Урок

Урок предназначен для учащихся седьмого класса. Цель урока: Познакомить учеников с подцарством Простейшие, дать обую характеристку представителям этой группы животных. На примере амебы ознакомить учеников с классом Корненожки.Развивать логическое мышление учеников.Воспитывать уважение и любовь к животному миру.  На уроке используется психологический видеоролик для настроя к уроку а также игры для закрепления темы. В материале новой темы полностью описывается жизнедеятельность представителей класса Корненожки.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Биология 7 русский класс.

Тема урока: «Класс Корненожки»

Цель урока:

  1. Познакомить учеников с подцарством Простейшие, дать обую характеристку представителям этой группы животных. На примере амебы ознакомить учеников с классом Корненожки.

  2. Развивать логическое мышление учеников.

  3. Воситывать уважение и любовь к животному миру.

Метод урока: Словесный

Тип урока: Обучающий

Наглядности: слайд, рисунки, карточки

Ход урока:

  1. Орг момент. Психологический настрой к уроку. Видеоролик «От улыбки...»

  2. Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос и заполнить недоконченную схему схему.

  3. Новая тема:

Общая характеристика подцарства Одноклеточные животные

Количество видов.

Более 70 тысяч видов одноклеточных и колониальных животных объединенных в пять типов. Мы подробно остановимся только на Корнежжутиковых и Ресничных.
Среда обитания. Одноклеточные заняли все среды жизни, где есть вода. Многие - обитатели морей и пресных водоемов. Некоторые виды обитают во влажной почве, Около 3500 видов перешли на паразитический образ жизни, вызывая заболевания человека, животных и растений.

Строение тела.

Из названия подцарства нетрудно догадаться, что все тело этих животных представлено одной единственной клеткой. Однако эта клетка обладает всеми жизненными функциями: обменом веществ с окружающей средой, раздражимостью, движением, способностью оставлять потомство. В клеточном теле помимо типичных органоидов, характерных для животной клетки, имеются специализированные органоиды, характерные для простейших. Давайте рассмотрим их.
Органоиды передвижения - ложноножки (псевдоподии), жгутики или реснички.
Органоиды, отвечающие за питание - пищеварительные вакуоли, клеточный рот, клеточная глотка, анальная пора (порошица)
Органоиды выделения (экскреции) и регуляции осмотического давления - сократительные вакуоли.
За размножение отвечает ядро, у некоторых богатых одноклеточных их несколько.
Органоиды защиты и нападения - трихоцисты (особые стрекательные образования, находящиеся по краю цитоплазмы)

Форма тела у большинства одноклеточных постоянная, исключением являются некоторые корненожки (например, амеба обыкновенная)

Питание.

По способу питания простейших делят на две группы:
Гетеротрофы. Имеются хищники, паразиты и сапрофиты.
Миксотрофы (от миксер - смешивать) обладают смешанным типом питания - автотрофным (имеют хроматофор и способны фотосинтезировать при наличии света) и гетеротрофным. Это самые хитрые простейшие, которые поставили систематиков перед неразрешимой задачей: к какому царству отнести, например, эвглену зеленую? Договорились мирным путем: зоологи относят ее к классу Растительных жгутиконосцев типа Корнежгутиковые, а ботаники - к отделу Эвгленовые водоросли низших растений

Размножение.

Если простейшим тепло, сытно и спокойно, то они размножаются бесполым путем с достаточно высокой скоростью. Рекорды по количеству потомков бьют паразиты. Их размножение получило название множественное деление, или шизогония.
Половой процесс может протекать со слиянием гамет или представлять собой конъюгацию - временное сближение с обменом генетической информацией (у инфузорий). У примитивных амеб половой процесс неизвестен, однако , не исключено, что они его просто тщательно скрывают.

Развитие простейших характеризуется особым жизненным циклом, который зависит от образа жизни и условий обитания простейшего. Он представляет собой чередование полового процесса и последующего многократного бесполого деления.

Перенесение неблагоприятных условий.

При высыхании водоема или изменении температуры окружающей среды одноклеточные животные способны образовывать цисту (инцистироваться). При этом животное округляется, утрачивает органы передвижения, выделяет на своей поверхности плотную оболочку и переходит в состояние покоя. При возвращении благоприятных условий цисты раскрываются, и довольные простейшие возвращаются к активному образу жизни.

Урок

«Я в домике!»

Тип Корнежгутиковые.

Класс Корненожки. Рассказ от первого лица.
Нас 11 тысяч видов. Обитаем в морских и пресных водоемах, во влажной почве, в организме человека и животных.
Я - Амеба обыкновенная, хотя сама себя считаю уникальным произведением природы. Мое латинское название Amoeba proteus напрямую связано с греческой мифологией. Морское божество Протей (сын Посейдона) мог менять свой облик до неузнаваемости. Для меня изменить свою форму - пара пустяков. Моя цитоплазма перетекает в отдельные участки клетки, где образуется моя рука (или нога?) Я называю эти выросты ложноножками, а ученые - псевдоподиями. Они нужны мне, во-первых, для активного амебоидного передвижения, т.е. использую их как ноги. Мчусь со скоростью 200 мкм/мин. Во-вторых, я могу захватить ими свою пищу (бактерию, водоросль или вкусный кусочек органического вещества), т.е. использую их как руки. Помимо органоидов, характерных для любой животной клетки, у меня есть сократительная вакуоль. Она постоянно сокращается, удаляя излишки воды из организма, т.о. выполняя выделительную и осморегуляторную функции. Когда мне становится одиноко, я делюсь митозом надвое, и у меня появляется друг и собеседник. Моя родня, обитающая в морях и океанах, имеет причудливую форму благодаря наличию известкового или кремнеземного скелета. Они похожи на снежинки или маленькие солнышки, что отразилось на их названиях - лучевики, солнечники, радиолярии, раковинные амебы. Одна из нас свернула на криминальную тропу паразитизма и стала причиной опасного заболевания кишечника - дизентерии. Чтобы избежать контакта с ней, соблюдайте правила личной гигиены, мойте руки, овощи и фрукты, не пейте некипяченую воду. Есть среди нас и симбионты, помогающие пищеварению человека и животных, без них наступает кишечное расстройство - дисбактериоз.

УрокУрок

Амеба обыкновенная Раковинные амебы (2-3), солнечники(4), фораминиферы(5)

  1. Закрепление темы: Игра «Шаг за шагом», «Мы ищем талантов!»

  2. Итог урока: Оцениваю учеников

  3. Домашнее задание: Тему прочитать, зарисовать строение амебы, ответить на вопросы в конце темы



© 2010-2022