Урок биологии Мышцы. Работа мышц

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Мышцы. Работа мышц»

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: Урок с применением ИКТ.

Цели:

1 Формирование представлений и знаний об анатомии, физиологии мышц человека - компонентов единой опорно-двигательной системы органов.

2 Воспитание бережного отношения к организму человека. Создание условий для воспитания культуры общения и стремления к здоровому образу жизни.

3 Создание условий для развития внимания, мышления.

Оборудование.

Средства ИКТ, презентация в PowerPoint .

План урока

  1. Организационный момент:

Учитель - На сегодняшнем уроке мы продолжим рассмотрение вопросов из раздела «Опорно-двигательная система человека», благодаря органам которой вы физически смогли прийти на урок. Назовите их.

Ученик - Скелет и мышцы.

Учитель - Верно. Проблема сегодняшнего урока - получить представление об опорно-двигательной системе - сложной комплексной системе костей и мышц, поэтому вспомним особенности строения скелета человека.

  1. Проверка домашнего задания:

Учитель - Приглашает учащихся к доске с вопросом «Характеристика частей скелета»:

а) головы;

б) туловища;

в) конечностей;

г) поясов конечностей.

  1. Объяснение нового материала:

Учитель - Давайте вспомним вопрос «Виды ткани». Из какой ткани состоят мышцы?

Ученик - Из мышечной.

Учитель - Мышцы - органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов(записываем в тетрадь).

- В теле человека - 600 скелетных мышц (40 % от веса тела, у новорожденных -до 25%, к старости - до 30%). Итак, различают скелетные и гладкие мышцы (записываем в тетрадь).

а) Гладкие (непроизвольные). Состоят из гладкой мышечной ткани и располагаются в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, в коже. Сокращения этих мышц не зависят от воли человека.

б) Скелетные (произвольные). Состоят из поперечнополосатой мышечной ткани и сокращаются по воле человека (произвольно).

Это - мышцы:

а) головы - жевательные и мимические.

Формирование навыков и умений (Творческое задание)

Учитель предлагает с помощью мимики изобразить:

- зубную боль;

- не подготовился к контрольной;

- получил хорошую отметку;

- поссорился с другом.

(улыбнитесь, погримасничайте)

"Мимика - движение мышц лица, выражающие внутреннее состояние. Выразительная мимика".

б) туловища:

-спины - движение шеи, позвоночника, конечностей, поддержание вертикального положения тела,

- живота - повороты туловища, образование брюшного пресса

- дыхательные - межреберные, диафрагма (вспомнить).

Строение скелетной мышцы:

а) поперечнополосатые мышечные волокна (в пучки);

б) соединительно-тканная оболочка;

в) сухожилия (в местах прикрепления к костям);

г) нервы (передача нервных импульсов);

д) кровеносные сосуды (питание, дыхание мышечной ткани).

Учитель - Для чего мышцы крепятся к костям? Для осуществления работы (при сокращении мышца давит на кость как на рычаг, кости сближаются или удаляются)

Работа мышц:

- Статическая (удержание позы, груза)

- Динамическая (движения)

Мышцы, обеспечивающие движения:

- антагонисты

- синергисты (работа с учебником стр. 55)

Величина работы зависит от силы мышц (F=mg) и их длины.

Сила мышц прямо пропорциональна поперечному сечению всех мышечных волокон данной мышцы.

Утомление мышц.

Учитель - В процессе работы в мышцах накапливаются вредные вещества, это вызывает утомление мышц - постепенное снижение работоспособности мышц (в тетрадь).

Способы снятия утомления:

1 активный отдых

2 пассивный отдых

Учитель - какой из видов отдыха быстрее снимает утомление? (глядя на слайд)

Ученик - активный отдых

Учитель - О значении двигательной активности в 21 веке.

Гиподинамия - снижение двигательной активности( работа с учебником стр. 63 - в тетрадь)

Эти слова были высечены на скале в Древней Греции. Как вы их понимаете? Правы ли были древние греки?

"Если хочешь быть сильным - бегай,
хочешь быть красивым - бегай,
хочешь быть умным - бегай".

Ученики - высказывают свои мнения.

Учитель - "Лучшего средства от хвори нет, делай зарядку до старости лет"

(Физкультминутка)

4 Рефлексия.

Учитель - Что нового вы узнали о своем организме?

- Как вы думаете, только у людей есть эмоции?

- Для чего мы изучаем строение организма человека?

5 Вывод: Формирование представлений об анатомии, физиологии мышц человека - компонентов единой опорно-двигательной системы органов дает необходимые знания для организации комплекса действий в рамках бережного отношения к своему организму, создания условий для воспитания культуры общения и стремления к здоровому образу жизни.

6 Домашнее задание - учебник: п. 10-11, стр.57 №4


© 2010-2022