Технологическая карта урока по биологии. 6 класс. Пищеварение

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по биологии. 6 класс. ПищеварениеТехнологическая карта урока по биологии. 6 класс. ПищеварениеТехнологическая карта урока по биологии. 6 класс. ПищеварениеТехнологическая карта урока по биологии. 6 класс. ПищеварениеТехнологическая карта урока по биологии. 6 класс. Пищеварение1. Тема урока: пищеварение.

Цель и задачи урока для ученика

Цель и задачи урока для учителя

Формируемые на уроке УУД

Цель: познакомиться с ролью пищеварения в организме и его особенностями.

Цель: познакомить учащихся с особенностями пищеварения и его ролью в организме

Познавательные

Выделяют существенные признаки пищеварения. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений.

Регулятивные

Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Коммуникативные

Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Задачи:

- на знание: знать особенности строения пищеварительных систем животных (органы пищеварения); знать как действует желудочный сок на белок, слюна - на крахмал.

Задачи:

- образовательные:

Познакомить учащихся с особенностями строения пищеварительных систем животных (органы пищеварения), с действием желудочного сока на белок, слюны - на крахмал; дать определения: пищеварение, пищеварительные ферменты; рассказать о типах ротовых аппаратов животных, объяснить их значение в пищеварении; научить оценивать роль пищеварения и его значения, а так же оценивать значение пищеварительных ферментов.

- на понимание: давать определение «пищеварение», «пищеварительные ферменты»


- на применение: называть животных с разными ротовыми аппаратами


- на анализ: сравнивать различные приспособительные ротовые аппараты животных

- развивающие:

Развить умения работать с учебником, давать определения понятиям; работать со схемами и таблицами; делать выводы на основе сравнения.

- на синтез: сделать вывод о различиях и сходствах приспособительных ротовых аппаратов животных


- на оценку: оценивать роль пищеварения и его значение; уметь оценивать значение пищеварительных ферментов; оценить разнообразие ротовых аппаратов животных в пищеварении.


- воспитательные:

воспитание экологического мировоззрения


2. Тип урока: урок формирования новых знаний

3. Вид урока: комбинированный урок

4. План урока

Этапы урока

Время

Методы обучения

Средства обучения

Организационный

2

Словесный

Проверка Д/З или актуализация знаний

7

Наглядный

Раздаточный материал, презентация

Изучение нового материала

25

Частично-поисковый

Презентация, иллюстрации

Закрепление

5

Словесный

Презентация

Д/З

3

Словесный

Презентация

Рефлексия

3

Словесный

5. Деятельность учителя и учащихся.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Приветствие, отметить присутствие учащихся, рассказ о новой теме, план урока, задачи и цели урока (2,3 слайд)

Проверка Д/З или актуализация знаний

Терминологический диктант по теме «Питание». Написать определение терминам: питание, автотрофное питание, гетеротрофное питание, устьица, фотосинтез, симбионты. Так же заполнить пробелы в схеме.

Технологическая карта урока по биологии. 6 класс. Пищеварение(4 слайд)

Изучение нового материала

Все животные являются гетеротрофами, т.е. питаются готовыми органическими веществами: растениями, другими животными, некоторые паразитируют на других организмах и питаются за счет его.

Процесс механической и химической обработки пищи называется пищеварением. (5 слайд)

Процесс пищеварения происходит в пищеварительной системе и для начала мы с вами познакомимся с органами пищеварения на примере млекопитающих.

Пищеварительная система млекопитающих начинается преддверием рта, которое расположено между мясистыми губами, щеками и челюстями. У некоторых животных она расширена и используется для временного резервирования пищи (хомяки, суслики, бурундуки). В ротовой полости имеются мясистый язык и зубы. Язык выполняет функцию органа вкуса, участвует в захвате пищи (муравьеды, копытные) и в её пережёвывании.

Для большинства зверей характерна сложная зубная система, в которой выделяют резцы, клыки, предкоренные и коренные зубы. Количество и соотношение зубов варьирует у видов с разным типом питания. Так, общее число зубов у мышей равно 16, зайца - 28, кошек - 30, волка - 42, кабана - 44, а сумчатого опоссума - 50.

В ротовую полость открываются протоки слюнных желез, секрет которых участвует в смачивании пищи, содержит ферменты для расщепления крахмала и обладает антибактериальным действием.

Сразу же скажем, что ферменты - это активные вещества, ускоряющие переваривание пищи.

Через глотку и пищевод пища проходит в хорошо отграниченный желудок, имеющий разный объём и строение. Стенки желудка имеют многочисленные железы, выделяющие соляную кислоту и ферменты.

Желудочный сок - сложный по составу пищеварительный сок, вырабатываемый различными клетками слизистой оболочки желудка. эта жидкость бесцветна, прозрачна, негустая, текучая и резко кислой реакции. Если подвергнуть действию сока твердый свернутый белок, то он начинает расщепляться.

Для желудка некоторых животных (ехидна, утконос) характерно отсутствие пищеварительных желёз. У жвачных желудок имеет более сложное строение - состоит из четырёх отделов (рубец, сетка, книжка и сычуг).

Кишечник длинный и чётко подразделяется на три отдела - тонкий, толстый и прямой. Общая длина кишечника значительно варьирует в зависимости от характера питания животного. Так, например, его длина превышает размеры тела у летучих мышей в 1,5-4 раза, у грызунов - в 5-12 раз, а у овцы - в 26 раз. На границе тонкой и толстой кишки имеется слепая кишка, предназначенная для процесса брожения, поэтому она особенно хорошо развита у растительноядных животных.

В первую петлю тонкого кишечника - двенадцатиперстную кишку впадают протоки печени и поджелудочной железы. Пищеварительные железы не только выделяют ферменты, но и активно участвуют в обмене веществ, функции выделения и гормональной регуляции процессов.

Пищеварительные железы имеют и стенки тонкого кишечника, поэтому в нём продолжается процесс переваривания пищи и идёт всасывание питательных веществ в русло крови. В толстом отделе, благодаря бродильным процессам, происходит переработка трудно перевариваемой пищи. Прямая кишка служит для формирования экскрементов и обратного всасывания воды. (6 слайд)

Пищеварительная система рыбы, амфибий, птиц. ( 7-9 слайд)

У некоторых растений так же протекает процесс пищеварения, например у растений-хищников. Росянка. Видеофрагмент. (10 слайд)

У животных есть различные приспособления, помогающие им поглощать пищу. К ним можно отнести разные типы ротовых аппаратов насекомых.

Грызущий тип (11 слайд)

Типичными обладателями грызущего аппарата могут служить саранчовые и личинки чешуекрылых - гусеницы.

Сосущий тип (12 слайд)

Этот тип ротового аппарата имеется только у представителей Чешуекрылых, т.е. бабочек.

Питание осуществляется следующим образом. В состоянии покоя хоботок свернут под головой, а во время питания он расправляется в длинную трубку, способную проникнуть внутрь венчика цветка. Через эту трубку насекомое засасывает нектар.

Лижущий тип (13 слайд)

Лижущий тип ротового аппарата распространен среди мух.

Во время питания хоботок погружается в жидкую пищу, которая поднимается в пищевод через капиллярные трубочки. Мухи также способны поглощать растворимые питательные субстраты, сначала выделяя на них капельку слюны, а затем всасывая образующуюся жидкость.

Колюще-сосущий тип (14 слайд)

Данная модификация ротового аппарата встречается у тли, щитовок, комаров, клопов и прочих насекомых, питающихся соками растений, других представителей своего класса или кровью животных.
Чтобы принять пищу, насекомое прижимает хоботок к покровным тканям растения или животного, а затем вводит иглу в его ткани и всасывает соки внутрь пищевода.

Грызуще-лижущий тип (15 слайд)

Грызуще-лижущий тип характерен для Перепончатокрылых, т.е. пчел, осы.

Питание происходит посредством опускания последнего в нектарники цветков. Через мельчайшие каналы в его толще вниз спускается слюна, а вверх продвигается растворенная пища.

Млекопитающие животные имеют хорошо развитые зубы, с помощью которых они откусывают и перетирают пищу (кролики, кошки, коровы).



Пищеварение - …

Запись в тетрадь схемы органов пищеварения и их функций.























Заполнить схему «Ротовой аппарат насекомых» с примерами животных (прил.1)

Закрепление

Проверь себя (фронтальный опрос):

Что такое пищеварение?

Что такое ферменты?

Каково значение пищеварительной системы?

У каких животных мощные челюсти и для чего они им? (16 слайд)

Д/З

Заполнить таблицу «Эволюция пищеварительной системы» (прил.2). сделать вывод об усложнении пищеварительной системы. (17 слайд)

Рефлексия

6. Вывод по уроку: сегодня на уроке мы познакомились с особенностями пищеварения животных; узнали, из каких структур состоит пищеварительная система; какие приспособления имеются у животных для облегчения процесса пищеварения.

7. Приложения:

Приложение 1.

Ротовой аппарат насекомых


грызущий сосущий лижущий колюще- грызуще-

(гусеницы) (бабочки) (мухи) сосущий лижущий

(комар, клоп) (пчела, оса)

Приложение 2. «Эволюция пищеварительной системы»

Организм

Органы (приспособления) пищеварительной системы

Простейшие (амёба)

Ложноножки, пищеварительная вакуоль, пищеварительный сок.

Кишечнополостные (гидра)

Ротовое отверстие, кишечная полость, размельчение пищи, попадание в клетки внутреннего слоя гидры.

Плоский червь

Ротовое отверстие, глотка, желудок,

Дождевой червь

Ротовое отверстие, глотка, пищевод, зоб, желудок, средняя кишка






© 2010-2022