Урок биологии в 9 классе по теме «Бесполое размножение»

"Описание материала: Урок разработан по программе Пасечника В.В.. Цели и задачи урока: создать условия для формирования универсальных учебных действий. 1. Познавательных: посредством раскрытия понятий: бесполое размножение, почкование, фрагментация, спорообразование, вегетативное размножение; формирования умений анализировать, сравнивать, классифицировать, сопоставлять и обобщать факты и явления; формирования умений строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, сравнивать между собой виды бесполого размножения, обосновать биологическое значение бесполого размножения, его недостатки и преимущества. 2. Личностных: умения отстаивать свою точку зрения, формирование умений применять полученные знания на практике, воспитание бережного отношения к растениям и животным 3. Коммуникативных: формирование умений работать над приобретением навыков сотрудничества, умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами, учиться критично, относиться своему мнению, с достоинством признавать его ошибочность. 4. Регулятивных: формировать умение представлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, определять понятия, формируемые в процессе изучения темы, формулировать выводы. 5. Предметных: отрабатывать на уроке понятия биологических процессов и терминов, усвоение учащимися особенностей бесполого размножения Образовательные технологии: ИКТ, технология работы в группах.
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель биологии МКОУ «Розгребельская СОШ»

Большесолдатского района Енютина Лариса Михайловна

Сценарий урока «Бесполое размножение»

9 класс

Цели и задачи урока: создать условия для формирования универсальных учебных действий.



  1. Познавательных:

посредством раскрытия понятий: бесполое размножение, почкование, фрагментация, спорообразование, вегетативное размножение;

формирования умений анализировать, сравнивать, классифицировать, сопоставлять и обобщать факты и явления;

формирования умений строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, сравнивать между собой виды бесполого размножения, обосновать биологическое значение бесполого размножения, его недостатки и преимущества.


  1. Личностных: умения отстаивать свою точку зрения, формирование умений применять полученные знания на практике, воспитание бережного отношения к растениям и животным.


  1. Коммуникативных: формирование умений работать над приобретением навыков сотрудничества, умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами, учиться критично, относиться своему мнению, с достоинством признавать его ошибочность.

  1. Регулятивных: формировать умение представлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, определять понятия, формируемые в процессе изучения темы, формулировать выводы.


  1. Предметных: отрабатывать на уроке понятия биологических процессов и терминов, усвоение учащимися особенностей бесполого размножения

Образовательные технологии: ИКТ, технология работы в группах.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- термины, описывать сущность бесполого размножения организмов (бактерий, грибов, растений, животных); недостатки и преимущества бесполого размножения, значение бесполого размножения организмов для жизни на Земле.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать схемы, рисунки, тексты, проводить простейшие исследования, составлять отчет.

Оснащение урока: живые и гербарные экземпляры растений (размножающихся вегетативным способом), таблицы «Вегетативное размножение отводками, черенками и корневыми отпрысками»; «Вегетативное размножение клубнями и луковицами»; «Размножение простейших».

Т.С.О - мультимедийный проектор, презентация «Бесполое размножение»

Словарь урока: бесполое размножение, спорообразование, почкование, шизогония, фрагментация, вегетативное размножение.

Формы урока: групповая, индивидуальная, коллективная.

Методы: проблемного обучения, частично - поисковый, словесный, наглядный, исследование, объяснительно - иллюстративный.

Приемы: беседа, рассказ, показ, демонстрация.

Тип урока: урок усвоения новых знаний



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

2

3


Организационный момент

Приветствие, проверка наличия учащихся


Отвечают на приветствие

Л Визуальный контакт с учителем

1. Мотивация учебной деятельности

Любой организм рано или поздно умирает. Почему же не исчезает живое с лица Земли? Ребята, сегодня объектом нашего изучения будет процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести Время вокруг пальца. Об этом процессе американский биолог Джозеф Меллер образно говорил: «Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевлённых, но очень-очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на Земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растём и существуем».

Как вы думаете, о каком процессе жизнедеятельности организмов идёт речь?

2.Актуализация опорных

знаний

Жизнь на Земле зародилась миллионы лет назад. В процессе эволюции одни организмы сменялись другими. Почему же организмы, которые жили в далекие времена, так похожи на ныне живущие? Каков механизм передачи наследственной информации от предков к потомству?

При затруднении с ответом можно задать вопросы:

1. Что является главной частью ядра клетки?

2. Какую роль играет ДНК в процессе размножения?

3. Благодаря какому процессу осуществляется передача информации от предков к потомству?

Учитель: Размножение - это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому не прерывается нить жизни.

На слайде представлены слова, раскрывающие определение процесса размножения. Внимание Задание: используя данные слова, сформулируйте определение понятия «Размножение».



Учитель: В природе существует много способов размножения, но всех их можно объединить в два основных типа:

На слайде представлены опорные схемы, раскрывающие особенности размножения. Урок биологии в 9 классе по теме «Бесполое размножение»

Сделайте предположения о способах размножения представленных на схеме, аргументируйте свои предположения


Отвечают на вопрос

Размножение - это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому не прерывается нить жизни.


Возможные ответы:

Благодаря процессу самовоспроизведения ДНК обеспечивается точное копирование генетической информации и её передача от поколения к поколению.



Ответы учащихся:

Размножение - это свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни (лишние слова «развития» и «клетки»).

Ответы учащихся:

Схема - а. Бесполое размножение. В нем принимает участие одна особь. В размно-

жении участвуют соматические клетки.

Потомство идентично родителям.

Схема - б. Половое размножение. В нем принимает участие две особи, сливаются половые клетки- гаметы.

Потомство получает новые признаки.


П: целеполагание

анализ,подведение под понятие.

ЛСамоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация; опора на жизненный опыт


К. Использование средств языка и речи для получения и передачи

информации (самовыражение, монологические высказывания).




П. Логические: построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие;

К. умение выражать свои мысли, слушать.


П Анализ, сравнение, классификация и обобщение фактов и явлений.

2. Преобразование информации из одного вида в другой (схема в текст).

Р. умение представлять свои мысли в устной форме



К аргументация своего мнения с позиции коммуникации

Р. Формирование умения самостоятельно, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).


Л.: самооценка



П. Анализ, сравнение, и обобщение фактов и явлений.

Р. Формирование умения организованно работать в группе




П. Определение понятий на основе изученного на уроке, создание моделей с выделением существенных характеристик

К: умение работать в группах, обсуждать

Л. Осознавая свои интересы, находить и изучать в учебниках необходимый материал

П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

Л. Самокритичное отношение к своему мнению, признание его ошибочности, если оно таково.



К. Умение корректировать свои знания, умение объективно оценивать свою работу

Л адекватное понимание причин успеха, неуспеха в деятельности, самооценка, следование в поведении моральным нормам





К: Умение объективно оценивать свою работу


П- анализируют полученные знания и дифференцируют их,.

выражают свои мысли

К

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, самовыражение

;



П: Осуществление поиска и отбора необходимой информации

К

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, самовыражение

Р. Формирование умения в диалоге с товарищем совершенствовать свои знания


Л. Адекватное оценивание результатов деятельности

РКонтроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению).


Л. Адекватная оценка возможностей достижения цели определенной сложности

Целью нашей сегодняшней работы будет систематизация знаний об одном из типов размножения. А чтобы узнать, а каком именно, я предлагаю Вам разгадать, что именно находится в «Черном ящике».

-Сегодня утром я достала из холодильника живые организмы. С помощью сахара и воды создала благоприятные условия, в которых они начали активно питаться и размножаться. Кто продолжает размножаться, даже находясь в этом черном ящике? Это одноклеточные организмы! При благоприятных условиях они будут размножаться.


Итак, тема сегодняшнего урока:

Тема урока: «Бесполое размножение»

3. Определение наличия знаний по теме Бесполое размножение»

Учащимся предложены оценочные листы знаний, которые они заполняют до изучения темы и в конце урока


2.Изучение нового материала

Работа в группах.

На слайде презентации перед вами представители разных царств: (бацилла (бактерия) хламидомонада (одноклеточная водоросль) и малярийный плазмодий (одноклеточные животные).

Пользуясь текстом учебника

(стр. 84) выявите сходства и различия в размножении этих организмов.

Данные занесите в рабочий лист.

Сделайте вывод о способе размножения данных организмов.


Кроме названных способов деления, существуют ещё и такие: почкование, спорообразование и фрагментация. (Термины на слайде презентации)

Для того чтобы определить, в чем своеобразие и каким образом происходят эти процессы, я предлагаю Вам выполнить самостоятельное лингвистическое исследование.

На столах у каждой группы карточка, внимательно изучите задание и выполните его. (Приложение)

( время на исследование 2-3 мин.)

Кто закончил работу, сверьте свои результаты с текстом учебника (стр.85)

Поднимите руки те, кто успешно выполнил данное задание.

Давайте проверим. ( Отчет групп)

Слайд презентации.

На слайде представлено семя чеснока и его подземная часть - луковица.

Предложите способ более быстрого получения урожая лука. Свое мнение аргументируйте.





Какие еще части тела растения можно использовать для размножения.

Самостоятельная работа с текстом учебника

- стр. 86

Используя полученные знания о вегетативном размножении, установите соответствие


Вегетативное размножение

1) стебель

2) лист

3) отводки

4) корневища

5) усы

6) корневые отпрыски

7) клубень

8) луковица

А) малина Б) крапива В) смородина Г) земляника Д) чеснок Е) узумбарская фиалка Ж) картофель З) тополь

Ответы на вашу работу вы видите на слайде презентации. Оцените свою работу.


Сегодня мы говорили о размножении различных организмов. Что их объединяет? Посмотрите. Мы составили с Вами опорную схему по теме бесполое размножение.

Вопрос: В чем преимущества бесполого размножения?

Преимущества:

  • происходит просто, не нужно тратить время и энергию для поиска партнера;

  • численность организмов увеличива­ется относительно быстро;

  • в неизменных условиях среды создаются безграничные возможности повышения численности организмов со сходной наследственностью - организмов, хорошо приспособлен­ных к жизни в этих конкретных условиях.

А каковы недостатки бесполого размножения?

Недостаток:

  • не обеспечивает выживания в изменчивой, непосто­янной среде (новые признаки, которые могут оказаться полезными при изменении условий среды, при бесполом размножении появля­ются только в результате относительно редких ситуаций).

4. Закрепление знаний

!.Определить верно, ли данное высказывание.

Выполнение работы в парах. Выбери верный ответ:

  1. Спорообразование характерно для гидры. -

  2. Зелёная эвглена размножается путём деления клетки. +

  3. При бесполом размножении участвует одна особь. +

  4. Мхи и папоротники размножаются почкованием. -

  5. При бесполом размножении потомство генетически сильно отличается от родительских организмов. -

  6. Для простейших характерно деление пополам. +

  7. Размножение - это процесс воспроизведения себе подобных. +

  8. Гидра размножается почкованием. +

  9. Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются черенками. +

Сравните ваши ответы с результатами на слайде

5. Рефлексивно-оценочный этап

Вернитесь к оценочным листам знаний и заполните пункты «в конце урока»

1.Довольны ли Вы результатом своей работы на уроке?

2. Что было наиболее сложным на уроке?

3. Что вызывает у вас сомнение или возражение?



6. Домашнее задание

1.группа учащиеся, у которых оценочный лист в графе «в конце урока» имеет только пункты знаю, могу рассказать- ответить на вопросы стр.149. Составить синквейн к слову размножение

2 группа. Знаю, но рассказать не могу, ответить на вопросы и пояснить, где в параграфе можно найти ответ (указать абзац и страницу)

3 группа. Не знаю. Изучить параграф, ответить на вопросы, указать стр. абзац, где можно в параграфе найти ответ.


Ответы учащихся:

В «черном ящике» находятся дрожжи. Дрожжи - это грибы, они размножаются бесполым способом. Значит сегодня пойдет речь о бесполом размножении.


В полученных листах оценивают знания, имеющиеся у них до изучения темы


Работают с текстом учебника (стр. 84), выявляют сходства и различия в размножении данных организмов. Данные заносятся в рабочие листы.

Делают выводы о способах размножения этих представителей живой природы



Работают в группах, делают выводы





Учащиеся выражают свои мнения, используя жизненный опыт. Семенное размножение

затруднено, растения из луковицы быстрее вырастают и начинают плодоносить. Такой способ называется вегетативное размножение.



Выполняют работу








Выявляют преимущества и недостатки бесполого размножения.





Выполняют работу





Отвечают положительно или отрицательно










Делают выбор задания, фиксируют его в дневнике.



© 2010-2022