Рабочая программа по биологии 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Основания

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов всего

Учебник

1.Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, 2004 г.

2.Примерная учебная программа, утвержденная Мои Н РФ, 2004 г.

2

68

Колесов Д.В, Маш Р.Д.

Биология.

Человек.

8 класс,

М.: Дрофа, 2008

Цель:

  • освоение знаний человека как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

Задачи

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работать с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы.
















Учебно-тематический план


Тема раздела

Кол-во уроков

Кол-во лабораторных работ

Кол-во контрольных работ

1

Введение

2

2

Происхождение человека

3

3

Строение и функции организма

5

1

1

4

Опорно-двигательная система

8

3

1

5

Внутренняя среда организма

3

6

Кровеносная и лимфатическая системы

7

1

7

Дыхание

4

8

Пищеварение

6

1

9

Обмен веществ и энергии

4

1

10

Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение

5

11

Нервная система

5

1

12

Анализаторы. Органы чувств

4

13

Высшая нервная деятельность.

Поведение и психика

5

14

Эндокринная система

2

1

15

Индивидуальное развитие организма

3

1

16

Человек и окружающая среда

2

Итого

68

5

7









Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Дата проведения

Примечание

Планируемая

Фактическая

Введение (2 часа)

1

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья

2

Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Становление наук о человеке

Происхождение человека (3 часа)

3

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Входная контрольная работа.

4

Историческое прошлое людей

5

Расы человека



Строение организма (5 часов)

6

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Распознание на таблицах органов и систем органов человека



7

Клеточное строение организма. Исследование клеток на готовых микропрепаратах и их описание



8

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. Лабораторная работа « Ткани организма человека»



9

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. Исследование тканей на готовых микропрепаратах и их описание



10

Контрольно-обобщающий урок по теме «Строение организма»



Опорно-двигательная система (8 часов)

11

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Строение костей. Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости»



12

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей



13

Соединение костей



14

Строение мышц. Обзор мышц человека. Практическая работа



15

Работа скелетных мышц и их регуляция. Укрепление здоровья аутотренинг, двигательная активность



16

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторная работа «Выявление нарушений осанки»



17

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы



18

Контрольно-обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система»



Внутренняя среда организма (3 часа)

19

Внутренняя среда организма. Значение постоянства внутренней среды. Кровь



20

Группы крови. Переливание крови



21

Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета



Кровеносна и лимфатическая система (7 часов)

22

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы



23

Круги кровообращения



24

Строение и работа сердца



25

Движение крови по сосудам. Наблюдение за состояние своего организма: кровяного давления, частоты пульса



26

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Факторы риска: стресс, гиподинамия, переутомление



27

Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях



28

Контрольно-обобщающий урок по темам «Внутренняя среда организма» и «Кровеносная и лимфатическая системы»



Дыхание (4 часа)

29

Дыхание. Дыхательная система. Легкие



30

Легочное и тканевое дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Наблюдение за состоянием своего организма: частоты пульса



31

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма



32

Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего



Пищеварение (6 часов)

33

Питание. Пищеварительная система. Пища как биологическая основа жизни



34

Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал»



35

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке



36

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит



37

Регуляция пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения



38

Гигиена органов пищеварения. Профилактика гепатита и кишечных инфекций



Обмен веществ и энергии (4 часа)

39

Обмен веществ и превращение энергии



40

Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения



41

Энергозатраты человека и пищевой рацион. Определение норм рационального питания



42

Контрольно-обобщающий урок по темам «Дыхание», «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии»



Выделение (5 часов)

43

Покровы тела



44

45

Уход за кожей, волосами, ногтями

Укрепление здоровья: закаливание. Факторы риска, переохлаждение. Наблюдение за состоянием своего здоровья: изменение температуры тела



46

Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика



47

Выделение. Мочевыделительная система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья



Нервная система (5 часов)

48

Нервная система, значение. Строение нервной системы. Спинной мозг



49

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка



50

Функции переднего мозга



51

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы



52

Контрольно-обобщающий урок по тема «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение», «Нервная система»



Анализаторы (4 часа)

53

Органы чувств, их роль в жизни человека


54

Зрительный анализатор. Нарушение зрения и их профилактика



55

Слуховой анализатор. Нарушение слуха и их предупреждение



56

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса



Высшая нервная деятельность. Поведение, психика (5 часов)

57

Высшая нервная деятельность. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Условные и безусловные рефлексы



58

Психология и поведение человека. Познавательная деятельность



59

Сон, его значение



60

Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, Словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение



61

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических возможностей. Цели и мотивы деятельности



Эндокринная система (2 часа)

62

Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны. Функция желез внутренней секреции



63

Контрольно0обобщающий урок по темам «Анализаторы. Органы чувств», «Высшая нервная деятельность. Поведение, психика» и «Эндокринная система»



Индивидуальное развитие организма (3 часа)

64

Размножение и развитие. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды



65

Наследственные признаки у человека. Наследственные болезни, их причина и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи



66

Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.



Человек и окружающая среда ( 2 часа)

67

Итоговая контрольная работа



68

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих






Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Знать

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

Уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных

привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Учебно-методическое обеспечение

  • Методическое пособие, мультимедийное приложение к учебнику: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Биология. Общие закономерности / под ред. В,Б, Захарова. 7-еизд. М.: Дрофа, 2004.

  • .Богданова Т.Л.Биология.Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.Аст-Пресс Школа, 2006

  • Дикарев, Сборник задач, М Дрофа, 2001

  • Медников Б. М. Биология : формы и уровни жизни М. Просвещение , 1992

  • Лернер Г.И. Тестовые задания , М. Аквариум, 2000

  • Лернер Г.И. уроки биологии, 8 класс, М.: ЭКСМО. 2005

  • Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека, М: Просвещение, 1998г.

  • компакт-диски: «Общая биология», « Библиотека электронных наглядных пособий», Лабораторный практикум 6-11 класс»

  • энциклопедийный материал редакции «Аванта+»,

  • Интернет ресурсы:

bio.1september.ru/index.php

festival.1september.ru/

proshkolu.ru/

sbio.info/index.php

virtulab.net/

oadk.at.ua/load/biologija/39


© 2010-2022