Урок биологии: Орган слуха. Орган равновесия

Цель:создать условия для осознания и осмысления знаний обособенностях строе­ния  и работы анализаторов слуха и равновесия, значении органов слуха и равновесия для человека. Тип урока:комбинированный   Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, исследовательские.  Урок сопровождается презентацией, в которой размещено видео о работе слухового анализатора и органа равновесия.  Организуется работа учащихся в группах. Ученики работают на рабочих лстах, что экономит время уро...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока «ОРГАНЫ СЛУХА. ОРГАН РАВНОВЕСИЯ».

Цель: создать условия для осознания и осмысления знаний об особенностях строе­ния и работы анализаторов слуха и равновесия, значении органов слуха и равновесия для человека.

Задачи:

Образовательные: изучить строение и работу органа слуха и вестибулярного аппарата, гигиену органа слуха, продолжить работу по формированию и закреплению знаний о строении и работе сенсорных систем.

Развивающие: продолжить работу над формированием умений анализировать новую учебную информацию, находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам наблюдений, развивать у учащихся умения логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, применять полученные знания на практике.

Воспитательные: продолжить воспитание ответственного отношения к собственному здоровью, воспитывать полезные привычки по соблюдению правил гигиены.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, исследовательские.

Учебно-методическое обеспечение: таблица «Анализаторы слуха и равнове­сия»; модель уха, интерактивная доска, презентация, механические наручные часы, линейка, рабочий лист.

Ход урока

1.Организационный момент. (Слайд 1)

Ребята, на предыдущих уроках мы с вами изучали анализаторы и познакомились со строением и функциями зрительного анализатора. Проверим ваши знания по теме.

2.Проверка знаний учащихся.

(учащиеся 1 и 2 ряда выполняют тестовые задания, учащиеся 3 ряда работают устно у доски)

Работа учащихся у доски:

1.Установить соответствие

- строение глаза и надписи к рисунку; (Слайд 2)

(Слайд 3)

- Из каких частей состоит зрительный анализатор?
- Назовите части зрительного анализатора.
- Выберите правильную последовательность частей глаза, через которые проходят лучи света, прежде чем они попадут на сетчатку:
А. роговица-хрусталик- зрачок-стекловидное тело- сетчатка;
Б. роговица-зрачок-хрусталик-стекловидное тело- сетчатка;
В. роговица-зрачок-стекловидное тело-хрусталик -сетчатка;- определить какие нарушения глаз

(Слайд 4)

- выбрать из предложенного продукты питания необходимые для улучшения зрения.

Устный опрос:

Назовите вспомогательные части глаза, выполняющие защитную функцию: брови, ресницы, веки, слезные железы, слезные канальцы.

Палочки - рецепторы глаза, способные реагировать на суме­речный свет.

Колбочки - рецепторы глаза, способные реагировать на цвет.

Сетчатка - внутренняя оболочка глаза.

Желтое пятно - часть сетчатки, расположенная напротив зрачка, содержащая наибольшее количество колбочек, место наи­лучшего видения.

Слепое пятно - место выхода из глаза зрительного нерва, пол­ностью лишенное рецепторов.

Взаимопроверка выполнения тестовых заданий. (Слайд 5)

Тест «Зрительный анализатор»

Вариант №1.

Выберите правильный ответ.

  1. Зрительные рецепторы- это: а) сетчатка глаза б) зрительный нерв в) палочки г)слепое пятно

  2. Проводниковая часть зрительного анализатора- это: а) сетчатка б) зрительный нерв в) зрительная зона мозга

  3. Где формируется изображение при близорукости? А) перед сетчаткой б) за сетчаткой, в) на сетчатке

  4. Внутренняя оболочка глаза называется: а) белочная б) сосудистая в) сетчатка г)роговица

  5. Наиболее отчетливо мы воспринимаем предметы, изображения которых попадают на желтое пятно, так как в нем находятся: а) только палочки, б)только колбочки, в) палочки и колбочки, г) их одинаковое количество

  6. Назовите угол глаза, около которого расположена слезная железа? А) наружный б) внутренний

  7. Какие фоторецепторы обладают большей чувствительностью к свету? А) палочки б) колбочки

  8. Сколько оболочек в глазном яблоке? А) одна б) две в) три г) четыре д) пять

Закончите фразы.

  1. Система, состоящая из рецептора, проводящих нервных путей и мозговых центров, называется …

  2. За зрачком расположен прозрачный двояковыпуклый …

Вариант №2

Выберите правильный ответ.

  1. Палочки и колбочки распределены по сетчатке: а) равномерно б) неравномерно

  2. Назовите явление, к которому относят уменьшение диаметра зрачка при увеличении освещенности: а) произвольное движение б)инстинкт в) условный рефлекс г) безусловный рефлекс.

  3. Зрительная зона коры больших полушарий находится в .. доле: а)теменной б)височной в)затылочной г) лобной

  4. Зрачок находится в: а) хрусталике б) стекловидном теле в) радужке г) белочной оболочке

  5. В состав зрительного пигмента, содержащегося в клетках сетчатки входит витамин: а)С б)Д в)В г) А.

  6. Назовите оболочку глаза, на которой расположены рецепторные клетки- палочки и колбочки? А) сосудистая б) белочная в) сетчатка.

  7. Назовите вид энергии раздражителя, которая является специфической для зрительного анализатора: А) химическая б) механическая в) световая.

  8. Анализ внешних раздражителей происходит в: а) проводящих путях, б) коре головного мозга, в) рецепторах
    Закончите фразы.

  9. Передняя прозрачная часть белочной оболочки называется …

  10. Прозрачная желеобразная масса, заполняющая пространство позади хрусталика, называется .

(Слайд 6) Выставление оценок

9-10 ответов - «5» (красная карточка)

8 ответов - «4» (синяя карточка)

6-7 ответов- «3» (зеленая карточка)

5 и менее ответов - «2» (белая карточка)

3. Введение в тему:

Учитель: А сейчас ребята, я вам предлагаю немножко расслабиться и перенестись на минуту в другое место, но «телепартироваться» мы будем с закрытыми глазами (видеосюжет - Слайд 7)

Ответьте на вопросы:

- Как вы считаете, в каком месте мы с вами побывали?

- Опишите это место.

- С помощью какого органа чувств у вас возникла информация о нем?

Как хорошо, что мне дано судьбою
Услышать голос мамы, шум прибоя,
И трели соловьиной перелив,
И музыки чарующей мотив.
И можно мне на миг остановиться
И тишиной природы насладиться.
Но в этой тишине услышу я:
Шуршание листвы, простой напев дождя.
Пусть эхо многократно повторит,
Что каждый здесь судьбу благословит!

4.Целеполагание и мотивация. Вы наверное догадались о чем сегодня пойдет разговор. Объявляется тема урока. (Слайд 8)

- Какая цель стоит перед вами сегодня на уроке? (щелчок)

Цель: Изучить строение и работу органа слуха и вестибулярного аппарата, гигиену органа слуха

5.Изучение нового материала.

- Вспомните пожалуйста, чем представлен орган слуха у рыб, земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих. (Слайд 9)

Рыбы- внутренне ухо.

У земноводных с выходом на сушу произошло усложнение в строении: появляется среднее ухо и слуховая косточка стремечко. Наружное отверстие полости среднего уха затянуто тонкой упругой барабанной перепонкой.

Орган слуха рептилий в схеме близок к органу слуха лягушек. Во внутреннем ухе обособляется улитка, служащая аппаратом анализа и кодирования акустических сигналов. Улитка еще не сложна и у большинства видов представляет мешкообразный вырост.

Внутреннее ухо птиц отличается от внутреннего уха пресмыкающихся лишь несколько лучшим развитием улитки - удлиненного выроста круглого мешочка - и более сложным внутренним ее строением. Барабанная перепонка погружена ниже уровня кожи и к ней ведет канал - наружный слуховой проход, по краю которого у части видов птиц образуется складка кожи - зачаток наружного уха.

У млекопитающих ухо имеет сложное строение, образуется ушная раковина.

- Ребята, каково значение слуха в жизни человека? (Слайд 10) ( в ходе обсуждения запись в рабочих листах) (щелчок)

  1. Возможность воспринимать информацию на большом расстоянии;

  2. Общение с людьми, передача опыта;

  3. Слуховой анализатор участвует в формировании членораздельной речи.

При изучении сегодняшней темы нас будет сопровождать магическая цифра «3», в конце урока вы в этом убедитесь. (Слайд 11)

Ухо человека состоит из 3 частей: наружного, среднего и внутреннего. Каждая часть имеет свои структуры и выполняет особые функции.

Каково строение органа слуха вам предстоит сейчас узнать, поработав с текстом учебника. (задание для учащихся - работа в парах) (Слайд 12)

1 ряд - строение наружного уха;

2 ряд - строение среднего уха;

3 ряд - строение внутреннего уха

(на работу отводится 5 минут)

Учащиеся самостоятельно знакомятся с тек­стом, рисунками и схемами на с.69-73, а также с дополнительным материалом по теме.

Совместно с учителем заполняется таблица.


Признаки

У


Х


О

наружное

Барабанная перепонка

среднее

Овальное окно

внутреннее

среда

воздушная

воздушная

жидкая

структуры

- ушная раковина;

- слуховой проход;

Урок биологии: Орган слуха. Орган равновесия1.Молоточек слуховые

2.Наковальня косточки

3.Стремечко масса

0,05г

- Евстахиева (слуховая) труба

- улитка-лабиринт (2,5-2,75 оборота)- рецепторы слуха.

- полукружные каналы - 3

функции

- улавливает звуки;

- преобразует звуковые волны в механические колебания барабанной перепонки

система рычагов, которая уси­ливает колебания барабанной пе­репонки и передает их во внут­реннее ухо;

- уравнивает давление в полости среднего уха с атмосферным дав­лением

- место расположения слуховых рецепторов;

- орган равновесия воспринимает положение тела в пространстве.

Заполнение таблицы происходит в ходе беседы с использованием слайдов.

По ходу заполнения учитель задает дополнительные вопросы:

  1. Обратите внимание на форму ушной раковины. Почему она так называется? (Слайд 13) (демонстрация модели уха)

  2. Потрогайте пальцами ушную раковину. Чем она образована? Какая мочка уха на ощупь?

  3. Какие функции выполняет ушная раковина? (Слайд 14) Объяснение учителя

  4. Какие еще функции ушной раковины, кроме улавливания звуков вы можете назвать? обсуждение (Слайд 15)

  5. Почему когда человек обжигается от горячей сковороды например, то хватается за мочку уха?

  6. Что такое сера, где она образуется и каково ее значение? Обсуждение (Слайд 16)Объяснение учителя

  7. Кто такой копуша? Откуда возникло это слово? (Слайд 17)

  8. Как называется часть уха, отделяющая наружное ухо от среднего? (Слайд 18)

  9. Какое значение имеет барабанная перепонка?

Итак : Какие функции выполняет наружное ухо

(заполнение первой колонки таблицы по ходу объяснения) (Слайд 19)

Переходим к изучению среднего уха.

  1. Что расположено в среднем ухе?

  2. Сколько слуховых косточек участвует в передаче колебаний с барабанной перепонки на овальное окно внутреннего уха? (3)

  3. Как соединены слуховые косточки между собой? Каково их значение? (слайд 20)

  4. Почему при полете в самолете и резком подъеме вверх или посадке ощущается шум в ушах? И почему просят зевнуть? (Слайд 21)

Самонаблюдение.

Задание: для того чтобы подтвердить тот факт, что изменение в ротовой и носовой полостях приводят к изменению в среднем ухе проделаем следующее:

1 способ: зажать нос и попытаться надуть щеки. При этом в ушах возникает неприятное ощущение.

2 способ: зажать нос не сильно закрыть рот, сделать глотательное движение. При этом ощущается толчок в барабанные перепонки.

  1. Какой итог о строении и функциях среднего уха можно сделать? (Слайд 22)

Объяснение учителя: (Слайд 23) Внутреннее ухо отделено от среднего костной пластинкой с двумя отверстиями - овальным и круглым. Они также затянуты перепонками. Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, состоящий и канальцев, расположенных в глубине этого лабиринта, как в футляре. В нем имеется два разных органа: орган слуха орган равновесия - вестибулярный аппарат. Все полости лабиринта заполнены жидкостью.

Орган слуха находится в улитке. Её спирально закрученный канал огибает горизонтальную ось в 2,5 - 2,75 оборота. Он разделен продольными перегородками на верхнюю и нижнюю части.

Рецепторы слуха находятся в спиральном органе, расположенном в средней части канала. Наполняющая его жидкость изолирована от остальной: колебания передаются через тонкие мембраны. (таблица - Слайд 24)

  1. Известно, что великий композитор Людвиг Ван Бетховен будучи глухим слушал музыку. Как это возможно? Объясните этот факт. (Слайд 25)

Помимо воздушного звукопроведения также имеет место костное. Композитор слушал музыку держа трость в зубах и приставляя ее к крышке рояля. При костном проведении звуковая волна идет через костные балки затылочной, теменной или височной кости, передаются непосредственно в лабиринт (минуя систему среднего уха) и на его звуковоспринимающие клетки.

Как работает слуховой анализатор? (Слайд 26) Объяснение учителя.

Ушная раковина улавливает звуковые колебания и на­правляет их в слуховой проход. Барабанная перепонка преобразует звуковые волны в механиче­ские колебания. Слуховые косточки усиливают эти колебания и передают их через овальное окно во внутреннее ухо. Колебания перепонки овального окна вызывают движение жидкости в улитке. Движущаяся жидкость раздражает слуховые рецепторы, ко­торые преобразуют колебания жидкости в нервные импульсы, (Слайд 27)по слуховому нерву передающиеся в слуховую зону коры. Здесь форми­руется представление о звуке, его тоне, ритме, силе, высоте и смысле.

Из каких частей состоит слуховой анализатор? (Слайд 27 щелчок, щелчок)

Слуховой анализатор

Урок биологии: Орган слуха. Орган равновесияУрок биологии: Орган слуха. Орган равновесия1.слуховые рецепторы (орган слуха) 2. слуховой нерв 3. слу­ховая зона (височная доля) коры полушарий большого мозга

Самонаблюдение:

Учитель: прошу учащихся, сидящих за первой партой закрыть глаза (учитель хлопает в ладоши)

- Что сейчас произошло?

-С какой стороны находился источник звука?

Каждое полушарие получает информацию от обоих ушей, благодаря чему становится возможным определять источник звука и его направление. Если звучащий предмет находится слева, то импульсы от левого уха приходят в мозг раньше, чем от правого. Эта небольшая разница во времени и позволяет не только определять направление, но и воспринимать звуковые источники из разных участков пространства. Такое звучание называется объемным или стереофоническим.

6. Выполнение лабораторной работы.

- Ребята, к какому врачу вы обращаетесь если есть нарушения слуха?

Ответ: лор-врач.

Нам сейчас предстоит выяснить остроту вашего слуха. А поможет нам в этом ученица, которая выступит в роли врача и объяснит нам, как правильно определяется острота слуха.

(объяснение проведения лабораторной работы)

Лабораторная работа №6.

Тема: «Определение остроты слуха»

Цель: Определить остроту слуха.

Оборудование: механические ручные часы, линейка.

Ход работы
1. Возьмите механические часы в руку.
2. Приближайте к себе часы, пока не услышите звук, измерьте расстояние линейкой, запишите данные в тетрадь.
3. Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук, измерьте расстояние линейкой, запишите данные в тетрадь.
4. Высчитайте среднюю величину двух показателей.
5.Оценка результатов: нормальным можно считать слух, когда тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. от уха испытуемого. Если же это расстояние меньше, то острота слуха снижена, если же это расстояние значительно превышает 25 см, то острота слуха испытуемого достаточно высокая.

Острота слуха - это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого.

  1. Сделайте вывод об остроте своего слуха. Почему нельзя слушать громкую музыку?
    Вопрос к врачу: Чем может быть вызвано ослабление или потеря слуха и какие правила гигиены для его сохранения необходимо знать?

Ослабление или потеря слуха могут быть связаны с нарушени­ем передачи звуковых колебаний к внутреннему уху, с поврежде­нием рецепторов внутреннего уха, а также с нарушением передачи нервных импульсов по слуховому нерву к слуховой зоне коры больших полушарий.

Ослабление слуха может быть вызвано накоплением в наруж­ном слуховом проходе мягкого вещества - ушной серы. Она выделяется железами наружного слухового прохода и выполняет за­щитную функцию: на ней задерживаются пыль и микробы.

Однако нельзя удалять серу из ушей спичкой, карандашом, бу­лавкой. Это может привести к повреждению барабанной перепонки и полной глухоте.

При ангине, скарлатине, гриппе микроорганизмы, вызывающие эти заболевания, могут попасть из носоглотки через слуховую трубку в среднее ухо и вызвать воспаление. При этом теряется под­вижность слуховых косточек и нарушается передача звуковых ко­лебаний к внутреннему уху.

Если воспалительный процесс распространился на внутреннее ухо, могут быть поражены слуховые рецепторы и наступит глухота.

Обычно воспалительные процессы органа слуха сопровождают­ся болями. При болях в ухе нужно немедленно обратиться к врачу.

Нарушение слуха может быть вызвано сильными звуками. На­пример, при взрыве мощная звуковая волна ударяет с большой си­лой в барабанную перепонку и может прорвать ее. Чтобы этого не произошло, рекомендуется открывать рот к моменту, когда про­изойдет взрыв.

Большой вред слуху наносят сильные шумы, действующие на ухо изо дня в день (слушаем громкую музыку). При этом барабанная перепонка колеблется с большим размахом и постепенно теряет свою эластичность. В ре­зультате у человека притупляется слух.

Люди, страдающие глухотой, обязательно должны носить слу­ховые аппараты, подобранные специалистами.

Учитель: Ребята, сейчас мы узнали, что сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывает переутомления, бессонницу, психические заболевания.

Чтобы вы могли предложить для уменьшения воздействия шума на человека?


  1. Вернемся к строению уха

- Что представляет собой орган равновесия человека и как он ра­ботает?

(видео - слайд28)

Вестибулярный аппарат (орган равновесия) состоит из двух маленьких мешочков (овального и круглого) и трех полукружных канальцев.

Полость мешочков и канальцев заполнена жидкостью и мел­кими кристаллами отолитами из углекислого кальция. В основании каждого канала есть утолщение, внутри которого находится купула - это такой желеобразный колпачок. Под купулой находятся клетки-рецепторы. Во время наклона головы или всего тела в ту или иную сторону, жидкость давит на купулу. Изменение положения купулы передается ресничкам клеток-рецепторов, которые, в свою очередь, передают эту информацию по нервам в мозг.

Из головного мозга ответные импульсы направляются к различным группам скелетных мышц, происходит их рефлекторное сокращение, и рав­новесие тела восстанавливается.

8.Заключительное слово учителя.(Слайд 29) Итак, мы сегодня изучили орган слуха и равновесия. Какие органы чувств нам предстоит изучить?

(Слайд 30)

9. Задание на дом: изучить текст учебника §21, стр 73 в.у. Сообщения: «Значение для человека органов обоняния и вкуса» Рабочая тетрадь стр 16 тема 13


Рабочий лист ученика (цы) 8А класса ___________________________________

Тема урока: «Орган слуха. Орган равновесия»

Вариант №1.

Выберите правильный ответ.

  1. Зрительные рецепторы- это: а) сетчатка глаза б) зрительный нерв в) палочки г)слепое пятно

  2. Проводниковая часть зрительного анализатора- это: а) сетчатка б) зрительный нерв в) зрительная зона мозга

  3. Где формируется изображение при близорукости? А) перед сетчаткой б) за сетчаткой, в) на сетчатке

  4. Внутренняя оболочка глаза называется: а) белочная б) сосудистая в) сетчатка г)роговица

  5. Наиболее отчетливо мы воспринимаем предметы, изображения которых попадают на желтое пятно, так как в нем находятся: а) только палочки, б)только колбочки, в) палочки и колбочки, г) их одинаковое количество

  6. Назовите угол глаза, около которого расположена слезная железа? А) наружный б) внутренний

  7. Какие фоторецепторы обладают большей чувствительностью к свету? А) палочки б) колбочки

  8. Сколько оболочек в глазном яблоке? А) одна б) две в) три г) четыре д) пять

Закончите фразы.

  1. Система, состоящая из рецептора, проводящих нервных путей и мозговых центров, называется _

  2. За зрачком расположен прозрачный двояковыпуклый …

Ответы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9____________________ 10_____________________

Оценка:

Значение слуха:

1.

2.

3.

Строение органа слуха

Признаки

У


Х


О

наружное

Барабанная перепонка

среднее

Овальное окно

внутреннее

среда


структуры





функции






Слуховой анализатор:


Урок биологии: Орган слуха. Орган равновесияУрок биологии: Орган слуха. Орган равновесия1. 2. 3.


Лабораторная работа №6.

Тема: «Определение остроты слуха»

Цель: Определить остроту слуха.

Оборудование: механические ручные часы, линейка.

Ход работы
1. Возьмите механические часы в руку.
2. Приближайте к себе часы, пока не услышите звук, измерьте расстояние линейкой, запишите данные ___________.
3. Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук, измерьте расстояние линейкой, запишите данные ___________.
4. Высчитайте среднюю величину двух показателей. Средняя величина составляет_________
5.Оценка результатов: нормальным можно считать слух, когда тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. от уха испытуемого. Если же это расстояние меньше, то острота слуха снижена, если же это расстояние значительно превышает 25 см, то острота слуха испытуемого достаточно высокая.

Острота слуха - это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого.

6. Сделайте вывод об остроте своего слуха. Почему нельзя громко слушать музыку.

Вывод:







Обозначь цифрами этапы прохождения звука по органу слуха

  • Ушная раковина

  • Среднее ухо и слуховые косточки

  • Барабанная перепонка

  • Внутреннее ухо и жидкость

  • Мы слышим звуки

  • Слуховой проход

  • Возбуждение нервных окончаний

  • Возбуждение по нерву передаётся в головной мозг

Домашнее задание:

  • Изучить текст учебника §21, стр 73 в.у.

  • Сообщения: «Значение для человека органов обоняния и вкуса»

  • Рабочая тетрадь стр 16 тема 13

Приложение к уроку: «Орган слуха. Орган равновесия».

1.Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Покрытые кожей ушные раковины состоят из хряща. Благодаря своей воронкообразной форме ушные раковины способны улавливать и концентрировать звуковые волны. Вспомните, как старые люди с пониженным слухом прислушиваются к чему-либо. Они приставляют ладонь к уху, как бы увеличивая его.

Существует и косметическая функция наружного уха. Во все времена и у всех народов старались украсить ушную раковину, понимая, что она играет важную роль в создании внешнего облика.

На маленькой площади ушной раковины представлена вся чувствительность тела и внутренних органов. Поэтому можно использовать ушную раковину для получения информации о состоянии любого организма. На одном ухе выявлено свыше ста биологически активных точек.

В наружном слуховом проходе имеются волосы и серные железы, вырабатывающие серу. В старину в русском языке слово «сера» обозначала грязь. Засохший секрет слуховых желез тоже стали называть «ушная сера»- ушная грязь.

Серные железы, вырабатывающие особый секрет светло-коричневого цвета, являются трансформированными сальными железами кожи. Секрет серных желез служит для защиты слуховых проходов от попадания туда инородных пылевых частиц, обладает сильным антибактериальным действием.

В Древнем Новгороде, каждый уважающий себя человек, помимо гребешка, подвешенного к поясу, должен был иметь и специальную палочку для туалета слуховых проходов. Обычно палочки эти, называемые «копоушечки» изготавливались из дерева, металла и кости. Ну, а человека, который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, позабыв про все остальные дела, называли копушей. В дальнейшем этим словом стали в насмешку называть всех тех, кто уделяет непомерно много внимания второстепенным, мелочным занятиям в ущерб главному.

Внутренний конец наружного слухового прохода затянут барабанной перепонкой, которая преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания, отделяет наружное ухо от среднего. Толщина барабанной перепонки всего одна десятая миллиметра, но она представляет собой гибкое и достаточно прочное образование. Она способна вибрируя вызывать движения слуховых косточек среднего уха, а также защищает среднее ухо от попадания пыли, микроорганизмов и воды.

Это интересно знать:

*А знаете ли вы, что самая маленькая мышца у нас - в ухе. Она служит для поворота стремечка с целью уменьшить нагрузку на барабанную перепонку при чересчур сильных звуках.

*А известно ли вам, что среднее ухо человека содержит 25000 клеточек, реагирующих на звуки. Верхний предел воспринимаемых нами частот достигает 16-20 млн. герц. С течением лет чувствительность уха, особенно к высоким звукам, уменьшается.

*Сила звука измеряется в децибеллах. Звук часов = 20Дц, шепот= 40 Дц, вслух = 60 Дц.

*А знает ли вы, что самая маленькая кость - стремечко, одна из трёх косточек, участвующих в передаче звука во внутреннее ухо. Её длина всего 2,6-3,4 миллиметра, а вес - от 2 до 4,3 миллиграмма.

*Музыкальный слух у женщин лучше, чем у мужчин на 6 не фальшивящих женщин приходится один мужчина с идеальным слухом.

*Известно, что великий композитор Людвиг Бетховен, будучи глухим, слушал игру на рояле с помощью трости, которой он опирался на рояль, а другой конец держал в зубах. Помимо воздушного звукопроведения также имеет место костное. При костном проведении звуковая волна идет через костные балки затылочной, теменной или височной кости, передаются непосредственно в лабиринт (минуя систему среднего уха) и на его звуковоспринимающие клетки.

Приложение к уроку: «Орган слуха. Орган равновесия».

2. Среднее ухо представляет собой полость, заполненную воздухом. В ней имеются три слуховых косточки, соединенные последовательно друг с другом. Одна из них, молоточек, упирается в барабанную перепонку, вторая, стремечко, в перепонку овального окна, которое ведет во внутреннее ухо. Третья косточка, наковальня, находится между ними. Получается система костных рычагов, примерно в 20 раз увеличивающая силу воздействия колебаний барабанной перепонки.

Полость среднего уха с помощью слуховой трубы сообщается с полостью глотки. При глотании вход в слуховую трубу открывается, и давление воздуха в среднем ухе становится равным атмосферному. Благодаря этому барабанная перепонка не выгибается в ту сторону, где давление меньше (случается при взрыве, что давление в глотке не успевает повыситься так же быстро, как снаружи от барабанной перепонки, тогда происходит ее разрыв). Пассажиры авиалайнеров знают: чтобы при взлете и посадке, когда давление меняется, не закладывало уши, нужно держать рот приоткрытым, тогда давление в среднем ухе уравнивается с атмосферным.

Это интересно знать:

*А знаете ли вы, что самая маленькая мышца у нас - в ухе. Она служит для поворота стремечка с целью уменьшить нагрузку на барабанную перепонку при чересчур сильных звуках.

*А известно ли вам, что среднее ухо человека содержит 25000 клеточек, реагирующих на звуки. Верхний предел воспринимаемых нами частот достигает 16-20 млн. герц. С течением лет чувствительность уха, особенно к высоким звукам, уменьшается.

*Сила звука измеряется в децибеллах. Звук часов = 20Дц, шепот= 40 Дц, вслух = 60 Дц.

*А знает ли вы, что самая маленькая кость - стремечко, одна из трёх косточек, участвующих в передаче звука во внутреннее ухо. Её длина всего 2,6-3,4 миллиметра, а вес - от 2 до 4,3 миллиграмма.

*Музыкальный слух у женщин лучше, чем у мужчин на 6 не фальшивящих женщин приходится один мужчина с идеальным слухом.

*Известно, что великий композитор Людвиг Бетховен, будучи глухим, слушал игру на рояле с помощью трости, которой он опирался на рояль, а другой конец держал в зубах. Помимо воздушного звукопроведения также имеет место костное. При костном проведении звуковая волна идет через костные балки затылочной, теменной или височной кости, передаются непосредственно в лабиринт (минуя систему среднего уха) и на его звуковоспринимающие клетки.


© 2010-2022