• Преподавателю
  • Биология
  • Урок природоведения в 5 классе по теме»«Города нашей Родины. Города Вологодской области. Средства сообщения между городами»

Урок природоведения в 5 классе по теме»«Города нашей Родины. Города Вологодской области. Средства сообщения между городами»

Урок природоведения по теме «Города нашей Родины. Города Вологодской области. Средства сообщения между городами» разработан для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.    Данный урок входит в тему «Наша страна» и дает возможность учащимся получить представление не только о городах России, но и познакомиться с городами и другими примечательными населенными пунктами своей области.   В ходе урока учащимся предлагаются не только сведения по теме урока, но и различные коррекцио...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 38» г. Череповец, Вологодской обл.

Тип урока: комбинированный урок.

Класс: 5 класс.

Тема урока биологии: «Города нашей Родины. Города Вологодской области. Средства сообщения между городами».

Учитель: Ерофеева Светлана Андреевна



Цель: сформировать представление о городах нашей страны.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить обучающихся с крупнейшими городами России и Вологодской области;

- систематизировать знания обучающихся о средствах сообщения между городами нашей страны.

Коррекционные:

- корригировать и развивать зрительное восприятие через работу с иллюстративным материалом;

- корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность через выполнение различных коррекционных заданий;

- корригировать и развивать умение обобщать и делать выводы через проблемные вопросы, задания на обобщение изученного материала.

Воспитательные:

- формировать чувство любви к родному краю.

п/п

Задачи

Содержание этапа

Используемые методы и приемы

Организационный этап

1

Задачи:

Образовательная: организовать

обучающихся в начале урока.

Коррекционная: концентрировать

внимание обучающихся в начале

урока.

Воспитательная: воспитывать мотивацию к обучению в начале урока.

- Здравствуйте, ребята!

- Проверьте свою готовность к уроку.

- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришло много гостей, которые будут смотреть, как вы работаете на уроке и узнавать вместе с вами много нового. Поэтому ваша задача правильно выполнять все задания, отвечать на вопросы и получать хорошие положительные оценки.

-Методы:

- словесный (вводная беседа);

- организационные (активизация внимания обучающихся на начало урока);

- стимулирования (создание положительной мотивации к обучению в начале урока).

Этап повторения пройденного материала

2

Задачи:

Образовательные:

- систематизировать знания обучающихся о нашей стране;

- формировать представление об элементах исследовательской деятельности в процессе обучения;

Коррекционные:

- корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность через выполнение различных коррекционных заданий;

- развивать умение обобщать и делать выводы через проблемные вопросы, задания на обобщение изученного материала;

- развивать познавательный интерес через включение обучающихся в активную учебную деятельность.

Воспитательная:

- формировать чувство любви к Родине.

- Ребята, сегодня мы продолжим с вами работу над большой темой «Наша страна».

Но чтобы перейти к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить все, что вы уже знаете.

- Перед вами на партах лежат карточки с зашифрованным словом. Составив из зеленых букв слово, вы сможете ответить на вопрос, напечатанный вверху карточки.

- (Как называется наша страна?)

- Российская Федерация.

- Работа в парах. Проверьте правильность выполнения задания.

- А теперь давайте вспомним, какое же название имеет столица нашей страны?

- Столица нашей страны - город Москва.

- Кто сможет показать Москву на карте России? (выполнение задания)

- Ребята, кто живет в Москве? (Люди, жители)

- Скажите, жители Москвы относятся к одной национальности или к разным?

- Конечно, и в Москве, и в других городах живут люди разных национальностей, которые должны уважать друг друга.

- Ну а сейчас вы превратитесь в ученых - исследователей. Вам было дано очень сложное задание: выяснить в ходе исследовательской работы люди, каких национальностей живут рядом с вами.

- Выступления обучающихся.

- Какой же вывод мы можем сделать по вашему исследованию?

- Вывод: Мы можем сделать вывод, что население нашего города, как и всей страны многонационально. И всем нам надо учиться быть терпимыми к людям разным национальностей, уважать их традиции и веру.

- метод проблемного изложения материала (постановка проблемного вопроса);

- контроля (работа по карточкам)

- интерактивный (работа в парах при проверке правильности выполнения задания)

- стимулирования (создание ситуации успеха)

Приемы: работа по карточкам;

- исследовательская деятельность, сравнение, формулирование выводов

Этап работы по теме

Образовательные:

- познакомить обучающихся с крупнейшими городами России и Вологодской области;

- систематизировать знания обучающихся о средствах сообщения между городами нашей страны.

Коррекционные:

- корригировать и развивать зрительное восприятие через работы с иллюстративным материалом;

- корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность через выполнение различных коррекционных заданий;

- развивать умение обобщать и делать выводы через проблемные вопросы, задания на обобщение изученного материала;

- развивать познавательный интерес через включение обучающихся в активную учебную деятельность.

Воспитательная:

- формировать чувство любви к родному краю.

- Ребята, в каком населенном пункте мы с вами живем? В деревне или городе?

- Выберите правильную иллюстрацию. (на доске иллюстрации)

- Правильно, мы живем в городе.

- Наш город большой или маленький?

- Как называется наш город?

- Как вы думаете, много ли городов в нашей стране?

- Правильно. В нашей стране много больших и малых городов. У каждого из них своя история, каждому есть чем гордиться.

- Какое же поселение можно назвать городом, как вы думаете?

- (Ответы обучающихся)

- Город - это крупное поселение, где проживает более 12 тысяч человек.

- У каждого города есть свое лицо и своя роль в жизни страны.

- И сегодня мы с вами станем путешественниками и познакомимся с городами России и городами Вологодской области.

- Запишите в тетради число, тему урока «Города нашей Родины. Города Вологодской области. Средства сообщения между городами».

- А сейчас запишите определение города. (показ на доске)

- Начнем мы наше путешествие с крупнейших городов нашей страны Санкт-Петербурга, Волгограда, Новосибирска, Екатеринбурга, Казани, Омска. Эти города - города - миллионеры. В них проживает более миллиона жителей. К городам - миллионерам относиться и столица нашей Родины - город Москва.

- Откройте учебник на стр. 64, посмотрите иллюстрации, посвященные Санкт-Петербургу. Когда-то этот город был столицей Российской империи. Это красивейший город нашей страны. В нем находится огромное количество музеев, исторических памятников.

- В городе Волгограде стоит монументальный памятник Родине-Матери, символизирующий победу русского народа в Великой Отечественной Войне. Этот город боролся на смерть с фашистскими захватчиками и победил.

- С развитием промышленности стали появляться города-заводы. В них целые кварталы занимают заводские корпуса. Такова история уральских и сибирских городов Екатеринбурга, Омска, Перми, Новосибирска.

- Русские города издревле славились своей красотой и величием. Города Владимир, Ярославль, Кострома, Суздаль, Углич и другие обеспечивали славу русской земли. Враги знали: кто на русскую землю с мечом придет, от меча и погибнет!

Однако не только храбростью своих людей славилась Русь. Русское зодчество, уникальное по своей природе, внесло немалую лепту в прославление России. Немногие страны могут похвастаться таким же количеством великолепных архитектурных сооружений, как Россия.

- Посмотрите на иллюстрации на стр.64-65. В этих городах закладывались основы российского государства, русской веры и культуры. Эти города названы «Золотым кольцом России», так как их исторические памятники бесценны.

- Ребята, скажите, пользуясь какими видами транспорта можно путешествовать от города к городу?

- Ответы обучающихся.

- Итак, поехали. ФИЗМИНУТКА.

Мы с первым дружком

В трамвайный парк пойдем пешком. (шаг на месте)

С другим - поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая. (приседания)

С третьим - сядем мы в такси,

Попросим в порт нас отвезти! (крутим руль руками)

С четвертым другом в ракете

Мы полетим к другой планете. ( поднялись на цыпочки, поднимаем руки вверх)

Садись-ка, пятый, в самолет,

С тобой отправимся в полет. (руки в стороны, наклоны)

- Вот мы и добрались до нашей Вологодской области.

- В Вологодской области тоже много очень красивых, старинных и славных городов.

- Мы познакомимся с самыми известными городами, которые являются гордостью Вологодчины и всех вологжан.

- А какие города Вологодской области знаете вы?

- Ответы обучающихся.

- Мы с вами снова отправляемся путешествовать. И вы будете мне помогать. У каждого на парте лежат карточки с названиями городов. Вы должны прикрепить названия городов на доску в том порядке, в котором мы их будем изучать.

- Выполнение задания:

ВОЛОГДА, БЕЛОЗЕРСК, КИРИЛЛОВ, ВЕЛИКИЙ УСТЮГ, ЧЕРЕПОВЕЦ.

1. Первым городом нашего путешествия по Вологодской области станет областная столица - город Вологда. Город Вологда недавно отметил свое 865-летие со дня основания. Вологда - ровесница Москвы. (показ иллюстраций).

2. Город Белозерск - один из самых древних городов России.

В этом году Белозерску исполнилось 1150 лет (1050 лет по разным источникам). В этом городе, расположенном на берегу потрясающего по красоте Белого озера, до сих пор сохранились памятники древности, которые бережно охраняются жителями.

3. Город Кириллов славится своим Кирилло-Белозерским монастырем, прекрасными видами реки Шексны и Сиверского озера и окружающими город сосновыми борами, входящими в состав Национально парка «Русский Север».

4. Один из самых известных детям всего мира город нашей области Великий Устюг. Этот город имеет особый статус и является родиной Деда Мороза.

5. И наконец, мы вернулись в город Череповец.

- Наш город молодой или старый?

- Правильно, молодой. Образован он был в 1777 году по приказу императрицы Екатерины II. Нашему городу исполнится 235 лет. И хотя наш город образовался совсем недавно, в нем тоже есть красивые места и его история не менее интересна, чем у древних городов.

- А сейчас мы с вами немного поиграем. Перед вами на партах находятся осколочные картинки - пазлы. Собрав пазлы и прочитав текст, вы узнаете интересные факты про города нашей страны.

1. САМЫЙ ГУСТОНАСЕЛЕННЫЙ ГОРОД

Москва является самым густонаселенным городом. На площади 994 квадратных километра проживает свыше 15 миллионов человек.

2. САМЫЙ ДЛИННЫЙ ГОРОД

Самый длинный город России - Волгоград. Он протянулся вдоль правого берега Волги на 70 километров. Город трижды менял название (Царицын, Сталинград). И один раз «переезжал» на новое место.

3. САМЫЙ ВЫСОКОГОРНЫЙ НАСЕЛЕННЫЙ ПУКНТ

Самый высокогорный населенный пункт в России- аул Куруш в Дагестане, расположенный на высоте 2500 метров над уровнем моря.

4. САМОЕ СЕВЕРНОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

Морская полярная станция на острове Рудольфа архипелага Земли Франца-Иосифа является самым северным поселением России.

5. САМЫЙ БОЛЬШОЙ ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ

Мурманск - самый крупный в мире город, расположенный за Полярным кругом. Не случайно его называют «Ворота в Арктику» или «Начало Северного морского пути».

6. САМЫЕ ДЛИННЫЕ ТРАМВАЙНЫЕ ПУТИ

Самые длинные в мире трамвайные пути находятся в Санкт-Петербурге (занесены в книгу рекордов Гиннеса).

7. САМЫЙ БОЛЬШОЙ В МИРЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ

В Москве находится самый большой в мире православный храм - «Храм Христа-Спасителя».

8. РАЗНОЕ ВРЕМЯ В ОДНОМ ГОРОДЕ

В начале XX века в Новосибирске время исчислялось сразу по двум часовым поясам, поэтому на правом берегу реки Обь утро начиналось на час раньше, чем на левом.

9. САМЫЙ ПЕРВЫЙ ЧЕМПИОНАТ ПО ФУТБОЛУ

Первый в России чемпионат по футболу, организованный английскими спортсменами в 1901 году прошел в Санкт-Петербурге.

10. КАМЕНЬ, ИСПОЛНЯЮЩИЙ ЖЕЛАНИЯ

В Вологодской области, на горе Маура, в шести километрах от Кириллова, лежит огромный камень, который исполняет желания, если на него наступить.

- Мы узнали много интересных и необычных фактов из истории русских городов.

- А теперь ребята, вам предстоит выполнить очень сложное задание. Перед вами лежат карты путешественников. В них соединены названия городов, о которых мы с вами говорили на уроке с теми видами транспорта, которыми быстрее до них доехать. Вам нужно проверить правильность заполнения «Карты путешественника».

ВОЛОГДА ТРАМВАЙ

МОСКВА СКОРЫЙ ПОЕЗД

ЕКАТЕРИНБУРГ МЕТРО

БЕЛОЗЕРСК АВТОБУС

ВОЛГОГРАД ТЕПЛОХОД

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ САМОЛЕТ

- Правильно ли составлена карта? Какие ошибки вы заметили?

- Молодцы.

Методы:

- словесный (беседа по новому материалу; объяснение нового материала, рассказ);

- проблемное изложение материала;

- наглядный (работа с иллюстративным материалом);

- интерактивный (работа в команде);

- стимулирования

(соревнование, создание ситуации успеха)



Методы:

- наглядный (работа с иллюстрациями учебника);

- словесный (рассказ);

- стимулирования











Методы:

- словесный (объяснение, рассказ);

- проблемное изложение материала;

- наглядный (работа с иллюстративным материалом);

- интерактивный (работа в группе);

- стимулирования

(соревнование, создание ситуации успеха)

Приемы: работа с карточками






Методы:

- словесные (объяснение)

Приемы:

- работа с разрезными картинками;

- контроля (устный контроль за усвоением изученного материла);

- стимулирования (поощрение, создание положительной мотивации);









Методы:

- анализ изученного материала;

- формулирование выводов;

- работа с карточками;

- контроля (устный контроль за усвоением изученного материла);

- стимулирования (поощрение, создание положительной мотивации);

Приемы:

- проблемное задание

Этап подведения итогов

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение обучающихся обобщать, делать выводы;

Коррекционные:

- развивать аналитическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать мотивацию к обучению.

- Что интересного вы узнали сегодня на уроке?

- О каких городах мы говорили?

- Назовите города нашей страны, которые вы запомнили.

- Какие города Вологодской области вы теперь знаете?

- Какие задания, предложенные на уроке, были вам наиболее интересны?

- Оцените свою работу на уроке.

- Оценивание обучающихся. Все ребята сегодня очень активно работали на уроке, выполнили все предложенные задания и ответили на самые сложные вопросы.

-Домашнее задание: нарисовать рисунок на тему «Мое самое любимое место в городе Череповце».

-Запись домашнего задания в дневники.

Методы:

- формулирование выводов;

- умение анализировать изученный материал;

- контроля: (оценивание обучающихся);

- стимулирования (поощрение)



© 2010-2022