Технологическая карта урока по ФГОС

Технологическая карта урока по учебному предмету «Биология» в 6-ом классе на тему «Корень: его строение и значение». Урок изучения нового материала с использованием планшета Surface с Windows RT. Данная разработка получила диплом 2-ой степени на всероссийском конкурсе педагогического мастерства "Мой лучший урок по ФГОС" в номинации "Разработка технологической карты урока". Цели урока: 1) сформировать представление о внешнем и внутреннем строении корня; 2) продолжить формировать УУД (личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные).    
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ивакина И.В.

учитель биологии МБОУО гимназии №30,

г. Иваново Ивановской области

Технологическая карта урока по учебному предмету «Биология» в 6-ом классе на тему «Корень: его строение и значение»


Тип урока:

Урок изучения нового материала с использованием планшета Surface с Windows RT

Авторы УМК:

  1. И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова: Биология. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС. - М.: Вентана-Граф, 2014.

  2. Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А.: Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. - М.: Вентана-Граф, 2014.

Цели урока:

1) сформировать представление о внешнем и внутреннем строении корня;

2) продолжить формировать УУД личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Предметные результаты:

-формировать умение определять основные органы растений (корень);

-формировать умение объяснять особенности внешнего и внутреннего строения корня и его роль в жизнедеятельности растения;

-формировать умение понимать смысл биологических терминов: корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, стержневая корневая система, мочковатая корневая система.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

-сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать вопрос урока;

-сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

-сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений.

Познавательные УУД

-сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с эор-анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Коммуникативные УУД

-сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Оборудование:

мобильный класс, состоящий из 26 планшетов Surface с Windows RT; доступ к сети Интернет; проектор, экран, компьютер; учебник; тетрадь к учебнику на печатной основе (часть 1).

Образовательные ресурсы:

school-collection.edu.ru/

Технология проведения урока (этапы)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки - на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки.

- Ребята, сегодня мы с вами переходим к изучению нового раздела.. Знания, которые вы получите на этом уроке очень важны.

Проговаривают стихотворение - правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Коммуникативные УУД: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других.

  1. Проблемная ситуация и актуализация знаний

Цель этапа:

-организовать актуализацию знаний;

-развивать монологическую речь.

- Организует постановку проблемы актуализацию знаний по теме «Корень»: исторический факт: подсчет корней натуралистом Дитмером показал наличие огромного числа корней, их большую протяженность и суммарную площадь. Какой вопрос сегодня мы будем обсуждать на уроке? Зачем растению такое множество корней?

Записывает формулировки учащихся на доске, совместный с учащимися выбор лучшей формулировки.

- Расскажите мне, что вы уже знаете о корнях, что нам пригодится из имеющихся знаний для их изучения. Учитель фиксирует на доске сведения, названные ребятами, и комментирует их связь с данной темой.

- Пытаются найти ответ на вопрос, поставленный учителем.

Выбирают вместе с учителем наилучшую формулировку ответа на вопрос.

- Рассказывают то, что знают о корнях.



Регулятивные УУД:

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности и формулировать вопрос урока.

3. Совместное открытие знаний.

Цель этапа:

- обеспечить восприятие, осмысления и первичное закрепления полученных знаний учащимися.

- Организует постановку цели урока.

Ребята, мы с вами уже знаем, насколько важны для растений семена. А какие еще важные части растений вы знаете?

Тема урока «Корень: его строение и значение».

- Почему корень можно считать якорем, насосом и хранилищем? Записывает версии учащихся на доске.

- Записывает функции корня на доске:

1) закрепление растения в почве;

2) проведение питательных веществ к стеблю

3) поглощение воды и минеральных солей;

4) накопление питательных веществ.

- Какое же строение должен иметь корень, чтобы выполнять все эти функции? Работа с интерактивным рисунком видов корней: school-collection.edu.ru/catalog/res/289c1468-759e-4d0d-a583-5fdd25dee732/view/

- Чтобы эффективнее выполнять свои функции, все виды корней растения объединяются в систему. Что такое система? Что такое корневая система? Запись на доске определения корневой системы как совокупности всех корней одного растения.

- Организует работу с интерактивным рисунком «Характеристика стержневой и мочковатой корневых систем»: school-collection.edu.ru/catalog/res/9c9bfaa2-ccdc-4db6-acae-c6b1ad72d6d2/view/

- Организует взаимопроверку в парах выполнения задания в тетради на печатной основе.

- Сейчас мы разберем. Каким же образом будут осуществляться функции поглощения воды и минеральных веществ, проведения веществ к стеблю.

Организует работу с интерактивным рисунком зон корня с их краткой характеристикой school-collection.edu.ru/catalog/res/2c12347b-730a-4f8c-9ebe-d2f752194e14/view/

- С помощью учителя ставят цель урока, проговаривают ее, записывают в тетрадях.

- Пытаются найти ответ на вопрос, поставленный учителем.

- Записывают в тетрадях функции корня.

- Самостоятельно рассматривают интерактивный рисунок, работают с тетрадью на печатной основе, выполняют задание 1 (подписать на рисунке виды корней).

- Формулируют определение системы.

- Записывают в тетради определение корневой системы.

- Самостоятельно рассматривают интерактивный рисунок, работают с тетрадью на печатной основе, выполняют задание 2 (заполнение таблицы).

- Работают в парах по взаимопроверке заполнения таблицы. Исправляют ошибки.

- Самостоятельно рассматривают интерактивный рисунок, работают с тетрадью на печатной основе, выполняют задание 3 (заполнение таблицы).









Коммуникативные УУД:

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Познавательные УУД:

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений: работа с интерактивными заданиями - анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий.

Регулятивные УУД:

Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону и самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует самостоятельную работу по выполнению тестовых заданий на новую тему.

Организует работу по самопроверке учащимися выполненных заданий по эталону.

Выполняют задания на карточке.

Выполняют взаимопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.

Регулятивные УУД:

Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений.

Коммуникативные УУД:

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- О чем мы сегодня говорили на уроке? Что нового узнали? Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться? Оцените свои достижения на уроке Кто доволен своей работой, все ли было понятно?

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку в еженедельнике.

Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

6. Домашнее задание

Параграф «Корень», придумать кроссворд на тему «Корень»





Приложение 1

Перечень используемых ЭОР

Название ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Виды корней

Интерактивный рисунок видов корней с краткой характеристикой.

school-collection.edu.ru/catalog/res/289c1468-759e-4d0d-a583-5fdd25dee732/view/

2

Типы корневых систем

Интерактивный рисунок с характеристикой стержневой и мочковатой корневых систем.

school-collection.edu.ru/catalog/res/9c9bfaa2-ccdc-4db6-acae-c6b1ad72d6d2/view/

3

Зоны корня

Интерактивный рисунок зон корня с краткой характеристикой.

school-collection.edu.ru/catalog/res/2c12347b-730a-4f8c-9ebe-d2f752194e14/view/

Приложение 2

Карточка для выполнения тестового задания на самостоятельное применение знаний.

  1. Поступление воды и минеральных веществ в корень происходит:

1 - в зоне проведения

2 - в зоне роста

3 - в зоне всасывания

4 - в корневом чехлике

  1. Образование новых клеток корня происходит в:

1 - в зоне всасывания

2 - в зоне проведения

3 - в зоне деления

  1. Передвижение воды и минеральных веществ по корню в стебель происходит в:

1 - зоне проведения

2 - зоне роста

  1. - зоне всасывания

  2. Придаточные корни образуются:

1 - только на главном корне

2 - только на нижней части стебля

3 - как на стебле, так и на листьях

4 - на всех перечисленных органах



  1. Установите соответствие между типом ткани и зоной корня, которую она формирует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ЗОНА КОРНЯ ТИП ТКАНИ

А) корневой чехлик 1) покровная

Б) зона деления 2) образовательная

В) зона всасывания

Г) зона роста



А

Б

В

Г





Приложение 3

Эталон ответов

1 - 3

2 - 3

3 - 1

4 - 4

5 -

А

Б

В

Г

1

2

1

2



© 2010-2022