Статья на тему Мои педагогические технологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование различных педагогических технологий на уроке биологии в рамках запроса современного времени.

Заммы Елены Петровны, учитель биологии МБОУ СОШ № 50 г. Краснодара.

Проанализировав запрос общества, предъявляемый к выпускникам, я пришла к выводу, что первоочередными моими задачами для ближайшего моего профессионального развития будут изучение и применение педагогических технологий, связанных с развитием метапредметных, регулятивных и личностных компетенций учащихся.

Как педагогу мне необходимо знать, какие стороны личности ребенка позволят повлиять на мотивацию к обучению биологии, расширить его кругозор, создать постоянную потребность к самообразовании, к саморазвитию.

Очень важными вопросами в обучении и воспитании считаю формирование умения работать в группе, регулировать свои эмоции, вести диалог, аргументировать свою точку зрения, уважительно относится к точке зрения другого человека.

На протяжении ряда лет мне пришлось сталкиваться с проблемой «изолированности» отдельно изучаемого предмета от других дисциплин в сознании наших учеников, поэтом очень важными считаю формирование и развитие метапредметных компетенций с целью их практического применения уже за рамками учебного заведения.

Исходя из заявленной выше проблемы, мне интересно искать пути повышения эффективности обучения, разнообразные способы передачи знаний, необычные формы заданий, индивидуальный и групповой методы обучения, которые способствуют повышению мотивации обучающихся к процессу познания окружающего мира.

Деятельностный подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих учащихся к открытию новых знаний.

Для этого, я не тороплюсь раскрывать перед учащимися всю информацию, а строю урок так, чтобы они сами шаг за шагом хотели сами открывать новые знания и получали новые умения, могли бы использовать ранее полученные для выхода из проблемной ситуации. Проблемный урок обеспечивает более продуктивное усвоение знаний.

Для создания проблемной ситуации использую разнообразные методы активизации познавательной деятельности: проблемные вопросы, картинки с секретом, цитаты из научно-популярной литературы, песни современных исполнителей, социальную рекламу, проблемный натюрморт, репродукции картин и т.д.

При изучении темы «Вирусы» в 9 классе перед учащимися в начале урока ставится вопрос: «Вирусы - это вещества или существа?» И ребята строят версии, а затем в течение урока продвигаются по теме, чтобы в конце сформулировать вывод и сравнить его с изначальными своими предположениями, дать оценку своим предположением и качественно провести рефлексию.

А при изучении этой же темы в 10 классе учащиеся уже работают в малых группах и отвечают на вопросы творческого задания, например: «Попробуйте найти сходство особенностей строения и жизнедеятельности настоящих вирусов и информационных вирусов( поставляемых сетью Интернет)?»

Огромную роль в создании проблемной ситуации играют наглядные пособия, которые сейчас представлены в огромном разнообразии. А это не только презентации, информационные продукты различных издательств, видеоресурсы сети Интернет, но и различные печатные издания. Необходимо использовать при обучении все формы работы с наглядностью: групповые, индивидуальные, проективные. Я считаю, что работать с наглядностью нужно поэтапно. Например, при изучении редких и охраняемых животных сначала учащиеся работают в парах. Каждая пара получает набор фотографий изучаемых групп животных и дополнительную информацию к ним. Фотографии у разных пар различаются. По этим фотографиям необходимо составить описание морфологических, экологических, географических характеристик данной группы животных. Затем, каждая пары озвучивают результаты поисков, и класс получает полную информацию по данному вопросу (часто даже превышая объем параграфа), что способствует расширению кругозора детей, умению работать в паре, формированию умения лаконично излагать информацию, выступать перед аудиторией, вести диалог с учителем. Фотографии монтируются на переносной стенд - вот и готова фотоколлекция для работы с ней не только семиклассников, но и учащихся других ступеней образования.

Следующий этап подобной работы - учащиеся договариваются внутри своей пары и сами готовят фотографии и дополнительный материал к ним, тогда урок приобретает форму мини-конференции. А завершением данного направления можно считать ученическую конференцию по вопросам охраны животных, проводимых в рамках предметных недель, либо приуроченных к экологическим датам: день леса, день охраны диких животных, день Земли и т.д.

Главной ценностью проблемно-деятельностного обучения считаю возможность сравнивать, анализировать, наблюдать, делать выводы, анализировать свои выводы.

В рамках системно-деятельностного подхода использую элементы различных педагогических технологих:

- Личностно-ориентированных технологий.

Эти технологии дают возможность учащемуся выбрать вариант домашнего задания, проверки домашнего задания, способа получения информации на уроке.

При оценивании ученика дается не просто отметка его знаниям , но и дается оценка его личностных достижений, при работе с проблемной ситуацией оценивается его самостоятельность, креативность мышления, стремление, применяя различные способы добиться результата. Поощрение получают ученики, у которых есть мотивация к анализу учебной ситуации и самоанализу своих действий, адекватной самооценки.

Технологии уровневой дифференциации.

Применяя данную технологию я разрабатываю разноуровневые домашние задания, осенние задания ( просто собрать гербарий, собрать гербарий и определить названия растений, дать характеристику листьям по предложенному плану; дать характеристику листьям, стеблям, побегам по предложенному плану; дпть характеристику стеблям , листьям и побегам , выснить место происхождения данного растения и его хозяйственное значение и т.д.), летние задания, тренировочные упражнения и проверочные работы, создавая условия для возможности роста уровня приобретаемых компетенций у учащихся.

Дифференциация способствует развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельности, творческого мышления.

Дифференцируя задания, у меня, как учителя, появляется время уделить время слабому ученику, создать мотивацию к обучению сильному ученику, дать сильному ученику задание, где он может использовать приобретенные знания и умения в метопредметной области предмета, повышать свой уровень мотивации ( например, найдите биологические ошибки в пословицах и поговорках о труде, здоровье и режиме дня; напишите эссе по теме «Моё отношение к проблемам генной инженерии и клонирования « с целью его дальнейшей публикации в школьной газете).

Проектные технологии.

Метод проектов очень разнообразен и может применяться как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Он направлен на активизацию самостоятельности мышления ребенка, умение не просто воспроизводить и практически применять полученные знания. В работе над проектом дети учатся сотрудничать с учителем, с одноклассниками, с родителями. Воспитание взаимопомощи и сотрудничества способствует формированию сопереживания, творческих способностей, преодолению психологических комплексом боязни действовать самостоятельно и выступления перед аудиторией.

Решая проблему проекта, школьники овладевают определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом, собирать информацию из различных источников, анализировать информацию, делать выводы, находить причинно-следственные связи, делать выводы, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения и отстаивать ее. Такая работа должна проводиться систематически. Элементы этой технологии можно применять на каждом уроке. Например, на уроке в 6 классе по теме «Химический состав клетки» класс делится на группы, каждая группа получает план исследования растения на предмет выявления в различных частях растений разнообразных химических веществ. Группа выполняет эксперимент, заполняет отчет и сдает проект на проверку, сформулировав самостоятельно цели исследования и вывод.

Индивидуальные исследовательские проекты позволяют развивать все универсальные учебные действия и способствуют развитию креативности мышления, самообразованию, самоорганизации , умению ставить цели, план исследования, гипотезу, проводить различные экспериментальные действия, анализировать, делать выводы и презентовать свои результаты различным аудиториям. Так в течение 2010-2015 учебных годов нами были исследованы проблемы бездомных животных микрорайона нашей школы, разработан план организации питомника для бездомных животных, исследовано влияние синтетических моющих средств на организм и выяснены альтернативные способы уборки бытовых помещений, разработан и пройден маршрут экологического туристического похода, выявлены проблемы визуальной среды микрорайона нашей школы, разработаны разнообразные способы подкормки птиц в зимнее время, пройден экологический маршрут по Кавказскому природному биосферному заповеднику и выявлены его основные природные сообщества и влияние на них туристической нагрузки, исследована родословная семьи на предмет передачи гемофилии и выяснена причина заболевания в данном семействе.

Информационно-коммуникационные технологии.

Процесс организации обучения с использованием ИК технологи позволяет:

- сделать процесс обучения интересным, ярким, увлекательным, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютерных технологий;

- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным;

- учащимся осуществлять поиск необходимой информации учебного материала в сети Интернет, что в дальнейшем будет способствовать формированию потребности в поисковых действиях ( например, создание фотоколлекций и фотогербариев в качестве индивидуального домашнего задания);

- индивидуализировать процесс проверки знаний за счет разноуровневых заданий и индивидуального темпа выполнения тестовых заданий специальными компьютерными программами, осуществляемых отдельно взятым учеником; раскрепощение ученика во время выполнения работы, корректировка ошибок и анализ работы;

- осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность

( создание презентаций, основываясь на тексте параграфа учебника либо на тексте лекции; проекты; рефераты и т.д.). Так на первом уроке в 9 классе, когда изучаются методы научных исследований, учащиеся получают задания подготовить информацию объемом не более двух листов формата А4 о любом открытие в биологии по заданному плану: проблема, гипотеза, методы исследования, экспериментальная либо практическая часть, выводы и анализ - к какой области науки можно отнести данное исследование.

Использование ИКТ дает возможность для:

  • повышения мотивации обучения;

  • индивидуальной активной познавательной деятельности;

  • формированию информационной компетенции;

  • свободы творчества;

  • интерактивности обучения.

Использую элементы ИКТ на различных этапах урока: создании проблемной ситуации, повторение и контроль знаний, изучение нового материала, закрепление полученных знаний, во время динамических пауз.

Игровые технологии.

Данные технологии позволяют осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, вовлечь каждого ученика в процесс получения знаний, учитывать его индивидуальные интересы, способности, уровень подготовки. Игровые ситуации обогащают ученика положительными эмоциями, активизируют его познавательную деятельность. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведению. С их помощью можно решать как одну, так и несколько учебных задач, формировать различные умения, навыки, развивать наблюдательность, творческие и коммуникативные способности.

На своих уроках я использую миметрические игры (показать пантомимой биологический объект, биологическое явление или процесс в живых организмах) в 5-8 классах, ролевые игры (учебное путешествие, учебная заочная экспедиция, заседание медицинского консилиума) в 5-11 классах, деловые игры ( биологически бои в рамках недели естественных наук) в 9-11 классах, дидактические игры ( урок проверки и обобщения знаний « Царство Грибы») в 5-=11 классах.

Технология проблемного обучения.

Проблемное обучение - это организуемый учителем способ взаимодействия ученика с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. В совместной деятельности с учителем учащийся не только перерабатывает информацию, он переживает этот процесс как субъективное открытие еще неизвестного ему знания, как постижение и понимание научных фактов, принципов, способов или условий действия, как личностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию биологии. Цель проблемного обучение - овладение способами получения результатов, то есть способами познания. Все идеи данной технологии направлены на общее развитие школьника, его индивидуальных способностей. Суть учебной проблемы заключается в том, что она является содержанием проблемной ситуации, возникающей в процессе учебной деятельности школьника. Она несет в себе новые знания и способы усвоения этого знания и определяет структуру мыслительного процесса. Путем создания проблемной ситуации в процессе обучения моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления деятельности. Проблемные ситуации создаются для выявления противоречия в информации, способах действия, определения причинно-следственных связей. Имеется четыре уровня проблемного обучения:

1 уровень - несамостоятельная активность. Учитель сам организует проблемную ситуацию, вычленяет проблему и излагает факты, приводящие к ее решению. Учащиеся воспринимают объяснение учителя, выполняют лабораторную или самостоятельную работу воспроизводящего характера

( например, исследование влияния фермента пироксидазы на перекись водорода в клетках различных организмов).

2 уровень - полусамостоятельная активность. Применение ранее полученных знаний в новой учебной ситуации. Учитель сам организует проблемную ситуацию, далее совместно с учащимися формулирует проблему, вместе выдвигает гипотезы, выбирают единственно верную, намечают пути решения, обсуждают факты (например, тема в 9 класса «Гипотезы возникновения жизни на Земле», совместно анализируют известные гипотезы и приходят к совместному выводу, что наиболее достоверной является гипотеза биохимической эволюции Опарина-Холдейна).

3 уровень - самостоятельная деятельность. Проблемную ситуацию создает учитель, а решают проблему учащиеся. Данному уровню соответствует выполнение работ репродуктивно-поискового характера, когда ученик сам работает с текстом учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, конструирует, решает задачи среднего уровня сложности, доказывает гипотезы с незначительной помощью учителя. (Например, в 9 классе, тема «Вирусы».Проблема: все ли вирусы покидают клетку- мишень одинаково?).

4 уровень - творческая активность. Выполняется самостоятельная работа учащимся, требующая творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения проблемы, самостоятельного доказательства. На основе материала, рекомендованного педагогом, учащиеся сами определяют проблему, намечают пути ее решения с последующей самостоятельной реализацией, делают выводы, необходимые обобщения (Например, исследовательская работа, план проведения и проведение урока биологии в 5-6 классе учащимися 10-11 класса в рамках недели биологии).

Здоровьесберегающие технологии.

Описываются в соответствующем отчете. Применяю методы сохранения здоровья учащихся:

  • комфортное начало урока,

  • положительная эмоциональная установка на успешность обучения «у меня все получится»;

  • разнообразные валеологические паузы во время урока: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, снятие мышечного напряжения, повышение стрессоустойчивости;

Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяют мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достичь лучшего результата в обучении биологии, повышают познавательный интерес к предмету и способствуют разностороннему воздействию на личность обучающихся.

Директор МБОУ СОШ № 50 В.В.Апестина





© 2010-2022