Мастер-класс Применение ИКТ в обучении и подготовке проектов

Мастер-класс "Применение ИКТ в обучении и подготовке проектов" рекомендую педагогам для самообразования и для подготовки к заседаниям методических объединений. Задачи:  •Демонстрация опыта работы по использованию ИКТ в обучении и подготовке проектов; Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.  Использование ИКТ на уроках это маленькая крупица в подготовке обучающихся к будущей жизни в информационном обществе. 1. Что же нужно для того, чтобы урок с использованием ИКТ ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал МОБУ Ромненская СОШ - Калиновская ООШ








Мастер-класс

"Применение ИКТ в обучении и подготовке проектов"







Подготовила учитель биологии Т.Г.Костюченко
















с.Калиновка

Мастер-класс "Применение ИКТ в обучении и подготовке проектов"

Задачи:

  • Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов;

  • Демонстрация опыта работы по использованию ИКТ в обучении и подготовке проектов

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Время

Подготовительно-организационный.

Приветствие.

Постановка проблемы.

Формы и методы применения ИКТ в учебном процессе

7 мин.

Основная часть.

  1. ИКТ в обучении

Использование готовых электронных продуктов.

Использование презентаций PowerPoint на уроках

Интернет

2. ИКТ в подготовке проектов

25 мин.

Рефлексия.

Обсуждение.

Обратная связь.

5-7 мин.


Использование ИКТ на уроках это маленькая крупица в подготовке обучающихся к будущей жизни в информационном обществе.

1. Что же нужно для того, чтобы урок с использованием ИКТ прошел успешно?

  • Соответствующее оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, большой экран, телевизор, видеомагнитофон, DVD.

  • Учитель, владеющий компьютерными навыками.

  • Учебные электронные издания, материалы из Интернета либо собственные разработки уроков (мультимедиа-презентации).

  • Компьютерные учебники, которые содержат богатый иллюстративный материал (видео, звук), анимацию, включают в себя дополнительный материал к разным курсам, биографические справки, словарь.

  • Электронные энциклопедии, которые в основном выполняют иллюстративную функцию;

  • Репетиторы-контролеры, которые выявляют уровень подготовленности уч-ся при помощи тестов, и т.д. .

2. Какие варианты работы с ИКТ во время урока вы используете?

  • Комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИКТ и работу уч-ся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа-презентации.

  • Урок-лекция по изучению нового материала, который предполагает в течение всего занятия использование ИКТ в качестве иллюстративного материала.

  • Урок-семинар, когда учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ.

  • Защита проектных работ учащимися с использованием ИКТ.

  • Урок обобщения, когда в течение всего занятия используются ИКТ (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы, материалы готовых CD-ROM, мультимедиа-презентации, разработанные учителем, учащимися).

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:

  1. обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, рисунки и т.д.);

  2. создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;

  3. использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

  4. организовать работу с электронным учебником на уроке;

  5. применить учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

  6. осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

  7. организовать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;

  8. разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.

Мой опыт обучения детей биологии, химии строится на ИКТ в трёх направлениях, это:

1. Учебная деятельность

2. Внеклассная работа

3. Подготовка к экзаменам

ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ.

Использование готовых электронных продуктов.

Мультимедийные учебники (демонстрационные средства (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе - понятий

Энциклопедии

Электронные справочники

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока

  • как способ создания проблемной ситуации,

  • как способ объяснения нового материала,

  • как форма закрепления изученного,

  • как форма проверки домашнего задания,

  • как способ проверки знаний в процессе урока.

Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.

Использование мультимедийных презентаций

Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы, звуковое сопровождение.

Возможности презентаций:

1. Демонстрация фильмов, анимации.

2. Выделение (нужной области).

3. Гиперссылки.

4. Последовательность шагов.

5. Интерактивность.

6. Движение объектов.

7. Моделирование.

Программа PowerPoint позволяет создавать презентации, которые могут быть частью, основой урока или творческой работой учащихся.

(пример)

Ученические презентации как образовательный продукт урока.

Педагогическое применение программы PowerPoint для выполнения компьютерных презентаций дает огромные развивающие возможности для школьников. При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:

  • Критическое осмысление информации;

  • Выделение главного в информационном сообщении;

  • Систематизирование и обобщение материала;

  • Грамотное представление имеющейся информации.

Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению предмета, способствует повышению уровня восприятия информации.

Необходимо обучать школьников основным правилам создания и оформления презентаций:

Оформляйте слайд как можно проще;

Помещайте на слайд только один тезис

Пишите в заголовке основную мысль слайда

Используйте минимум текста

Используйте жирный шрифт, курсив и подчеркивание только в заголовке

Откажитесь от градиентной заливки, тени и объема

Используйте только три цвета в слайдах

Используйте структурные слайды вместо текстовых, если возможно

Выполняйте все заголовки в едином стиле

Используйте четкие изображения с хорошим качеством

Используйте анимацию только в том случае, когда это действительно необходимо (лишняя анимация только отвлекает)

Презентация выигрывает, если использовать звуковое сопровождение и видеоматериалы

Размещайте все вложенные файлы в ту же папку, что и презентацию.

Интернет.

Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки.

В Интернете представлена Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Ее адрес school-collection.edu.ru.

В коллекции можно найти материалы, относящиеся к конкретному учебнику биологии, химии, географии. Это словарные статьи, картины, портреты и биографии выдающихся личностей, презентации, интерактивные карты, анимированные графики, тесты и др.

Использование ИКТ в проектной деятельности - это реальность сегодняшнего дня. Информационные технологии используются практически на каждом этапе исследовательской деятельности: поиск информации, ее обработка, оформление проекта и его презентация.

Что мы понимаем под методом проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

  • выдвижение гипотез их решения;

  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Общие подходы к структурированию проекта:

Начало проекта на уроке. Выполнение проекта во внеурочное время.

1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников.

2. 1) Продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

2) Формулировка основополагающего вопроса ( яркий, интересный для учащихся; предполагает исследование (нельзя на него ответить однозначно или найти ответ в учебнике); должен распадаться на проблемные вопросы; соответствует возрасту учащихся, типу пректа).

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

1)Постановка целей исследования;

2)Выдвижение гипотезы;

3)Определение задач исследования;

4)Определение методов исследования.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Публичная защита проектов (ИКТ).

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы





















Этапы работы над исследовательским проектом

1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)

1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).

1.2. Определение цели, формулирование задач.

1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).

1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.

1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

2. Поисково-исследовательский этап

2.1. Определение источников информации.

2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.

2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.

2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.

2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3. Трансляционно-оформительский этап

3.1. Предзащита проекта (в классе)

3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

3.3. Подготовка к публичной защите проекта:

3.3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);

3.3.2. стендовая информация о проекте.

4. Заключительный этап

4.1. Публичная защита проекта.

4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

4.3. Итоговая конференция



© 2010-2022