- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии на тему: Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы
Урок по биологии на тему: Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ондар Б.Л. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СКУ 8 вида. Открытый урок в 9 классе по теме:
«Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы»
(интегрированный урок биология + математика+физкультура)
Цели урока: 1. Образовательная: познакомить учащихся с влиянием физического труда и спорта на развитие дыхательной системы, сформировать понятие о жизненной ёмкости лёгких; 2. Развивающая: развивать внимательность и наблюдательность, научить измерять обхват грудной клетки, рассчитать жизненную ёмкость лёгких; 3. Воспитательная: воспитывать любовь к физическому труду и спорту.
Оборудование: ПК, проектор, колонка, индивидуальные карточки с заданиями.
Ход урока:
-
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
2. Проверка знаний. Тест на установление соответствия.
Установите соответствие между системами органов и органами, которые входят в их состав.
Задание для учащихся 1,2,3 уровней.
Системы органов:
Органы:
А) Кровеносная система
Б) Дыхательная система
-
Сердце
-
Носовая полость
-
Вена
-
Артерия
-
Носоглотка
-
Глотка
-
Капилляры
-
Гортань
-
Бронхи
-
Аорта
-
Трахея
-
Лёгкие
Задание для учащихся 4 уровня: работа с индивидуальной карточкой.
-Используя готовый рисунок, подпиши названия органов дыхательной системы.
Проверка выполнения заданий.
3. Изучение нового материала
Молодцы, ребята. Я надеюсь, что вы вспомнили предыдущие темы. А теперь давайте продолжим изучение дыхательной системы. Сегодняшний наш урок не обычный, а интегрированный т.е. в проведении данного урока мне будут помогать учителя математики и физкультуры. На этом уроке вы будете дополнительно пользоваться знаниями и умениями по математике и физкультуре. Я надеюсь, что вы из такого урока узнаете намного больше, чем на обычном уроке.
Для того, чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам поработать с учительницей математики Куулар Шорааной Шолбан-ооловной.
Учитель математики: Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам найти тему урока самим. Половина слов темы урока закодированы. Это второе, третье, четвертое слова темы. Второе слово напишите по буквам, над которыми стоят нечётные числа, третье и четвертое- по буквам с чётными числами.
Давайте вспомним, какие числа называются чётными, а какие - нечётными?
(учащиеся отвечают, что чётные числа делятся на 2, нечётные - не делятся).
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
ф
т
и
р
з
у
и
д
ч
а
е
с
с
п
к
о
о
р
г
т
о
а
Давайте прочтём тему. ( учащиеся читают тему)
Тема: Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы.
-Вот как важно знать , что такое четные и нечетные числа, в данном случае это нам помогло узнать тему нашего урока. Молодцы, ребята!
Учитель биологии: Спасибо, ребята, что вы сумели расшифровать тему нашего урока с помощью знаний по математике. На данном уроке вы узнаете о влиянии физического труда и спорта на развитие дыхательной системы, познакомитесь с понятием «жизненная ёмкость лёгких», научитесь измерять обхват грудной клетки, рассчитать жизненную ёмкость лёгких, будете развивать внимание, наблюдательность, умения применять знания из различных предметов в новых условиях.
- Запишите, пожалуйста, тему урока.
1. Жизненная ёмкость лёгких.
Учитель физкультуры: Все встали. Ноги на ширине плеч. На счёт «три» делаем самый глубокий вдох, затем выдыхаем воздух из лёгких. (делают 3 раза). Спасибо, ребята, садитесь.
Учитель биологии: Объем воздуха, который человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха, называют жизненной ёмкостью лёгких. Этот объем является важным показателем дыхания.
2.Влияние физического труда и спорта на дыхание.
- Величина жизненной ёмкости лёгких - важный показатель здоровья. Глубокое и спокойное дыхание обеспечивает хорошее снабжение кислородом органов и тканей. Для правильного дыхания необходимо иметь хорошо развитую грудную клетку и сильные дыхательные мышцы. (межрёберные и диафрагму)
Покажите, пожалуйста, на себе, где межрёберные мышцы (учащиеся показывают). Теперь диафрагму. Как будет «диафрагма» по - тувински? («шандыр эъди»). Где она находится? ( Она отделяет грудную полость от брюшной).
Развитая грудная клетка и сильные дыхательные мышцы достигаются физическим трудом и регулярными занятиями спортом. Особенно полезны для развития дыхательной системы специальная дыхательная гимнастика, бег, плавание.
-А теперь посмотрите, пожалуйста, на рисунок 112. (сканировать и показать на проекторе). Сравните объем лёгких при правильной осанке и при сутулости. (учащиеся сравнивают, отвечают что при правильной осанке объем лёгких больше, чем при сутулости)
-Хорошая осанка, прямая спина и развёрнутые плечи помогают человеку правильно дышать. При сутулости грудная клетка сдавливает лёгкие, дыхание становится неглубоким. Ткани и органы получают мало кислорода, работоспособность организма снижается.
-Теперь я предлагаю внимательно посмотреть видеоурок, который объяснит вам тему. (просмотр видеоурока).
4. Оздоровительная минутка. Гимнастика для глаз.(учитель физкультуры)
- Сначала проведем гимнастику для глаз.
Упражнение №1. Все смотрим в окно вдаль далеко-далеко. (считает до 5)
Упражнение №2. Делаем круговые движения слева - направо (считает до 5), теперь в обратную сторону (считает до 5).
- Из материала урока вы узнали, что развитая грудная клетка и сильные дыхательные мышцы достигаются физическим трудом и регулярными занятиями спортом. В условиях нашего класса я предлагаю вам несколько упражнений для дыхания. (нужно найти несколько дыхательных гимнастик)
- Молодцы, ребята. Будьте здоровы, не болейте. Дружите с физическим трудом и спортом.
5. Закрепление знаний.
Учитель биологии: Для закрепления знаний, которых получили на этом уроке, я предлагаю вычислить жизненную ёмкость легких по формуле Людвига вместе с учителем математики.
Формула Людвига
Задание для учащихся 1 уровня:
ЖЁЛ для мужчин= 40* рост(см)+ 30 * вес (кг) -4400 (Чимит)
ЖЁЛ для женщин= 40* рост(см)+ 10 * вес (кг) -3800 (Байлакмаа)
- Почему результаты ЖЁЛ у Чимита и Байлакмы разные? От чего это зависит?
(ЖЁЛ зависит от возраста человека, пола, роста, развития мускулатуры)
Задание для учащихся 2, 3 уровней: Разгадайте мини-кроссворд.
Что влияет на развитие дыхательной системы человека?
Т
Ответ: спорт, труд.
Задание для учащихся 4 уровня: Из предложенного списка выбери и подчеркни те слова, о котором говорили на этом уроке.
Дыхательная система, сердце, спорт, физический труд, жизненная ёмкость лёгких, голова.
6. Вывод.( на экране, читают по очереди). Коррекция.
Величина жизненной ёмкости легких - важный показатель здоровья. Для правильного дыхания необходимо иметь хорошо развитую грудную клетку и сильные дыхательные мышцы. Занимаясь спортом и физическим трудом , человек развивает грудную клетку и тренирует дыхательные мышцы. Тренированный человек дышит ровно и глубоко.
7. Рефлексия.
-Кому урок понравился? Что именно понравился?
-А кому урок не понравился? Почему?
- Поставьте оценку себе за урок. Кто думает, что усвоил материал урока на оценку «5»? на «4», на «3»?
8. Домашнее задание: 2,3 уровни: Ответить письменно на вопрос: Что такое спирометр? 1 уровень: Какие мышцы обеспечивают дыхание? 4 уровень: повторить правильное произношение слов: жизненная ёмкость лёгких, спирометр.