- Преподавателю
- Биология
- Эко-урок: Знакомство с кислотностью и определение рН почвы
Эко-урок: Знакомство с кислотностью и определение рН почвы
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Микитюк И.С. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Концепция эко-урока
На тему: «Знакомство с кислотностью и определение рН почвы»
Москва, 2014
Тема урока: «Знакомство с кислотностью и определение рН почвы»
№ урока
Тип урока: исследовательский
Задачи:
Образовательные:
-
Обобщение знаний о видах почв, о почвенном питании растений, знакомство с понятием кислотности почв;
-
Продолжить развитие предметных компетенций: умение определять кислотность почвы, находить причинно-следственные связи между кислотностью почвы и типом почвы;
Воспитательные:
-
Приучать детей к доброжелательному общению, взаимопомощи и взаимопроверке;
-
Воспитание коммуникативной культуры, целеустремленности и инициативности.
Развивающие:
-
Развивать потребность в познании, стремлении к самовыражению и индивидуальности;
-
Развивать аналитическое мышление, логику.
-
Совершенствовать навыки самопроверки и взаимопроверки.
-
Развивать умения применять знания, полученные на уроках
Оборудование к уроку: Ноутбук, цифровая лаборатория «Архимед», гербарии с/х растений, различные виды почв для исследования и образцы почв для демонстрации, оборудование для проведение лабораторной работы
№ п/п
Этап урока
Описание этапа
Приемы и методы
Для справки
Время, мин
1
Организационный момент
Приветствие, положительный настрой на успешную работу, представление темы урока
Беседа
У: Мы продолжаем разговор о почве и сегодня изучим понятие «кислотности почвы», влияние кислотности на растения, выполним лабораторную работу «Определение кислотности почвы»
2 мин.
2
Целеполагание и актуализация знаний
Вступительное слово учителя. Проведение опроса по изученным вопросам
Фронтальный опрос по пройденной теме.
У:
-Что такое почва?
- Какие вещества входят в состав почвы?
- Каково значение почвы для растений?
- Что вы знаете о плодородии почвы?
5 мин.
3
Основная часть (тема урока)
Эта часть посвящена теории. Изложение нового материала по плану:
1. Кислотность почв - важнейшее условие продуктивного процесса сельскохозяйственных растений.
2. Виды кислотности почв.
3. Опасность кислых почв для растений.
4. Сельскохозяйственные растения, которые можно выращивать в Московской области.
Просмотр видеофрагмента «Качество Земли», объяснение учителя, демонстрация образцов почв с различной кислотностью и гербариев растений, приуроченных к данным почвам
yandex.ru/video/search?p=2&filmId=excKw0JrUXI&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%20%D0%BA%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B2%D1%8B&safety=1
По мере изучения происходит обмен мнениями
10 мин.
4
Закрепление изученного материала
Проведение лабораторной работы: «Определение рН почвы»
Групповая работа (по 2 человека)
Оформление лабораторной работы. Ответы на вопросы. Записи в тетради(взаимоконтроль).
20 мин.
5
. Рефлексия и подведение итогов урока
Подведение итогов урока
Фронтальная беседа
У: Какую цель ставили? Удалось ли решить поставленные задачи? Каково влияние кислотности почвы на урожайность растений?
5 мин.
6
Домашнее задание и прощание
Учитель задает домашнее задание
Рассказ с элементами беседы
Дом/зад дифференцированное: либо создать презентацию по теме урока (не более 6 слайдов о различных видах почв и произрастающих на них растениях), либо написать мини-сочинение о почвах, либо соответствующие плакаты или брошюры
3 мин.
№ п/п
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Организационный момент
Подготовка к уроку
2
Целеполагание и актуализация знаний по изученным вопросам
Отвечает на вопросы, задает вопросы, слушает
3
Изложение нового материала по плану, видео
Слушает, смотрит видео, задаёт вопросы
4
Инструктаж по выполнению лабораторной работы
Оформление лабораторной работы. Ответы на вопросы. Записи в тетради(взаимоконтроль).
Кислотность почвы пришкольного участка …, тип почвы …
5
Рефлексия и подведение итогов урока
Рефлексия, самооценка, взаимооценивание.
6
Благодарит за участие. Задает д/з
Записывает домашнее задание
Отчет о лабораторной работе выполняется в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Приложение 1
Инструкция по выполнению лабораторной работы по теме: «Определение рН почвы».
Цель работы: определить характер среды (кислая, щелочная, нейтральная) различных видов почв и сделать вывод об их пригодности для выращивания различных с/х растений.
Форма работы: фронтальная.
Оборудование и материалы:
Персональный компьютер
Регистратор данных USB Link
Датчик pH
Пробы почвы
Химические стаканы
Лабораторный штатив
Воронка
Фильтровальная бумага
Стеклянная палочка.
Настройка параметров измерения:
1) частота измерений - каждую секунду;
2) число замеров - 500
Ход работы:
Приготовление почвенного раствора. В химический стакан поместите почву. Прилейте дистиллированную воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Хорошенько перемешайте стеклянной палочкой.
Приготовьте лабораторный штатив. Наденьте муфту на стержень штатива так, чтобы винт, закрепляющий её, был справа от стержня штатива. Закрепите в муфту кольцо так, чтобы стержень кольца поддерживал не только винт, но и муфта. Поместите в кольцо воронку.
Приготовьте бумажный фильтр. Смочите фильтр водой, чтобы он плотнее прилегал к стенкам воронки, и чтобы сухой фильтр не впитывал фильтруемую жидкость. При фильтровании жидкость наливайте на фильтр по палочке тонкой струёй, направляя её на стенку воронки, а не на непрочный центр фильтра, чтобы его не разорвать. Подставьте под воронку химический стакан и профильтруйте подготовленную смесь почвы и воды. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).
В почвенную вытяжку поместите датчик рН и начинайте регистрацию данных. Эксперимент проделайте не менее 3-х раз.
Результаты измерений: занесите полученные данные в таблицу «Кислотность почв» и сделайте вывод об их пригодности для выращивания различных с/х растений.
Таблица - Кислотность почв
Образец почвы
pH
Кислотность почвы
Образец почвы № 1
Образец почвы № 2
Образец почвы № 3
Критерии оценивания лабораторной работы:
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдение6м необходимой последовательности проведения опытов и измерений, самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдает требования правил техники безопасности, правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены все требования к оценке «5», но было допущено два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной ее части позволяет получить правильный результат и вывод, или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов, или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.