Организация учебной экологической тропы

Организация учебной экологической тропы.В сфере сознания учащихся возникают такие отношения к окружающей среде, которые вырабатываются не только на основе познания. Необходима трудовая, пропагандистская, художественная, экологически ориентированная деятельность учащихся. Эти виды деятельности не укладываются в рамках урока.  И это всё требует создания в природе специального «кабинета».Таким   «кабинетом» может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы за...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Аносинская средняя общеобразовательная школа имени Г.И. Гуркина»















«Организация учебной экологической тропы»







Тадышева Светлана Михайловна,

учитель биологии и химии



с. Анос, 2014 г.

Содержание

  1. Актуальность организации учебной экологической тропы

  2. Требования к выбору маршрута тропы

  3. Подготовка к созданию учебной экологической тропы

  4. Заключение




1. Актуальность организации учебной экологической тропы.

«Природа - единственная книга,

содержание которой одинаково

значительно на всех её страницах»

В. Гёте

В сфере сознания учащихся возникают такие отношения к окружающей среде, которые вырабатываются не только на основе познания. Необходима трудовая, пропагандистская, художественная, экологически ориентированная деятельность учащихся. Эти виды деятельности не укладываются в рамках урока. И это всё требует создания в природе специального «кабинета».

Таким «кабинетом» может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих деятельность учащихся в природе. Задания выполняются во время комплексной экологической экскурсии и полевого практикума, которые по сути выступают новыми межпредметными формами организации учебно - воспитательного процесса.

Идея эта не нова, она, так или иначе, представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Опираясь на опыт педагогов, нами разработан проект по созданию учебной экологической тропы.

Цель тропы - создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры учащихся.

Задачами учебной экологической тропы, создаваемой школьниками, является показ причинно - следственных связей в природе, взаимодействия природы и общества. Тропа дает возможность осуществлять комплексный подход к изучению и охране природных комплексов на определенном природном участке. Кроме того в ходе изучения объектов природы познаются различные способы природопользования, приобретается опыт оценки характера взаимодействия человека и природы, умения пропагандировать природоохранные идеи среди населения. Также учебная экологическая тропа способствует расширению кругозора у учащихся в познании природы родного края, что приобретает особую актуальность в условиях Республики Алтай, где много эндемиков флоры и фауны которые необходимо не только знать, но и уметь охранять.




2. Требования к выбору маршрута тропы.

В рамках данного проекта нами был разработан маршрут вдоль дороги сел Анос - Верх Анос, протяженностью 8 км. Мы придерживались основного критерия классификации троп природы - назначение. Под руководством руководителя кружка учащиеся проходили весь маршрут, в течение одного учебного года.

Прохождение учебной тропы направлено на изучение объектов и явлений природы, знакомство с культурой природопользования и развития навыков экологической оценки его результатов, воспитание экологической этики.

Маршрут учебной экологической тропы размечается в природе определенной маркировкой и должна отвечать основным требованиям:

- доступность. Тропа должна быть доступной в транспортном отношении, хорошо посещаемой местным населением. Он прокладывается по уже сложившейся дорожно - тропиночной сети.

- привлекательность. Тропа должна пролегать по красивой местности, удовлетворять эстетические потребности, показывать своеобразие и красоту природы. На маршруте необходимо чередование открытых пространств с лесными тропинками ровного и пересеченного рельефа, уголков нетронутой природы с участками, которые подвергались значительному антропогенному воздействию. Немаловажное значение имеет образность и цветовое сочетание информационных щитов, поэтическое и художественное слово, которое в увлекательной и доступной форме рассказывают об природных объектах.

- информативность. Тропа должна способствовать удовлетворению познавательных потребностей учащихся в области биологии, географии, экологии, показывать причинно - следственные связи в природе, взаимодействие природы и человека. Лозунги, призывы, помещенные на щитах должны усиливать закрепление материала, наталкивать на мысль о защите и охране окружающего мира, умении жить в согласии с ним.

- практическая направленность. Целесообразно, чтобы вдоль маршрута учащиеся выполняли общественно - полезные дела природоохранного характера. Такие участки используются для проведения учащимися исследовательской работы. О полученных ими результатах учащиеся рассказывают и выступают на НОУ, участвуют в различных конкурсах эколого - биологической направленности.




3. Подготовка к созданию учебной экологической тропы.

1 этап. Организационная работа.

Учащимися школы и руководителем кружка был составлен паспорт учебной экологической тропы, составлена карта - схема, маркировка тропы, разметка остановок. На нашей тропе были следующие остановки: «Правила поведения в лесу», «Муравей», «Вода - жизнь», «Хвойный лес», «Смешанный лес», «Животный и растительный мир нашего края», «Первоцветы», «Лекарственные растения».

Правовой основой для создания природной тропы было решение Аносинской сельской администрации, которое установила границы зоны тропы и издала соответствующий приказ. В нем указывалось лицо (руководитель кружка), ответственное за состояние тропы, режим пользования, источники финансирования.

2 этап. Теоретическая подготовка учащихся.

Формирование экологических знаний: конкретных о компонентах природы и объектах, о взаимосвязях в природе, мер охраны природы, норм и правил поведения в природе, проводились на теоретических занятиях в кружке.

3 этап. Практическая деятельность учащихся.

На данном этапе учащиеся изготавливали стенды, дорожные знаки, информационные доски. Также разрабатывались темы научных и художественных текстов призывов и обращение к посетителям. Распределялись темы для рефератов, исследовательских работ. Организация учебной экологической тропы

Вся массовая деятельность учащихся развивалась по двум направлениям: практическому и познавательно - исследовательскому.

Практическое направление:

- рейды,

(благоустройство тропы, установка и ремонт информационных щитов)

Организация учебной экологической тропы Организация учебной экологической тропы

- трудовые операции,

(ограждение муравейника, установка кормушек для птиц, уборка мусора)

Организация учебной экологической тропы Организация учебной экологической тропы

- операции - акции

(«Первоцветы», «Береза», «Елочка», «Родник»).

Организация учебной экологической тропыОрганизация учебной экологической тропы

Организация учебной экологической тропыОрганизация учебной экологической тропы

Познавательно - исследовательское направление:

- учебно - познавательная работа (исследовательские работы по определению состояния чистоты воздуха по растительным индикаторам, проведен мониторинг зеленых насаждений по годам. Собраны материалы по лекарственным травам, эндемикам флоры, изучен видовой состав ночных чешуекрылых и определено их хозяйственное значение).

Нами были проведены исследовательские работы по темам: «Мониторинг зеленых насаждений в окрестностях села Анос по годам», «Ночные чешуекрылые Чемальского района и их хозяйственное значение», «Лихеноиндикационная оценка воздуха в окрестностях села Анос», «Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны обыкновенной», «Лекарственные растения Чемальского района».

Организация учебной экологической тропыОрганизация учебной экологической тропы

Организация учебной экологической тропыОрганизация учебной экологической тропы

Организация учебной экологической тропы

- экскурсионная работа.

Нами была составлена виртуальная экскурсия по учебной экологической тропе Анос - Верх Анос.

- массовые внеклассные мероприятия

Проведены следующие мероприятия: «Юные исследователи природы Аноса», Научное общество учащихся, «День птиц», «День Земли», «Зеленая аптека» и т.д. Были организованы выставки рисунков, поделок из природного материала, птичьих гнездовий. Проведен сбор семян цветов, были заготовлены лекарственные растения для пожилых людей.

Членами кружка посажено на территории школы - 5 вида дикорастущих растений: бадан, купальница европейская, кандык сибирский, медуница, сон -трава.

Организация учебной экологической тропы

Организация учебной экологической тропы Организация учебной экологической тропы

4. Заключение.

Учебная экологическая тропа помогает донести знания о природе до учащихся, родителей, населения. Воспитывает гуманные и дружеские чувства ко всему живому. Знакомят гостей района за короткий срок с основными достопримечательностями села и его окрестностей, а местные жители откроют для себя ранее неизвестные сведения о привычных и таких знакомых им объектах.

Результатом прохождения учебной экологической тропы является участие и победы детей в различных эколого - биологических конкурсах разного уровня (от общешкольных до всероссийских).

И в заключении, никого не оставит тропа равнодушным и всем без исключения подарит радость открытия от общения с природой.





© 2010-2022