ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА И ПУТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация В статье рассматриваются вопросы содержания исследовательских компетенций, которые при системном подходе формируют исследовательскую компетентность выпускника современной школы. Ключевые слова: компетентность, компетенция, исследовательская компетентность, исследовательская компетентность школьника.
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Секция 5 «Моделирование естественно - математического образовательного пространства подготовки компетентного выпускника»

Прекрасная-Загребельная Виктория Юрьевна

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА И ПУТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы содержания исследовательских компетенций, которые при системном подходе формируют исследовательскую компетентность выпускника современной школы.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, исследовательская компетентность, исследовательская компетентность школьника.

Современное общество и система образования требуют сегодня новых подходов к подготовке выпускника школы, который должен быть разносторонне развитым, способным самостоятельно решать многие задачи, инициировать идеи и предлагать проекты. В связи с этим актуальной и перспективной проблемой «новой школы» является обучение учащихся способам добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской практики в рамках компетентностного подхода. Решение данной задачи возможно лишь при условии целенаправленного развития исследовательской компетентности школьников.

Обратимся к терминологии. Под компетенцией мы рассматриваем набор требований, а под компетентностью - опыт успешного осуществления деятельности по выполнению определенной компетенции. Компетентность - это качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны [1].

Исследовательская компетентность - совокупность знаний, способностей, навыков и опыта в проведении исследования, получении определенного нового знания, нового интеллектуального продукта, создания нового проекта, нового решения проблемы; качества и умения, которые человек должен проявлять в проведении эффективного исследования любого вопроса [1].

Исследовательская компетентность формируется в течение определенного времени, поэтапно, комплексно. Это целенаправленный, кропотливый процесс, в котором должны быть сосредоточены усилия самих учащихся, педагогов, администрации, родителей. Исследовательская компетентность школьника - это способность и готовность учащегося самостоятельно осваивать и получать новые знания, выдвигать идеи, гипотезы в результате выделения проблемы, работы с различными источниками знаний, исследования темы, проведения наблюдения (опыта, эксперимента и т.д.), предложение путей решения проблемы и поиска наиболее рациональных вариантов решения вопросов, проектов.

Исследовательские компетенции школьника могут формироваться различными способами в ходе исследовательской деятельности. В своей работе использую классификацию исследовательских компетенций Воробьевой А.В., она предлагает исследовательскую компетентность школьника разделить на три составляющих: 1) знания; 2) способности к исследованиям, умения и навыки; 3) опыт исследовательской деятельности [3]. Каждая из этих групп содержит определенные компетенции:

  1. Знания:

  • основ наук (терминология, основные законы);

  • основных терминов исследования (объект, предмет исследования, цель, задачи, актуальность, гипотеза, методы, прктическое значение работы и т. д.);

  • основных направлений исследований современной науки (на школьном уровне);

  • этапов исследовательской деятельности;

  • видов представления исследовательской деятельности;

  • критериев оценки исследования;

  • этики молодого (юного) ученого.

  1. Способности к исследованиям, умения и навыки, опыт исследовательской деятельности:

  • выделить проблему;

  • определить объект и предмет исследования;

  • сформулировать тему исследования;

  • сформулировать цели и задачи исследования;

  • сформулировать гипотезу;

  • составить план проведения исследования;

  • подобрать источники информации для темы;

  • предлагать идеи, пути решения проблем, вариантов проектов;

  • предполагать причины явлений и процессов;

  • анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы;

  • соотнести достигнутое с ранее поставленными целями и задачами.

  1. Опыт (усилия, стереотипы поведения):

  • работы с различными источниками знаний, ИКТ;

  • подборки методов для проведения конкретного исследования;

  • работы с простейшими приборами;

  • организации социологического опроса, анкетирования, интервью и т. д., работы в команде и индивидуально;

  • фиксирования и обработки результатов исследования;

  • оформления результатов исследования и представления их к защите (научно-исследовательская работа, доклад, тезисы, публикация, презентация), выступления;

  • нахождения практического значения (практического выхода) результатам исследования [3].

Таким образом, традиционные ценности образования - фундаментальность и академизм, уходят на второй план, а наиболее приоритетными становятся способности самостоятельно, активно и инициативно искать средства решения новых задач, встающих перед человеком.

Всему этому может научить школьника исследовательская и проектная деятельность в урочное и внеурочное время.

При организации научно-исследовательской деятельности необходимо следовать следующему правилу - никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Главный критерий - личный интерес и личная увлечённость. Учитель, он же руководитель, выступает как организатор исследовательской деятельности школьника. Основная его задача заключается в том, чтобы развить исследовательские способности учащихся. Необходимо предоставить ребенку возможности практического применения знаний, умений и навыков в период становления личности. Важным фактором является и то, что происходит сближение между педагогом и обучающимися. Работа над исследовательскими проектами делает мышление учащихся раскрепощенным, свободным, творческим, а самого обучающегося ставит соучастником воспитательного процесса. Исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.

Как же увлечь школьников исследовательской деятельностью? Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания недостаточно для решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования.

Естественно - математическое образовательное пространство школы - идеальная среда для формирования исследовательской компетентности будущего выпускника. Так в апреле 2011 года с учащимися группы биотехнологического профиля, в рамках реализации проекта «Профильное образование как экспериментальная площадка формирования осознанного выбора будущей профессии» началась совместная работа по формированию исследовательских компетенций. Темы первых работ носили теоретический характер: «Что такое жизнь с точки зрения физики», «Биолюминисценция живих организмов», «Альтернативная биохимия», «Особенности партеногенеза». Ребята изучали и обобщали сведения, факты, материалы, содержащиеся в разных теоретических источниках. На втором этапе, при подготовке совместного исследовательского проекта «Экодом», предлагались темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов: «Биодинамическое земледелие», «Безопасная одежда», «Благословенная еда или Консервантам вход воспрещен», «Комнатные растения целители», «Гигиеническая косметика». Экологический проект ученицы 11 класса Карандиной В. «Исследование экологической среды жилого помещения, ее влияние на здоровье человека» стал победителем II этапа Всеукраинской предметной олимпиады по экологии в 2013 году. Научно-исследовательская работа ученицы 11 Класса Самсоновой В. «Чистый берег» была награждена дипломом I степени на Республиканском конкурсе мини-проектов по биологическому краеведению им. Андрея Гребенкина.

Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития. Сегодня необходимо предоставить каждому обучающемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

Литература:

  1. Савчик Е. А. Теоретические основы построения модели формирования исследовательской компетентности старших школьников // Вестник ЧГПУ. 2012. №2.

  2. Хуторской A. B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентирванной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.



  1. Исследовательские компетенции современного школьника. Воробьева А. В [Электронный ресурс]. - Режим доступа: journal-discussion.ru/publication.php?id=157.

  2. Научно-исследовательская деятельность учащихся. Иванова Э.Г [Электронный ресурс]. - Режим доступа : geografia21.ucoz.ru/docs/nauchno-issledovatelskaja_rabota_uchashhikhsja.doc



© 2010-2022