- Преподавателю
- Биология
- Планирование Элективного курс Клетка
Планирование Элективного курс Клетка
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Герасимова С.С. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Светлана Сергеевна Герасимова
учитель Биологии
МБОУ СОШ №13
г. Александров Владимирская обл.
Тема программы
Развитие детской одаренности средствами элективного курса
"Тайны клетки"
Тема программы
Развитие детской одаренности средствами элективного курса
"Тайны клетки"
Пояснительная записка
Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно выделяем три категории одаренных детей:
-
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
-
Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
-
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Программа предназначена для учащихся 10 классов. Программа элективного курса рассчитана на 34 часов - 1 час в неделю в течение года.
Вид элективного курса: предметно - ориентированный.
Цель программы
Содействие развитию детской одаренности средствами элективного курса «Клетка»
Задачи
1 Включение в различные виды деятельности
2 Обеспечение сопровождения при выполнении индивидуальных и групповых работ
3 Развитие коммуникативной компетенции.
Содержание учебного материала программы соответствует целям обучения и дополняет учебную программу.
Значимость, роль и место данного курса определяется тем, что тема «Клетка» является важным компонентом в системе общего образования и направлена на углубленное изучение избранных разделов в области цитологии. Курс повышает уровень обученности у старшеклассников.
Основная идея курса заключается в следующем
1 Выявление уровня одаренности обучающихся
2 Курс предназначен включение в необходимые виды деятельности:
-проектная
-моделирование
-творческая (креативная)
-исследовательская
-групповое взаимодействие
-индивидуальная работа под руководством учителя
3 К каждому ребенку требуется особый (индивидуальный ) подход, использование методики проведения групповых работ, беседы, индивидуальных консультаций, помощь в подготовке заданий, проектов.
Приемы и методы работы
-выполнение лабораторных работ
-самостоятельные приготовления микропрепаратов растительной клетки
-составление таблиц «Основные этапы развития цитологии», «Значение бактерий»
-устные сообщения учащихся с последующей дискуссией («Клетка-это город»)
-составление карточек («Химический состав клетки», «Организация клетки»)
-составление сравнительных плакатов
-составление модели - аппликации «Клетка»
Ожидаемые результаты:
1 В ходе осуществления программы коммуникативное воздействие способствует выявлению и развитию детской одаренности, формирует навыки сотрудничества в процессе совместной работы, повышает роль творчества в познавательной сфере.
2 Повышение интереса к предмету биология через углубление знаний о способах выполнения практических и лабораторных работ, экспериментов.
3 Осуществление курса позволяет подготовить и вывести обучающегося к участию в олимпиадах, школьным и районным конкурсам научно-исследовательских работ, созданию и защите проектов, успешной сдачи ЕГЭ, поступлению в вуз.
Формы контроля
-тестирование
-творческие задания
-устные сообщения
-презентации
-проекты
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 10 КЛАСС
Раздел 1: Клетка как биологическая система (3 часа)
1. Введение
Клеточное строение организмов- основа единства органического мира.
Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки- основа ее целостности.
Клетка- единица жизнедеятельности организмов.
Клетка- единица роста и развития организмов.
2. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства.
3. " Как работает живая клетка"- биологическая сказка. Автор профессор Е.А.Либерман.
Раздел 2. Типы клеточной организации. Прокариотический тип организации клетки (10 часов ).
Тема1 Надцарство Прокариоты ( 2 часа)
Особенности строение и жизнедеятельности бактерий и цианобактерий как типичных представителей надцарства прокариот.
Тема 2.Значение бактерий в природе, сельском хозяйстве, промышленности, быту, медицине ( 4 часа).
- Клубеньковые бактерии.
-Бактерии гниения и брожения и борьба с ними.
- Молочнокислые бактерии- их роль для приготовление молочнокислых продуктов, силосование кормов.
-Болезнетворные бактерии и борьба с ними.
-Роль бактерий как разрушителей в природе.
Экскурсия: " Значение бактерий молочнокислого брожение для приготовления творога, простокваши, масла, сметаны".( знакомство с технологиями молочного комбината г. Александрова)
Тема 3. Меры борьбы с патогенными и условнопатогенными бактериями ( 4 часа)
Высушивание, пастеризация, стерилизация, охлаждение, консервирование, ультрафиолетовое облучение, дезинфекция для уничтожения болезнетворных бактерий.
Беседа: " Микроорганизмы, вызывающие инфекционные заболевания у человека: тиф, холера, дифтерия, столбняк, туберкулез, ангина ,бруцеллез ,сибирская язва" ( Встреча с медицинским работником- врачом- инфекционистом)
Раздел 3. Эукариотический тип организации клетки (14 часов)
Тема 1 Клетка растительная (5 часов)
-Особенности строения растительных клеток.
Виды пластид, их строение и функциональные особенности.
Клеточная стенка.
Особенности обмена веществ в растительной клетке- фотосинтез. Роль хлорофилла в поглощении энергии света. Значение фотосинтеза.
Лабораторная работа 1 " Приготовление микропрепаратов растительных тканей и рассматривание их под микроскопом"
Лабораторная работа 2 " Различные формы клеток животных под микроскопом, сравнение их между собой"
Тема 3. Клетка грибная ( 4 часа)
Черты сходства грибной клетки с животной: характер обмена веществ, связанных с образованием мочевины, гетеротрофный тип питания, хитин в клеточной стенке, гликоген как запасное вещество.
Сходство грибной клетки и растительной : питание почвенным путем всасывания воды и минеральных веществ, неограниченный рост, клеточная стенка, размножение с помощью спор.
Демонстрация под микроскопом: клеток дрожжей, мукора, пеницилла.
Раздел 4 Неклеточные формы жизни ( 4 часа).
Тема 1 Вирусы - неклеточные паразиты на генетическом уровне.
Открытие вирусов (2 часа)
-Механизм взаимодействия вируса клетки при горизонтальном м вертикальном пути передачи инфекции.
-Бактериофаги.
Тема 2 Вирусы. Заболевания, встречающиеся у человека. СПИД.
Стадии болезни СПИДа. Пути передачи ВИЧ-инфекции.
Беседа " О профилактике вирусных заболеваний у человека " (2 часа)
( Встреча с медицинским работником)
Учебно-тематическое планирование элективного курса
№п/п
Название
темы
Количество
часов
Формы проведения занятия
Формы контроля
1
Клетка как биологическая система
3 часа
Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
Беседа,
фронтальный опрос
2
Типы клеточной организации
10 часов
Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.
Мультимедийная лекция
-экскурсия
Тестовый контроль, фронтальный опрос
3
Эукариотический тип организации клетки
14 часов
Практическое занятие
-Работа с микроскопом
-Демонстрация
-Лабораторная работа»1
-Лабораторная работа №2
Подготовка макета «клетка»
4
Неклеточные формы жизни
4 часа
Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
Мультимедийное занятие
Подготовка и защита презентаций
Используемая литература
-
Анастасова Л. П., Общая биология: Дидактический материал: 10-11 классы Пособие для учителей / Л.П. Анастасова. - М.: Просвещение, 1997 - 80 с.
-
Брунов, Е.П., Формирование приемов умственной деятельности учащихся: На материале биологии / Е.П. Брунов, Е.Т Бровкина. - М.: Педагогика, 1981.
-
Верзилин, Н.М., Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - М.: Просвещение, 1972.
-
Иванова, Т.В., Планирование учебного материала. Раздел «Общая биология» / Т. В. Иванова, А.Н.Мягкова // Биология в школе. - 1995. - № 4. -
-
Иноземцева, Н.А., Клетка - структурная единица живого / Н. А. Иноземцева // Биология в школе. - 2003. - №5.
-
Комиссаров, Б.Д., Конференция по теме «Клетка» / Б.Д. Комиссаров // Биология в школе. - 1998 - №6.
-
Комиссаров, Б.Д., Методические проблемы школьного биологического образование / Б.Д. Комиссаров. - М.: Просвещение, 1991
-
Митюшин, В.М., Современные представления о структуре и функциях клетки / В.М. Митюшин // Биология в школе. - 1968. - №1.
-
Овчаров, К.Е. Физиология растительной клетки / К.Е. Овчарков // Биология в школе. - 1991. - №3.
-
Примерное планирование учебного материала. Раздел «Общая биология» // Биология в школе. - 2004. - №5.
11. Биология. Н.В.Чебышев и соавт. - М.: ООО «Издательство «Мединфорагенство»», 2010г.