Доклад на тему: Здоровьесберегающие технологии и их применение в школе

Здоровьесберегающие технологии и их применение в школе. Какшинская Т.И. Северо-Казахстанская область, Тайыншинский район, КГУ «Подольская СШ», Казахстан.   Аннотация. Мақалада білім берудің денсаулық  сақтау технологиялардың әр түрлері қарастырылады және мектеп оқушыларының  денсаулығын сақтауына маңызы бар екенін көрсетеді. Құжаттардың дәстүрлі сарала әдісімен негізгі тақырыптық аспектілер белгіленген және оларды ғалымдар мен мамандар өз жұмыстарында осы мәселе бойынша қарастырады. Керекті  сөз...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технологии и их применение в школе.

Какшинская Т.И.

Северо-Казахстанская область, Тайыншинский район, КГУ «Подольская СШ», Казахстан.



Аннотация. Мақалада білім берудің денсаулық сақтау технологиялардың әр түрлері қарастырылады және мектеп оқушыларының денсаулығын сақтауына маңызы бар екенін көрсетеді. Құжаттардың дәстүрлі сарала әдісімен негізгі тақырыптық аспектілер белгіленген және оларды ғалымдар мен мамандар өз жұмыстарында осы мәселе бойынша қарастырады.

Керекті сөздер: оқушылар, денсаулық сақтау технологиясы, денсаулық, мектеп.

Annotation. This article discusses the various types of educational medical technologies and highlights the importance of their use in schools to maintain the health of pupils. The traditional analysis of documents highlights the major thematic aspects that affect scientists and specialists in its work on this theme.

Tags: students, health-preserving technologies, health, school.

Здоровье народа превыше всего,
Богатства земли не заменят его.
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его берегите как сердце, как глаз.

( Жамбыл Жабаев)

Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своём послании народу Казахстана«Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» сказал о том, что: - «Здоровье нации - основа нашего успешного будущего. Именно здоровый образ жизни является ключом к здоровью нации».

Аннотация. В статье рассматриваются различные виды образовательных здоровьесберегающих технологий и подчёркивается важность их использования в школах для сохранения здоровья учащихся. Методом традиционного анализа документов выделяются основные тематические аспекты, которые затрагивают учёные и специалисты в своих работах по этой проблеме.

Ключевые слова: учащиеся, здоровьесберегающие технологии, здоровье, школа.

В отношении здоровья во всех странах школьники выделяются в категорию повышенного риска. Основанием для этого является существующее в системе школьного образования противоречие между необходимостью оптимизировать деятельность школы с целью сохранения здоровья учащихся и одновременной интенсификацией учебного процесса с целью повышения качества знаний и уровня готовности к будущей профессиональной деятельности.

Исследования социальных факторов здоровья детей и подростков становятся более основательными и продуктивными [Медик, Осипов 2003: 8-9]. Кроме того, существующие на данный момент республиканские и региональные исследования по данной проблематике дают тревожные результаты и указывают на то, что здоровье школьников, в том числе развитие и усовершенствование технологий, связанных с его профилактикой и охраной, - недостаточно изученный аспект школьной жизни.

Формирование здорового психолого-педагогического пространства (или среды) в образовательных учреждениях сейчас горячо обсуждается на самых разных уровнях образования и здравоохранения. Поэтому с 2009 года наша школа работает по применению здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Цель данной статьи - обратить внимание учёных, исследователей и педагогов на важность темы здоровья учащихся и на необходимость поиска путей его охраны и оптимизации.

Для получения первичной социальной информации был использован традиционный (классический) метод анализа документов [Рабочая книга 1983: 289-292]. В качестве источников выступили 43 научных документа (монографии, статьи, Здоровьесберегающие технологии в российских вузах 101№ 6, май 2013тезисы различных научных конференций, электронные материалы и др.), опубликованные с 1997 по 2013 гг. и посвящённые здоровью школьников и методам его сохранения. В результате были выделены основные аспекты, которые затрагивают учёные и специалисты в своих работах по изучаемой проблеме:

1. В научных источниках указывается, что в настоящее время представители науки и вузовские работники стали значительно больше внимания уделяют изучению здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях. В многочисленных исследованиях медиков, педагогов, психологов и физиологов убедительно доказывается негативное влияние существующей системы обучения на здоровье и развитие подрастающего поколения, делается вывод о том, что данная проблема стала ключевой в стратегии дальнейшего развития как отечественной школы, так и всего государства в целом [Здоровьесберегающие технологии].

Исследовательница здоровьесберегающих технологий в системе высшего образования Н. В. Лядова считает, что задачи, которые ставятся в качестве основных, способствующих сохранению здоровья школьников, носят универсальный характер и могут быть применены ко всем категориям населения, в том числе и студенческой молодёжи (создание установок по отношению к своему здоровью и способам его укрепления, пропаганда знаний, умений и навыков здорового образа жизни, создание в учебных учреждениях здоровьесберегающей среды (Е. П. Усанова, В. С. Шувалова, О. В. Шиняева, А. А. Баранов, В. В. Власов, Н. Л. Ямщиков и др.) [Жарова 2006: 20].

2. Учёные отмечают, что для школьников поступление в высшие учебные заведения характеризуется сменой деятельности и осложнением процессов адаптации. Они испытывают высокую психофизиологическую нагрузку на все функциональные системы организма. Исследователи А. В. Шахова, Т. В. Челышева и Н. И. Хасанова указывают на то, что в последние годы большие потенциальные ресурсы детского организма используются нецеленаправленно и нерационально.

Опираясь на классическую теорию онтогенеза, согласно которой у молодых людей в возрасте 17-25 лет наблюдается оптимизация почти всех функций организма, они утверждают, что у учащихся на этом этапе имеются достаточно большие функциональные возможности для работы по 10-12 часов в сутки, но при условии соблюдения режима сна, питания, двигательной активности и отдыха. Однако молодёжь вынуждена работать в жёстких рамках, определяемых учебными планами и программами, когда чрезмерные нагрузки приводят сначала к формированию дисфункций, а затем к стойким нарушениям различныхфизиологических показателей. Умственный труд сопровождается необходимостью переработки большого объёма информации. Такая же тенденция наблюдается в школе.Хронометражные наблюдения показывают, что рабочий день большинства школьников составляет в среднем 10 часов, они спят не более 7 часов в сутки, а учебные задания обычно выполняются по вечерам и воскресным дням, к экзаменам, ВОУД и ЕНТ готовятся в ситуации острого дефицита времени. Это приводит к обострению психовегетативных проявлений в условиях стрессовых ситуаций (экзамены, зачёты) [Здоровьесберегающий потенциал 2008: 4]. Компьютерные технологии, недостаток двигательной активности в школьном возрасте вызывает развитие детренированности всех систем организма, что способствует повышению утомляемости и снижению трудоспособности [Здоровьесберегающий потенциал 2008: 5]. На фоне отсутствия здоровьесберегающих механизмов в работе многих шкло всё это приводит к развитию у школьников хронических неинфекционных болезней. Особенно актуальна проблема медико-психологической реабилитации школьников, имеющих группу инвалидности [Инновационные технологии 2008: 20].

3. Специалисты рассматривают разные трактовки термина «здоровьесберегающие образовательныетехнологии» (ЗОТ), который появился в научном и педагогическом лексиконе в последние несколько лет. Термин по-разному понимается учёными и преподавателями образовательных учреждений. Так, некоторые из них воспринимают его как аналог санитарно-ги-гиенических мероприятий [Здоровосберегающие основы. 2006: 21]. Иногда вся концепция здоровьесбережения сводится к преподаванию специальных учебных дисциплин (например, валео-логии) или к созданию специальных программ [Бондин 2004].

Большинство же исследователей под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают систему, создающую условия для сохранения и укрепления физического, духовного, эмоционального, интеллектуального здоровья учащихся. Система включает в себя физкультурно-оздоровительные, образовательные, психологические, педагогические, медико-гигиенические и другие способы, направленные на эти цели (Г. А. Степанова, Г. А. Булатова, Р. М. Гимазов, Л. О. Артемьева и др.). В качестве синонима «здоровьесберегающим технологиям» в литературе нередко употребляется термин «здоровьеформирующие образовательные технологии» (ЗФОТ) [Борозенцева 2008: 31].

4. Авторами предпринимаются попытки разработки различных классификаций здоровьесберегающих технологий и моделей их реализации (Н. П. Абаскалова, Р. И. Айзман, Г. К. Зайцев, Э. М. Казин, Э. Чарльстон и др.). Существует несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Некоторые из них носят преимущественно информационный характер при приоритете биологических и медицинских знаний [Здоровьесберегающие основы 2006: 25].

Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н. К. Смирновым [Смирнов 2006]. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в образователь-ных учреждениях¸ он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно и разные формы работы.

К первой группе относятся медико гигиенические технологии. Это совместная деятельность администрации учебных заведений, преподавателей и медицинских работников. Также к медико-гигиеническим технологиям Н. К. Смирнов отнёс контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий. Это, прежде всего, организация медицинских кабинетов в школах, которые осуществляют проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся, проводят мероприятия по санитарно-гигиени-ческому просвещению школьников и педагогического состава, организуют профилактические мероприятия в преддверии пидемий (гриппа) и решают ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.Здоровьесберегающие технологии в школах 104№ 6, май 2013

Вторую группу составляют физкультурно оздоровительные технологии (ФОТ), которые направлены на физическое развитие учащихся. ФОТ реализуются на занятиях физической культуры и секциях, на внеурочных спортивно-оздоровительных мероприятиях.

Третья группа представлена экологическими здоровьесберегающими технологиями. Они направлены на создание гармоничных с природой, экологически оптимальных условий жизни и деятельности детей.

В четвертую группу включены технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители учебных корпусов, инженерно-технические службы, пожарные инспекции.

К пятой группе относятся здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ), которые делятся на три подгруппы:

• организационно педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и др.;

• психолого педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой на уроках физической культуры. Сюда же входит и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

• учебно воспитательные технологии (УВТ) включают в себя программы, которые обучают студентов заботиться о своём здоровье, вести правильный образ жизни, отказываться от вредных привычек. Эти технологии предусматривают также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после занятий.

Отдельное место в классификации Н. К. Смирнова занимают ещё две группы технологий, традиционно реализуемых вне образовательного учреждения, но в последнее время всё чаще включаемые во внеурочную работу школы:

• социально адаптирующие и личностно развивающие технологии (САЛРТ) - это формирование и укрепление психологического здоровья с, повышение ресурсов психологической адаптации личности (социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики);

• лечебно оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья учащихся.Здоровьесберегающие технологии в школах 105№ 6, май 2013.

Все вышеперечисленные здоровьесберегающие технологии необходимо использовать системно и в комплексе, но реальность такова, что о единой базовой модели работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся в школах на сегодняшний момент можно говорить только как о веберовском «идеальном типе». На деле каждое учебное заведение реализует свою собственную здоровьесберегающую политику и, к сожалению, не всегда добросовестную и удачную. Забота о самочувствии учащихся чаще всего зависит от рейтинга школы, насколько внимательна к этой проблеме администрация конкретного учебного учреждения.

5. Анализ научных документов показал, что в различных школах с разной интенсивностью в основном используют 6 видов здоровьесберегающих технологий: 1) физкультурно-спортивные мероприятия (уроки физкультуры, спортивные кружки, секции, лечебная физкультура); 2)просветительско-педагогическая деятельность (валеология, ОБЖ, беседы, консультации по проблемам здоровья); 3) психологическое знание и психологические методики (консультации психолога, тренинги, кабинеты релаксации); 4) медико-гигиеническая деятельность (медосмотры, диспансеризация, мониторинги); 5) рекреационные мероприятия и рекреационная инфраструктура (базы и дома отдыха, льготные путёвки, методики по релаксации); 6) технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (инженерно-технические службы школы, гражданская оборона, противопожарное оснащение). Основными видами здоровьесберегающих технологий, применяемых для сохранения и укрепления здоровья школьников, являются физ-культурно-спортивные мероприятия, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности и просветительско-педагогическая деятельность. Физкультурно спортивная деятельность школьников. На сегодняшний день роль физической культуры и спорта в оздоровлении общества признаётся всеми государственными органами, и физическая культура присутствует во всех учебных планах образовательных учреждений РК.

Роль физического воспитания во всестороннем развитии личности школьников проявляется по трём основным направлениям.

Во-первых, оно обеспечивает сохранение и укрепление здоровья учащихся, высокую степень развития двигательных качеств, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для успеха в будущей профессиональной деятельности; во-вторых, при-общает школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями, активному участию в спортивной жизни школы.

Качество здоровья подрастающего поколения - важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий прогноз на ее развитие в будущем. Этот показатель отражается на индивидуальном уровне и характеризует возможность личности в успешной самореализации и эффективной жизнедеятельности.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье:

  • это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);

  • это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
    которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни:

благоприятное социальное окружение;

духовно-нравственное благополучие;

оптимальный двигательный режим (культура движений);

закаливание организма;

рациональное питание;

личная гигиена;

отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);

положительные эмоции.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии»,поопределению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Средства, используемые при реализации здоровьесберегающих технологий.

Для достижения целей здоровьесберегаюших образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
1) средства двигательной направленности;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы;
4) факторы становления ценностного отношения к здоровью.

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это - движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.

Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.

Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить:

  • солнечные и воздушные ванны,

  • водные процедуры,

  • фитотерапию,

  • ароматерапию,

  • ингаляцию,

  • витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год - в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников).

Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов - фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся:

  • выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;

  • личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.);

  • проветривание и влажная уборка помещений;

  • соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;

  • привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д.;

  • обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах );

  • организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций;

  • ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект

Формирование ценности здоровья - одно из важнейших средств реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.воспитательном процессе. Наиболее эффективны в этом направлении - программы образования в области здоровья, программы психопрофилактики.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);

• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с
возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями);

• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным
возможностям ребенка;

• необходимый, достаточный и рационально организованный
двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2. Учет особенностей возрастного развития школьников разработкаобразовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти,мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся даннойвозрастной группы.

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

4.Использование разнообразных видов здоровьесберегающей
деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервовздоровья, работоспособности (Петров О.В.)

Функции здоровьесберегающей технологии:

формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

адаптивная: воспитание у учащихся направленности на
здоровое творчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояниесобственного организма и повысить устойчивость к различного родастрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечиваетадаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

интегративная: объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровьяподрастающего поколения.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма - 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут;

число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 - повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).


Список литературы:

1. Артемьева Л. О. 2009. Здоровьесберегающие технологии комплексного сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей // Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: проблемы и перспективы / Под ред. Л. О. Артемьевой. - Пенза: АНОО Приволжский Дом знаний.

2. Артемьева Л. О., Волостова А. Ф., Турбина Н. И. 2008. Инновационные технологии в реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и образования // Высшее образование: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. А. П. Гаевой, С. Н. Жирякова, В. М. Полякова. - Белгород: ГОУ ВПО Белгородский государственный технологический университет им. Шухова В. Г.

3. Бондин В. И. 2004. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования // Теория и практика физической культуры. № 10.

4. Борозенцева Л. А. 2008. Здоровьесберегающие технологии в условиях современной российской образовательной системы // Высшее образование: опыт, проблемы, В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития экономики здоровьесберегающие образовательные технологии приобретают роль неотъемлемого фактора профессионального роста.Здоровьесберегающие технологии в российских вузах 111№ 6, май 2013перспективы / Под ред. А. П. Гаевой, С. Н. Жирякова, В. М. Полякова. - Белгород: ГОУ ВПО Белгородский государственный технологический университет им. Шухова В. Г.

5. Борщёва И. В. 2007. Психологические проблемы здоро-вьесбережения студентов СГА // Здоровьесберегающие образовательные технологии: материалы междисциплинарной научно-практической конференции / Отв. ред. Е. В. Усова. - М.: СГА.

6. Гримблант С. О., Зайцев В. П., Крамской С. И. 2005. Здоровьесберегающие технологии в подготовке специалистов. - Харьков: Коллогиум.

7. Жарова А. В. 2006. Формирование здоровья студентов вузов. - Красноярск: СибГУ.

8. Здоровьесберегающие технологии // Чекист.ру: информационно-аналитический портал ФСБ РФ [сетевое издание]. URL:chekist.ru/article/913 [дата посещения: 1.12.2011].

9. Медик В. А., Осипов А. М. 2003. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье. - М.: Логос.

10. Новикова А. В. 2008. Здоровьесберегающие технологии в условиях современной образовательной системы // Высшее образование: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. А. П. Гаевой, С. Н. Жирякова, В. М. Полякова. - Белгород: ГОУ ВПО Белгородский государственный технологический университет им. Шухова В. Г.

11. Рабочая книга социолога. 1983 / Отв. ред. Г. В. Осипов. - М.: Наука.

12. Смирнов Н. К. 1997. Задачи валеологии в контексте проблем общества и системы образования / Актуальные проблемы валеологии в образовании. - М.: Генезис.

13. Смирнов Н. К. 2006. Здоорвьесберегающие технологии и психологическое здоровье. - М.: Аркти.

14. Степанова Г. А., Булатова Г. А., Гимазов Р. М. 2006. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса

учащихся и студентов. - Сургут: РИО СурГПУ.

15. Федоскина Е. М. 2010. Ценностные ориентации студентов, обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура» // Физическая культура и здоровье студентов: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. - СПб.: СПбГУП.

16. Шахова А. В., Челышева Т. В., Хасанова Н. И. 2008. Здоровьесберегающий потенциал образования. - Майкоп: ООО Аякс.






© 2010-2022