Эко-урок: Знакомство с кислотностью и определение рН почвы

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Концепция эко-урока

На тему: «Знакомство с кислотностью и определение рН почвы»


















Москва, 2014

Тема урока: «Знакомство с кислотностью и определение рН почвы»

№ урока

Тип урока: исследовательский

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщение знаний о видах почв, о почвенном питании растений, знакомство с понятием кислотности почв;

  2. Продолжить развитие предметных компетенций: умение определять кислотность почвы, находить причинно-следственные связи между кислотностью почвы и типом почвы;

Воспитательные:

  1. Приучать детей к доброжелательному общению, взаимопомощи и взаимопроверке;

  2. Воспитание коммуникативной культуры, целеустремленности и инициативности.

Развивающие:

  1. Развивать потребность в познании, стремлении к самовыражению и индивидуальности;

  2. Развивать аналитическое мышление, логику.

  3. Совершенствовать навыки самопроверки и взаимопроверки.

  4. Развивать умения применять знания, полученные на уроках

Оборудование к уроку: Ноутбук, цифровая лаборатория «Архимед», гербарии с/х растений, различные виды почв для исследования и образцы почв для демонстрации, оборудование для проведение лабораторной работы

№ п/п

Этап урока

Описание этапа

Приемы и методы

Для справки

Время, мин

1

Организационный момент

Приветствие, положительный настрой на успешную работу, представление темы урока

Беседа

У: Мы продолжаем разговор о почве и сегодня изучим понятие «кислотности почвы», влияние кислотности на растения, выполним лабораторную работу «Определение кислотности почвы»

2 мин.

2

Целеполагание и актуализация знаний

Вступительное слово учителя. Проведение опроса по изученным вопросам

Фронтальный опрос по пройденной теме.

У:

-Что такое почва?

- Какие вещества входят в состав почвы?

- Каково значение почвы для растений?

- Что вы знаете о плодородии почвы?

5 мин.

3

Основная часть (тема урока)

Эта часть посвящена теории. Изложение нового материала по плану:

1. Кислотность почв - важнейшее условие продуктивного процесса сельскохозяйственных растений.

2. Виды кислотности почв.

3. Опасность кислых почв для растений.

4. Сельскохозяйственные растения, которые можно выращивать в Московской области.

Просмотр видеофрагмента «Качество Земли», объяснение учителя, демонстрация образцов почв с различной кислотностью и гербариев растений, приуроченных к данным почвам

yandex.ru/video/search?p=2&filmId=excKw0JrUXI&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%20%D0%BA%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B2%D1%8B&safety=1

По мере изучения происходит обмен мнениями

10 мин.

4

Закрепление изученного материала

Проведение лабораторной работы: «Определение рН почвы»

Групповая работа (по 2 человека)

Оформление лабораторной работы. Ответы на вопросы. Записи в тетради(взаимоконтроль).

20 мин.

5

. Рефлексия и подведение итогов урока

Подведение итогов урока

Фронтальная беседа

У: Какую цель ставили? Удалось ли решить поставленные задачи? Каково влияние кислотности почвы на урожайность растений?

5 мин.

6

Домашнее задание и прощание

Учитель задает домашнее задание

Рассказ с элементами беседы

Дом/зад дифференцированное: либо создать презентацию по теме урока (не более 6 слайдов о различных видах почв и произрастающих на них растениях), либо написать мини-сочинение о почвах, либо соответствующие плакаты или брошюры

3 мин.

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Подготовка к уроку

2

Целеполагание и актуализация знаний по изученным вопросам

Отвечает на вопросы, задает вопросы, слушает

3

Изложение нового материала по плану, видео

Слушает, смотрит видео, задаёт вопросы

4

Инструктаж по выполнению лабораторной работы

Оформление лабораторной работы. Ответы на вопросы. Записи в тетради(взаимоконтроль).

Кислотность почвы пришкольного участка …, тип почвы …

5

Рефлексия и подведение итогов урока

Рефлексия, самооценка, взаимооценивание.

6

Благодарит за участие. Задает д/з

Записывает домашнее задание

Отчет о лабораторной работе выполняется в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Приложение 1

Инструкция по выполнению лабораторной работы по теме: «Определение рН почвы».

Цель работы: определить характер среды (кислая, щелочная, нейтральная) различных видов почв и сделать вывод об их пригодности для выращивания различных с/х растений.

Форма работы: фронтальная.

Оборудование и материалы:

Персональный компьютер

Регистратор данных USB Link

Датчик pH

Пробы почвы

Химические стаканы

Лабораторный штатив

Воронка

Фильтровальная бумага

Стеклянная палочка.

Настройка параметров измерения:

1) частота измерений - каждую секунду;

2) число замеров - 500

Ход работы:

Приготовление почвенного раствора. В химический стакан поместите почву. Прилейте дистиллированную воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Хорошенько перемешайте стеклянной палочкой.

Приготовьте лабораторный штатив. Наденьте муфту на стержень штатива так, чтобы винт, закрепляющий её, был справа от стержня штатива. Закрепите в муфту кольцо так, чтобы стержень кольца поддерживал не только винт, но и муфта. Поместите в кольцо воронку.

Приготовьте бумажный фильтр. Смочите фильтр водой, чтобы он плотнее прилегал к стенкам воронки, и чтобы сухой фильтр не впитывал фильтруемую жидкость. При фильтровании жидкость наливайте на фильтр по палочке тонкой струёй, направляя её на стенку воронки, а не на непрочный центр фильтра, чтобы его не разорвать. Подставьте под воронку химический стакан и профильтруйте подготовленную смесь почвы и воды. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).

В почвенную вытяжку поместите датчик рН и начинайте регистрацию данных. Эксперимент проделайте не менее 3-х раз.

Результаты измерений: занесите полученные данные в таблицу «Кислотность почв» и сделайте вывод об их пригодности для выращивания различных с/х растений.

Таблица - Кислотность почв

Образец почвы

pH

Кислотность почвы

Образец почвы № 1


Образец почвы № 2


Образец почвы № 3


Критерии оценивания лабораторной работы:

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдение6м необходимой последовательности проведения опытов и измерений, самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдает требования правил техники безопасности, правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены все требования к оценке «5», но было допущено два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной ее части позволяет получить правильный результат и вывод, или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов, или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.


© 2010-2022