«ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

Работы победителей Пятого Всероссийского конкурса педагогических идей «инновации в образовании» Февраль 2014 г.     «Проблемное обучение на уроках биологии» Кривоногова Н.Ю. (лауреат) г.Москва При изучении темы «Птицы. Внутреннее строение. Скелет» на экран выводится скелет пресмыкающегося. Сначала разрешается проблема: «Зачем птицы начали летать?» (неосвоенный источник пищи – летающие насекомые), затем ставится проблема: вы – конструкторы (это удивляет и настораживает ребят и вносит в урок эффект игры). Да-да, самые лучшие кострукторы – это те, кто хорошо знает биологию! Почему? Потому что... Какие проблемы возникли у папоротников в условиях жаркого климата Как решились эти проблемы у голосеменных 1.Неэкономный транспорт воды широкими сосудами 1.Появились трахеиды – слепозамкнутые трубочки меньшей длины и диаметра 2. Высокая присасывающая сила листьев, что приводит к большей транспирации 2. Листья превращаются в иголки, покрытые восковым налетом, который задерживает воду внутри листа 3.Невозможность оплодотворения без воды 3 мужская половая клетка стала неподвижной и используется ветер для ее перемещения 4. Спора папоротников не прорастет на сухой почве, влага бывает не всегда, ее больше внутри почвы 4. Появляется семя с запасом питательных веществ, позволяющим прорасти семени в условиях влажной почвы без доступа света, т.е. отсутствия фотосинтеза, семя может находиться в состоянии покоя, пока не появится влага, оно имеет сформированный зародыш   Проблемная постановка вопроса позволяет вовлечь на уроке практически всех учащихся, дать им возможность высказывать свои мысли, а значит развивать логическое мышление и формировать биологически грамотную речь, а кто ясно мыслит, тот и написать сможет правильно. Подобным образом можно объяснить и тему «Строение папоротниковидных». Опереться надо на зания о строении моховидных. Задается вопрос: «Почему мхи никогда не бывают высокими растениями, а древние папоротники достигали 50-ти метров в высо...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Работы победителей Пятого Всероссийского

конкурса педагогических идей

«инновации в образовании»

Февраль 2014 г.



«Проблемное обучение на уроках биологии»

Кривоногова Н.Ю. (лауреат)

г.Москва

При изучении темы «Птицы. Внутреннее строение. Скелет» на экран выводится скелет пресмыкающегося. Сначала разрешается проблема: «Зачем птицы начали летать?» (неосвоенный источник пищи - летающие насекомые), затем ставится проблема: вы - конструкторы (это удивляет и настораживает ребят и вносит в урок эффект игры). Да-да, самые лучшие кострукторы - это те, кто хорошо знает биологию! Почему? Потому что природа все уже придумала, талантливому конструктору требуется это грамотно воплотить в технике. Здорово? Давайте подумаем, как нужно изменить существующую конструкцию (скелет ящерицы), чтобы она могла взлететь? Здесь ребята предлагают варианты:

- облегчить массу скелета.

Ответ на вопрос: «Как это сделать?» - ребята очень быстро находят в учебнике. Здесь и уменьшить число позвонков, и сделать полыми кости, и срастить отделы позвоночника и т.д.

Cледует другой вопрос: «Какое значение будет иметь сращение скелета? Что было бы, если скелет остался бы подвижным?»

При такой постановке вопросов не нужно самому ничего объяснять, надо только направлять ребят, успевая задавать вопросы: «Как? А зачем? А что будет, если…? И награждать правильно ответившего ученика эмоциональной, но короткой похвалой: «Умница!», «В точку!», «Вот правильный ответ!» Это их так окрыляет, после урока у многих щеки горят от напряженной, но радостной работы. Те, кто отвечал неверно, не получает порицаний, никого нельзя обидеть, просто предлагается послушать другую версию, другое мнение.

Другая проблема, например, из ботаники: тема «Строение голосеменных», изучение начинаем с повторения строения и жизнедеятельности папоротников: «Почему папоротники, в отличие от мхов, вырастали высокими деревьями? (у них сформировалась проводящая система - сосуды, способные транспортировать воду до самого кончика побега, присасывающая сила листьев помогали в этом). А теперь - проблема: климат изменился, стал сухим и жарким. Что стало с папоротниками? (погибли) Закончилась ли на этом жизнь растений? (нет) Что изменилось в растениях, которые выжили в этой жаре и нехватке воды?

Обозначаем круг проблем, которые возникли у папоротников, и смотрим, как они разрешились у голосеменных. Правый столбик таблицы заполняем, опираясь на ответы ребят.

Какие проблемы возникли у папоротников в условиях жаркого климата

Как решились эти проблемы у голосеменных

1.Неэкономный транспорт воды широкими сосудами

1.Появились трахеиды - слепозамкнутые трубочки меньшей длины и диаметра

2. Высокая присасывающая сила листьев, что приводит к большей транспирации

2. Листья превращаются в иголки, покрытые восковым налетом, который задерживает воду внутри листа

3.Невозможность оплодотворения без воды

3 мужская половая клетка стала неподвижной и используется ветер для ее перемещения

4. Спора папоротников не прорастет на сухой почве, влага бывает не всегда, ее больше внутри почвы

4. Появляется семя с запасом питательных веществ, позволяющим прорасти семени в условиях влажной почвы без доступа света, т.е. отсутствия фотосинтеза, семя может находиться в состоянии покоя, пока не появится влага, оно имеет сформированный зародыш

Проблемная постановка вопроса позволяет вовлечь на уроке практически всех учащихся, дать им возможность высказывать свои мысли, а значит развивать логическое мышление и формировать биологически грамотную речь, а кто ясно мыслит, тот и написать сможет правильно.

Подобным образом можно объяснить и тему «Строение папоротниковидных». Опереться надо на зания о строении моховидных. Задается вопрос: «Почему мхи никогда не бывают высокими растениями, а древние папоротники достигали 50-ти метров в высоту?» Если ребята не могут найти правильный ответ даже в учебнике, они уже включились в поиск и вопрос уже стал для них актуальным. Вспоминаем, какие виды тканей имеются у мхов: основная и покровная, проводящей ткани нет, или она очень плохо развита, на большую высоту вода подняться не может, поэтому мхи живут полупогруженными в воду. Наличие проводящей ткани ксилемы - мертвых толстостенных сосудов - решает доставку воды в самые высокорасположенные точки растения. Одним корневым давлением воду высоко не поднять. Решаем вопрос, как можно доставить воду на высоту 50-ти метров. Должен быть насос, который присасывал бы воду сверху. Что в растении могло бы выполнять такую функцию? Выясняем, что это могут быть листья, испаряющие воду. Но наличие только проводящей ткани, ксилемы, требует наличия и флоэмы, по которой растворы питательных веществ поступают в хорошо развитые корни, а флоэма - это живые тонкостенные клетки, им нужна опора, то есть наличие механической ткани - толстостенных мертвых длинных клеток - волокон. Выживали только те растения, у которых все это случайно появлялось, остальные вымирали.

Если материал требует запоминания какой-то последовательности, я прибегаю к придумыванию последовательности более простых сочетаний слов, которые начинаются с тех же букв, что и сложные слова: Например, запомнить последовательность периодов в теме «Происхождение жизни» всегда вызывало затруднения у ребят: Кембрий, Ордовик, Селур, Девон, Карбон, Пермь, Триас, Юра, Мел, Палеоген, Неоген, Четвертичный (Антропоген). Но если предложить более легкую последовательность: Каждый Отличный Студент Должен Классно Плавать. Ты, Юра, Мал. Подрасти Немного Чудак, по начальным букам которой легко вспомнить названия периодов, то это вызывает большой интерес, и даже те ребята, которые не проявляли интерес к предмету, хвастаются друг другу тем, что легко воспроизводят правильную последовательность. По аналогии запоминаем последовательность отделов ствола головного мозга: Продолговатый, Мост, Средний, Промежуточный. Восьмикласснику запомнить это сложно, они путают местами эти отделы, но, предложив им другой способ запоминания по начальным буквам следующей фразы: Подумай Много, Сделай Правильно, эта проблема легко решается.

Легко запомнить жирорастворимые витамины, если их написать в виде хорошо узнаваемого слова: КЕДА. Запомнить болезни, вызванные авитаминозом проще, если сопоставить название болезни и название самого витамина: Цинга - нет витамина С; бери-бери - нет витамина В.


© 2010-2022