• Преподавателю
  • Биология
  • Методическая разработка теоретического занятия Основные направления эволюционного процесса

Методическая разработка теоретического занятия Основные направления эволюционного процесса

Методическая  разработка  аудиторно-теоретического занятия по теме "Основные направления эволюционного процесса" включает программный материал раздела «Эволюционное учение», материал для проверки усвоения темы обучающимися и оценки их знаний. Рассматриваются вопросы: 1. Понятие о макроэволюции. 2. Способы осуществления макроэволюции: дивергенция, конвергенция, паралеллизм 3. Главные направления биологической эволюции: биологический прогресс и биологический регресс 4. Пути биологического прогресс...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Основные направления эволюционного процесса

Раздел: Эволюционное учение


Тип занятия : изучение нового материала

Вид занятия: лекция с элементами беседы

Цели занятия:

Образовательная : Дать понятие о способах осуществления макроэволюции, о главных направлениях биологической эволюции: биологическом прогрессе и биологическом регрессе, о путях биологического прогресса, об основных закономерностях эволюции и результате эволюции: многообразии видов, усложнении организации, приспособленности

  • Воспитательная: воспитание активной жизненной позиции, аккуратности, потребности в совершенствовании знаний и умений, ответственности за выполнение задания, умения работать в прах и коллективе.

  • Развивающая: развитие умений добывать информацию по теме, анализировать полученную информацию, сравнивать с имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.

Межпредметные связи: анатомия, история

Внутрипредметные связи: микроэволюция, видообразование, движущие силы эволюции, редкие и исчезающие виды, приспособленность организмов

Методы обучения: словесные, наглядные, частично-репродуктивные.

Оснащение занятия: Методическая разработка по дисциплине,

Электронная презентация «Эволюция»,

ЭУИ «Биология 10-11 классы»,

Дидактические карточки, раздаточный материал с заданиями.

Оборудование учебного кабинета

Планируемый результат (студент должен знать): Знать характеристики макроэволюции, сущность дивергенции, конвергенции, параллельной эволюции, ароморфоза, идиоадаптации, дегенерации, биологического прогресса и регресса

Структура занятия

  • Организационная часть - 2 мин.

  • Проверка знаний - 15 мин.

  • Сообщение темы, цели, плана - 2 мин.

  • Изложение нового материала - 45 мин

  • Закрепление учебного материала - 16 мин.

  • Подведение итогов - 5 мин.

  • Домашнее задание - 2 мин.

  • Рефлексия - 3 мин.

Ход занятия

  1. Организационная часть

- Отметка присутствующих, подготовленность аудитории, средств обучения

- Актуализация, мотивация:

Проверка исходного уровня знаний:

Фронтальный опрос по вопросам:

  1. Что называется микроэволюцией? Каковы ее основные характеристики?

  2. Как происходит географическое видообразование?

  3. Как происходит экологическое видообразование?

  4. какую роль играют в микроэволюции изоляции, дрейф генов, популяционные волны?

  5. Какова роль мутаций в эволюции ж.о.?

Работа с заданиями дидактических карточек.

  1. Сообщение темы, цели, плана

  2. Изложение нового материала по плану:

1. Понятие о макроэволюции.

2. Способы осуществления макроэволюции: дивергенция, конвергенция, паралеллизм

3. Главные направления биологической эволюции: биологический прогресс и биологический регресс

4. Пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация

5. Основные закономерности эволюции: необратимость эволюционных преобразований.

6. Результат эволюции: многообразие видов, усложнение организации, приспособленность

  1. Закрепление учебного материала: ответы на вопросы раздаточного материала (Вопросы прилагаются)

6. Контроль по вопросам в конце праграфов.

Вид контроля: устный, письменный

Методы контроля: фронтальный опрос, тестовое задание, выполнение письменных упражнений

Аудиторная самостоятельная работа: выполнение тестовых заданий с помощью учебника.

Внеаудиторная самостоятельная работа (содержание домашнего задания): Прочитать указанные страницы учебников. Приготовить сообщения с презентацией по темам:

-палеонтологические доказательства эволюции,

-эмбриологические …,

-сравнительно-анатомические …,

-биогеографические… .

Литература:

1. Биология под ред Беляева Д.К., 2012 с. 176-180

2. Сивоглазов В.И. и др, Биология 10-11 кл., 2011, с. 251-254

Теоретический материал

Основные направления эволюционного процесса

Содержание лекции:

1. Понятие о макроэволюции.

2. Способы осуществления макроэволюции: дивергенция, конвергенция, паралеллизм

3. Главные направления биологической эволюции: биологический прогресс и биологический регресс

4. Пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация

5. Основные закономерности эволюции: необратимость эволюционных преобразований.

6. Результат эволюции: многообразие видов, усложнение организации, приспособленность

Макроэволюция - это развитие жизни на Земле в целом от момента его происхождения до сегодняшних дней. Между микроэволюцией и макроэволюцией нет грани, т. к. процесс микроэволюции, первично вызвавший дивергенцию популяций, продолжается внутри вновь возникших форм организмов

Способы осуществления макроэволюции:

  1. Дивергенция - расхождение признаков у близких популяций (независимое расхождение признаков у вьюрков на Галапогосских островах под действием элементарных эволюционных факторов) В результате вид распадается на несколько независимых видов.

В результате дивергенции развиваются гомологичные органы - органы, имеющие общее происхождение, но разный внешний вид в связи с выполнением разных функций

(так как они приспосабливают к разным условиям).

Методическая разработка теоретического занятия Основные направления эволюционного процессаМетодическая разработка теоретического занятия Основные направления эволюционного процесса


  1. Параллелизм - эволюционное развитие в сходном направлении 2-х или более дивергировавших ранее групп (развитие саблезубости у представителей разных кошачьих). Объясняется общностью генной структуры и сходной изменчивостью.

Путём параллелизма развивались приспособления к водному образу жизни в трёх линиях эволюции ластоногих (моржи, ушастые и настоящие тюлени); у нескольких групп крылатых насекомых передние крылья преобразовались в надкрылья; у разных групп кистепёрых рыб развивались признаки земноводных;


  1. Конвергенция - процесс развития в сходном направлении, приводящий к возникновению сходных признаков в одинаковой среде ( форма тела у акул, китообразных, ихтиозавров, тюленей).

В результате конвергенции развиваются аналогичные органы - органы, имеющие разное происхождение, но сходный внешний вид в связи с выполнением одинаковых функций

(так как они приспосабливают к сходным условиям).

Методическая разработка теоретического занятия Основные направления эволюционного процессаМетодическая разработка теоретического занятия Основные направления эволюционного процесса

Главные направления макроэволюции

1. Биологический прогресс - направление, ведущее к :

- увеличению численности особей внутри вида,

- увеличению количества малых таксонов внутри крупных таксонов,

- к возрастанию приспособленности организмов,

- к более широкому распространению вида или таксона.

Биологический прогресс идет 3 путями:

А) ароморфоз (арогенез) - это морфофизиологический прогресс, возникновение новых признаков, органов, которые существенно повышают уровень организации живых организмов, часто приводят к выходу в новую среду обитания (живорождение, развитие легких, постоянная температура тела). В результате образуются крупные таксоны - классы, типы, отделы…

Все ароморфозы формируются на основе наследственной изменчивости и естественного отбора и являются приспособлениями широкого значения

Методическая разработка теоретического занятия Основные направления эволюционного процесса

Б) Идиоадаптации (аллогенез) - формирование приспособительных признаков к среде обитания без перестройки общей организации. Это частные приспособления отдельных видов. (Дарвиновские вьюрки приспособились к питанию насекомыми, орехами, семенами, плодами и др. - изменился клюв). Приводит к формированию видов и родов - мелких таксонов.

В) Общая дегенерация (катогенез) - особый путь развития эволюции, связанный с проникновением организма в более простую среду и резким упрощением строения и образа жизни. (Например, исчезновение кровеносной, мышечной, пищеварительной и др. систем у паразитических червей. У суккулины (паразита крабов) в организме развивается только половая система.)

2. Биологический регресс - направление эволюции, характеризуется:

- снижением численности особей,

- сужением ареала,

- постепенным и быстрым уменьшением количества видов внутри более крупного таксона

- снижение приспосабливаемости,

- уменьшением ареала.

Биологический регресс может привести к вымиранию. В состоянии регресса находятся многие виды , крупные млекопитающие - уссурийский тигр, гепард, белый медведь,…

Закономерность: в пределах какого-либо таксона за возникновением ароморфозов следует возникновение множества идиоадаптаций, для адаптации в новой среде.

Методическая разработка теоретического занятия Основные направления эволюционного процесса


Закономерности эволюции: - эволюционные изменения необратимые (Л.Долло: организм никогда не возвращается точно к прежнему состоянию, даже если он окажется в тех условиях, которые он прошел).

Результат эволюции:

- происходит непрерывный процесс приспособления к условиям обитания,

- происходит возникновение новых видов и вымирание не переживших борьбу за существование и естественный отбор,

- происходит постепенное усложнение организации.

Задания для закрепления

1. Выявите ароморфозы, идиоадаптации и дегенеративные признаки:

1. возникновение теплокровности,

2. образование хобота у слона,

3. утрата конечностей у кита,

4. усложнение головного мозга у млекопитающих,

5. образование цепкого хвоста у обезьян,

6. возникновение позвоночника,

7. возникновение многоклеточности,

8. появление семян у семенных папоротников,

9. возникновение лазающего стебля, характерного для плюща,

10. появление зацепок, как у лопуха,

11. утрата листьев кактусом,

12. появление проводящей ткани,

13. дифференциация слоевища на стебель, лист и корень.

2. Даны плавники акулы, ихтиозавра и кита, ноги лошади. Какие из этих органов являются гомологичными, какие - аналогичными? Гомологичные (одно происхождение, но разные по функциям) -плавники кита и ноги лошади плавник ихтиозавра и ноги лошади). Аналогичные ( разное происхождение, но одна функция) - плавник акулы и плавник кита.

3. Даны конечности крота, утконоса, медведи, морской черепахи, тюленя, утки, акулы, ихтиозавра, дельфина. Определите гомологичные органы. (конечности крота, утконоса, медведи, морской черепахи, тюленя, утки, ихтиозавра, дельфина - строение одинаковое, т.к. одно происхождение)

© 2010-2022