Урок по биологии на тему «Клетка»

"Рабочая тетрадь, которая будет помощницей учащемуся в усвоении знаний по одной из интереснейших тем биологии " « Клетка: наука и практика». " Задания и сведения, которые предлагаются учащимся в этой тетради, помогут им соприкоснуться с миром науки и практики, в котором живет и царствует клетка – элементарная структурная и функциональная единица жизни. " "Выполнить задания учащимся помогут: "учебник, " электронные учебники, " Интернет, "материалы из повседневной жизни, " дополнительная литература. " " Рабочая тетрадь станет учащимся постоянным спутником, она поможет им быть внимательными, знающими, исполнительными, грамотными и ответственными. "
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6»

ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА г.ЛИСАКОВСКА

Учебно-методический комплект

Прикладной курс по биологии

«Клетка: наука и практика»






Рабочая тетрадь

Ученика ___________класса

Средней школы № ____________________

г. Лисаковска

______________________________________

_________________________________________

Урок по биологии на тему «Клетка»






Урок по биологии на тему «Клетка»





















































Дорогой друг!

Перед тобой рабочая тетрадь, которая будет твоей помощницей в усвоении знаний по одной из интереснейших тем биологии

« Клетка».

Задания и сведения, которые предлагаются тебе в этой тетради, помогут тебе соприкоснуться с миром науки и практики, в котором живет и царствует клетка - элементарная структурная и функциональная единица жизни.

Выполнить задания тебе помогут: учебник, электронные учебники, Интернет, материалы из повседневной жизни, дополнительная литература.

Рабочая тетрадь станет твоим постоянным спутником, она поможет тебе быть внимательным, знающим, исполнительным, грамотным и ответственным.





Урок по биологии на тему «Клетка»




Урок по биологии на тему «Клетка»

Глава I. Эволюция клетки



Клетка - удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме,

будь то растение или животное. Иногда организм представляет собой одну клетку, как, например, у бактерий, но чаще он состоит из миллионов клеток.


  1. Дайте определения понятий.

Цитология - ______________________________________________________

Клетка - __________________________________________________________


  1. Закончите предложения.

Из организмов, живущих на Земле, клеточное строение имеют________________________________________________ а неклеточное _________________________________________________________________. Для клетки характерны следующие жизненные свойства:_________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

1.3 Открытие клетки связано с именами великих ученных, изучавших объекты живой природы с помощью микроскопа. Напишите об их научном вкладе, сделанном в области изучения клеток, заполнив таблицу.

«Основные этапы развития клеточной теории»

этап

год

ученый

Вклад в развитие теории




1.4 Сформулируйте основные положения современной клеточной теории.

1. ________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

__________________________________________________________________

1.5 Назовите основные методы изучения клетки.

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3.


1.6 Практическое занятие

Сравнение строения растительной и животной клеток

Цель работы: закрепить знания о строении эукариотических клеток, выявить черты сходства и отличия растительных и животных клеток.

Материалы и оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты разных тканей растений и животных, инструктивно-методические схемы.

Ход работы:

  1. Изучите строение клеток водоросли спирогиры. Зарисуйте несколько клеток, обозначьте основные структуры растительной клетки.

Урок по биологии на тему «Клетка»

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________


  1. Изучите строение клеток столбчатой паренхимы листа. Выявите особенности строения клеток в связи с выплняемыми функциями.

Урок по биологии на тему «Клетка»

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Урок по биологии на тему «Клетка»


  1. Изучите строение клеток крови земноводных.Зарисуйте несколько эритроцитов, обозначьте структуры животной клетки.


IV.Рассмотрите строение клеток хрящевой ткани, выполните

необходимые подписи.

_Урок по биологии на тему «Клетка»__________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________


  1. В клетках различных органов крысы суммарный объём митохондрий по отношению к общему объёму клеток составляет: в печени 18,4%, в поджелудочной железе 7,9%, в сердце 35,8%. Объясните причину различного содержания митохондрий в этих клетках.

________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: сделайте вывод о сходстве и различии в строении растительных и животных клеток.

________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________


1.7 Строение растительной и животной клеток

  1. Допишите определения:

1. По строению клетки все живые существа делятся на …………………….………...

2. Любая клетка снаружи покрыта………………………………………………………

3. Внутренней средой клетки является …………………………………………………

4. Структуры, постоянно присутствующие в клетке, называются …………………...

5. Органоид, участвующий в образовании и транспортировке различных органических веществ, - это ……………………………………………………... ……

6. Органоид, участвующий во внутриклеточном переваривании пищевых частиц, отмерших частей клетки, называется …………………………………………………..

7. Зеленые пластиды называются ………………………………………………............

8. Вещество, содержащееся в хлоропластах, называется ……………………………..

9. Прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком, называются …………….

10. Местом образования белков в клетках являются ………………………………….

11. Наследственная информация о данной клетке хранится в ………………………..

12. Энергия, необходимая клетке, образуется в ……………………………………….

13. Процесс поглощения клеткой твердых частиц называется ……………………….

14. Процесс поглощения клеткой жидкости называется ……………………………...


  1. Закончите предложения.

1. Растительная клетка, в отличие от животной, содержит плотную целлюлозную ..........................................................................................................................................
2. В центре старой растительной клетки находится крупная центральная ........ ..…

заполненная ..... .............................................................................................................. .
3. Клетки зелёных частей растений содержат зелёные пластиды, называемые ......................................., которые выполняют функцию ...................................... .
4. Плоды растений часто имеют яркую окраску, обусловленную присутствием в клетках красных и оранжевых пластид, называемых ................................................ .
5. Сходство в строении растительной и животной клеток свидетельствует о ............................................................................................................................................

  1. Распределите приведенные клеточные органоиды в три столбика:

1 - встречаются только в растительных клетках; 2 - встречаются только в животных клетках; 3 - встречаются и в растительных, и в животных клетках:

а) плазмалемма; б) цитоплазма; в) ЭПС; г) центральная вакуоль; д) рибосомы; е) лизосомы; ж) клеточная стенка; з) клеточный центр; и) комплекс Гольджи ; к) митохондрии; л) хлоропласты; м) хромопласты; н) лейкопласты; о) ядро.

Глава II. СТРУКТУРА КЛЕТКИ.


КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА

1.1. Вставьте в текст пропущенные слова.

Все живые организмы состоят из …........................... В клетке различают три основные части - …......................, …...................., ….................... Разграничивает внутреннюю и наружную среду клетки …............................Все внутреннее содержимое клетки заполнено ….............................., в которой находятся …................. клетки. В центре клетки расположено круглое или овальное…..................

1.2 Назовите три части эукариотической клетки

КЛЕТКА

Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»

Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»

Урок по биологии на тему «Клетка»


1.3 Опираясь на учебный материал, опишите особенности строения и функции оболочки и плазматической мембраны растительной и животной клеток:

Часть клетки

Строение

Функции

Наружный слой - клеточная стенка (у растений)

Внутренний слой - плазматическая мембрана

(у растений и

животных)


1

1

3.4 На рисунке обозначьте и подпишите основные структурные компоненты клеточной мембраны.

Урок по биологии на тему «Клетка»

4

Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»

Урок по биологии на тему «Клетка»

2Урок по биологии на тему «Клетка»


  1. ________________________

  2. ________________________

  3. ________________________

  4. ________________________

Какие функции она выполняет?

__________________________________________________________________

В чем проявляется избирательная проницаемость плазматической мембраны?

__________________________________________________________________

Чем клеточная оболочка отличается от плазматической мембраны?

__________________________________________________________________

Какими путями вещества поступают в клетку? Рассмотрите рисунок и

назовите процессы:

__________________________________________________________________

1.5 Рассмотрите на рисунке процессы фагоцитоз и пиноцитоз. Каково их значение в организме человека.

Урок по биологии на тему «Клетка»

Фагоцитоз -____________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Пиноцитоз - ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________

1.6 Как вы думаете, возможен ли обратный транспорт веществ через мембрану клетки?

Если да, приведите примеры, если нет, объясните почему.

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

1.7 Закончите предложения.

Рассмотреть строение клеточной мембраны возможно с помощью _________

________________________________________ . Основу клеточной мембраны составляет _________________________________, в котором расположены __________________________________________. Белки, входящие в состав мембран, обеспечивают _______________________________________

__________________________________________. Питательные вещества попадают в клетку путем _____________________________________ и _____________________________. Попавшие в клетку питательные вещества подвергаются в _____________________________ расщеплению под действием ________________________________________________________.

1.8 Практическая часть занятия

«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»

Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза , закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснять полученные результаты.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

Ход работы:

  • Приготовьте микропрепарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.

  • Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.

  • Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.

Плазмолиз Деплазмолиз

Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»


  • Объясните наблюдаемое явление.

1.9 Блицвопросы

(ответьте «да» или «нет»).


  1. Клеточная стенка растений состоит их целлюлозы.

  2. Осмос-это диффузия воды.

  3. При активном транспорте затрачивается энергия.

  4. Плазмалемма состоит из двух слоев липидов.

  5. Функция клеточной стенки - транспорт веществ.

  6. Плазмалемма обеспечивает связь клетки со средой обитания.

  7. Диффузия это вид активного транспорта.

  8. Пиноцитоз - это вид фагоцитоза.

  9. Фагоцитоз- это вид эндоцитоза.

  10. У животных нет клеточной стенки

_________________________________________________________


ЦИТОПЛАЗМА И ЕЕ ОРГАНОИДЫ.


Органоиды (органеллы) - постоянные клеточные структуры, обеспечивающие выполнение клеткой специфических функций. Каждый органоид имеет определенное строение и выполняет определенные функции.

1.1 Различают:

  1. Одномембранные - ____________________________________________

  2. Двумембранные - _____________________________________________

  3. Немембранные - ____________________________________________

1.2 Опираясь на учебный материал, опишите особенности строения и функции органоидов клетки:

Название органоидов

Строение

Функции

1. Одномембранные

Эндоплазматический ретикулум

Урок по биологии на тему «Клетка»

Аппарат Гольджи

Урок по биологии на тему «Клетка»

Лизосомы

Урок по биологии на тему «Клетка»

2. Двухмембранные

Митохондрии

Урок по биологии на тему «Клетка»

Пластиды

Урок по биологии на тему «Клетка»

3. Немембранные

Рибосомы

Урок по биологии на тему «Клетка»

Клеточный центр

Урок по биологии на тему «Клетка»


1.3 Назови органоид клетки .

Урок по биологии на тему «Клетка»


  1. ____________________________________

  2. _____________________________________

  3. _____________________________________

  4. _____________________________________

  5. _____________________________________

  6. _____________________________________

  7. _____________________________________

  8. _____________________________________

  9. _____________________________________

  10. _____________________________________

  11. _____________________________________

  12. _____________________________________

  13. _____________________________________

1.4 Распределите приведенные клеточные органоиды в три столбика:

1 - немембранные органоиды; 2 - одномембранные органоиды; 3 - двумембранные органоиды:

а) вакуоли; б) микротрубочки; в) ЭПС; г) микрофиламенты; д) рибосомы; е) лизосомы; ж) хромосомы; з) клеточный центр; и) комплекс Гольджи ; к) митохондрии; л) хлоропласты; м) хромопласты; н) лейкопласты; о) ядро.

1.5 Определи органоид.


  1. Обязательная часть клетки, которая осуществляет хранение и передачу наследственной информации, управление процессом биосинтеза белка, а через белки-всеми другими процессами жизнедеятельности - __________

__________________________________________________________________.


  1. Полости в клетках, которые участвуют в поглощение воды, , обеспечивают окраску цветов и плодов, обеспечивают накопление питательных веществ и процессов обмена - _________________________.


  1. Прочная, пронизанная порами, клеточная структура, выполняющая функции защиты и опоры - ________________________________________.


  1. Органоид клетки, функция которого заключается в перемещении веществ в клетке и синтезе органических веществ - __________________________.


  1. Внеядерное полужидкое внутреннее содержимое клетки, постоянно движущееся и перемещающее вместе с собой различные вещества, включения, органоиды, в котором протекают биохимические реакции обмена веществ - ________________________________________________.


  1. Органоиды клетки, осуществляющие биосинтез белка - _______________.


  1. Трубчатые образования, которые перемещают клеточные структуры и создают опорную систему - _______________________________________.

  2. Органоиды клетки, которые осуществляют фотосинтез, т.е. улавливают и преобразуют световую энергию - __________________________________.


  1. Компонент клетки, окружающий цитоплазму, разграничивающий внутреннюю и наружную среду, выполняющий, защитную, транспортную, регулирующую функции - __________________________.


  1. Внутриклеточный сетчатый аппарат, в котором происходит накопление, транспорт и удаление из клетки веществ, формирование лизосом и клеточной оболочки - ____________________________________________


  1. Органоиды клетки, которые окисляют органические вещества до СО2 и Н2О, синтезирующие молекулы АТФ - _____________________________.

1.6 Заполните таблицу "Взаимосвязь органоидов клетки»


Система

Характер взаимосвязей представленных систем

Клеточная мембрана Урок по биологии на тему «Клетка»ядро

Ядро Урок по биологии на тему «Клетка»рибосомы

ЭПР Урок по биологии на тему «Клетка»цитоплазма

Митохондрии Урок по биологии на тему «Клетка»ЭПР

Митохондрии Урок по биологии на тему «Клетка»белки

Аппарат Гольджи Урок по биологии на тему «Клетка»лизосомы

Хлоропласты Урок по биологии на тему «Клетка»ядро


1.7 Допишите предложения

1 вариант

1. Внутренняя полужидкая среда митохондрии называется ................................
2. Структурно-функциональная единица хлоропласта-это .................................
3. Одиночный тилакоид, соединяющий соседние граны, называется ................
4. Хромопласты-это ......................................................... пластиды.
5. Основная функция хлоропласта- ........................................................................

2-й вариант

1. Внутренняя полужидкая среда хлоропласта называется .................................
2. Многочисленные складки внутренней мембраны митохондрии - это ........
3. Тилакоиды собраны в стопки, называемые ......................................................
4. Лейкопласты-это ....... ……………………………………………….пластиды.
5. Основная функция митохондрии-это .................................................................


ЯДРО. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ.

  1. Рассмотрите клетку бактерии и впишите обозначения:


Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»

5

4

3

2

1

1._____________________

2._____________________

3._____________________

4._____________________

5._____________________

Прокариоты - _____________________________________________________

Урок по биологии на тему «Клетка»



Эукариоты - ______________________________________________________

__________________________________________________________________.

1.2 Заполните таблицу.

«Сравнительная характеристика прокариот и эукариот»

прокариоты

эукариоты

Представители

Цитоплазма

Ядро

Эндоплазматическая сеть

Рибосомы

Митохондрии

Пластиды

Комплекс Гольджи

Клеточный центр

Жгутики и реснички

Хромосомы

Способ деления

Размножение


  1. Чем прокариотические клетки отличаются от эукариотических. Выберите необходимые параметры в соответствии с заданием:

1-й вариант - прокариоты, 2-й вариант - эукариоты.

1.Есть ядро, окруженное ядерной мембраной.
2. Ядра нет, есть нуклеарная область.
3. растения, животные, грибы.
4. бактерии.
5. отсутствуют митохондрии, ЭПР, лизосомы;
6. есть мембранные структуры внутри клетки;
7. ДНК- линейный нуклеопротеид, содержит белок;
8. ДНК замкнута в кольцо;
9. одноклеточные;
10. одноклеточные и многоклеточные

11. Есть рибосомы.

12. Есть клеточная стенка

13. Все организмы одноклеточные.

14. Есть и одноклеточные и многоклеточные организмы.

1.4 Найдите ошибки в тексте :

Прокариоты - это организмы, клетки которых имеют ограниченное мембраной ядро. Размножаются они делением. В клетках содержатся хлоропласты, митохондрии, аппарат Гольджи, центриоли. По способу питания они могут быть как автотрофами, так и гетеротрофами. Обитают только в аэробных условиях. При неблагоприятных условиях превращаются в спору.

1.5 Выберите правильные утверждения:

а) бактерии размножаются спорами;
б) бактериальная клетка не имеет аппарата Гольджи;
в) для бактерий благоприятными условиями являются высокая температура и ультрафиолетовое излучение;
г) к прокариотам относятся простейшие, водоросли и грибы;
д) прокариоты широко используются в различных отраслях народного хозяйства;
е) среди прокариот встречаются как автотрофы, так и гетеротрофы;
ж) бактерии живут только в анаэробных условиях;
з) серобактерии относятся к хемотрофам;
и) прокариоты способны активно передвигаться;
к) все бактерии - паразиты животных и растений.

__________________________________________________________________


  1. Ответьте на тестовые вопросы:

1. Для прокариот характерны:

а) кольцевая молекула ДНК;
б) митохондрии, центриоли, аппарат Гольджи;
в) развитая система вакуолей;
г) оформленное ядро.

2. Бактерии размножаются:

а) половым способом;
б) вегетативно;
в) делением;
г) спорами.

3. Прокариоты для получения энергии используют:

а) свет;
б) готовые органические вещества;
в) окисление неорганических веществ;
г) все перечисленные способы.

4. К прокариотам относятся:

а) цианобактерии;
б) грибы;
в) простейшие;
г) губки.

5. Основателем микробиологии считается:

а) Ч.Дарвин;
б) К.Линней;
в) Л.Пастер;
г) И.Мечников.

1.7 На рисунке подпишите основные структурные компоненты ядра.

1

3

2

1

Урок по биологии на тему «Клетка»

4Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»

5

  1. ________________________________________

  2. ________________________________________

  3. ________________________________________

  4. ________________________________________

  5. ________________________________________

1.8 Заполните таблицу.

Структура ядра

Особенности строения

Функция

1.

2.

3.

4.

5.

1.9 Известно, что эритроциты человека, являющегося эукариотические организмом, не содержат ядра. Как можно объяснить это явление?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.10 Закончите предложения.

Несколько ядер может содержаться в клетка __________________________

Внутреннее содержание ядра называют ______________________________ или ______________________, в нем расположены ______________________

__________________________________________________________________

В ядре содержаться молекулы ____________________________, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации о __________________________________________________________________

Содержащиеся в ядрах клеток ядрышки обеспечивают ___________________

__________________________________________________________________.

1.11 Дайте определения понятий.

Хромосомы - ______________________________________________________

Хроматин - _______________________________________________________

Хроматиды - ______________________________________________________

Кариотип - ________________________________________________________

Соматические клетки - _____________________________________________

Половые клетки (гаметы) - _________________________________________

Гаплоидный набор хромосом - ______________________________________

Диплоидный набор хромосом - ______________________________________

Гомологичные хромосомы - ________________________________________

1.12 Рассмотрите, какое строение и химический состав имеют хромосомы?

Урок по биологии на тему «Клетка»

Какие функции выполняют хромосомы? _______________________________________________________________________________

Чем отличаются наборы хромосом в соматических и половых клетках, гомологичные хромосомы от негомологичных?

________________________________________________________________

1.13 В таблице дано число хромосом, содержащихся в гаплоидном и диплоидном наборах различных организмов. Заполните пропуски.

Организм

Набор хромосом

в гаметах

в соматических клетках

Аскарида

2

Муха-дрозофила

4

Человек

46


Собака

78

Речной рак

59

Минога

174

Урок по биологии на тему «Клетка»

Глава III

БИОЛОГИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ.


Клетки растений, животных и микроорганизмов схожи по химическому составу. В состав клеток всех живых организмов входят те же элементы, что и в состав неживой природы. Это свидетельствует об общности живой и неживой материи.

1.1 Закончите предложения.

Физическое тело - __________________________________________________.

Вещество - _______________________________________________________.

Молекула -________________________________________________________.

Атом - ____________________________________________________________.

Химический элемент - ______________________________________________.

Вещества бывают - _________________________________________________.

Вещества, которые встречаются только в живых системах- _______________

__________________________________________________________________.

Вещества, которые встречаются как в живой так и в неживой - ____________

__________________________________________________________________.

Вещества состоят из - _______________________________________________.

1.2 Впишите в первую колонку элемент и его символ, напротив каждого химического элемента его функции:


Состав клетки

Макроэлементы

Роль элементов







              Микроэлементы


              Роль элементов

              1.

              2.

              3.

              4.

              5.

              6.

              7.

              НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ.

              ВУрок по биологии на тему «Клетка»ОДА И МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ

              Вода основное вещество всех живых организмов, так как все жизненные процессы происходят в водных растворах.


              1.1 Дайте определения понятий

              Диполь - _________________________________________________________.

              Гидрофильность - _________________________________________________.

              Гидрофобность - __________________________________________________.

              1.2 Назовите свойства воды:

              1. ______________________________________________________________

              2. ______________________________________________________________

              3. ______________________________________________________________

              4. ______________________________________________________________

              5. ______________________________________________________________

              6. ______________________________________________________________

              7. ______________________________________________________________

              8. ______________________________________________________________

              1.3 Роль воды в клетке:

              1. ______________________________________________________________

              2. ______________________________________________________________

              3. ______________________________________________________________

              4. ______________________________________________________________

              5. ______________________________________________________________

              1.4 Заполните таблицу

              Минеральные соли в составе клетки

              Функции

              1.

              2.

              3.

              4.

              5.

              ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА, ВХОДЯЩИЕ

              В СОСТАВ КЛЕТКИ. УГЛЕВОДЫ.


              Урок по биологии на тему «Клетка»

              "Фотосинтез - единственный на нашей планете процесс превращения энергии солнечного света в энергию химических связей органических веществ".

              1.1 Дайте определения понятий

              Полимеры - ________________________________________________________

              __________________________________________________________________

              Мономер - _________________________________________________________

              __________________________________________________________________

              Углеводы - ________________________________________________________

              __________________________________________________________________

              Моносахариды - ____________________________________________________

              __________________________________________________________________

              Полисахариды - ____________________________________________________

              __________________________________________________________________

              Дисахариды - ______________________________________________________

              __________________________________________________________________

              1.2 Заполните схему.

              Классификация углеводов

              Углеводы С n (Н2О) m

              Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»

              Моносахариды

              Полисахариды

              Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»

              Дисахариды

              1._____________________

              2. ____________________

              3. ____________________

              1. ____________________

              2._____________________

              3._____________________

              Урок по биологии на тему «Клетка»

              1. ____________________

              2. ____________________

              3. ____________________




              1.3 Перечислите функции, которые выполняют углеводы в живых организмах.

              Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»

              1. ______________________________________________________________

              2.______________________________________________________________

              3.______________________________________________________________

              4. ______________________________________________________________

              5. ______________________________________________________________

              ЛИПИДЫ.


              1.4 Дайте определения понятий.

              Жиры - ___________________________________________________________

              Липиды - _________________________________________________________

              1.5 Заполните схему.


              ЛИПИДЫ

              Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»

              СТЕРОИДЫ

              НЕЙТРАЛЬНЫЕ

              (жиры)


              ФОСФОЛИПИДЫ

              ВОСКА


              1.6 Заполните таблицу

              Взаимосвязь свойств и функций липидов



              Урок по биологии на тему «Клетка»












              Свойство

              Функция

              1._______________________________
              _________________________________

              _______________________________

              _______________________________

              2._______________________________
              ________________________________

              _______________________________

              _______________________________

              3._______________________________

              ________________________________

              _______________________________

              _______________________________

              4._______________________________

              ________________________________

              _______________________________

              _______________________________

              5._______________________________

              ________________________________

              _______________________________

              _______________________________





              СУрок по биологии на тему «Клетка»ОСТАВ И СТРОЕНИЕ БЕЛКОВ.

              Приоритетная роль белков в клетке объясняется многообразием их функций. Поэтому они являются основой жизни.



              1.1 Дайте определения понятий.

              Белки - ____________________________________________________________

              Аминокислоты - ____________________________________________________

              Протеины - ________________________________________________________

              Протеиды - ________________________________________________________

              1.2 Подпишите в общей формуле названия частей, из которых состоит любая аминокислота

              Урок по биологии на тему «Клетка»

              Урок по биологии на тему «Клетка»

              Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»


              1.3 Назовите сходство и различия в строении молекул всех аминокислот.

              ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


              1.4 Рассмотрите схему образования дипептида. Подпишите название связи, соединяющей аминокислоты в молекуле белка.


              Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»



              Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»


              Урок по биологии на тему «Клетка»


              1.5 Заполните таблицу.

              Характеристика уровней структурной организации белковой молекулы



              Структура

              Характеристика

              Первичная



              Вторичная



              Третичная



              Четвертичная




              1.6 Заполните таблицу «Функции белков»


              Функции

              В чем заключается

              Где осуществляется

              Строительная



              Двигательная



              Транспортная



              Защитная



              Регуляторная



              Сигнальная



              Энергетическая



              Урок по биологии на тему «Клетка»

              НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ.


              1.1 Дайте определения понятий.

              Нуклеиновые кислоты - ___________________________

              ________________________________________________

              Нуклеотид - _____________________________________
              ________________________________________________

              Азотистые основания - ___________________________

              ________________________________________________

              Комплементарность - _____________________________

              ________________________________________________

              Наследственная информация - _____________________

              ________________________________________________

              ________________________________________________

              Генетический код - _______________________________

              ________________________________________________

              Триплет - _______________________________________

              ________________________________________________

              Кодон - _________________________________________

              ________________________________________________

              Антикодон - ____________________________________

              __________________________________________________________________

              1.2 Закончите схему.

              ТИПЫ РНК

              Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»

              Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»


              Урок по биологии на тему «Клетка»


              1.3 Заполните таблицу.

              Урок по биологии на тему «Клетка»

              Сравнительная характеристика ДНК и РНК









              Признаки

              РНК

              ДНК

              1. Нахождение в клетке



              2. Нахождение в ядре



              3. Строение макромолекулы



              4. Состав нуклеотида



              5. Свойства



              6. Функции



              1.4 Используя принцип комплементарности

              а) дострой вторую цепочку молекулы ДНК;

              б) укажите последовательность нуклеотидов в молекуле и-РНК, построенной на этом участке цепи ДНК.

              - Т-А-Т-Ц-Г-А-А-Г-А-Ц-Ц-Т-А-Ц-

              ………………………………………

              и-РНК …………………………………………………

              АТФ И ДРУГИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ КЛЕТКИ


              1.1 Заполните таблицу

              Строение и биологическая роль АТФ


              Строение

              Биологическая роль

              Где находится









              1.2 Запишите, что общего и какие различия существуют между АТФ и нуклеиновыми кислотами.

              ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              1.3 Выберите верные суждения.


              1. Вода образует основу внутренней среды организмов.

              2. Наибольшее количество углеводов содержится в животных клетках.

              3. Состав элементов, образующих живую и неживую материю,- сходен.

              4. Целлюлоза входит в состав клеточных стенок растений.

              5. Нуклеиновые кислоты находятся в ядре клетки.

              6. Наследственная информация заключена в РНК.

              7. Нуклеотид-мономер нуклеиновой кислоты.

              8. Вода-универсальный растворитель в клетке.

              9. Белки выполняют защитную функцию.

              10.Жиры являются полимерами.

              _____________________________________________________________

              1.4 Из предложенных вариантов выберите правильный.


              1. Реакции в клетке ускоряют:

              а) нуклеиновые кислоты; б) ферменты; в) липиды.

              2. Хранителем наследственной информации является:

              а) белок; б) ДНК в) липиды.

              3. Функцию растворителя в клетке выполняют:

              а) углеводы; б) РНК в) вода.

              4. Клеточную стенку у растений образуют:

              а) липиды; б) целлюлоза; в) белок.

              5. Полимером, состоящим из нуклеотидов, является:

              а) белок; б) крахмал; в) нуклеиновая кислота.

              ______________________________________________________________

              1.5 Ответьте на вопросы.


              1. Почему в 0,9%-ном растворе NaCl эритроциты человека сохраняются, а в среде с большим или меньшим содержанием этой соли-разрушаются.

              ____________________________________________________________

              1. Почему животные и человек запасают жиры, а не углеводы?

              ____________________________________________________________

              1. Существует удивительное разнообразие видов белков. Объясните причины этого явления.

              ____________________________________________________________

              1. Почему именно в семенах, плодах и клубнях растений накапливается большое число углеводов и жиров?

              ____________________________________________________________

              1. Допишите вторую цепочку ДНК: --АГГ-ЦАТ-ЦАТ-АЦГ-ЦГТ-

              ____________________________________________________________


              Глава IV Свойства клетки.

              Формы размножения

              1.1 Заполните схему. Какие клетки различают в многоклеточном организме, какой набор хромосом они имеют?

              КЛЕТКИ

              Урок по биологии на тему «Клетка»

              Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»

              НАБОР ХРОМОСОМ

              Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»


              СПОСОБ ДЕЛЕНИЯУрок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»


              1.2 Вставьте в текст пропущенные слова.

              В природе существует много способов размножения, но все их можно объединить в два основных типа -_____________ и ________________ В _______________ размножении принимает участие только____________особь. Дочерние организмы, возникающие из материнского, являются его точной _______________ В основе размножения лежит________________Таким путем размножаются _____________, ______________, ______________, ____________ Другая группа живых организмов, обитающих на Земле, размножается______________путем. Главное его отличие от предыдущего- участие в размножении______________особей, при этом происходит слияние _______________ и __________ ______________ клеток - происходит процесс______________. В основе размножения лежит _________________

              1. Используя текст составьте характеристику полового и бесполого способов размножения

              бесполый

              половой

              1

              2

              3.

              4

              преимущества

              1.

                2.

                  З.

                    4.

                      5.

                      1.4 Заполнить таблицу этапов митоза.

                      Фаза митоза, набор хромосом (n-хромосомы,с - ДНК)

                      Рисунок

                      Характеристика фазы, расположение хромосом


                      Профаза

                      2n4c

                      Урок по биологии на тему «Клетка»


                      Метафаза

                      2n4c

                      Урок по биологии на тему «Клетка»


                      Анафаза

                      4n4c

                      Урок по биологии на тему «Клетка»


                      Телофаза

                      2n2c

                      Урок по биологии на тему «Клетка»


                      1.5 Установите последовательность стадии митоза.

                      Урок по биологии на тему «Клетка»

                      Ответ:_________________________________

                      1.6 Соотнесите:

                      События

                      Фазы митоза

                      1. Синтез белков и удвоение хромосом

                      а) Профаза

                      1. Расположение хромосом по экватору, образование веретена деления

                      б) Метафаза

                      1. Образование новых ядер

                      в) Анафаза

                      1. Расхождение хромосом к полюсам

                      г) Телофаза

                      1. Спирализация хромосом, исчезновение ядерной мембраны

                      д) Интерфаза


                      1. Заполнить таблицу этапов мейоза по схеме.

                      Урок по биологии на тему «Клетка»

                      Фаза митоза, набор хромосом (n-хромосомы,с - ДНК)

                      Рисунок

                      Характеристика фазы, расположение хромосом

                      Профаза 1

                      2n4c

                      Урок по биологии на тему «Клетка»

                      Метафаза 1

                      2n4c

                      Урок по биологии на тему «Клетка»

                      Анафаза 1

                      2n4c

                      Урок по биологии на тему «Клетка»

                      Телофаза 1

                      в обеих клетках по 1n2c

                      Урок по биологии на тему «Клетка»

                      Профаза 2

                      1n2c

                      Урок по биологии на тему «Клетка»

                      Метафаза 2

                      1n2c

                      Урок по биологии на тему «Клетка»

                      Анафаза 2

                      2n2c

                      Урок по биологии на тему «Клетка»

                      Телофаза 2

                      в обеих клетках по 1n1c

                      Всего

                      4 по 1n1c

                      Урок по биологии на тему «Клетка»

                      1.8. Дайте сравнительную характеристика митоза и мейоза

                      Урок по биологии на тему «Клетка»

                      Сравнение

                      Митоз

                      Мейоз

                      Сходство


                      Различия





                      1.9. Используя схему выполни тестовое задание

                      Урок по биологии на тему «Клетка»




                      Урок по биологии на тему «Клетка»





                      Обмен веществ

                      «Согласно закону сохранения энергии,

                      энергия не возникает и не исчезает бесследно,

                      а только переходит из одного вида в другой»


                      1. Дайте определения понятий

                      Метаболизм- это______________________________________________________

                      Анаболизм - это ______________________________________________________

                      Катаболизм - это _____________________________________________________

                      Питание - это ________________________________________________________

                      Гетеротрофы - это____________________________________________________

                      Автотрофы - это______________________________________________________

                      Фототрофы - это______________________________________________________


                      Пластический обмен_________________________________________________

                      Энергетический процесс______________________________________________

                      Урок по биологии на тему «Клетка»


                      1.2 Заполните таблицу «Две стороны единого процесса »


                      Процессы

                      Пластический обмен

                      Энергетический обмен

                      1. Что происходит с энергией?

                      2. Что происходит с веществами?

                      3. Начальные продукты процесса

                      4. Конечные продукты процесса

                      5. В каком виде используется или расходуется энергия?

                      Урок по биологии на тему «Клетка»

                      Пластический обмен

                      Энергетический процесс

                      Урок по биологии на тему «Клетка»


                      Урок по биологии на тему «Клетка»



                      Обмен веществ и энергии_____________________________________________

                      ____________________________________________________________________

                      1.3 Дополни схему.

                      Урок по биологии на тему «Клетка»





                      1.4 Заполните таблицу «Этапы энергетического обмена»

                      Название этапа

                      Где происходит

                      Условия

                      Исходные вещества

                      Промежуточные вещества

                      Конечные вещества

                      Число молекул АТФ

                      Количество

                      Е запасенной

                      в клетке

                      % количество сберегаемой энергии

                      % количество рассеивающейся энергии









                      Запишите общее уравнение энергетического обмена:

                      ___________________________________________________________________________________

                      Фотосинтез - это_______________________________________________________

                      _______________________________________________________________________

                      1.5. Рассмотрите имеющиеся иллюстрации опытов. Подумайте и ответьте на вопрос, что доказывает каждый из предложенных опытов?

                      1. Опыт Джозефа Пристли (с мышонком) _______________________________

                      2 Опыт с лучинкой __________________________________________________

                      3 Опыт со щёлочью под колпаком _____________________________________

                      4 Опыт с надписью на листе герани ____________________________________

                      5. Опыт с окаймлённой геранью ________________________________________

                      1.6 Установите соответствие между рисунком и тем, что этот опыт доказывает.


                      1

                      Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»

                      А

                      Органические вещества образуются только при наличии хлорофилла.

                      2

                      Урок по биологии на тему «Клетка»

                      Б

                      Необходимость углекислого газа для фотосинтеза.

                      3

                      Урок по биологии на тему «Клетка»

                      В

                      Образование крахмала в листьях на свету.

                      4

                      Урок по биологии на тему «Клетка»

                      Г

                      Выделение растениями кислорода, необходимого для дыхания живых организмов.

                      5

                      Опыт с комнатным растением

                      геранью окаймлённой

                      Своё название это растение получило из-за белых, лишённых хлорофилла участков хлорофилла по краю листа.

                      Поставили растение на яркий свет. Через несколько часов срезали один из листьев и проанализировали его на содержание крахмала. Оказалось, что в белой каёмке листа крахмала нет.

                      Д

                      Зелёные растения выделяют кислород только на свету.


                      1.7 Сравните этапы фотосинтеза


                      Особенности

                      Световая фаза

                      Темновая фаза

                      Место протекания процесса



                      Необходимые вещества




                      Процессы, происходящие на данном этапе



                      Что образуется?




                      1.8 Запищите суммарное уравнение двух этапов фотосинтеза:

                      _______________________________________________________________________

                      Саморегуляция


                      1Урок по биологии на тему «Клетка».1 Дайте определения понятий

                      Гомеостаз - это ____________________________

                      __________________________________________

                      Саморегуляция -это ________________________

                      __________________________________________

                      С точки зрения физиологии, система поддержания клеточного гомеостаза, в частности высших животных и человека, складывается из пяти основных уровней регуляции:


                      1. Нервной, гуморальной, объединяемой понятием нейрогуморальная или центральная регуляция

                      2. системной

                      3. органной

                      4. тканевой и

                      5. собственно внутриклеточной (рисунок 23).

                      1.2 Рассмотрите механизм терморегуляции в организме человека

                      Какой процесс мы можем назвать терморегуляцией?

                      ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

                      Схема терморегуляции

                      Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»



                      Чувствительные нейрона передают

                      Урок по биологии на тему «Клетка»информацию

                      Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»

                      ДУрок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»вигательные нейроны Гормоны Двигательные нейроны Гормоны

                      Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»

                      Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»

                      Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»

                      Урок по биологии на тему «Клетка»Урок по биологии на тему «Клетка»



                      В результате температура тела остается постоянной!!!

                      Какие системы регулируют процесс терморегуляции?

                      ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                      Раздражимость, возбудимость, движение

                      1. Дайте определения понятий

                      Раздражимость - это________________________________________________ __________________________________________________________________ Возбудимость - это ________________________________________________

                      __________________________________________________________________

                      Движение - это ____________________________________________________

                      __________________________________________________________________

                      Урок по биологии на тему «Клетка»

                      Раздражимость у одноклеточных организмов

                      Таксисы -это _____________________________________________________

                      Раздражимость у многоклеточных растений.

                      Тропизмы -это ____________________________________________________

                      Урок по биологии на тему «Клетка»Фототропизм - это___________________________________ __________________________________________________________________

                      Урок по биологии на тему «Клетка»




                      Геотропизм - это __________________________________________________

                      __________________________________________________________________

                      Помимо тропизмов, у растений наблюдаются движения иного типа - настии.

                      Урок по биологии на тему «Клетка»

                      Настии -это _______________________________________________________

                      Раздражимость у многоклеточных животных. Рефлексы.

                      Рефлекс - это _____________________________________________________

                      __________________________________________________________________

                      Безусловные рефлексы _____________________________________________

                      Условные рефлексы ________________________________________________

                      Рост и развитие ____________________________________________________

                      Движение _________________________________________________________Урок по биологии на тему «Клетка»

                      43

                      © 2010-2022