ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ

«Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физической подготовленности и функционального состояния организма, способность саморегуляции систем органов, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде, стратегия жизни человека, активное, деятельное отношение   к миру.          Вопрос, который нас  заинтересовал:  Как можно измерить и оценить здоровье человека?  Ведь мы о  нем  задумываемся только тогда, когда возникает болезнь. Говоря или думая о здоровье, человек интуитивно имеет в виду оценочную шкалу: «здоровье - болезнь».  Оказывается кроме двух этих полюсов, есть и переходные состояния,  которые  можно   довольно легко  измерить.          В соответствии с существующими на сегодняшний день принципами науки,  показателями здоровья могут быть   следующие   признаки: 1.     Уровень и гармоничность физического развития. 2.     Функциональное состояние организма, прежде всего  сердечно-сосудистой системы. 3.     Уровень иммунной защиты.   Все эти признаки сегодня поддаются  изучению при помощи специальных методик с использованием соответствующей аппаратуры.  Цель: изучить особенности сердечнососудистой системы  и определить состояние здоровья школьников методом функциональных проб. Задачи: 1. Выяснить роль сердечнососудистой  системы в организме человека; 2. Исследовать кровяное давление, пульс,   определить функциональную сердечнососудистую пробу у школьников, функциональную пробу с максимальной задержкой дыхание до и после нагрузки, оценить работоспособность сердца при физической работе; 3. Разработать профилактические рекомендации для укрепления сердечнососудистой системы
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ

Монастырева Ю.

«Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физической подготовленности и функционального состояния организма, способность саморегуляции систем органов, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде, стратегия жизни человека, активное, деятельное отношение к миру.

Вопрос, который нас заинтересовал: Как можно измерить и оценить здоровье человека? Ведь мы о нем задумываемся только тогда, когда возникает болезнь. Говоря или думая о здоровье, человек интуитивно имеет в виду оценочную шкалу: «здоровье - болезнь». Оказывается кроме двух этих полюсов, есть и переходные состояния, которые можно довольно легко измерить.

В соответствии с существующими на сегодняшний день принципами науки, показателями здоровья могут быть следующие признаки:

  1. Уровень и гармоничность физического развития.

  2. Функциональное состояние организма, прежде всего сердечно-сосудистой системы.

  3. Уровень иммунной защиты.

Все эти признаки сегодня поддаются изучению при помощи специальных методик с использованием соответствующей аппаратуры.

Цель: изучить особенности сердечнососудистой системы и определить состояние здоровья школьников методом функциональных проб.

Задачи:

1. Выяснить роль сердечнососудистой системы в организме человека;

2. Исследовать кровяное давление, пульс, определить функциональную сердечнососудистую пробу у школьников, функциональную пробу с максимальной задержкой дыхание до и после нагрузки, оценить работоспособность сердца при физической работе;

3. Разработать профилактические рекомендации для укрепления сердечнососудистой системы

Функциональное состояние - комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе. При исследовании функционального состояния организма, занимающегося физическими упражнениями, наиболее важны изменения систем кровообращения и дыхания, от них во многом зависит уровень физической работоспособности. Важнейший показатель функционального состояния сердечнососудистой системы - пульс (частота сердечных сокращений) и его измерение. Такое исследование проводится с помощью различных функциональных проб.

В эксперименте участвовали группа учащихся 5-7 классов в количестве 15 человек.

Нами получена объективная информация по функциональному состоянию сердечно-сосудистой системы учащихся: по частоте сердечных сокращений, систолическому и диастолическому артериальному давлению, функциональная сердечно-сосудистая проба, проба Руфье, функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.

Во-первых, выявлено, что АД в норме, но наблюдается варьирование в пульсе.

Во-вторых, исследовали частоту сердечных сокращений сердца.

Методика: подсчет пульса за 10 секунд - трижды После каждое полученное значение умножает на 6 и из получившихся выбирает среднее - это и есть частота сердечных колебаний

Результаты измерений: 65-90 ударов в минуту, в зависимости от состояния организма. Показатель нормы: 60 - 80 уд. в мин

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ





Диаграмма 1. Результаты исследования ЧСС

В-третьих, определили функциональную сердечно-сосудистую пробу. Методика: для определения измерить пульс в состоянии покоя. Далее сделать 20 приседаний. После окончания упражнений сесть, измерить и записать просчитанный пульс за 10 с. Спустя каждые 1,2,3,4,5 минут делать контрольные измерения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ

Диаграмма 2. Результаты функциональной сердечно-сосудистую пробы

Из диаграммы видно, что 80% ребят показали хорошие показатели при восстановлении сердцебиения после нагрузки.

Четвертая проба - это проба Руфье.

Показатель сердечной деятельности (ПДС) вычисляется по формуле:

ПДС=(4(P1+P2+P3)-200)/10

Результат оценивается следующим образом: при ПДС от

-0,1 до 5- отлично;

-от 5,1 до 10 - хорошо;

от 10,1 до 15 - удовлетворительно;

от 15,1 до 20 - плохо.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ






Диаграмма 3. Результаты оценки работоспособности сердца при физической нагрузке

В-пятых, функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки

Методика исследования:

  1. В положении сидя задержать дыхание на максимальный срок на спокойном выдохе, измерить время задержки дыхания;

  2. Через 5 минут отдыха сделать 20 приседаний за 30 с;

  3. Задержать дыхание на максимальный срок на спокойном выдохе, измерить время задержки дыхания;

  4. Через 2 мин. Отдыха повторить пробу №1;

  5. Вычислить процентное отношение результатов 2 и 3 опытов по отношению к 1;

  6. Сравнить полученные данные с нормативами.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ

Таблица 2. Определения категории здоровья при выполнении функциональной пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки




ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ

Диаграмма 4. Результаты функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки



ВЫВОДЫ

Согласно исследованию, выявлено, что АД в норме, но наблюдается варьирование в пульсе.

По данным исследования определения функциональной сердечно-сосудистой пробы было отмечено, что 80% школьников имеют хорошо тренированное сердце. У этих школьников при физической нагрузке сердцебиение приходит в состояние нормы не более, чем за 2 минуты. 20% относятся к практически здоровым, но имеют нетренированное сердце






















РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ


  1. Для укрепления мышц сердца и сосудов необходимо заниматься физическими упражнениями;

  2. На деятельность сердца и сосудов отрицательно влияет алкоголь и табак;

  3. Для поддержания АД в норме нужно соблюдать рацион питания, режим дня, гигиену труда и не исключать ежедневные воздушно-водные процедуры.



© 2010-2022