Урок в 9классе на тему Типы и способы размножения организмов

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

. 9 класс

План урока

Тема «Типы и способы размножения организмов».

Задачи:

1. Развивать понятие «размножение», сформировать теоретические знания о формах размножения организмов. Дать характеристику способам бесполого и полового размножения у растений и животных.

2. Содействовать развитию навыков научного мышления, умение анализировать, синтезировать знания, ставить перед собой цели и добиваться их реализации.

3. Воспитывать интерес к биологии через игровую форму, уважение к учителю, одноклассникам, ответственное отношение к работе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: таблицы «Вегетативное размножение усами, корневищами, корневыми отпрысками», «Вегетативное размножение клубнями и луковицами», «Вегетативное размножение отводками, черенками, корневыми отпрысками», «Плесневые грибы. Дрожжи», «Тип Кишечнополостные. Гидра», демонстрационный материал по зоологии, (деление амёбы), микроскопы, микропрепараты, комнатные растения, вода, горшочки с землёй, салфетки, луковицы тюльпанов.

Ход урока.

I Организационный момент. Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами побываем -заочно в телецентре «Останкино» и примем участие в различных эфирах известных вам телепередач. Например, «Прогноз погоды». В ближайшие 45 мин. в Лещановской средней школе ожидается спокойная, солнечная погода. Итак, программа телепередач на сегодня:

*Киножурнал «Хочу всё знать!» - изучение новой темы.

* «Что? Где? Когда?». «Кто хочет стать биологом?» - закрепление.

* «Огород - круглый год» - побываем в гостях у известного садовода Туманова.

* «Вести» - подводим итоги урока.

II Изучение нового материала. Каждую минуту на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни организмы гибнут от хищников, другие состарились и погибли, третьи - от болезней. Мы срываем цветы, ломаем деревья, вытаптываем траву, ловим рыбу и так далее. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Жизнь на Земле существует и продолжается. (Учащиеся пишут тему в тетрадях).

1) Вопросы: 1.А что же такое размножение?

2. Что лежит в основе размножения организмов?

3. Какие формы размножения свойственные живым организмам вам известны?

Заполнение таблицы «Типы и способы размножения» (самостоятельно). В таблице - способы размножения -заполнится позже.

Р А З М Н О Ж Е Н И Е

Урок в 9классе на тему Типы и способы размножения организмовУрок в 9классе на тему Типы и способы размножения организмов

Половое Бесполое

Урок в 9классе на тему Типы и способы размножения организмовУрок в 9классе на тему Типы и способы размножения организмовУрок в 9классе на тему Типы и способы размножения организмовУрок в 9классе на тему Типы и способы размножения организмовУрок в 9классе на тему Типы и способы размножения организмов

Деление Почкование

Вегетативное Фрагментация

размножение

Спорообразование

2) Характеристика бесполого размножения. Использование таблиц. Привести примеры.

(Беседа и заполнение таблицы «Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения»).

Вопросы беседы:

1. Сколько особей участвует при бесполом размножении?

2 Какие клетки участвуют?

3 Способ деления клеток?

4 Бесполое или половое размножение имеет преимущество?

5 Что такое оплодотворение?

Показатели

Бесполое

Половое

Родительских особей

1

2

Исходные клетки

соматические

половые

Способ деления клетки

Митоз

Мейоз

Преимущества

Потомки все одинаковые

Потомки отличаются друг от друга

Значение

Позволяет сохранить неизменными свойства вида, способствует быстрому увеличению численности вида и заселению новых территорий

Способствует разнообразию особей вида, что позволяет осваивать разнообразные условия обитания.

Примеры

Дрожжи(почкование), бактерии (деление),земляника лесная (усами) и др.

Речной рак, белый медведь, синица большая и др.

3) Обсуждение: В чём плюсы и минусы полового и бесполого размножения? Почему половое размножение считается более прогрессивным? (Слушаются ответы учащихся.)

Вывод: Потомство наследует признаки от обоих родителей при половом размножении, оно будет более жизнестойким, более приспособленным к среде обитания. Половое размножение считается более прогрессивным.

4) Теперь дополним в таблицу «Типы и способы размножения».

Вопросы для обсуждения:

1 Какие формы размножения вы знаете? (Деление, спорообразование, почкование, фрагментация, вегетативное).

2 Вегетативное размножение картофеля, винограда, клубники, фиалки узамбарской, тюльпанов, малины, смородины, хлорофитума пучковатого, герани.

3 Скажите, а бесполым размножаются только растения? (Гидра, дрожжи - почкованием, дождевой червь, медуза - фрагментация, т.е. частью тела.

4 Что такое регенерация?

5 Как называется искусственный способ бесполого размножения животных? Клонирование - это образование идентичных потомков (клонов) путём бесполого размножения, процесс изготовления генетически идентичных копий отдельной клетки и организма. (Пример, овечка Долли.)

III Закрепление. Ребята, как я и обещала, приглашаю вас на телепередачу «Что? Где? Когда?». В этой игре иногда появляется чёрный ящик. За 1минуту вам надо ответить на вопрос. Этот микроорганизм может находиться в морозильной камере, т.е. в замороженном виде, в сыпучем состоянии. Достав из холодильника этот микроорганизм, я создала питательную среду и сейчас они питаются и размножаются. Что лежит в чёрном ящике? (Ответ - дрожжи)

Теперь пришло время для игры «Кто хочет стать биологом?» Раздаются заранее подготовленные тесты, где учащиеся дают правильный ответ.

1. Что такое размножение?

1) увеличение числа особей

2)деление клеток

3)воспроизведение себе подобных

4)образование новых видов.

2. Амёба обыкновенная размножается:

1)регенерацией

2)фрагментацией

3)почкованием

4)делением клетки пополам.

3. Малина размножается:

1)черенками

2)отводками

3)корневыми отпрысками

4)усами

4. Клонирование

1)способ полового размножения

2)способ искусственного размножения

3)способ гибридизации

4)способ селекции организмов.

Тесты быстро проверяются.

Практическая часть урока. Ребята, я приглашаю вас на передачу «Огород - круглый год»

Для этой части урока заготовлены луковицы тюльпанов и черенки комнатных растений (хлорофитум пучковатый, герань, колеус, декабрист). Каждому из учащихся предлагается посадочный материал на выбор и задание посадить растение. Обязательно прилагаю инструкцию по выполнению практической работы «Вегетативное размножение».

1. Выберите посадочный материал.

2. В почве с помощью палочки сделайте углубление.

3. В углубление поместите черешок на 1/3. Луковица должна полностью находиться в почве.

4. Присыпьте почвой и слегка придавите.

5. Проверьте правильность посадки: слегка потяните надземную часть, если растение не вытаскивается из почвы, то растение высажено верно.

6. Обязательно полейте растение.

IV Телепередача «ВЕСТИ». Подведение итогов урока. Домашнее задание. Выставление оценок за урок.

п.13, просмотреть записи в тетради, обратить внимание на таблицы, подготовить сообщение на тему «Клонирование: «за» и «против».


© 2010-2022