Урок по биологии Строение дыхательной системы

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по биологии Строение дыхательной системыУрок по биологии Строение дыхательной системыТема урока: Органы дыхания. Строение легких и значение дыхания Дата _________
Задачи урока:

  1. дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни;

  2. установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей,

  3. рассмотреть голосообразование;

  4. развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи.

Демонстрационное оборудование: таблицы
Методы: частично-поисковый, сравнительно-аналитический, творческий.
Формы работы: индивидуальная, общеклассная.

Ход урока.

1. Организационный момент.
Проверить готовность к уроку. Отметить отсутствующих.
2. Изучение нового материала.
Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка "Это нам нужно как воздух" доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут).

Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне "Мери Сомс" погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.
Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?
Значение дыхания:
1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.
2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.
Вопрос: Каким образом кислород поступает в клетки? Ответ: Через кровь.
Вопрос: А как кислород проникает в кровь? Ответ: Через лёгкие.
(Ученикам предлагается дать определение процесса дыхания.) На экран выводится изображение.


Дыхание - это процесс поступления О2 в клетки организма, участие О2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада.
Самое краткое определение:
Дыхание - это обмен газов между клетками и окружающей средой.
Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания - это лёгочное дыхание.

Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.
Органы дыхания - это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

Дыхание


Внешнее - Клеточное-

совокупность процессов, использование О2

обеспечивающих клетками и тканями

поступление для окисления

в организм О2 и органических веществ

удаление СО2. с выделением энергии.

Строение органов дыхания.

Дыхательная = Воздухоносные + Органы дыхания

система пути

Дыхательная система

Особенности строения

функция

Воздухоносные пути

Носовая полость +

разделяется костно-хрящевой перегородкой, извилистые ходы, которые значительно увеличивают внутреннюю поверхность носовой полости. Много кровеносных сосудов

вырабатывает слизь,

очищение и обогрев воздуха

Носоглотка

Соединяет носовую полость и гортань.

Гортань

Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный их них - щитовидный. Голосовые связки

А) во время проглатывания пищи закрывается хрящом - надгортанником.

Б) речь

трахея

Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием

выводит пылевые частицы из лёгких, увлажняет воздух

Бронхи

В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца.

Они входят в правое и левое лёгкое, очищают и увлажняют воздух

Органы дыхания -

Легкие

Плевра, , разветвленные бронхи и альвеолы

Газообмен


3. Закрепление изученного материала.

Выводы:

Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.
В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.
В гортани находятся две пары голосовых связок.

Нижняя пара участвует в голосообразовании. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полости.
Газообмен происходит в альвеолах лёгких.


4. Домашнее задание. Учебник стр.__________ раб.тетр._________

Сообщения: «Дыхательная гимнастика», «Как надо дышать», «Гигиена воздуха»




© 2010-2022