• Преподавателю
  • Биология
  • Применение технологии коллективной мыслительной деятельности на уроках биологии и географии

Применение технологии коллективной мыслительной деятельности на уроках биологии и географии

Применение технологии коллективной мыслительной деятельности на уроках биологии и географии.       Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать. И.Гете Основная задача курса биологии, как одной из дисциплин естественнонаучного цикла – поиск таких подходов к преподаванию предмета, при которых учащиеся уходят с урока не с «мертвым грузом» ненужной информации, а с актуальными знаниями и умениями, которые позволят им решать насущные задачи, к... Учебный год Качество % (общий показатель) Качество % по биологии Качество % по географии 2011/2012 72,6 70,6 74,6 2012/2013 70,2 66,7 73,5 2013/2014 72,2 71,7 74,5 Обучающиеся активно принимают участие во Всероссийской интернет - олимпиаде по биологии и географии «Вот задачка», за 1 полугодие 2013-2014 учебного года 11 призеров. Обучающиеся активно принимают участие в и конкурсах различного уровня. В течение трех лет принимаем участие  региональной олимпиаде «Фабрика проектов». В заключение хотелось бы подчеркнуть значимость технологии коллективной мыслительной деятельности. Во-первых, с точки зрения ценностного подхода, данную технологию следует охаракт...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.Ю. Родионова

ГБПОУ ИО

Братский политехнический

колледж, г. Братск

Применение технологии коллективной мыслительной деятельности на уроках биологии и географии.




Недостаточно только получить знания;

надо найти им приложение.

Недостаточно только желать;

надо делать.

И.Гете

Основная задача курса биологии, как одной из дисциплин естественнонаучного цикла - поиск таких подходов к преподаванию предмета, при которых учащиеся уходят с урока не с «мертвым грузом» ненужной информации, а с актуальными знаниями и умениями, которые позволят им решать насущные задачи, как в настоящем, так и в будущем.Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей обучающихся и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков у Ж. Ж. Руссо. История собственно проблемного обучения начинается с введения, так называемого исследовательского метода, многие правила которого в буржуазной педагогике были разработаны Джоном Дьюи.Проблемное обучение возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся.

Сущность технологии коллективной мыслительной деятельности (КМД) заключается в том, чтобы развивать учащегося, его потребности, и тем самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно.

Основная идея, положенная в организацию рабочего процесса в режиме КДМ, состоит втом, что обучение ведется в активном взаимодействии обучаемых с педагогом и между собой с того уровня (развитие потребностей - способностей), на котором находятся обучающиеся.

Технология КМД состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых разделяется на четыре основных такта:

- ввод в проблемную ситуацию: постановка проблемы, коллективное обсуждение целей, способов их достижения. Функция: актуализация противоречий, определение внутренних целей, реальных способов деятельности;

- работа по творческим микрогруппам. Функция: разрешение противоречий, выращивание внутренних целей, формирование способов деятельности. Выработка индивидуальной, коллективной позиции к изучаемой проблеме;

- окончание рабочего процесса, общее обсуждение разрешаемой проблемы, защита позиций. Функция: формирование коллективных и личных позиций на основе сравнения их с научной (окончание выращивания внутренних целей), выработка общего мнения о работе творческих групп, отдельных личностей, коллектива в целом;

- определение новой проблемы, направление процесса дальнейшего познания.

Системообразующим моментом технологии КМД является рефлексия.

Чтобы создать проблемную ситуацию, передобучающимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениям.

Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала и от степени его обобщения. Проблемное задание или проблемный вопрос дается до объяснения усваиваемого материала.

При этом, решение проблемы может осуществляться:
- на протяжении всего урока;
- на каком либо этапе процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
При планировании проблемного урока выдерживаю основные этапы технологии. Например:

Урок географии по теме «Глобальные проблемы человечества»

1.Постановка проблемы «Воздействие человеческой цивилизации на нашу планету в целом носит негативный характер. Можно ли изменить это положение к лучшему?»
2. Деление на группы:

1 группа - « Демографические проблемы человечества»

2 группа- «Истощение природных ресурсов Земли»

3 группа- « Экологические проблемы человечества»

4 группа - «Проблемы здравоохранения человечества, связанные с ухудшением экологической обстановки»
3. Изучение фактического материала, аргументация, обобщение материала.
4. Выступление каждой группы
5.Выводы по решению проблемы.

Урок географии по теме «Китай»

Постановка проблемы на этапе закрепления материала, когда обучающиеся познакомились с основными вопросами, связанными с ЭГП Китая, общей характеристикой национального и религиозного состава, отраслями специализации. Организуется дискуссия на тему: «Многомиллионное население Китая - благо или «балласт» для страны?»

Урок биологии по теме «Вирусы»

1.Постановка проблемы «Вирусы - существо или вещество?» Для создания проблемной ситуации, используется прием, когда преподаватель приводит две точки зрения ученых на один и тот же вопрос.
2. Деление на группы:

1 группа - «Структурная организация вирусов»

2 группа- «Механизм размножения вирусов»

3 группа- «Разнообразие и классификация вирусов »

4 группа - «Гипотезы о происхождении вирусов»
3. Изучение фактического материала, аргументация, обобщение материала.
4. Выступление каждой группы
5.Выводы по решению проблемы.

Проблемными являются те вопросы, которые вызывают интеллектуальные затруднения у обучающихся, поскольку ответ на них не содержится не в прежних знаниях обучающегося, ни в предъявляемой преподавателем информации.

Проблемный вопрос содержит в себе еще не раскрытую проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходимо какое-то интеллектуальное действие, определенный

целенаправленный мыслительный процесс.

При каких условиях вопрос считается проблемным?

Вопрос должен иметь логическую связь как с ранее усвоенными понятиями и представлениями, так и с теми, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации.

Содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного.

Вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворенность имеющим запасом знаний, умений и навыков.

Проблемные вопросы, которые можно использовать на уроках географии.

1. Почему современные географы не занимаются открытием земель?

2. Если природные стихии неизбежны, то стоит ли им противостоять?

3. Почему в густонаселенных районах мира с каждым годом растет число жертв стихийных бедствий?

Проблемные вопросы, которые можно использовать на уроках биологии.

1. Какими преимуществами обладают мелкие растения в условиях нехватки удобрений?

2. Вообразите опасности, угрожающую прорастающему семени сосны и не угрожающую взрослому дереву?

3. Какие организмы гибнут чаще: с большим или малым числом потомков? Ответ аргументируйте.

В ходе организации уроков с применением технологии КМД создаются условия для формирования учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной познавательной деятельности и решение проблемных задач, информационной компетенции через анализ и отбор нужной информации, необходимой для решения проблемного вопроса, коммуникативной компетенции через организацию групповой работы. Ценностно-смысловые и личностные компетенции формируются через приобретение мировоззренческого и практического опыта, развития навыков саморегуляции и самоорганизации своей деятельности.
Таким образом, проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу и саморазвитию. Постоянная постановка перед обучающимся проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

Показателем результативности внедрения данного педагогического опыта является анализ проведённой работы за последние несколько лет. Средний показатель качества по биологии и географии выше среднего показателя, успеваемость по биологии и географии составляет 100%.

Результаты качества обучения по географии и биологии(%)

Учебный год

Качество %

(общий показатель)

Качество % по биологии

Качество % по географии

2011/2012

72,6

70,6

74,6

2012/2013

70,2

66,7

73,5

2013/2014

72,2

71,7

74,5

Обучающиеся активно принимают участие во Всероссийской интернет - олимпиаде по биологии и географии «Вот задачка», за 1 полугодие 2013-2014 учебного года 11 призеров. Обучающиеся активно принимают участие в и конкурсах различного уровня. В течение трех лет принимаем участие региональной олимпиаде «Фабрика проектов».

В заключение хотелось бы подчеркнуть значимость технологии коллективной мыслительной деятельности. Во-первых, с точки зрения ценностного подхода, данную технологию следует охарактеризовать как: развивающую, воспитывающую, здоровьесберегающую.

Во-вторых, обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика.

В-третьих, технология коллективной мыслительной деятельности тесно взаимосвязана со всеми основными образовательными технологиями.

Таким образом, современный урок должен быть разработан с учетом инновационных педагогических технологий. «Великая цель образования - не только знания, но и прежде всего действия» (Н.И. Мирон). И с этим нельзя не согласиться.

Список литературы

1. Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы - Волгоград: Учитель, 2007.

2. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. «Учитель»,- Волгоград, 2009г.

3. Профессиональное образование, № 8, 2011г.

4. Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения.- Методический лекторий, Москва, 2009.







© 2010-2022