Рабочая программа электива Биоиндикация (11класс)

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Устьянская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

На заседании ШМО

естественнонаучного цикла

Протокол №… от

«….» август 2015г.

Принято

На педагогическом совете школы

Протокол №… от

«…» август 2015г.

Утверждаю

Директор МКОУ «Устьянская СОШ»

____________Т.М.Никулина

Приказ №…… от

02.09. 2014г.

Рабочая программа


Элективного курса. Экология. «Биоиндикация»

11 класс

Базовый уровень

на 2015- 2016 учебный год

Учитель химии и биологии

Всего часов в год -35, в неделю-1час.

Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений « Экология» 8-11классы/ сост. Г.М. Пальдяева. Дрофа, Москва 2011. Программа элективного курса «Биоиндикация» автор Н.А.Кузнецова, в соответствии с федеральным базисным учебным планом, 2004г., по которому работает школа, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях.

Рабочую программу составила:

Плотникова Н. В. учитель химии и биологии

высшей квалификационной категории

с.Устьянка





Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 11 класса, проявляющих интерес к экологии. Изучение элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника.

Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений, проектов по избранным темам.

Курс позволяет связать воедино разноплановые знания учащихся об окружающей среде, сопоставляя химические, физические и биологические сведения. У школьников развивается целостное восприятие природы, системное мышление. Данный курс позволяет ученикам самостоятельно давать оценку качества среды с помощью доступных методик, формируется более активное и научно обоснованное восприятие окружающей действительности.

Цель курса:

  • сформировать знания о биологических способах оценки качества почвы, воды и воздуха;

  • дать представление о научных основах природопользования;

  • научить применять полученные знания по оценке качества окружающей среды на практике, вплоть до повседневной жизни человека.

Задачи курса:

  1. Дать знания об основных источниках ухудшения качества среды.

  2. Рассмотреть механизмы реагирования живых объектов на нарушение человеком окружающей среды.

  3. Объяснить реакцию клеток, организмов, популяций и сообществ на антропогенное воздействие.

  4. Показать, как изменения живых объектов, в свою очередь, отражают качество среды.


  1. Познакомить с разными областями биоиндикации.

  2. Развить системные представления об окружающем мире.

Элективный курс рассчитан на 35 часов в год, 1 час в неделю.. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, .

Проверка и оценка качества знаний. Контроль знаний не является главным в работе на занятиях. Текущие знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ после каждого раздела курса и традиционных опросов в течение изучения темы.

В качестве основного образовательного результата выступает сформированная система базовых ценностей:

  • жизнь, здоровье, человек, знание, труд, терпение, успех;

  • умение оперировать знаниями;

  • эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие и отношение к нему как значимому условию своего собственного благополучия и успеха и успеха других.

Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель - ученик, активного обсужде­ния материала в форме ученик(и) - ученик(и), ученик - учитель.

Структура изучаемого элективного курса


Наименование раздела, тема

Количество часов

Всего

теоретические

практические

1.

Введение.

1



Тема

1.

Основные источники ухудшения качества среды.

2



Тема

2.


Основные понятия биоиндикации.

2



Тема

3.

Изменения в клетках при загрязнении среды.

2


Лр.№ 1,

Лр.№ 2

Тема

4.

Биоиндикация на уровне организма.

4


Лр.№ 3

Лр.№ 4,

Лр.№ 5

Лр.№ 6

Тема

5.

Изменения в популяциях и сообществах под влиянием деятельности человека.

4


Лр.№ 7,

Лр.№ 8

Лр.№ 9

Тема

6.

Биологическая оценка качества воды.

4


Лр.№ 10,

Лр.№ 11

Лр.№ 12

Тема

7.

Биологическая оценка качества воздуха.

4


Лр.№ 13,

Лр.№ 14

Лр.№ 15 ,


Тема 8.

Биологическая оценка качества почвы.

4


Лр.№ 16 ,

Лр.№ 17

Тема 9.

Биотестирование.

4


Лр.№ 18 ,

Лр.№ 19

Тема

10.

Биомониторинг.

3


Лр.№ 20 ,

Лр.№ 21


Заключение.

1




Итого

35


21




Календарно - тематический план


Наименование раздела программы, тема урока

Всего часов

дата

по плану

фактич.


Введение.

1



1.

Понятие качества окружающей среды и подходы к его оценке.




Тема 1.

Основные источники ухудшения качества среды.

2



1.1(2)

Масштабы вмешательства человека в окружающую среду. Типы антропогенных нарушений.

1



1.2(3)

Стресс-факторы. Основные источники загрязнения.




Тема 2.


Основные понятия биоиндикации.

2.



2.1(4)

Краткая история биоиндикации. Современные программы биологического контроля.

1



2.2(5)

Области применения биоиндикации. Контроль в биоиндикации.

1



Тема 3.

Изменения в клетках при загрязнении среды.

2.



3.1(6)

Биоиндикация на клеточном уровне. Достоинства и недостатки.

Л р.№1.Тест на помутнение.

1



3.2(7)

Способы выявления загрязняющих веществ по интенсивности фотосинтеза, дыханию клетки, накоплению индикатора стресса, «энергетическому заряду» клетки, плазмолизу, апоптозу.

Л.р. №2.Плазмолиз в клетках растений при газодымовом загрязнении.

1



Тема 4.


Биоиндикация на уровне организма

4



4.1.(8)

Морфологические изменения растений. Окраска листьев, вид некротических зон при действии разных стресс-факторов.

Л.р.№3 Изменение окраски листьев деревьев.

Л.р.№4.Виды некрозов листьев.

1



4.2.(9)

Нарушения симметрии органов растений и животных при ухудшении качества среды.

Л.р.№5. Нарушение симметрии концевых побегов ели.

1



4.3.(10)

Индикация загрязнения по морфологическим признакам животных.

1



4.4(11)

Промышленный меланизм, уродства и др. Нарушения поведения как показатель изменения среды.

Л.р.№6. Оценка жизненности деревьев(на примере ели и берёзы)

1




Тема 5.


Изменения в популяциях и сообществах под влиянием деятельности человека

4.



15.1.(12)

Биоиндикация на популяционно-видовом уровне. Сорные растения и синантропные животные. Изменение ареалов видов под влиянием деятельности человека.

Л.р.№7. Карты изменения ареалов видов под влиянием деятельности человека.

1



5.2.(13)

Процессы в популяциях: изменения возрастных спектров, нарушение пространственного распределения. Динамика популяций в нарушенной среде.

Л.р.№8. Возрастные спектры популяций деревьев.

1



5.3.(14)

Биоиндикация на ценотическом уровне. Сокращение видового состава и разнообразия сообществ.

1



5.4.(15)

Нарушение трофической структуры сообществ и её последствия для экосистем. Изменение хода сукцессии.

Л.р.№9.Изменение структуры сообществ в градиенте нарушения среды.

1


Рабочая программа электива Биоиндикация (11класс)

Тема 6.


Биологическая оценка качества воды.

4



6.1.(16)

Источники загрязнения водоёмов. Мониторинг угрозы кишечных инфекций

Л.р.№10. Расчёты угрозы кишечных инфекций

и безопасности плавания в водоёмах.

1



6.2.(17)

Трофность и сапробность водоёмов.

Л.р.№11. Определение сапробности водоёма по донным беспозвоночным.

1



6.3.(18)

Оценка токсичности воды. Организмы- индикаторы нарушенного состояния водоёмов.

1



6.4.(19)

Индексы сапробности и общей оценки качества воды.

Л.р.№12. Определение общего качества воды по донным беспозвоночным.

1



Тема 7.


Биологическая оценка качества воздуха.

4



7.1.(20)

Лишайники как индикаторы газодымового загрязнения.

1



7.2.(21)

Метод трансплантации. Лишайники в мегаполисе.

Л.р.№13. Определение индекса чистоты воздуха по лишайникам.

1



7.3.(22)

Индикация газодымовых выбросов по хвойным растениям. Л.р.№ 14 Оценка качества воздуха по продолжительности жизни хвои.

1



7.4.(23)

Рост разнообразия формы листьев при загрязнении воздуха. Л.р. № 15. Разнообразие формы листьев берёзы как отражение загрязнённости воздуха.

1



Тема 8.


Биологическая оценка качества почвы.

4



8.1.(24)

Виды растений- индикаторов трофности, кислотности, засолённости и других свойств почв. Липа как индикатор засолённости городских почв. Л.р. № 16. Оценка засоления почвы по листьям липы.

1



8.2.(25)

Растительные сообщества и свойства почвы (ряды ельников и сосняков Сукачева).

Л.р. № 17. Индикация свойств почвы по растительному покрову.

1



8.3.(26)

Зоологический метод диагностики почвы. Вклад почвенной зоологии в решение спорных вопросов почвоведения.

1



8.4.(27)

Индикация стадий разложения древесины. Оценка санитарного состояния почвы.

1



Тема 9.


Биотестирование.

4



9.1.(28)

Биотестирование - оценка качества почвы, воды и воздуха с помощью живых объектов в лабораторных условиях.

1



9.2.(29)

Тест - организмы и требования к ним. Острые и хронические опыты.




9.3.(30)

Проращивание семян для оценки загрязнения почвы и воздуха. Л.р. № 18. Определение качества почвы по прорастанию семян.

Л. р. № 19. Определение качества воды по прорастанию семян.




9.4.(31)

Многокомпонентные тест- системы и подбор индикаторных видов.

1



Тема 10.


Биомониторинг.

3



10.1.(32)

Государственная система контроля качества вод. Показатели состояния водоёмов.

1



10.2.(33)

Последние достижения в области теории и практики биоиндикации. Биологические индикаторы в системах регионального мониторинга. Л.р. № 20. Графические способы представления результатов интегрированного мониторинга (метод «Амёбы»)

1



10.3.(34)

Современные биологические подходы к определению предельно допустимого уровня нагрузки на экосистемы.

Л.р. № 21. Расчёты предельно допустимого уровня нагрузки на экосистемы по биологическим показателям.




11.1.(35)

Заключение.

Современное состояние теории и практики биоиндикации.

1




ИТОГО:

35




Перечень лабораторных работ.


Лабораторная работа № 1. Тест на помутнение.

Лабораторная работа № 2. Плазмолиз в клетках растений при газодымовом загрязнении.

Лабораторная работа № 3. Изменение окраски листьев деревьев.


Лабораторная работа № 4. Виды некрозов листьев.

Лабораторная работа № 5. Нарушение симметрии концевых побегов ели.

Лабораторная работа № 6. Оценка жизненности деревьев (на примере ели и берёзы)

Лабораторная работа № 7. Карты изменения ареалов видов под влиянием деятельности человека.

Лабораторная работа № 8. Возрастные спектры популяций деревьев.

Лабораторная работа № 9. Изменение структуры сообществ в градиенте нарушения среды.

Лабораторная работа № 10. Расчёты угрозы кишечных инфекций

и безопасности плавания в водоёмах.

Лабораторная работа № 11. Определение сапробности водоёма по донным беспозвоночным

Лабораторная работа № 12. Определение общего качества воды по донным беспозвоночным.

Лабораторная работа № 13. Определение индекса чистоты воздуха по лишайникам.

Лабораторная работа № 14. Оценка качества воздуха по продолжительности жизни хвои.

Лабораторная работа № 15. Разнообразие формы листьев берёзы как отражение загрязнённости воздуха.

Лабораторная работа № 16. Оценка засоления почвы по листьям липы.

Лабораторная работа № 17. Индикация свойств почвы по растительному покрову.

Лабораторная работа № 18. Определение качества почвы по прорастанию семян.

Лабораторная работа № 19. Определение качества воды по прорастанию семян.

Лабораторная работа № 20. Графические способы представления результатов интегрированного мониторинга (метод «Амёбы»)

Лабораторная работа № 21. Расчёты предельно допустимого уровня нагрузки на экосистемы по биологическим показателям.


Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать:

  • причины ухудшения качества среды;

  • что происходит с организмами в неблагоприятных условиях, как нарушается работа клеток;

  • что происходит с популяциями и сообществами под влиянием деятельности человека;

  • как с помощью живых объектов выяснить качество почвы, воды, воздуха;

  • как организуется биомониторинг;

  • что делается в нашей стране и за рубежом в области биоиндикации,

Уметь:

  • проводить простейшие тесты для оценки качества природных сред (почвы, воды, воздуха);

  • распознавать изменения растений, связанные с загрязнением воздуха и почвы;

  • определять качество воды по обитателям водоёмов,




Перечень рекомендуемой литературы

  1. Афанасьев Ю.А. Мониторинг и методы контроля окружающей среды. М.; МНЭПУ, 2001.

  2. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем, / под,ред, Р,Шуберта.-М. Мир, 1988.

  3. Базаров Л.Г. Лишайники в экологическом мониторинге,- М.: Научный мир, 2002.

  4. Смуров А.В. Основы экологической диагностики,- М.:Ойкос, 2003.

  5. Состояние и комплексный мониторинг природной среды и климата, Пределы изменений,-М.;Наука, 2001.


© 2010-2022