- Преподавателю
- Биология
- Урок биологии Мышцы. Работа мышц
Урок биологии Мышцы. Работа мышц
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Василенко Н.Н. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: «Мышцы. Работа мышц»
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: Урок с применением ИКТ.
Цели:
1 Формирование представлений и знаний об анатомии, физиологии мышц человека - компонентов единой опорно-двигательной системы органов.
2 Воспитание бережного отношения к организму человека. Создание условий для воспитания культуры общения и стремления к здоровому образу жизни.
3 Создание условий для развития внимания, мышления.
Оборудование.
Средства ИКТ, презентация в PowerPoint .
План урока
-
Организационный момент:
Учитель - На сегодняшнем уроке мы продолжим рассмотрение вопросов из раздела «Опорно-двигательная система человека», благодаря органам которой вы физически смогли прийти на урок. Назовите их.
Ученик - Скелет и мышцы.
Учитель - Верно. Проблема сегодняшнего урока - получить представление об опорно-двигательной системе - сложной комплексной системе костей и мышц, поэтому вспомним особенности строения скелета человека.
-
Проверка домашнего задания:
Учитель - Приглашает учащихся к доске с вопросом «Характеристика частей скелета»:
а) головы;
б) туловища;
в) конечностей;
г) поясов конечностей.
-
Объяснение нового материала:
Учитель - Давайте вспомним вопрос «Виды ткани». Из какой ткани состоят мышцы?
Ученик - Из мышечной.
Учитель - Мышцы - органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов(записываем в тетрадь).
- В теле человека - 600 скелетных мышц (40 % от веса тела, у новорожденных -до 25%, к старости - до 30%). Итак, различают скелетные и гладкие мышцы (записываем в тетрадь).
а) Гладкие (непроизвольные). Состоят из гладкой мышечной ткани и располагаются в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, в коже. Сокращения этих мышц не зависят от воли человека.
б) Скелетные (произвольные). Состоят из поперечнополосатой мышечной ткани и сокращаются по воле человека (произвольно).
Это - мышцы:
а) головы - жевательные и мимические.
Формирование навыков и умений (Творческое задание)
Учитель предлагает с помощью мимики изобразить:
- зубную боль;
- не подготовился к контрольной;
- получил хорошую отметку;
- поссорился с другом.
(улыбнитесь, погримасничайте)
"Мимика - движение мышц лица, выражающие внутреннее состояние. Выразительная мимика".
б) туловища:
-спины - движение шеи, позвоночника, конечностей, поддержание вертикального положения тела,
- живота - повороты туловища, образование брюшного пресса
- дыхательные - межреберные, диафрагма (вспомнить).
Строение скелетной мышцы:
а) поперечнополосатые мышечные волокна (в пучки);
б) соединительно-тканная оболочка;
в) сухожилия (в местах прикрепления к костям);
г) нервы (передача нервных импульсов);
д) кровеносные сосуды (питание, дыхание мышечной ткани).
Учитель - Для чего мышцы крепятся к костям? Для осуществления работы (при сокращении мышца давит на кость как на рычаг, кости сближаются или удаляются)
Работа мышц:
- Статическая (удержание позы, груза)
- Динамическая (движения)
Мышцы, обеспечивающие движения:
- антагонисты
- синергисты (работа с учебником стр. 55)
Величина работы зависит от силы мышц (F=mg) и их длины.
Сила мышц прямо пропорциональна поперечному сечению всех мышечных волокон данной мышцы.
Утомление мышц.
Учитель - В процессе работы в мышцах накапливаются вредные вещества, это вызывает утомление мышц - постепенное снижение работоспособности мышц (в тетрадь).
Способы снятия утомления:
1 активный отдых
2 пассивный отдых
Учитель - какой из видов отдыха быстрее снимает утомление? (глядя на слайд)
Ученик - активный отдых
Учитель - О значении двигательной активности в 21 веке.
Гиподинамия - снижение двигательной активности( работа с учебником стр. 63 - в тетрадь)
Эти слова были высечены на скале в Древней Греции. Как вы их понимаете? Правы ли были древние греки?
"Если хочешь быть сильным - бегай,
хочешь быть красивым - бегай,
хочешь быть умным - бегай".
Ученики - высказывают свои мнения.
Учитель - "Лучшего средства от хвори нет, делай зарядку до старости лет"
(Физкультминутка)
4 Рефлексия.
Учитель - Что нового вы узнали о своем организме?
- Как вы думаете, только у людей есть эмоции?
- Для чего мы изучаем строение организма человека?
5 Вывод: Формирование представлений об анатомии, физиологии мышц человека - компонентов единой опорно-двигательной системы органов дает необходимые знания для организации комплекса действий в рамках бережного отношения к своему организму, создания условий для воспитания культуры общения и стремления к здоровому образу жизни.
6 Домашнее задание - учебник: п. 10-11, стр.57 №4