным растениям:

№ 1 - стержневая корневая система

№ 2 - две семядоли

№ 3 - одна семядоля

№ 4 - околоплодник

№ 5 - семенная кожура

№ 6 - один зародышевый листок

№ 7 - два зародышевых листка

2. Дайте определение понятия: побег, лист

3. Найдите соответствие между названиями растений и типом листорасположения у них:

I. Сидячие

A. БерезаБ. КленB. СмородинаГ. АлоэД. РябинаЕ. ОвесЖ. Кукуруза

4. Найдите соответствие. У каких растений листья простые, а у каких - сложные.

I.Сложные

A. ЛипаБ. ШиповникB. ПшеницаГ. КлеверД. Дуб

Е. Акация

5. Проводящие пучки листа состоят из клеток ткани:

А. МеханическойБ. Проводящей

В. Механической и проводящейГ. Запасающей

6.Теневой лист, в отличие от светового:

A. Имеет более тёмную окраску

Б. Содержит больше хлорофилла

B. Имеет один слой столбчатых клеток

Г. Все утверждения верны

7. Выпишите соответствующие цифры, обозначающие признаки листьев растений влажных и засушливых мест.

№ 1 - листья крупные

№ 2 - небольшой размер листьев

№ 3 - густоеопушение листовой пластинки

№ 4 - большое количество устьиц

№ 5 - восковой налет на внешней стороне листа

№ 6 - небольшое количество устьиц

Растения влажных мест - №...

Растения засушливых мест - №...

8. Вставьте пропущенные слова.

1. Замыкающие клетки, в цитоплазме которых содержатся..., и щель между ними образуют...

2. Через устьичную щель в лист проникает... и происходит...



Вариант №3 по теме «Лист».

  1. Выберите правильный ответ.

  1. Боковые почки стебля: пазушные, верхушечные.

  2. Листорасположение листьев напротив друг к другу называется: очередным, супротивным, мутовчатым.

  3. Почка, имеющая зачаточный цветок называется: вегетативной генеративной.

  4. Простой лист имеет: одну, две, несколько листовых пластинок.

  5. Кожица листа: прозрачная, непрозрачная.

  6. Кожица листа выполняет функции: защиты, запаса, фотосинтеза.

  7. Ситовидные трубочки состоят из: живых, мертвых клеток.

  8. Фотосинтез протекает: днем, ночью, круглосуточно.

  9. Дыхание протекает: днем, ночью, круглосуточно.

  10. Испарение воды происходит через: кожицу, устицы, зеленые клетки.

  1. Заполните пропуск.

  1. Расстояние между узлами называется ___________________________.

  2. Почки снаружи покрыты _______________________________________.

  3. Виды жилкования листьев____________________________________

  4. Лист, имеющий несколько листовых пластинок, называется ________

  5. Устицы листа открыты в ______________________________________

  6. Видоизмененные листья ________________________________________

РАЗДЕЛ БОТАНИКАКонспект на тему: Лист

Ли́ст (множ. ли́стья, собир. листва́) - в ботанике наружный орган растения, основной функцией которого является фотосинтез. Для этой цели лист, как правило, имеет пластинчатую структуру, чтобы дать клеткам, содержащим специализированный пигмент хлорофилл в хлоропластах, получить доступ к солнечному свету. Лист также является органом дыхания, испарения и гуттации (выделения капель воды) растения. Листья могут задерживать в себе воду и питательные вещества, а у некоторых растений выполняют и другие функции.

Характерис-тика.

Особенности строения и функции корня и корневых систем

Эволюционное возникновение листа

Лист в эволюции растений возникал 2 раза. В девоне возник энационный лист, называемый также филлоидом и микрофиллом. Он возникал как чешуевидный вырост на побеге, служивший для увеличения площади фотосинтезирующей поверхности. Этот вырост нужно было снабжать водой и забирать из него продукты фотосинтеза, поэтому в него проникла проводящая система. Сейчас такие листья характерны для плауновидных и псилотовидных.. Во второй раз возник теломный лист или макрофилл. Данный вид листа характерен для хвощей, папоротников, голосеменных и цветковых.

Анатомия листьев

Строение листовой пластинки. Показаны палисадная (сверху, плотно упакованные клетки) и губчатая (снизу, рыхло расположенные клетки) части мезофилла, расположенные между верхним и нижним эпидермальными слоями

Как правило, лист состоит из следующих тканей:

Эпиде́рмис- слой клеток, которые защищают от вредного воздействия среды и излишнего испарения воды. Часто поверх эпидермиса лист покрыт защитным слоем восковидного происхождения (кутикулой).

Мезофи́лл, или паренхи́ма - внутренняя хлорофиллоносная ткань, выполняющая основную функцию - фотосинтез.

Сеть жи́лок, образованных проводящими пучками, состоящими из сосудов и ситовидных трубок, для перемещения воды, растворённых солей, сахаров и механических элементов.

У́стьица - специальные комплексы клеток, расположенные, в основном, на нижней поверхности листьев; через них происходит испарение воды и газообмен.

Как правило, количество устьиц на нижней части листа больше, чем на верхней.

Морфология листа

Лист покрытосеменных растений состоит из черешка (стебелька листа), листовой пластинки (лопасти) и прилистников (парных придатков, расположенных по обеим сторонам основания черешка). Место, где черешок примыкает к стеблю, называется влагалищем листа. Угол, образованный листом (черешком листа) и вышерасположенным междоузлием стебля, называется пазухой листа. В пазухе листа может образоваться почка (которая в этом случае называется пазушной почкой), цветок (называется пазушным цветком), соцветие (называется пазушным соцветием).

Основные типы листьев

Листовидный отросток у определённых видов растений, таких как папоротники.

Листья хвойных деревьев, имеющих игловидную либо шиловидную форму (хвоя).

Листья покрытосеменных (цветковых) растений: стандартная форма включает в себя прилистник, черешок и листовую пластинку.

Плауновидные (Lycopodiophyta) имеют микрофилловые листья.

Обвёрточные листья (тип, встречающийся у большинства трав)

Расположение на стебле

Очерёдное (последовательное) - листья располагаются по одному (в очередь) на каждый узел.

Супроти́вное - листья располагаются по два на каждом узле и обычно перекрёстно-попарно, то есть каждый последующий узел на стебле развёрнут относительно предыдущего на угол 90°; либо двумя рядами, если не развёрнут, но имеется несколько узлов.

Муто́вчатое - листья располагаются по три и более на каждом особом узле стебля - мутовке. В отличие от супротивных листьев, у мутовчатых каждый последующий завиток может находиться под углом 90° от предыдущего, а может и не находиться, вращаясь на половину угла между листьями в завитке. Следует однако учесть, что супротивные листья могут показаться мутовчатыми на конце стебля.

Розе́точное - листья, расположенные в розетке (пучок листьев, расположенных по кругу из одного общего центра).

Разделение листовых пластинок

Формы листьев.

Простой лист состоит из единственной листовой пластинки и одного черешка. Хотя он может состоять из нескольких лопастей, промежутки между этими лопастями не достигают основной жилки листа. Простой лист всегда опадает целиком. Простой лист, Осина (Populustremula)

Сложный лист состоит из нескольких листочков, расположенных на общем черешке (который называется рахис). Листочки, помимо своей листовой пластинки, могут иметь и свой черешок (который называется черешочек, или вторичный черешок). В сложном листе каждая пластинка опадает отдельно. Сложные листья являются характерными для некоторых высших растений, таких как бобовые.

У пальчатых (или лапчатых) листьев все листовые пластинки расходятся по радиусу от окончания корешка подобно пальцам руки. Главный черешок листа отсутствует. Примерами таких листьев может служить конопля (Cannabis) и конский каштан (Aesculus).

У перистых листьев листовые пластинки расположены вдоль основного черешка. В свою очередь, перистые листья могут быть непарноперистыми Непарноперистый лист, Роза (Rosa), с верхушечной листовой пластинкой, например, ясень (Fraxinus); и парноперистыми, без верхушечной пластинки, например, растения из рода Swietenia.

У двуперистыхлистьев листья разделены дважды: пластинки расположены вдоль вторичных черешков, которые в свою очередь прикреплены к главному черешку; например , альбиция (Albizzia).

У трёхлистных листьев имеется только три пластинки; например, клевер (Trifolium), бобовник (Laburnum).

Перстонадрезные листья напоминают перистые, но пластинки у них не полностью разделены; например, некоторые рябины (Sorbus).

Характеристики черешков

Черешковые листья имеют черешок - стебелёк, к которому они крепятся. У щитовидных листьев черешок прикреплён внутри от края пластинки. Сидячие и обвивающие листья черешка не имеют. Сидячие листья крепятся прямо к стеблю; у обвивающих листьев листовая пластинка полностью либо частично обволакивает стебель, так что создаётся впечатление, что побег растёт прямо из листа (пример - Клейтония пронзённолистная, Claytoniaperfoliata).

Жилкование

Существует два подкласса жилкования: краевое (основные жилки доходят до концов листьев) и дуговидное (основные жилки проходят почти до концов краёв листа, но поворачивают, не доходя до него).

Типы жилкования:

Сетчатое- локальные жилки расходятся от основных подобно пёрышку и разветвляются на другие маленькие жилки, таким образом, создавая сложную систему. Такой тип жилкования типичен для двудольных растений. В свою очередь сетчатое жилкование делится на:

Перисто-нервное жилкование - лист имеет обычно одну основную жилку и множество более мелких, ответвляющихся от основной и идущих параллельно друг к другу. Пример - яблоня (Malus).

Радиальное- лист имеет три основных жилки, исходящих от его основания. Пример - краснокоренник, или цеанотус (Ceanothus).

Пальчатое- несколько основных жилок радиально расходятся недалеко от основания черешка. Пример - клён (Acer).

Параллельное- жилки идут параллельно вдоль всего листа, от его основания до кончика. Типично для однодольных растений, таких как злаки (Poaceae).

Дихотомическое- доминирующие жилки отсутствуют, жилки разделяются на две. Встречается у гинкго (Ginkgo) и некоторых папоротников.

Форма листа

По своей форме лист может быть:

Игольчатый: тонкий и острый

Клинообразный: лист треугольный, лист крепится к стеблю на вершине

Копьевидный: острый, с колючкамиЛанцетный: лист длинный, широкий посередине

Линейный: лист длинный и очень узкийЛопастный: с несколькими лопастями

Овальный: лист овальный, с коротким концом

Овальный: лист овальный, яйцевидный, с заострённым концом в основании

Однолопастный: с одним листикомОкруглый: круглой формы

Пальчатый: лист разделён на пальцевидные лопасти

Парноперистый: перистый лист без верхушечного листика

Перисторассечённый: простой рассечённый лист, у которого сегменты расположены симметрично относительно оси листовой пластины[1]

Перистый: два ряда листиковПочковидный: лист в форме почки

Ромбовидный: лист в форме ромбаСерповидный: в виде серпа

Сердцевидный: в виде сердца, лист крепится к стеблю в районе ямочки

Стреловидный: лист в виде наконечника стрелы, с расширяющимися лопастями в основании

Край листа

Край листа часто является характеристикой рода растения и помогает определить вид: Цельнокрайный - с гладким краем, без зубцов Зубчатый - с зубчиками, как у каштана. Мелкозубчатый - с мелкими зубчиками Лопастной - изрезанный, с вырезами, не достигающими середины, как у многих дубов. Пильчатый - с несимметричными зубчиками, направленными вперёд в сторону макушки листа, как у крапивы. Выемчатый - с глубокими, волнообразными вырезами, как у многих видов щавеляКолючий - с неэластичными, острыми концами, как у некоторых падубов и чертополоха.

Адаптации листьев

В процессе эволюции листья адаптировались к различным климатическим условиям:

Поверхность листа избегает смачивания и загрязнения - так называемый «эффект лотоса».

Изрезанные листья уменьшают воздействие ветра.

Волосяной покров на поверхности листа удерживает влагу в засушливом климате, препятствует её испарению.

Восковой налёт на поверхности листа препятствует испарению воды.

Блестящие листья отражают солнечный свет.

Уменьшение размера листа вкупе с передачей функции фотосинтеза от листа к стеблю уменьшает потерю влаги.

В сильноосвещённых местах у некоторых растений полупрозрачные окна фильтруют свет перед тем, как он попадёт во внутренние слои листа (как у фенестрарии).

Толстые, мясистые листья запасаются водой.

Зубчики по краю листьев характеризуются повышенной интенсивностью фотосинтеза, транспирации (в итоге и пониженной температурой), в результате чего на заострениях конденсируются пары воды и образуются капли росы.

Ароматические масла, яды и феромоны, вырабатываемые листьями, отпугивают травоядных животных (как у эвкалипта).

Включение листьями в свой состав кристаллизированных минералов отпугивает травоядных животных.

Трансформация в лепестки привлекает насекомых-опылителей.

Трансформация в колючки защищает растения (как у кактусов).

Трансформация в луковицу помогает удерживать воду и питательные вещества (как у лука).

Трансформация в усики помогает растению подниматься наверх (как у гороха).

Трансформация в кроющий лист и ложные цветки помогает заменить недостающие органы растений (как у молочая).








УРОК:Стебель. Виды стебля. Строение стебля.Видоизменение стебля.Почки.

«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»

«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»



«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»



ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ «СТЕБЕЛЬ». ВАРИАНТ 1 Выберите один верный ответ:

1. По положению в пространстве различают стебли:

А) травянистые и одревесневшие б)удлиненные и укороченные

В) прямостоячие, вьющиеся, цепляющиеся г) округлые, 3-х гранные, 4-хгранные.

2. Стебли растений могут выполнять функции:А)опорную и запасающую б)транспортную в) фотосинтезирующую г)все перечисленные функции.

3. Камбий состоит из ткани: а) проводящей б) запасающей в)механической г) образовательной

4. Функция чечевичек состоит в:

а) осуществлении газообмена б)передачи минеральных веществ от корня к наземным органам в) защите внутренних частей дерева от неблагоприятных воздействий г) проведении органических веществ

5. Какая из тканей не входит в состав стебля?

А) покровная б) механическая в) запасающая г) всасывающая

6. В состав древесины входят:А) только сосуды б) только древесные волокна в)сосуды и ситовидные трубки г) сосуды и древесные волокна

7. Вода и минеральные соли поднимаются по: а) сосудам древесины б) ситовидным трубкам луба в)по камбию г) по специальным каналам в пробке

8. Органические вещества движутся по стеблю по: а) сосудам древесины б) ситовидным трубкам луба в)по камбию г) по специальным каналам в пробке

9. Клетки камбия расположены между:

А) древесиной и сердцевиной б) лубом и сердцевиной в)лубом и древесиной г)кожицей и пробкой

10. Лубяные волокна, состоящие из мертвых клеток, придают стеблю прочность

A) кора B) камбий C) сердцевина D) древесина

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ «СТЕБЕЛЬ».ВАРИАНТ 2.Выберите один верный ответ:

1. Вода и минеральные соли поднимаются по: а) сосудам древесины б) ситовидным трубкам луба в)по камбию г) по специальным каналам в пробке

2. Органические вещества движутся по стеблю по: а) сосудам древесины б) ситовидным трубкам луба в)по камбию г) по специальным каналам в пробке

3. Какая из тканей не входит в состав стебля?

А) покровная б) механическая в) запасающая г) всасывающая

4. В состав древесины входят:А) только сосуды б) только древесные волокна в)сосуды и ситовидные трубки г) сосуды и древесные волокна

5.По положению в пространстве различают стебли:А) травянистые и одревесневшие

б)удлиненные и укороченныеВ) прямостоячие, вьющиеся, цепляющиеся

г) округлые, 3-х гранные, 4-хгранные.

6.Стебли растений могут выполнять функции:А)опорную и запасающую б)транспортную в) фотосинтезирующую г)все перечисленные функции.

7. Камбий состоит из ткани:

а) проводящей б) запасающей в)механической г) образовательной

8. Функция чечевичек состоит в: а) осуществлении газообмена б)передачи минеральных веществ от корня к наземным органам в) защите внутренних частей дерева от неблагоприятных воздействий

г) проведении органических веществ

9. Клетки камбия расположены между:

А) древесиной и сердцевиной б) лубом и сердцевиной в)лубом и древесиной г)кожицей и пробкой

10. Какой слой стебля связан с ростом его ствола в толщину:

а) пробка в) древесина с) луб д) сердцевина е) камбий

Тесты по теме «Стебель».ВАРИАНТ 3.

  1. Подставьте цифру правильного ответа.

  1. Кора.

  2. Древесина.

  3. Сосуды.

  4. Камбий.

  5. Луб.

  6. Чечевички.

  7. Ситовидные трубочки.

  8. Пробка.

  9. Сердцевина.

  10. Кожица.


  1. Дыхание стебля осуществляется через -

  2. Кора состоит из -

  3. Стебель растет в толщину за счет -

  4. Годичные кольца образуются в -

  5. Запас питательных веществ осуществляется в-

  6. Ситовидные трубочки находятся в -

  1. Движение воды с минеральными веществами осуществляется через

  2. Клетки этого слоя постоянно делятся -

  3. Движение раствора органических веществ осуществляется через -

ІІ. Вместо точек подберите соответствующие слова и запишите их по порядку в тетрадь.

  1. Ползучие стебли у земляники называются ...

  2. Усики гороха - видоизмененные ...

  3. Стебель - составная часть ...

  4. Стебель дерева состоит из коры, древесины и ...

  5. Под кожицей стебля находится слой клеток ...

  6. Дыхание стебля с развитым пробковым слоем происходит при помощи ...

  7. Ситовидные трубки входят в состав ...

  8. Между корой и древесиной находится ...

  9. Вода и минеральные соли передвигаются в стебле по сосудам ...

  10. Растворы органических веществ передвигаются из листьев по ... трубкам.

  11. У ландыша в почве имеются корни и ...

  12. Луковица - видоизмененный ...

  13. Клубни развиваются на концах ...

  14. Укороченный стебель у луковицы называется ...


Проверочная работа по теме «Внутреннее строение стебля»

1. Узкие длинные клетки, соединяясь, образуют трубочки, через которые вода и растворенные в ней минеральные вещества поднимаются из корней в надземные органы. Определите, к какому слою стебля относятся следующее описание: A) кора B) камбий C) сердцевина D) древесина

2. Клетки молодого побега живые, тонкостенные, создают запас органических веществ. Определите, к какому слою стебля относятся следующее описание: A) кора B) камбий C) сердцевина D) древесина

3. Какие изменения произойдут, если срезать верхушку молодого стебля?

A) рост прекращается, растение высыхает B) прекращается рост в длину

C) никаких изменений не происходит

4. Клетки луба с толстой оболочкой, придающей прочность, входят в состав сосудисто-волокнистых лучей. К какому слою в строении стебля относится данное описание?

A) кора B) камбий C) сердцевина D) древесина

5. Группа клеток различной формы и объема, занимают большую часть стебля:

A) кора B) камбий C) сердцевина D) древесина

6. По какому отделу стебля передвигаются растворы органических веществ, образованные в листьях

A) по камбию B) по ситовидным трубкам луба C) по сердцевине D) по древесине

7. Какой слой стебля связан с ростом его ствола в толщину:

A) пробка; B) древесина; C) луб; D) сердцевина; E) камбий

8. Какие меры предпринимают для придания деревьям определенной формы? A) рыхлят прикорневую почву B) часто поливают C) вносят удобрения D) проводят формирующую обрезку

9. Ландыш майский имеет видоизмененный стебель: A) корневище B) луковицу C) усики D) клубень

10. К видоизмененным побегам относят: A) корневище B) корневые клубни C) корнеплоды

11. Чечевички пропускают внутрь кислород, наружу - углекислый газ, выполняют функцию дыхания. Определите, к какому слою стебля относятся следующее описание:

A) кора B) камбий C) сердцевина D) древесина

12. На поперечном срезе ствола хорошо видны годичные кольца:

A) кора; B) камбий; C) сердцевина; D) древесина

13. По ситовидным трубкам, состоящим из живых клеток, растворы органических веществ проходят в другие органы A) кора B) камбий C) сердцевина D) древесина

14. Благодаря делению клеток стебли деревьев растут в толщину

A) кора B) камбий C) сердцевина D) древесина

15. Лубяные волокна, состоящие из мертвых клеток, придают стеблю прочность

A) кора B) камбий C) сердцевина D) древесина

16. По какому слою передвигаются вода и растворенные в ней минеральные соли:

A) по коре B) по сердцевине C)по древесине D) по лубу

17. Какие изменения произойдут, если срезать верхушку молодого стебля?

A) рост прекращается, растение высыхает; B) прекращается рост в длину; C) никаких изменений не происходит

18. Земляника имеет видоизмененный стебель: A) корневище B) клубень C) усики D) колючки

19. Для корневища характерно:

A) отложение органических веществ в запас B) наличие боковых корней C) отсутствие чешуек

20. Луковицу относят к видоизмененным побегам потому, что у нее:

A) имеется сильно укороченный стебель - донце B) на свету она зеленеет C) развивается из почки

У«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»РОК:Корень. Корневая система. Зоны корня. Видоизменения корня.

«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»
















«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»















П«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»роверочная работа по теме «Корень»

1. Тесты с одним верным ответом:

1. Прорастание семени начинается с: а) поглощения воды;

б) разбухания семени; в) разрыва кожуры; г) усиленного поглощения кислорода.

2. Зародыш семени состоит из:

А) корешка, стебелька и эндосперма; б)корешка, стебелька и семядолей;

в) эндосперма, корешка и листочков; г)корешка и побега.

3. Для однодольных растений в отличиеот двудольных характерно наличие:

А) зародыша с двумя семядолями; Б) зародыша с одной семядолей; В) эндосперма; Г) сочной кожуры.

4. Корневая система представлена: а) боковыми корнями; б) боковыми корнями и главным корнем

в) главным корнем; г) всеми корнями растения.

5. Многие двудольные растения имеют:

а) мочковатую корневую систему;

б) только придаточные корни;

в) стержневую корневую систему;

г) боковые и придаточные корни.

6. Самая длинная часть корня: а) зона роста; б) зона деления; в) зона проведения; г) зона всасывания.

7. Мертвые клетки, по которым вода и растворённые вещества поднимаются вверх по стеблю к листьям, называются: а) межклетники; б) сосуды в) механическая ткань г) корневой волосок.

8. Роль корневого чехлика в том, что он :

а) обеспечивает передвижение веществ по растению;

б) выполняет защитную роль;

в) придают корню прочность и упругость;

г) участвует в делении клеток.

9. Вода необходима клеткам корня:

а) для дыхания;

б) для растворения питательных веществ;

в) для увеличения плодородия почвы;

г) является питательным веществом.

10. В поглощении воды и минеральных солей участвует одна из зон корня:

а) зона деления; б) зона роста; в) зона всасывания; г) зона проведения.

11. Через корни растение получает:

а) воду; б) минеральные вещества; в) воду и минеральные вещества; г) органические вещества.

12. Придаточными называют корни:

а) развивающиеся из корешка зародыша;

б) отрастающие от стебля;

в) развивающиеся на главном корне;

г) развивающиеся на всех корнях

13. Многие однодольные растения имеют:

а) мочковатую корневую систему;

б) только придаточные корни;

в) стержневую корневую систему;

г) боковые и придаточные корни.

14. Самая короткая часть корня: а) зона деления; б) зона роста; в) зона всасывания; г) зона проведения.

15.Что такое корень?

А) видоизмененный побег Б) зачаточное растение В) подземный орган Г) часть побега

16. Мочковатой считают такую корневую систему, у которой:

А) главный корень не отличается от придаточных

Б) главный корень сильно развит и не похож на придаточные

В) главный корень сильно развит и развивается из корешка зародыша

17. Образованию придаточных корней способствует:

А) пикировка Б) обрезка части стебля В) окучивание

18. В какой зоне корня клетки растягиваются в длину: А) в зоне корневого чехлика Б) в зоне проведения В) в зоне корневых волосков Г) в зоне роста

19. Какая ткань обеспечивает корню прочность и упругость?

А) образовательная ткань Б) механическая ткань В) проводящая ткань Г) покровная ткань

20. Какую из перечисленных функций корень не выполняет?

А) закрепление растения в почве

Б) всасывание воды и минеральных солей из почвы

В) запасание питательных веществ

Г) образование органических веществ в листьях

21. Корневой чехлик образуется из:

А) зоны всасывания Б) из зоны деления В) из зоны проведения Г) из зоны роста

22. какую из перечисленных функций стрежневой корень выполняет лучше, чем мочковатый?

А) запаси питательных веществ

Б) закрепление в почве

В) всасывание воды и минеральных солей

Г) транспорт веществ

23. У срезанной ветки тополя, поставленной в воду, развиваются корни:

А) боковые Б) главный В) придаточные

П.. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У фасоли корневая система стержневая.

2. Главный корень развивается из корешка зародыша.

3. У тюльпана, лука и чеснока хорошо заметен главный корень.

4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.

5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.

6. У овса, риса и пшеницы корневая система мочковатая.

7. Боковые корни развиваются на нижней части стебля.

8. На черенке розы, поставленном в воду, развиваются придаточные корни.

9. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся.

10 . У подорожника корневая система стержневая.

11. Придаточные корни образуются только на главном корне.

12. Главный корень хорошо заметен в корневой системе свеклы и репы.

Ш. Закончите предложения.

1. Через корень растение получает из почвы … и ….

2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….

3. Все корни растения составляют его ….

4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.

5. Корень растёт в длину своей ….

6. Корневой волосок- это …

7. Главный корень- это..

8. Придаточные корни- это..

9. Зона всасывания легко узнать по наличию…

ІV. Если вы согласны с тем, что записано, поставьте «да», если не согласны поставьте «нет».

  1. В мочковатой корневой системе главный корень хорошо заметен._____

  2. Корень, растущий от стебля, называется боковым.________

  3. Почва - это плодородный верхний слой Земли.________

  4. Основная часть почвы -это песок._________

  5. Чехлик необходим для защиты._________

  6. Клетки зоны деления активно растут.__________

  7. Корневой волосок состоит из одной клетки.________

  8. Сосуды состоят из мертвых клеток._______

  9. Корень всасывает воду с растворенными в ней минеральными веществами._________

  10. Корень дышит только днем. __________

  11. Дышат только клетки зоны деления и роста.__________

  12. Минеральные удобрения полезны растениям в любых количествах.____

  13. Внесение удобрений во время роста называется подкормкой.________

  14. Калийные удобрения лучше всего вносить осенью._______

  15. Корнеплод - это часть стебля растения.__________

  16. Корневые клубни - это видоизменившийся корень.____________

  17. Корнеплоды образуются, как правило, у двулетних растений.________

У«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»РОК: Цветок. Соцветия. Плоды.Семена.

«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»

Сухие плоды

«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»








«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»






















«Применение инструктивных карт при подготовке к ЕНТ и ВОУД по биологии»












Тесты по теме «Цветок и плод», из сборников ЕНТ

1. Околоцветник называют двойным, если в нем:

а) лепестки располагаются в два ряда;
в) лепестки и чашелистики располагаются по двум кругам;
с) имеется чашечка и венчик;
d) чашечка зеленая, а венчик белый;
е) чашечка имеет два чашелистика

2. Лепестки это:

а) наружные листочки цветка;
в) внутренние листочки цветка;
с) наружные и внутренние листочки цветка;
d) главные части цветка;
е) чешуйки цветка

3. Цветки растений имеют:

а) только по одному пестику;
в) по одному пестику и более (иногда много);
с) только по два-три пестика;
d) пестики по кругу;
е) разные пестики

4. Цветки с простым околоцветником имеют:

а) только венчик;
в) только чашечку;
с) ни то, ни другое: все листочки одинаковые;
d) и венчик и чашечку;
е) не имеют тычинок

5. Пестик в цветках растений:

а) всегда имеет завязь, рыльце и столбик;
в) может не иметь столбика;
с) может не иметь рыльца;
d) может не иметь завязи;
е) имеет только завязь

6. Тычинки и пестики бывают:

а) в каждом цветке:
в) не в каждом цветке: имеются только пестичные и только тычиночные цветки;
с) не в каждом цветке: имеются цветки без тычинок и пестиков;
d) тычинки только в пестичном цветке;
е) пестик только в тычиночном цветке

7. Однодомными называют растения, у которых;

а) цветки обоеполые;
в) цветки раздельнополые, и находятся они на одном растении;
с) цветки раздельнополые: на одних растениях находятся пестичные цветки, а на других тычиночные;
d) цветки крупные;
е) цветки мелкие

8. Двудомные растения;

а) огурец, кукуруза, тыква; в) яблоня, земляника, капуста;
с) конопля, тополь, спаржа; d) береза, сирень, тополь; е) крапива, тыква, томат

9. Соцветие-кисть это совокупность цветков, которые:
а) имеют длинные цветоножки, отходящие от вершины побега;
в) имеют хорошо заметные цветоножки, отходящие от длинной общей оси.
с) не имеют цветоножек, но располагаются на длинной общей оси;
d) имеют одинаковые цветоножки на укороченной главной оси;
е) имеют сидячие цветки на коротких цветоножках
10. Соцветие, в котором сидячие цветки располагаются на общей удлиненной оси, называют:
а) сережкой; в) простым колосом; с) метелкой; d) сложным колосом;е) початком
11.Простой околоцветник у: а) вишни, яблони; в) крапива, свекла; с) смородина, шиповник;

d) ромашка, подсолнечник; е) георгин, астра
12. Околоцветник отсутствует у:

а) ивы, тополя; в) тюльпана, лилии; с) ландыша, лука; d) томата, гороха; е) тыквы, огурца

13. Семяпочка в цветке располагается в:
а) пыльнике; в) тычинках; с) завязи d) столбике; е) рыльце
14. Однодомные растения:
а) ольха, береза; в) Облепиха, крапива; с) тополь, огурец; d) ива, кукуруза; е) тополь, ива
15. Цветок это:

а) видоизмененный побег;
в) укороченный видоизмененный побег;
с) удлиненный побег;
d) вегетативный орган растения;
е) орган вегетативного размножения

16. Бесполые цветки имеет: а) василек; в) вишня; с) шиповник; d) горох; е) облепиха
17. Много тычинок и пестиков в цветке: а) тюльпана; в) шиповника; с) гороха; d) томата; е) картофеля
18. Соцветие кисть имеют:

а) подорожник, кала; в) яблоня, груша; с) лук, морковь; d) василек, ромашка; е) капуста, черемуха

19. Соцветие корзинку имеют:
а) подорожник, кала; в) яблоня, груша; с) лук, морковь; d) василек, ромашка; е) капуста, черемуха
20.Соцветие метелку имеют:
а) береза, тополь; в) сирень, просо; с) калина, рябина; d) клевер; е) пшеница, овес
21.Перекрестным опылением называют перенос пыльцы:
а) с цветка одного растения на цветки другого растения;
в) с одного цветка на другие цветки в пределах одного растения;
с) с одного цветка на другой цветок как в пределах одного растения, и на цветки других растений такого же вида;
d) с тычинок на рыльце пестика внутри бутона;е) с тычинок на тычинку
22. Ветроопыляемые растения обычно растут: а) большими скоплениями (рощи, заросли и др.); в) разреженно; с) отдаленно друг от друга; d) в садах; е) единично
23. У ветроопыляемых растений пыльца:
а) крупная, липкая; в) сухая, мелкая; с) мало пыльцы; d) средняя; е) шероховатая
24. Пыльники цветков ветроопыляемых растений находятся:
а) на коротких тычинковых нитях; в) на длинных и тонких тычинковых нитях;
с) на тычинковых нитях средней длины и толщины; d) на самой завязи; е) внутри завязи
25. При самоопылении пыльца из пыльников попадает на рыльце:
а) какого-либо цветка этого же растения; в) этого же цветка; с) как этого же цветка, так какого-либо другого цветка растения такого же вида; d) цветка другого вида; е) цветков разных видов
26. Картофель, горох, фасоль, томат это:
а) перекрестноопыляемые растения; в) самоопыляемые растения; с) растения как перекрестноопыляемые, так и самоопыляемые; d) искусственно опыляемые; е) опыляемые ветром растения
27. Двойным оплодотворением у цветковых растений называют:
а) слияние яйцеклетки с одним, а затем и с другим спермием;
в) слияние яйцеклетки с одним спермием и центральной клетки семязачатка с другим спермием;
с) слияние яйцеклетки со всем содержимым пыльцевой трубки;
d) слияние яйцеклетки с центральной клеткой; е) слияние двух яйцеклеток
28. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается:
а) плод; в) семя; с) зародыш семени; d) околоплодник; е) центральная клетка
29. В образовании плодов участвуют: а) только завязь; в) только семяпочка (семязачаток); с) завязь, семяпочка, а иногда цветоножка и цветоложе; d) лепестки; е) тычинки.
30. Насекомоопыляемые растения:
а) дуб, орешник в) картофель, пшеница; с) шалфей, одуванчик; d) береза, клен; е) горох, фасоль
31. Плоды-ягоды по количеству семян бывают: а) односеменными; в) многосеменными; с) как односеменными, так и многосеменными. d) сухими; е) сочными
32. Плоды костянки имеют околоплодник:
а) сочный; б) сухой; в) в большинстве случаев сочный; d) сросшийся; е) многосеменной
33. У сухого плода, называемого бобом, околоплодник образован:
а) двумя раскрывающимися створками; в) двумя створками и пленчатой перегородкой между ними;
с) двумя сросшимися (не раскрывающимися) створками; d) сросшимися створками; е) с одной створкой
34. Плоды фасоли, гороха, акации называют:
а) бобами; в) стручками; с) бобами и стручками; d) коробочками; е) корзинками
35. Эндосперм это:
а) часть зародыша семени; в) ткань семени с запасом пита тельных веществ;
с) часть зародыша семени у однодольных растений и ткань семени у двудольных растений;
d) корешок, стебелек; е) семенная кожура
36. У семени гороха и фасоли зародыш состоит из:
а) зачаточного корешка, стебелька, почечки; в) зачаточного корешка и почечки;
с) двух зачаточных корешков, почечки и двух семядолей; d) зндосперма и семядолей; е) кожуры и эндосперма
37. У двудольный растений питательные вещества накапливаются в:
а) семядолях; в) эндосперме; с) семенной кожуре; d) в корешке; е) в стебельке
38. У однодольных растений питательные вещества накапливаются в:
а) семядолях; в) эндосперме; с) семенной кожуре; d) в корешке; е) в стебельке
39. Плоды череды распространяются при помощи:
а) ветра; в) животных; с) талой воды; d) насекомых; е) птиц
40. Ветром распространяются:
а) рогоз, осока, камыш; в) сосна, клен, одуванчик;
с) акация, бешеный огурец; d) лопух, боярышник, черед е) вишня, рогоз, орешник
41.К двудольным растениям относятся:
а) дыня, тыква, арбуз в) огурец, томат, пшеница;
с) овес, рис, кукуруза; d) роза, камыш, просо; е) картофель, ковыль, фасоль
42.К однодольным растениям относятся:
а) злаки, осоки; в) клевер, чечевица; с) лапчатка, таволга; d) огурец, тыква; е) свекла, марь



Список используемой литературы:


  1. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.

  2. Смелова В. Г. Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии // Биология в школе, 1996. - № 2. С. 38 - 41.

  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.

  4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 59 с. - (Стандарты второго поколения).

  1. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения.- М.: Флинта, 1998.

  2. Маркова А.К. формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990.

  3. Муртазин Г. М. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1989.

  4. Богданова Т. Л. Биология задания и упражнения. - М.: Высшая школа, 1991.

  5. Трайтак Д. И. Биология справочные матариалы. - М.: Просвещение, 1983.

  6. Интернет источники: Сайт учителя биологии, Учительский портал - Главная страница,

  7. Сайт учителя биологии Кирилловой С.С., Общая биология - Каталог файлов и др.

  8. М.К. Гильманов, Л.У. Абшенова. Учебник по биологии 9 класса., Алматы «Атамұра» 2005г.

  9. Сатимбекова Р., Алимкулова Р.А. Биология 11 класс, Алматы, «Мектеп», 2004г.

  10. Касымбаева Т., Муххамбетжанов К. Общая биология 10 класс, Алматы, «Атамұра», 2005г


© 2010-2022