- Преподавателю
- Биология
- Урок биологии: Орган слуха. Орган равновесия
Урок биологии: Орган слуха. Орган равновесия
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Никулина О.В. |
Дата | 25.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока «ОРГАНЫ СЛУХА. ОРГАН РАВНОВЕСИЯ».
Цель: создать условия для осознания и осмысления знаний об особенностях строения и работы анализаторов слуха и равновесия, значении органов слуха и равновесия для человека.
Задачи:
Образовательные: изучить строение и работу органа слуха и вестибулярного аппарата, гигиену органа слуха, продолжить работу по формированию и закреплению знаний о строении и работе сенсорных систем.
Развивающие: продолжить работу над формированием умений анализировать новую учебную информацию, находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам наблюдений, развивать у учащихся умения логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, применять полученные знания на практике.
Воспитательные: продолжить воспитание ответственного отношения к собственному здоровью, воспитывать полезные привычки по соблюдению правил гигиены.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, исследовательские.
Учебно-методическое обеспечение: таблица «Анализаторы слуха и равновесия»; модель уха, интерактивная доска, презентация, механические наручные часы, линейка, рабочий лист.
Ход урока
1.Организационный момент. (Слайд 1)
Ребята, на предыдущих уроках мы с вами изучали анализаторы и познакомились со строением и функциями зрительного анализатора. Проверим ваши знания по теме.
2.Проверка знаний учащихся.
(учащиеся 1 и 2 ряда выполняют тестовые задания, учащиеся 3 ряда работают устно у доски)
Работа учащихся у доски:
1.Установить соответствие
- строение глаза и надписи к рисунку; (Слайд 2)
(Слайд 3)
- Из каких частей состоит зрительный анализатор?
- Назовите части зрительного анализатора.
- Выберите правильную последовательность частей глаза, через которые проходят лучи света, прежде чем они попадут на сетчатку:
А. роговица-хрусталик- зрачок-стекловидное тело- сетчатка;
Б. роговица-зрачок-хрусталик-стекловидное тело- сетчатка;
В. роговица-зрачок-стекловидное тело-хрусталик -сетчатка;- определить какие нарушения глаз
(Слайд 4)
- выбрать из предложенного продукты питания необходимые для улучшения зрения.
Устный опрос:
Назовите вспомогательные части глаза, выполняющие защитную функцию: брови, ресницы, веки, слезные железы, слезные канальцы.
Палочки - рецепторы глаза, способные реагировать на сумеречный свет.
Колбочки - рецепторы глаза, способные реагировать на цвет.
Сетчатка - внутренняя оболочка глаза.
Желтое пятно - часть сетчатки, расположенная напротив зрачка, содержащая наибольшее количество колбочек, место наилучшего видения.
Слепое пятно - место выхода из глаза зрительного нерва, полностью лишенное рецепторов.
Взаимопроверка выполнения тестовых заданий. (Слайд 5)
Тест «Зрительный анализатор»
Вариант №1.
Выберите правильный ответ.
-
Зрительные рецепторы- это: а) сетчатка глаза б) зрительный нерв в) палочки г)слепое пятно
-
Проводниковая часть зрительного анализатора- это: а) сетчатка б) зрительный нерв в) зрительная зона мозга
-
Где формируется изображение при близорукости? А) перед сетчаткой б) за сетчаткой, в) на сетчатке
-
Внутренняя оболочка глаза называется: а) белочная б) сосудистая в) сетчатка г)роговица
-
Наиболее отчетливо мы воспринимаем предметы, изображения которых попадают на желтое пятно, так как в нем находятся: а) только палочки, б)только колбочки, в) палочки и колбочки, г) их одинаковое количество
-
Назовите угол глаза, около которого расположена слезная железа? А) наружный б) внутренний
-
Какие фоторецепторы обладают большей чувствительностью к свету? А) палочки б) колбочки
-
Сколько оболочек в глазном яблоке? А) одна б) две в) три г) четыре д) пять
Закончите фразы.
-
Система, состоящая из рецептора, проводящих нервных путей и мозговых центров, называется …
-
За зрачком расположен прозрачный двояковыпуклый …
Вариант №2
Выберите правильный ответ.
-
Палочки и колбочки распределены по сетчатке: а) равномерно б) неравномерно
-
Назовите явление, к которому относят уменьшение диаметра зрачка при увеличении освещенности: а) произвольное движение б)инстинкт в) условный рефлекс г) безусловный рефлекс.
-
Зрительная зона коры больших полушарий находится в .. доле: а)теменной б)височной в)затылочной г) лобной
-
Зрачок находится в: а) хрусталике б) стекловидном теле в) радужке г) белочной оболочке
-
В состав зрительного пигмента, содержащегося в клетках сетчатки входит витамин: а)С б)Д в)В г) А.
-
Назовите оболочку глаза, на которой расположены рецепторные клетки- палочки и колбочки? А) сосудистая б) белочная в) сетчатка.
-
Назовите вид энергии раздражителя, которая является специфической для зрительного анализатора: А) химическая б) механическая в) световая.
-
Анализ внешних раздражителей происходит в: а) проводящих путях, б) коре головного мозга, в) рецепторах
Закончите фразы. -
Передняя прозрачная часть белочной оболочки называется …
-
Прозрачная желеобразная масса, заполняющая пространство позади хрусталика, называется .
(Слайд 6) Выставление оценок
9-10 ответов - «5» (красная карточка)
8 ответов - «4» (синяя карточка)
6-7 ответов- «3» (зеленая карточка)
5 и менее ответов - «2» (белая карточка)
3. Введение в тему:
Учитель: А сейчас ребята, я вам предлагаю немножко расслабиться и перенестись на минуту в другое место, но «телепартироваться» мы будем с закрытыми глазами (видеосюжет - Слайд 7)
Ответьте на вопросы:
- Как вы считаете, в каком месте мы с вами побывали?
- Опишите это место.
- С помощью какого органа чувств у вас возникла информация о нем?
Как хорошо, что мне дано судьбою
Услышать голос мамы, шум прибоя,
И трели соловьиной перелив,
И музыки чарующей мотив.
И можно мне на миг остановиться
И тишиной природы насладиться.
Но в этой тишине услышу я:
Шуршание листвы, простой напев дождя.
Пусть эхо многократно повторит,
Что каждый здесь судьбу благословит!
4.Целеполагание и мотивация. Вы наверное догадались о чем сегодня пойдет разговор. Объявляется тема урока. (Слайд 8)
- Какая цель стоит перед вами сегодня на уроке? (щелчок)
Цель: Изучить строение и работу органа слуха и вестибулярного аппарата, гигиену органа слуха
5.Изучение нового материала.
- Вспомните пожалуйста, чем представлен орган слуха у рыб, земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих. (Слайд 9)
Рыбы- внутренне ухо.
У земноводных с выходом на сушу произошло усложнение в строении: появляется среднее ухо и слуховая косточка стремечко. Наружное отверстие полости среднего уха затянуто тонкой упругой барабанной перепонкой.
Орган слуха рептилий в схеме близок к органу слуха лягушек. Во внутреннем ухе обособляется улитка, служащая аппаратом анализа и кодирования акустических сигналов. Улитка еще не сложна и у большинства видов представляет мешкообразный вырост.
Внутреннее ухо птиц отличается от внутреннего уха пресмыкающихся лишь несколько лучшим развитием улитки - удлиненного выроста круглого мешочка - и более сложным внутренним ее строением. Барабанная перепонка погружена ниже уровня кожи и к ней ведет канал - наружный слуховой проход, по краю которого у части видов птиц образуется складка кожи - зачаток наружного уха.
У млекопитающих ухо имеет сложное строение, образуется ушная раковина.
- Ребята, каково значение слуха в жизни человека? (Слайд 10) ( в ходе обсуждения запись в рабочих листах) (щелчок)
-
Возможность воспринимать информацию на большом расстоянии;
-
Общение с людьми, передача опыта;
-
Слуховой анализатор участвует в формировании членораздельной речи.
При изучении сегодняшней темы нас будет сопровождать магическая цифра «3», в конце урока вы в этом убедитесь. (Слайд 11)
Ухо человека состоит из 3 частей: наружного, среднего и внутреннего. Каждая часть имеет свои структуры и выполняет особые функции.
Каково строение органа слуха вам предстоит сейчас узнать, поработав с текстом учебника. (задание для учащихся - работа в парах) (Слайд 12)
1 ряд - строение наружного уха;
2 ряд - строение среднего уха;
3 ряд - строение внутреннего уха
(на работу отводится 5 минут)
Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом, рисунками и схемами на с.69-73, а также с дополнительным материалом по теме.
Совместно с учителем заполняется таблица.
Признаки
У
Х
О
наружное
Барабанная перепонка
среднее
Овальное окно
внутреннее
среда
воздушная
воздушная
жидкая
структуры
- ушная раковина;
- слуховой проход;
1.Молоточек слуховые
2.Наковальня косточки
3.Стремечко масса
0,05г
- Евстахиева (слуховая) труба
- улитка-лабиринт (2,5-2,75 оборота)- рецепторы слуха.
- полукружные каналы - 3
функции
- улавливает звуки;
- преобразует звуковые волны в механические колебания барабанной перепонки
система рычагов, которая усиливает колебания барабанной перепонки и передает их во внутреннее ухо;
- уравнивает давление в полости среднего уха с атмосферным давлением
- место расположения слуховых рецепторов;
- орган равновесия воспринимает положение тела в пространстве.
Заполнение таблицы происходит в ходе беседы с использованием слайдов.
По ходу заполнения учитель задает дополнительные вопросы:
-
Обратите внимание на форму ушной раковины. Почему она так называется? (Слайд 13) (демонстрация модели уха)
-
Потрогайте пальцами ушную раковину. Чем она образована? Какая мочка уха на ощупь?
-
Какие функции выполняет ушная раковина? (Слайд 14) Объяснение учителя
-
Какие еще функции ушной раковины, кроме улавливания звуков вы можете назвать? обсуждение (Слайд 15)
-
Почему когда человек обжигается от горячей сковороды например, то хватается за мочку уха?
-
Что такое сера, где она образуется и каково ее значение? Обсуждение (Слайд 16)Объяснение учителя
-
Кто такой копуша? Откуда возникло это слово? (Слайд 17)
-
Как называется часть уха, отделяющая наружное ухо от среднего? (Слайд 18)
-
Какое значение имеет барабанная перепонка?
Итак : Какие функции выполняет наружное ухо
(заполнение первой колонки таблицы по ходу объяснения) (Слайд 19)
Переходим к изучению среднего уха.
-
Что расположено в среднем ухе?
-
Сколько слуховых косточек участвует в передаче колебаний с барабанной перепонки на овальное окно внутреннего уха? (3)
-
Как соединены слуховые косточки между собой? Каково их значение? (слайд 20)
-
Почему при полете в самолете и резком подъеме вверх или посадке ощущается шум в ушах? И почему просят зевнуть? (Слайд 21)
Самонаблюдение.
Задание: для того чтобы подтвердить тот факт, что изменение в ротовой и носовой полостях приводят к изменению в среднем ухе проделаем следующее:
1 способ: зажать нос и попытаться надуть щеки. При этом в ушах возникает неприятное ощущение.
2 способ: зажать нос не сильно закрыть рот, сделать глотательное движение. При этом ощущается толчок в барабанные перепонки.
-
Какой итог о строении и функциях среднего уха можно сделать? (Слайд 22)
Объяснение учителя: (Слайд 23) Внутреннее ухо отделено от среднего костной пластинкой с двумя отверстиями - овальным и круглым. Они также затянуты перепонками. Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, состоящий и канальцев, расположенных в глубине этого лабиринта, как в футляре. В нем имеется два разных органа: орган слуха орган равновесия - вестибулярный аппарат. Все полости лабиринта заполнены жидкостью.
Орган слуха находится в улитке. Её спирально закрученный канал огибает горизонтальную ось в 2,5 - 2,75 оборота. Он разделен продольными перегородками на верхнюю и нижнюю части.
Рецепторы слуха находятся в спиральном органе, расположенном в средней части канала. Наполняющая его жидкость изолирована от остальной: колебания передаются через тонкие мембраны. (таблица - Слайд 24)
-
Известно, что великий композитор Людвиг Ван Бетховен будучи глухим слушал музыку. Как это возможно? Объясните этот факт. (Слайд 25)
Помимо воздушного звукопроведения также имеет место костное. Композитор слушал музыку держа трость в зубах и приставляя ее к крышке рояля. При костном проведении звуковая волна идет через костные балки затылочной, теменной или височной кости, передаются непосредственно в лабиринт (минуя систему среднего уха) и на его звуковоспринимающие клетки.
Как работает слуховой анализатор? (Слайд 26) Объяснение учителя.
Ушная раковина улавливает звуковые колебания и направляет их в слуховой проход. Барабанная перепонка преобразует звуковые волны в механические колебания. Слуховые косточки усиливают эти колебания и передают их через овальное окно во внутреннее ухо. Колебания перепонки овального окна вызывают движение жидкости в улитке. Движущаяся жидкость раздражает слуховые рецепторы, которые преобразуют колебания жидкости в нервные импульсы, (Слайд 27)по слуховому нерву передающиеся в слуховую зону коры. Здесь формируется представление о звуке, его тоне, ритме, силе, высоте и смысле.
Из каких частей состоит слуховой анализатор? (Слайд 27 щелчок, щелчок)
Слуховой анализатор
1.слуховые рецепторы (орган слуха) 2. слуховой нерв 3. слуховая зона (височная доля) коры полушарий большого мозга
Самонаблюдение:
Учитель: прошу учащихся, сидящих за первой партой закрыть глаза (учитель хлопает в ладоши)
- Что сейчас произошло?
-С какой стороны находился источник звука?
Каждое полушарие получает информацию от обоих ушей, благодаря чему становится возможным определять источник звука и его направление. Если звучащий предмет находится слева, то импульсы от левого уха приходят в мозг раньше, чем от правого. Эта небольшая разница во времени и позволяет не только определять направление, но и воспринимать звуковые источники из разных участков пространства. Такое звучание называется объемным или стереофоническим.
6. Выполнение лабораторной работы.
- Ребята, к какому врачу вы обращаетесь если есть нарушения слуха?
Ответ: лор-врач.
Нам сейчас предстоит выяснить остроту вашего слуха. А поможет нам в этом ученица, которая выступит в роли врача и объяснит нам, как правильно определяется острота слуха.
(объяснение проведения лабораторной работы)
Лабораторная работа №6.
Тема: «Определение остроты слуха»
Цель: Определить остроту слуха.
Оборудование: механические ручные часы, линейка.
Ход работы
1. Возьмите механические часы в руку.
2. Приближайте к себе часы, пока не услышите звук, измерьте расстояние линейкой, запишите данные в тетрадь.
3. Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук, измерьте расстояние линейкой, запишите данные в тетрадь.
4. Высчитайте среднюю величину двух показателей.
5.Оценка результатов: нормальным можно считать слух, когда тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. от уха испытуемого. Если же это расстояние меньше, то острота слуха снижена, если же это расстояние значительно превышает 25 см, то острота слуха испытуемого достаточно высокая.
Острота слуха - это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого.
-
Сделайте вывод об остроте своего слуха. Почему нельзя слушать громкую музыку?
Вопрос к врачу: Чем может быть вызвано ослабление или потеря слуха и какие правила гигиены для его сохранения необходимо знать?
Ослабление или потеря слуха могут быть связаны с нарушением передачи звуковых колебаний к внутреннему уху, с повреждением рецепторов внутреннего уха, а также с нарушением передачи нервных импульсов по слуховому нерву к слуховой зоне коры больших полушарий.
Ослабление слуха может быть вызвано накоплением в наружном слуховом проходе мягкого вещества - ушной серы. Она выделяется железами наружного слухового прохода и выполняет защитную функцию: на ней задерживаются пыль и микробы.
Однако нельзя удалять серу из ушей спичкой, карандашом, булавкой. Это может привести к повреждению барабанной перепонки и полной глухоте.
При ангине, скарлатине, гриппе микроорганизмы, вызывающие эти заболевания, могут попасть из носоглотки через слуховую трубку в среднее ухо и вызвать воспаление. При этом теряется подвижность слуховых косточек и нарушается передача звуковых колебаний к внутреннему уху.
Если воспалительный процесс распространился на внутреннее ухо, могут быть поражены слуховые рецепторы и наступит глухота.
Обычно воспалительные процессы органа слуха сопровождаются болями. При болях в ухе нужно немедленно обратиться к врачу.
Нарушение слуха может быть вызвано сильными звуками. Например, при взрыве мощная звуковая волна ударяет с большой силой в барабанную перепонку и может прорвать ее. Чтобы этого не произошло, рекомендуется открывать рот к моменту, когда произойдет взрыв.
Большой вред слуху наносят сильные шумы, действующие на ухо изо дня в день (слушаем громкую музыку). При этом барабанная перепонка колеблется с большим размахом и постепенно теряет свою эластичность. В результате у человека притупляется слух.
Люди, страдающие глухотой, обязательно должны носить слуховые аппараты, подобранные специалистами.
Учитель: Ребята, сейчас мы узнали, что сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывает переутомления, бессонницу, психические заболевания.
Чтобы вы могли предложить для уменьшения воздействия шума на человека?
-
Вернемся к строению уха
- Что представляет собой орган равновесия человека и как он работает?
(видео - слайд28)
Вестибулярный аппарат (орган равновесия) состоит из двух маленьких мешочков (овального и круглого) и трех полукружных канальцев.
Полость мешочков и канальцев заполнена жидкостью и мелкими кристаллами отолитами из углекислого кальция. В основании каждого канала есть утолщение, внутри которого находится купула - это такой желеобразный колпачок. Под купулой находятся клетки-рецепторы. Во время наклона головы или всего тела в ту или иную сторону, жидкость давит на купулу. Изменение положения купулы передается ресничкам клеток-рецепторов, которые, в свою очередь, передают эту информацию по нервам в мозг.
Из головного мозга ответные импульсы направляются к различным группам скелетных мышц, происходит их рефлекторное сокращение, и равновесие тела восстанавливается.
8.Заключительное слово учителя.(Слайд 29) Итак, мы сегодня изучили орган слуха и равновесия. Какие органы чувств нам предстоит изучить?
(Слайд 30)
9. Задание на дом: изучить текст учебника §21, стр 73 в.у. Сообщения: «Значение для человека органов обоняния и вкуса» Рабочая тетрадь стр 16 тема 13
Рабочий лист ученика (цы) 8А класса ___________________________________
Тема урока: «Орган слуха. Орган равновесия»
Вариант №1.
Выберите правильный ответ.
-
Зрительные рецепторы- это: а) сетчатка глаза б) зрительный нерв в) палочки г)слепое пятно
-
Проводниковая часть зрительного анализатора- это: а) сетчатка б) зрительный нерв в) зрительная зона мозга
-
Где формируется изображение при близорукости? А) перед сетчаткой б) за сетчаткой, в) на сетчатке
-
Внутренняя оболочка глаза называется: а) белочная б) сосудистая в) сетчатка г)роговица
-
Наиболее отчетливо мы воспринимаем предметы, изображения которых попадают на желтое пятно, так как в нем находятся: а) только палочки, б)только колбочки, в) палочки и колбочки, г) их одинаковое количество
-
Назовите угол глаза, около которого расположена слезная железа? А) наружный б) внутренний
-
Какие фоторецепторы обладают большей чувствительностью к свету? А) палочки б) колбочки
-
Сколько оболочек в глазном яблоке? А) одна б) две в) три г) четыре д) пять
Закончите фразы.
-
Система, состоящая из рецептора, проводящих нервных путей и мозговых центров, называется _
-
За зрачком расположен прозрачный двояковыпуклый …
Ответы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9____________________ 10_____________________
Оценка:
Значение слуха:
1.
2.
3.
Строение органа слуха
Признаки
У
Х
О
наружное
Барабанная перепонка
среднее
Овальное окно
внутреннее
среда
структуры
функции
Слуховой анализатор:
1. 2. 3.
Лабораторная работа №6.
Тема: «Определение остроты слуха»
Цель: Определить остроту слуха.
Оборудование: механические ручные часы, линейка.
Ход работы
1. Возьмите механические часы в руку.
2. Приближайте к себе часы, пока не услышите звук, измерьте расстояние линейкой, запишите данные ___________.
3. Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук, измерьте расстояние линейкой, запишите данные ___________.
4. Высчитайте среднюю величину двух показателей. Средняя величина составляет_________
5.Оценка результатов: нормальным можно считать слух, когда тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. от уха испытуемого. Если же это расстояние меньше, то острота слуха снижена, если же это расстояние значительно превышает 25 см, то острота слуха испытуемого достаточно высокая.
Острота слуха - это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого.
6. Сделайте вывод об остроте своего слуха. Почему нельзя громко слушать музыку.
Вывод:
Обозначь цифрами этапы прохождения звука по органу слуха
-
Ушная раковина
-
Среднее ухо и слуховые косточки
-
Барабанная перепонка
-
Внутреннее ухо и жидкость
-
Мы слышим звуки
-
Слуховой проход
-
Возбуждение нервных окончаний
-
Возбуждение по нерву передаётся в головной мозг
Домашнее задание:
-
Изучить текст учебника §21, стр 73 в.у.
-
Сообщения: «Значение для человека органов обоняния и вкуса»
-
Рабочая тетрадь стр 16 тема 13
Приложение к уроку: «Орган слуха. Орган равновесия».
1.Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Покрытые кожей ушные раковины состоят из хряща. Благодаря своей воронкообразной форме ушные раковины способны улавливать и концентрировать звуковые волны. Вспомните, как старые люди с пониженным слухом прислушиваются к чему-либо. Они приставляют ладонь к уху, как бы увеличивая его.
Существует и косметическая функция наружного уха. Во все времена и у всех народов старались украсить ушную раковину, понимая, что она играет важную роль в создании внешнего облика.
На маленькой площади ушной раковины представлена вся чувствительность тела и внутренних органов. Поэтому можно использовать ушную раковину для получения информации о состоянии любого организма. На одном ухе выявлено свыше ста биологически активных точек.
В наружном слуховом проходе имеются волосы и серные железы, вырабатывающие серу. В старину в русском языке слово «сера» обозначала грязь. Засохший секрет слуховых желез тоже стали называть «ушная сера»- ушная грязь.
Серные железы, вырабатывающие особый секрет светло-коричневого цвета, являются трансформированными сальными железами кожи. Секрет серных желез служит для защиты слуховых проходов от попадания туда инородных пылевых частиц, обладает сильным антибактериальным действием.
В Древнем Новгороде, каждый уважающий себя человек, помимо гребешка, подвешенного к поясу, должен был иметь и специальную палочку для туалета слуховых проходов. Обычно палочки эти, называемые «копоушечки» изготавливались из дерева, металла и кости. Ну, а человека, который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, позабыв про все остальные дела, называли копушей. В дальнейшем этим словом стали в насмешку называть всех тех, кто уделяет непомерно много внимания второстепенным, мелочным занятиям в ущерб главному.
Внутренний конец наружного слухового прохода затянут барабанной перепонкой, которая преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания, отделяет наружное ухо от среднего. Толщина барабанной перепонки всего одна десятая миллиметра, но она представляет собой гибкое и достаточно прочное образование. Она способна вибрируя вызывать движения слуховых косточек среднего уха, а также защищает среднее ухо от попадания пыли, микроорганизмов и воды.
Это интересно знать:
*А знаете ли вы, что самая маленькая мышца у нас - в ухе. Она служит для поворота стремечка с целью уменьшить нагрузку на барабанную перепонку при чересчур сильных звуках.
*А известно ли вам, что среднее ухо человека содержит 25000 клеточек, реагирующих на звуки. Верхний предел воспринимаемых нами частот достигает 16-20 млн. герц. С течением лет чувствительность уха, особенно к высоким звукам, уменьшается.
*Сила звука измеряется в децибеллах. Звук часов = 20Дц, шепот= 40 Дц, вслух = 60 Дц.
*А знает ли вы, что самая маленькая кость - стремечко, одна из трёх косточек, участвующих в передаче звука во внутреннее ухо. Её длина всего 2,6-3,4 миллиметра, а вес - от 2 до 4,3 миллиграмма.
*Музыкальный слух у женщин лучше, чем у мужчин на 6 не фальшивящих женщин приходится один мужчина с идеальным слухом.
*Известно, что великий композитор Людвиг Бетховен, будучи глухим, слушал игру на рояле с помощью трости, которой он опирался на рояль, а другой конец держал в зубах. Помимо воздушного звукопроведения также имеет место костное. При костном проведении звуковая волна идет через костные балки затылочной, теменной или височной кости, передаются непосредственно в лабиринт (минуя систему среднего уха) и на его звуковоспринимающие клетки.
Приложение к уроку: «Орган слуха. Орган равновесия».
2. Среднее ухо представляет собой полость, заполненную воздухом. В ней имеются три слуховых косточки, соединенные последовательно друг с другом. Одна из них, молоточек, упирается в барабанную перепонку, вторая, стремечко, в перепонку овального окна, которое ведет во внутреннее ухо. Третья косточка, наковальня, находится между ними. Получается система костных рычагов, примерно в 20 раз увеличивающая силу воздействия колебаний барабанной перепонки.
Полость среднего уха с помощью слуховой трубы сообщается с полостью глотки. При глотании вход в слуховую трубу открывается, и давление воздуха в среднем ухе становится равным атмосферному. Благодаря этому барабанная перепонка не выгибается в ту сторону, где давление меньше (случается при взрыве, что давление в глотке не успевает повыситься так же быстро, как снаружи от барабанной перепонки, тогда происходит ее разрыв). Пассажиры авиалайнеров знают: чтобы при взлете и посадке, когда давление меняется, не закладывало уши, нужно держать рот приоткрытым, тогда давление в среднем ухе уравнивается с атмосферным.
Это интересно знать:
*А знаете ли вы, что самая маленькая мышца у нас - в ухе. Она служит для поворота стремечка с целью уменьшить нагрузку на барабанную перепонку при чересчур сильных звуках.
*А известно ли вам, что среднее ухо человека содержит 25000 клеточек, реагирующих на звуки. Верхний предел воспринимаемых нами частот достигает 16-20 млн. герц. С течением лет чувствительность уха, особенно к высоким звукам, уменьшается.
*Сила звука измеряется в децибеллах. Звук часов = 20Дц, шепот= 40 Дц, вслух = 60 Дц.
*А знает ли вы, что самая маленькая кость - стремечко, одна из трёх косточек, участвующих в передаче звука во внутреннее ухо. Её длина всего 2,6-3,4 миллиметра, а вес - от 2 до 4,3 миллиграмма.
*Музыкальный слух у женщин лучше, чем у мужчин на 6 не фальшивящих женщин приходится один мужчина с идеальным слухом.
*Известно, что великий композитор Людвиг Бетховен, будучи глухим, слушал игру на рояле с помощью трости, которой он опирался на рояль, а другой конец держал в зубах. Помимо воздушного звукопроведения также имеет место костное. При костном проведении звуковая волна идет через костные балки затылочной, теменной или височной кости, передаются непосредственно в лабиринт (минуя систему среднего уха) и на его звуковоспринимающие клетки.