Педагогические технологии ФГОС. Технология критического мышления на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Колегова Л.Ф.

МБОУ «Большеусинская СОШ»

Педагогические технологии ФГОС. Технология критического мышления на уроках биологии.

В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но (что принципиально важно для образовательной технологии развития критического мышления) со стороны ученика.

Критическое мышление и качество образования

О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось и раньше. Например, еще в начале двадцатого века князь Николай Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание… заставить его критически отнестись к своим мыслям…». Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя. Педагоги-практики особо выделяют ценность осмысленного обучения, о которой писал еще Л.С.Выготский в работе «Педагогическая психология».

Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, cпособен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

Когда мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем под этим надежность сформированных характеристик, адекватность полученного образования современным социально-экономическим условиям, учет изменений этих условий, которые могут произойти в будущем, наличие неких дополнительных параметров, которые повышают достоинство образования (это могут быть связи, дополнительное образование и т. д.). Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования - потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.

Критическое мышление как образовательная технология

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Термин «технология» в данном случае не подразумевает алгоритмическую заданность, механистичность. В данном случае, это, скорее, открытая система стратегий, обусловливающих процесс формирования самостоятельного, критически мыслящего специалиста.

Структура технологии ТРКМЧП

Технологические этапы

1стадия

2 стадия

3 стадия

Вызов:

-актуализация имеющихся знаний;

-пробуждение интереса к получению новой информации;

-постановка учеником собственных целей обучения.

Осмысление: содержания:

-получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Рефлексия:

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Модель урока в технологии развития критического мышления представлена в таблице.

Таблица

Модель построения уроков в технологии развития критического мышления

Тип урока

Работа с информационным текстом

Работа с художественным тестом

Взаимо­обучение

Урок-ис­сле­дование

Вызов

Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д.

Рассказ- предположение по ключевым словам (по заголовку); графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций и т.п.

Верные-невер­ные суждения; корзина идей и т.д.

Мозговой штурм

Осмысление

Маркировка текста;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п.

Чтение с остановками; маркировка текста; дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Зигзаг (мозаика)

Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Рефлексия

Возвращение к кластеру

Кластер, составление словаря по тексту произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам

Сводная таблица

Предсказание

Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.

Критерии уровня сформированности критического мышления школьников

Критерии

Высокий

уровень

Средний

Низкий

1.Установка на критичность: желание и умение проверить имеющиеся данные

Это качество проявляется во всём, всегда, полностью.

Это качество проявляется всегда, но не во всём.

Это качество проявляется редко

2. Умение выделять в информации главное

Выделяет главное самостоятельно, всегда

Выделяет главное самостоятельно, но не всегда

Выделяет главное только с помощью учителя

3. Умение проводить сравнение, сопоставление, обобщение

Часто отказывается от готовых алгоритмов, ищет свой способ

Иногда отказывается от готовых алгоритмов, ищет свой способ

Это умение отсутствует.

4. Широта кругозора, способность к аргументации

Использует знания из различных источников, знает технику аргументации, свободно ориентируется в любой сфере.

Свободно ориентируется в нескольких сферах.

Знания на репродуктивном уровне.

5. Способность планировать свою деятельность, т.е. способность к самоорганизации

Способен к самоорганизации для достижения конечных целей.

Способен к самоорганизации для достижения промежуточных целей.

Слабая способность к самоорганизации

6.Способность высказывать свою точку зрения.

Проявляется часто

Проявляется редко

Не проявляется никогда

7.Способность к рефлексивно - оценочной деятельности

Проявляется в полной мере во всех сферах

Проявляется в нескольких сферах

Отсутствует

Диагностический инструментарий для оценки уровня мотивации учащихся в режиме технологии развития критического мышления

В концепции Федеральных Государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения сказано: «Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме», то есть усвоение содержания обучения и развитие ученика должны происходить не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Таким образом, одним из важных факторов, влияющих на успешную учебную деятельность, является положительная мотивация к изучению учебных дисциплин. Резервами становления мотивации является устойчивый интерес к предмету, к способам добывания знаний.

Для определения уровня мотивации к изучению биологии использована диагностика школьной мотивации Н.Г. Лускановой. Было выявлено три уровня школьной мотивации:

Высокий уровень - проявляет внимательное отношение как к речи учителя, так и к ответам одноклассников, систематизирует учебный план текста, свободно применяет знания на практике, проявляет творческую активность при решении любых учебных задач, способен к проведению сравнения, сопоставления, обобщения, уровень мотивации высокий, скорость протекания мыслительных процессов - высокая, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

Средний уровень - формулирует вопросы к наглядным фактам, творчески относится к решению учебных задач, способен к анализу, в дискуссиях не участвует, принимает участие в учебной работе и поиске выхода из поставленной проблемы, уровень мотивации средний, скорость протекания мыслительных процессов средняя, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов. Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью, имеющие положительное отношение к школе, но она их привлекает больше внеучебными сторонами

Низкий уровень - учащийся не оперирует полученными ранее знаниями на практике, не может применять знания на практике, не проявляет творческую активность при решении задач, не принимает участия в работе с различными пособиями, не участвует в дискуссиях на уроке, обладает низким уровнем учебной мотивации, скорость протекания мыслительных процессов низкая. У таких учащихся преобладают оценочные мотивы, возможно присутствие позиционных и внешних мотивов. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

Диагностирование учебной мотивации проводилось впервые в 2012-2013учебном году. В эксперименте участвовали учащиеся 8 класса В данном классе уроки биологии проводились с использование технологии развития критического мышления, к сожалению контрольного класса нет, в виду отсутствия паралелей.

В ходе эксперимента исследовалась учебная мотивация школьников, способность учащихся к самостоятельным оценочным суждениям, уровень развития видов мышления, являющихся основой для формирования критического мышления. Для изучения мотивации школьников использовалась анкета (Приложение 1).

Результаты входной диагностики «Уровень мотивации»

Количество учащихся

Уровень мотивации

2

высокий

7

средний

11

низкий

Результаты показывают невысокий уровень мотивации учащихся .

Результаты выходной диагностики «Уровень мотивации», которая была проведена через один год после

Количество учащихся

Уровень мотивации

5

высокий

9

средний

6

низкий

Следует отметить повышение мотивов к познавательной, преобразовательной, оценочной и коммуникативной деятельности биологической направленности у учащихся . Отмечаются выраженные мотивы познавательного интереса, осознания социальной необходимости и самореализации, высокий уровень мотивации достижений и познавательной активности. Эффективность применения технологии развития критического мышления учащихся на уроках биологии с целью повышения мотивации к обучению доказана.



© 2010-2022