Планирование Элективного курс Клетка

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Светлана Сергеевна Герасимова

учитель Биологии

МБОУ СОШ №13

г. Александров Владимирская обл.









Тема программы

Развитие детской одаренности средствами элективного курса

"Тайны клетки"







Тема программы

Развитие детской одаренности средствами элективного курса

"Тайны клетки"

Пояснительная записка

Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно выделяем три категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).

  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Программа предназначена для учащихся 10 классов. Программа элективного курса рассчитана на 34 часов - 1 час в неделю в течение года.

Вид элективного курса: предметно - ориентированный.

Цель программы

Содействие развитию детской одаренности средствами элективного курса «Клетка»

Задачи

1 Включение в различные виды деятельности

2 Обеспечение сопровождения при выполнении индивидуальных и групповых работ

3 Развитие коммуникативной компетенции.

Содержание учебного материала программы соответствует целям обучения и дополняет учебную программу.

Значимость, роль и место данного курса определяется тем, что тема «Клетка» является важным компонентом в системе общего образования и направлена на углубленное изучение избранных разделов в области цитологии. Курс повышает уровень обученности у старшеклассников.

Основная идея курса заключается в следующем

1 Выявление уровня одаренности обучающихся

2 Курс предназначен включение в необходимые виды деятельности:

-проектная

-моделирование

-творческая (креативная)

-исследовательская

-групповое взаимодействие

-индивидуальная работа под руководством учителя

3 К каждому ребенку требуется особый (индивидуальный ) подход, использование методики проведения групповых работ, беседы, индивидуальных консультаций, помощь в подготовке заданий, проектов.

Приемы и методы работы

-выполнение лабораторных работ

-самостоятельные приготовления микропрепаратов растительной клетки

-составление таблиц «Основные этапы развития цитологии», «Значение бактерий»

-устные сообщения учащихся с последующей дискуссией («Клетка-это город»)

-составление карточек («Химический состав клетки», «Организация клетки»)

-составление сравнительных плакатов

-составление модели - аппликации «Клетка»

Ожидаемые результаты:

1 В ходе осуществления программы коммуникативное воздействие способствует выявлению и развитию детской одаренности, формирует навыки сотрудничества в процессе совместной работы, повышает роль творчества в познавательной сфере.

2 Повышение интереса к предмету биология через углубление знаний о способах выполнения практических и лабораторных работ, экспериментов.

3 Осуществление курса позволяет подготовить и вывести обучающегося к участию в олимпиадах, школьным и районным конкурсам научно-исследовательских работ, созданию и защите проектов, успешной сдачи ЕГЭ, поступлению в вуз.

Формы контроля

-тестирование

-творческие задания

-устные сообщения

-презентации

-проекты

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 10 КЛАСС

Раздел 1: Клетка как биологическая система (3 часа)

1. Введение

Клеточное строение организмов- основа единства органического мира.

Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки- основа ее целостности.

Клетка- единица жизнедеятельности организмов.

Клетка- единица роста и развития организмов.

2. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства.

3. " Как работает живая клетка"- биологическая сказка. Автор профессор Е.А.Либерман.

Раздел 2. Типы клеточной организации. Прокариотический тип организации клетки (10 часов ).

Тема1 Надцарство Прокариоты ( 2 часа)

Особенности строение и жизнедеятельности бактерий и цианобактерий как типичных представителей надцарства прокариот.

Тема 2.Значение бактерий в природе, сельском хозяйстве, промышленности, быту, медицине ( 4 часа).

- Клубеньковые бактерии.

-Бактерии гниения и брожения и борьба с ними.

- Молочнокислые бактерии- их роль для приготовление молочнокислых продуктов, силосование кормов.

-Болезнетворные бактерии и борьба с ними.

-Роль бактерий как разрушителей в природе.

Экскурсия: " Значение бактерий молочнокислого брожение для приготовления творога, простокваши, масла, сметаны".( знакомство с технологиями молочного комбината г. Александрова)

Тема 3. Меры борьбы с патогенными и условнопатогенными бактериями ( 4 часа)

Высушивание, пастеризация, стерилизация, охлаждение, консервирование, ультрафиолетовое облучение, дезинфекция для уничтожения болезнетворных бактерий.

Беседа: " Микроорганизмы, вызывающие инфекционные заболевания у человека: тиф, холера, дифтерия, столбняк, туберкулез, ангина ,бруцеллез ,сибирская язва" ( Встреча с медицинским работником- врачом- инфекционистом)

Раздел 3. Эукариотический тип организации клетки (14 часов)

Тема 1 Клетка растительная (5 часов)

-Особенности строения растительных клеток.

Виды пластид, их строение и функциональные особенности.

Клеточная стенка.

Особенности обмена веществ в растительной клетке- фотосинтез. Роль хлорофилла в поглощении энергии света. Значение фотосинтеза.

Лабораторная работа 1 " Приготовление микропрепаратов растительных тканей и рассматривание их под микроскопом"

Лабораторная работа 2 " Различные формы клеток животных под микроскопом, сравнение их между собой"

Тема 3. Клетка грибная ( 4 часа)

Черты сходства грибной клетки с животной: характер обмена веществ, связанных с образованием мочевины, гетеротрофный тип питания, хитин в клеточной стенке, гликоген как запасное вещество.

Сходство грибной клетки и растительной : питание почвенным путем всасывания воды и минеральных веществ, неограниченный рост, клеточная стенка, размножение с помощью спор.

Демонстрация под микроскопом: клеток дрожжей, мукора, пеницилла.

Раздел 4 Неклеточные формы жизни ( 4 часа).

Тема 1 Вирусы - неклеточные паразиты на генетическом уровне.

Открытие вирусов (2 часа)

-Механизм взаимодействия вируса клетки при горизонтальном м вертикальном пути передачи инфекции.

-Бактериофаги.

Тема 2 Вирусы. Заболевания, встречающиеся у человека. СПИД.

Стадии болезни СПИДа. Пути передачи ВИЧ-инфекции.

Беседа " О профилактике вирусных заболеваний у человека " (2 часа)

( Встреча с медицинским работником)

Учебно-тематическое планирование элективного курса

№п/п

Название

темы

Количество

часов

Формы проведения занятия

Формы контроля

1

Клетка как биологическая система

3 часа

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя

Беседа,

фронтальный опрос

2

Типы клеточной организации

10 часов

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Мультимедийная лекция

-экскурсия

Тестовый контроль, фронтальный опрос

3

Эукариотический тип организации клетки

14 часов

Практическое занятие

-Работа с микроскопом

-Демонстрация

-Лабораторная работа»1

-Лабораторная работа №2

Подготовка макета «клетка»

4

Неклеточные формы жизни

4 часа

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя

Мультимедийное занятие

Подготовка и защита презентаций

Используемая литература

  1. Анастасова Л. П., Общая биология: Дидактический материал: 10-11 классы Пособие для учителей / Л.П. Анастасова. - М.: Просвещение, 1997 - 80 с.

  2. Брунов, Е.П., Формирование приемов умственной деятельности учащихся: На материале биологии / Е.П. Брунов, Е.Т Бровкина. - М.: Педагогика, 1981.

  3. Верзилин, Н.М., Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - М.: Просвещение, 1972.

  4. Иванова, Т.В., Планирование учебного материала. Раздел «Общая биология» / Т. В. Иванова, А.Н.Мягкова // Биология в школе. - 1995. - № 4. -

  5. Иноземцева, Н.А., Клетка - структурная единица живого / Н. А. Иноземцева // Биология в школе. - 2003. - №5.

  6. Комиссаров, Б.Д., Конференция по теме «Клетка» / Б.Д. Комиссаров // Биология в школе. - 1998 - №6.

  7. Комиссаров, Б.Д., Методические проблемы школьного биологического образование / Б.Д. Комиссаров. - М.: Просвещение, 1991

  8. Митюшин, В.М., Современные представления о структуре и функциях клетки / В.М. Митюшин // Биология в школе. - 1968. - №1.

  9. Овчаров, К.Е. Физиология растительной клетки / К.Е. Овчарков // Биология в школе. - 1991. - №3.

  10. Примерное планирование учебного материала. Раздел «Общая биология» // Биология в школе. - 2004. - №5.

11. Биология. Н.В.Чебышев и соавт. - М.: ООО «Издательство «Мединфорагенство»», 2010г.





© 2010-2022