- Преподавателю
- Биология
- Виды почв. Песчаные и глинистые почвы
Виды почв. Песчаные и глинистые почвы
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Огурцова Т.М. |
Дата | 06.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок по биологии.
Тема: Виды почв . Песчаные и глинистые почвы.
Цель:
Формирование понятий о почвах, посредством актуализации имеющихся знаний, умения анализировать, сравнивать, делать выводы на основе наблюдений и проведённых опытов.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
-Сформировать умение различать основные виды почвы по ее цвету и составу; учить учащихся проводить простейшие исследования; выявлять причинно-следственные связи в процессе исследований.
-Углубить знания обучающихся о почве, её составе и свойствах. Закрепить знания обучающихся о минеральных и органических веществах, выявить их роль в составе почвы.
Коррекционно-развивающая: развивать наблюдательность, мыслительные операции (умение анализировать, сравнивать, делать выводы) в процессе постановки и проведения опытов.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к предмету, природе.
Формировать коммуникативные навыки (взаимоотношения между учениками и учителем и учениками).
Оборудование: - образцы 2 видов почв, карточки со словами-названиями частей почвы, стеклянные воронки, стаканы, штативы, фильтры
Тип урока: комбинированный с элементами практической работы.
Ход урока.
-
Орг. момент.
2.Актуализация знаний.
Объект, который мы будем сегодня изучать на уроке, прислал нам свое фото.
Слайд 1 « узнай меня»
- Во мне живут различные микробы, черви, личинки насекомых, кроты…
(А может это зоопарк?)
- Еще меня называют кормилицей, потому что без меня не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов.
( А может это мама?)
Какое определение понятия почвы не ввело бы нас в заблуждение? Что такое почва?
Везде ли на Земле есть почва?
Каким основным свойством обладает почва?
От количества, какого вещества зависит плодородие почвы?
Что еще входит в состав почвы?
Слайд 2
Называют состав почвы и объясняют как
доказать опытным путем.
Как растения и почва взаимосвязаны
между собой.
Можно ли взять песок, глину, перегной, воду,
минеральные соли, все перемешать и получить почвы?
Какие 2 части можно выделить в почве?
-
Работа с карточками: Разложить составляющие почвы на минеральные и органические вещества.
-
Мы с вами уже знаем, что органическая часть почвы влияет на ее плодородие. На что влияет минеральная часть почвы, нам сегодня предстоит узнать.
3 Изучение новой темы.
Пришло СМС - извещение о посылке. В посылке письмо и образцы
почвы.
Инструктаж при работе с хим. посудой.
На какие вопросы нам надо ответить?
*Какие виды почв на первом и втором участке?
*Почему на одном участке почва подсохла, а на другом стоят лужи?
Скажите, сможем мы сразу ответить на эти вопросы? Не можем, потому что мы не знакомы с видами почв.
Поэтому предлагаю сначала познакомиться с некоторыми видами почв.
Слайд8: Сообщение темы урока:
«Виды почв.
Песчаные и глинистые почвы».
-
Рассмотрим образцы: Одинаковая ли в них почва?
Чем отличаются образцы?
В какой-то степени вы правы, но почвы отличаются не только цветом, но и по составу.
В любой почве есть песок, глина, перегной, минеральные соли. Но в одних местах в почве перегноя больше, в других меньше. В разных почвах неодинаково также и количество песка, глины и минеральных солей.
Сегодня на уроке мы познакомимся с песчаными и глинистыми почвами.
Слайд 9.
Почвы, в которых содержится больше песка, называются песчаными. А в глинистых почвах будет больше…чего?
Прежде чем познакомимся с особенностями этих почв, вспомните основные свойства песка и глины.
Слайд 10. (свойства песка и глины, влияющие на механический состав и водные свойства почвы)
Слайд 11.(особенности почв пропускать воду)
Если вода будет быстро походить через почву, значит это будет какая почва, песчаная или глинистая? А если медленно?
Ребята, откуда берется вода в почве?
Слайд 13
Физминутка: (слушаем звуки дождя - 20 сек, выполняем движения- 40 -50 сек. Мы превратились в дождевую воду. Через песчаную почву просачиваемся быстро - садятся, и быстро испаряемся-встаем; через глинистую просачиваемся медленно и растекаемся - опускаем руки на уровень плеч и разводим в стороны, медленно испаряемся-поднимаем руки вверх).
Напомните мне, над какими вопросами мы работаем на уроке?
Сможем ли мы ответить на вопросы урока сейчас?
Да, на участке, где подсохла почва, она будет песчаная, а где стоит вода - глинистая.
А для того, чтобы определить на каком участке какая почва, нам надо провести опыт.
Слайд 14
Если вода через первый образец будет протекать быстрее - значит это песчаная почва, там, где медленнее - глинистая.
Опыт проводим в группах строго по моим командам.
1 .Проверьте наличие фильтра в воронке.
-
Возьмите пробирку под №1 и высыпьте в воронку с таким же номером.
-
Возьмите пробирку под №2 и высыпьте в воронку с таким же номером.
-
Я добавлю в ваши воронки воду, а вы пронаблюдайте, какая почва быстрее пропускает воду.
-
Ответьте на вопрос: Образец № 1 -это песчаная или глинистая почва?
Можем ли мы сейчас ответить Сан Санычу на его вопросы?
Слайд 15
Давайте результаты наших исследований занесем в таблицу.
Слайд 16.
Виды почв
Основные свойства почв
Песчаные почвы
Глинистые почвы
Можно определить, где глинистая и песчаная почва и другими способами. Самый простой понаблюдать, как лужицы после дождя впитываются в почву.
Второй способ: скатать сырую почву в жгутик. Если жгутик не распадается на комочки - это глинистая почва, распадается - песчаная.
Слайд:17 СМС с новым вопросом о плодородии участков (Ребята, забыл спросить самое главное - на каком участке будет лучше урожай?)
Давайте разбираться.
Слайд 18.как способность почвы пропускать воду влияет на ее плодородие
Слайд 19(дополнить выводом таблицу)
Закрепление:
Ребята наша работа в научной лаборатории подошла к концу.
С какими видами почв вы познакомились сегодня на уроке?
Какая почва называется песчаной?
Какая почва называется глинистой?
Какая почва хорошо пропускает воду, а какая плохо?
Какая почва плодороднее?
Домашнее задание: стр.183-184 (внимательно прочитать и ответить на вопросы в конце параграфа, Халецкому Леше зарисовать опыт в тетрадь)
Итог урока:
Понравился вам урок?
Что нового вы узнали для себя на уроке?
Сложно ли вам было работать на уроке?
Пригодятся ли нам знания, которые мы сегодня получили на уроке в жизни? Как?
Какие оценки вы бы поставили себе и почему?
А теперь давайте сравним с моими оценками.
Всем спасибо за работу на уроке!
приложение № 1