Конкурсный урок по экологии

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конкурсный урок в номинации « Лучший экологический урок»

Амурская область Свободненский район с. Новоивановка

МОУ Новоивановская СОШ

12.10.2015.

Учитель Овсиенко Лариса Николаевна

Предмет: Биология

Класс: 6 класс

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Технологическая карта изучения темы «Растения и грибы Амурской области».

Цель и задачи:

  • Познакомить учащихся с некоторыми представителями флоры Амурской области занесенных в Красную книгу

  • Воспитывать внимательное, осознанное бережное отношение к окружающей природе, любовь к родному краю

  • Развивать умение обобщать, делать выводы

Формировать УУД:

Личностные результаты:

- проявлять познавательный интерес к изучению царства растений и грибов;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы.

Предметные результаты:

- знать флору родного края и понимать причины, которые приводят к нахождению растений и грибов на грань исчезновения.

Познавательные УУД

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины;

  • формировать и развить экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора.

Регулятивные УУД

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • самостоятельно составлять алгоритм действия для решения задачи/достижения цели;

  • анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе игры;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Коммуникативные УУД

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательства (аргументы).

Форма проведения: урок - игра

Оборудование: барабан для игры, запись звучания леса, журчания ручья, жетоны, компьютер, м/м презентация.

Оформление кабинета: барабан для проведения игры « Поле чудес», фотографии растений занесенных в Красную книгу Амурской области, карта Амурской области.

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Мотивация к учебной деятельности:

А) Слово учителя:

- Амурская область расположена на юго-востоке России. Всего шесть часовых поясов отделяют её от Москвы. На своей площади Амурская область могла бы поместить Италию, Бельгию и Нидерланды. Красота нашего края привлекает многих иностранцев, да и местные жители не отказывают себе в удовольствии попутешествовать по родному краю. Леса, луга, озера, реки области отличаются разнообразием и оригинальностью.

(Включается фонограмма записи голосов леса, журчанья ручья идет демонстрация презентации, где демонстрируются природные комплексы Амурской области).

Б) Беседа:

- Не правда ли, творения природы прекрасны? Давайте подумаем, будет ли природе хуже, если, собирая орехи, мы сломаем пару веток? Нарвем небольшие букеты цветущих растений домой или поймаем красивую бабочку?

беседа.

(Да, природе будет хуже.Давайте сформулируем правила как нам себя вести в природе).

( учащиеся формулируют правила, за правильный предложенный ответ получают жетон).

- Молодцы, вы знаете, как себя вести в храме природы. Но, чтобы человек и природа находились в гармонии, человеку нужно знать все о живых организмах и об их взаимодействиях между собой и средой обитания. Вот и этим занимается наука экология.

Сегодня мы проведем экологическую игру « Поле чудес».

3.Открытие нового знания.

- Мы будем с вами знакомиться с растениями, занесенными в Красную книгу Амурской области. В настоящую Красную книгу включены 200 видов покрытосеменных растений, 3 вида голосеменных, 12 - папоротниковидных, 2 - плауновидных, 9 - лишайников, 26 - грибов, а также 158 видов животных, в том числе моллюсков - 5, насекомых - 26, рыб - 8, пресмыкающихся - 4, птиц - 94, млекопитающих - 21.

Начнем игру. Отборочный тур. Участвует весь класс. За каждый правильный ответ ученик получает жетон.

Вопросы:

  1. Растение является хищником для насекомых (росянка)

  2. Дерево, которое зацветает раньше других (ива)

  3. Какую траву любят кошки? (валериана)

  4. Из чего добывают этиловый спирт, камфару (пихты)

  5. Где ухо у кузнечика? (на ноге)

  6. Кто может пить ногой? (лягушка)

  7. На стеблях белеют чашки, в них и нитки, и рубашки(хлопок)

  8. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь(репа)

  9. От чего старых лосей называют « сохатыми»?(рога похожи на соху)

  10. Что страшнее для птиц - голод или холод?(голод)

  11. Птенцы какой птицы не знают своей матери?(кукушка)

  12. Кто из кукушек кукует? (самец)

  13. Растет ли дерево зимой? (нет)

  14. Какой зверек спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)

  15. Какой лесной зверь сушит на ветках грибы? (белка)

  16. Какой зверь моет еду перед едой? (енот - полоскун)

  17. Пользу или вред приносит в зимний период барсук? (он спит)

  18. Летом в огороде свежие, зеленые, а зимою в бочке крепкие , соленые - что это?(огурцы)

  19. Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи (морковь)

  20. Он никогда и никого не обижал на свете. А что же плачут от него и взрослые и дети? (лук)

(Девять человек, получивших наибольшее количество жетонов, проходят для участия в игре, делятся на тройки).

1 игра

Растение с одревесневавшим стволом буро-серого цвета, формирует многовершинную крону. Ветвление мутовчатое. Лист видоизменен в хвою. Вегетационный период 40-45 дней в году. Растение однодомное. Опыление происходит с помощью ветра. Семенами этого растения питаются белки, соболь, дятел и др. Человек использует это растение как атрибут новогоднего праздника.

с

о

с

н

а

с

и

б

и

р

с

к

а

я

После того как название растения разгадано, на слайде появляется фотография сосны сибирской.

-Как вы думаете, какие последствия будут, если это растение исчезнет с планеты Земля?

(Отвечает ученик, который выиграл первую игру.Если затрудняется с ответом, просит помощи у товарищей).

2игра

Растение является реликтом доледникового периода. Лиана со стволом этого растения 5-10 см, длиной до 18 метров. Листья сильно варьируют по форме. Цветки мелкие, собраны в соцветия кисть. Растение двудомное. Плоды шаровидные, черные или фиолетовые. Созревание происходит в конце сентября. Мякоть ягод сочная, кисловатая на вкус. Используется это растение для вертикального озеленения.

в

и

н

о

г

р

а

д

а

м

у

р

с

к

и

й

После того, как название растения разгадано, на слайде появляется фотография винограда амурского

3 игра

Своё название растение получило из - за внешнего признака плода. Растение растет в воде. Листья держатся на поверхности воды за счет воздухоносной ткани. Цветы появляются над водой только в утренние или вечерние часы. Это растение самоопыляющееся. Плод костянка с рогами (якорями). Семена не утрачивают свою всхожесть в течение 50 лет. Плоды этого растения любят индусы.

в

о

д

я

н

о

й

о

р

е

х

После того, как название растения разгадано, на слайде появляется фотография водяного ореха или рогульника плавающего.

Финальная игра

Август в Приамурье - время цветения самого роскошного цветка дальневосточных водоемов. Встреча с этой тропической кувшинкой всегда радостна и впечатляюща.Это древнейшее растение планеты. Появилось оно более ста миллионов лет назад. Древние египтяне, индусы считали его священным цветком. Некоторые из листьев имеют диаметр до 60 см. Лист плавает на поверхности, но большинство листьев этого растения просто возвышается над водной гладью. Большие розовые цветы очень красивые. Это растение включено в Красную книгу страны

л

о

т

о

с

к

о

м

а

р

о

в

а

После того, как название растения разгадано, на слайде появляется лотос Комарова

Супер - игра

Когда приходит весна, происходит чудо: крутые склоны сопок покрываются, как одеялом,розовыми цветами. Это зацветает «розовое дерево»- редкое реликтовое растение с тонкими веточками. Нет в нашей области наряднее кустарника: он красив и ранней весной, когда усеян сиренево-розовыми цветами. Если в жаркий и безветренный день поднести к веточке зажженную спичку, веточка вспыхивает бесцветным пламенем. Это сгорают эфирные масла выделяемого листьями кустарника. Из 18 видов этого растения 8 видов занесены в Красную книгу Российской Федерации.

р

о

д

о

д

е

н

д

р

о

н

Подводятся итоги игры.

- Давайте, ребята, помнить, что мы с вамиза всё на планете в ответе. Мы в ответе за жизни животных в наших лесах, за растения, растущие рядом с нашим двором. Давайте природу беречь, чтобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц. Чтобы пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты. Охраняются звери, охраняются даже цветы

4.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Мы переходим к последнему этапу - подводим итог работы

-Вспомним тему урока

- О каких растениях сегодня мы говорили?

-Зачем нам нужно охранять природу?

-Оцените свою деятельность на уроке.

5. Домашнее заданиепроект по теме «Растения Красной книги, произрастающие в окрестности с. Новоивановки»

© 2010-2022