- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по теме
Конспект урока по теме
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Крутских Л.В. |
Дата | 04.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Побег. Строение и значение побега»
Слайд № 1 - 2.
Цель: ознакомление учащихся со строением и значением побегов растений.
Задачи:
-
формирование знания учащихся о внешнем строении побега;
-
раскрыть понятие вегетативной и генеративной почки;
-
развивать умения распознавать на живых объектах, иллюстрациях побеги, типы листорасположения, сравнивать, обобщать и делать выводы;
-
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: проектор, компьютер, таблицы, гербарий, лабораторное оборудование.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
-
Организационный момент.
Слайд № 3.
-
Актуализация знаний:
Выполнение тестов.
Слайд № 4 - 5.
-
Изучение новой темы:
Слайд № 6.
-
Внешнее строение побега.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Организм высшего растения представляет собой сложную систему взаимодействующих корней и побегов.
Побег - один из основных органов высшего растения.
Что же такое побег? Какие бывают побеги? И какую функцию выполняют?
Вопрос классу: Какие обычно различают у растений органы по выполняемой функции?
Ответ учащихся: У растений различают вегетативные и генеративные органы.
Вопрос классу: Какие органы называются вегетативными, а какие генеративными?
Ответ учащихся: Органы растений, выполняющие функции питания, обмена веществ с окружающей средой и роста, называют вегетативными. Органы, служащие для полового размножения, называют генеративными.
Слайд № 7. Побег:
Вегетативный-------- почки
------- листья
------- стебель
Генеративный----- цветок
----- листья
----- стебель
Стебель - осевая часть побега.
Вопрос классу: Из чего состоит побег и в чем отличие вегетативного побега от генеративного побега?
Ответ учащихся: В генеративном побеге помимо вегетативных частей есть цветки.
-
Разнообразие побегов.
Слайд № 8.
Рассказ учителя: Стебель - осевая часть побега, листья - боковая часть побега, благодаря листьям побег осуществляет процесс фотосинтеза, образует на свету необходимые органические вещества. Стеблевая часть побега состоит из узлов и междоузлий. Участок стебля, от которого отходит лист, называют узлом. Участки стебля между узлами называют междоузлиями. Обычно на стебле возникает много узлов и междоузлий.
Работа с гербарным материалом.
Задание классу:
-
найти на растении узел и междоузлие.
-
одинаковое ли расстояние между узлами?
Слайд № 9. Физкультминутка.
Слайд № 10.
Работа в тетради.
Побеги ------ укороченные
------ удлиненные
Слайд № 11.
Побеги ------ прямостоячие
------ ползучие
----- вьющиеся
---- лазящие
3. Типы листорасположения.
Слайд № 12.
Рассказ учителя: Листья подсолнечника, шиповника, березы растут по одному в узле и располагаются на стебле поочередно по спирали. Такое расположение листьев называется очередным.
У сирени, жасмина, клена листья растут по два в узле - один лист против другого, такое расположение листьев называется супротивным.
У некоторых растений листья развиваются по три и более в узлах, например, у элодеи, такое листорасположение называется мутовчатым.
В условиях недостаточного освещения у растений может меняться расположение листа. Такое смещение листьев наблюдается, например, у комнатных растений, у липы листья располагаются в виде листовой мозаики. Все листовые пластинки располагаются горизонтально; между крупными листовыми пластинками располагаются более мелкие по размерам такое расположение листьев способствует максимальному использованию света в условиях слабого освещения.
4. Почка - зачаток нового побега.
Слайд № 13.
На побеге в зависимости от расположения различают почки ----- верхушечные
---- боковые
Верхушечные - рост побега в длину.
Боковые - дают боковые побеги, образуют ветви.
Почки ------ вегетативные
------ генеративные
Самостоятельная работа с учебником.
Вопрос классу: Чем отличается вегетативная почка от генеративной?
Функции почек?
Ответ учащихся: В вегетативной почке зачаточные вегетативные побеги (стебель, листья и почки). В генеративной почке зачатки вегетативного побега и зачатки цветка.
Образование побегов, нарастание растения в длину, ветвление.
Задание классу: Дать ответы на поставленные вопросы в начале урока.
-
Закрепление.
Слайд № 14.
Задание классу: Сформулировать вопрос по теме «Побег».
-
Рефлексия.
Слайд № 15.
Я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
-
Домашнее задание. Выставление оценок.
На уроке были использованы методы и приемы:
-
частично-поисковый;
-
объяснительно-иллюстративный;
-
повествовательно-сообщающий;
Беседа: задаваемые вопросы побуждают учащихся рассуждать, анализировать изучаемые факты, самостоятельно подходить к выводам, обобщениям.
Рассказ учителя: активизирует познавательную деятельность учащихся.
Самостоятельная работа с учебником: позволяет учащимся более глубоко осмысливать, усваивать изучаемый материал; сознательно достигать поставленной в задании цели, приобретают умение работать с книгой.
Использование гербарного материала, живых объектов позволяет наглядно изучать материал, пробуждает интерес к окружающей среде.
Контроль знаний в виде тестирования позволяет проверить одновременно всех учащихся, занимает немного времени.