Конспект урока Хвойные деревья

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока Хвойные деревья.Конспект урока « Хвойные деревья»

Тема: Сосна и ель - хвойные деревья.

Тип урока: урок с использованием элементов игровой технологии.

Вид: комбинированный.

Технология : игровая.

Форма проведения: ролевая игра.

Цели урока:

1) Закрепить знания о голосеменных растениях, пополнить знания о значении ели и сосны для человека, рассказать об особенностях строения и биологических особенностях голосеменных на примере сосны и ели.

2) Коррекция логического мышления на основе упражнения в сравнении и ели и сосны.

3) Экологическое воспитание, воспитание бережного отношения к лесу.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебные картины « Сосна», « Ель», коррекционно-развивающие упражнения.

Словарная работа: светолюбивая, теневыносливая, ельник, бор, влаголюбивая, засухоустойчивая.

Методы и приёмы: беседа, рассказ, работа с учебником и тетрадью, дидактическим материалом, выступления обучающихся, просмотр презентации.

Ход урока.

1 Орг. момент. ( Создание ситуации успеха) - слайд 1.

« Звенит заливистый звонок,

Вас ждёт интересный, полезный урок

Чудесным пусть будет у нас настроение,

Легко и прелестно даётся учение!

2. Мотивационное начало урока. Выход на тему.

Урок необычный - мы побываем в лесной гостиной . Все кто пришли в нашу гостиную имеют приглашения с небольшими заданиями.

3. Проверка домашнего задания.

- Назови хвойные растения.

- Каковы основные признаки хвойных? ( листья - хвоинки).

- Что такое хвоя? ( масса хвоинок).

- Почему сосна и ель относятся к голосеменным растениям? ( семена без плодов , семена видны, так как лежат без укрытия, то есть голо) Хвойные деревья размножаются семенами, но семена их находятся не внутри плода, а на чешуях, в шишках. Семена лежат попарно на верхней стороне чешуй открыто ( голо). Поэтому их и называют голосеменными растениями.

- Где находятся семена у голосеменных? ( в шишках на твёрдых чешуях).

- Что такое шишка? (это видоизменённый побег).

-Загадка: Не страшна ей стужа,

Не страшна метель,

Острая вершина, а зовётся…… ( ель).

- Загадка: о сосне

У меня длинней иголки, чем у ёлки

Очень прямо я расту в высоту

Если я не на опушке ветви только на макушке.

- Загадка: Она весну встречает - серёжки надевает.

Накинута на спинку зелёная косынка. (берёза)

- Как можно объединить эти слова - ель, сосна, лиственница, пихта, кедр.

- Что лишнее? Почему? Ель, сосна, пихта, лиственница, берёза.( берёза -лиственное дерево).

- Почему лиственницу так называют, хотя она хвойное дерево?

Изучение новой темы.

Выход на тему : задание « Экологический пример» (Сосняк - як + а) + и + (ельник - ник ) + (хвоя - я+ й + ные) + (дерево - о + ья) = ?

(запись темы урока в тетради) - слайд 2.

Задача нашего урока - продолжить изучение хвойных растений сосны и ели, узнать об их сходстве и отличии, пополнить знания о значении ели и сосны для человека . Хозяева гостиной семиклассники. Они будут играть роли географа, историка, биолога, эколога, врача , поэта, художника, искусствоведа, лесовода. ( встают и приветствуют всех) .Они помогут мне в проведении урока. Речь в гостиной пойдёт о царице северных лесов и её подруге.

Какие вопросы мы включили в повестку нашей встречи: слайд 3.

1.Географическая справка.

2. Царица северных лесов и её подруга. Мини - исследование.

3. Красота хвойных лесов ( Картина « Корабельная роща»)

4. Физкультминутка

5.Лес и искусство.

6. Из истории…

7.Значение хвойных.

8.Охрана хвойных деревьев.

Учитель:

Царицей северных лесов , «зелёной жемчужиной» России называют сосну. Её подруги - представителей различных хвойных растений. Это ель, лиственница, пихта, можжевельник и т.д.; всего к классу хвойных относится около 560 видов. По сравнению с цветковыми растениями их вроде бы немного, но роль этих растений в природе и жизни человека очень велика. Ведь хвойные леса составляют более трети всех лесов планеты.

Хвойные деревья образуют леса, которые называются тайгой. Тайга - богатство нашей страны. А сейчас географическая справка.

  1. Географическая справка.

Географ ( рассказ по карте) - слайд 4,5,6

Лесная зона расположена к югу от тундры. Она протянулась полосой с запада на восток - от Балтийского моря до берегов Охотского и Японского моря, а с севера на юг - от тундры до зоны степей.

Лесная зона расположена в европейской и азиатской частях России, имеет площадь 6,3 млн кв.км. Она занимает почти половину территории нашей страны. Это самая большая природная зона России.

Леса России разнообразны по составу и по числу древесных пород. На территории нашей страны встречаются и хвойные ( тайга), и смешанные леса, а на самом юге - лиственные.

Свыше 80 процентов площади лесов занимают хвойные леса.

По площади лесов Россия занимает одно из первых мест в мире.

Восточно - Европейская ( Русская) равнина занимает почти всю европейскую часть России - от западной границы до Уральских гор. Большая часть смешанных лесов расположена в европейской части России. В смешанных лесах растут хвойные и лиственные деревья: ель, сосна, осина, берёза, липа, дуб.

Республика Марий Эл расположена на Восточно-Европейской равнине в зоне смешанных и хвойных лесов. На сотни километров тянутся дремучие леса. Они занимают более половины территории республики. Сосновые боры, светлые и сухие встречаются в южной части республики. Елово- пихтовые леса растут в северо-восточной части республики. Леса -богатство нашей республики.

Мари-Турекский район находится на северо-востоке республики. Район относится к числу районов со средней лесистостью - 31, 7%. Среди хвойных пород на 1 месте - ель. В составе лесов преобладают лиственные породы: берёза , липа, осина.

2.Царица северных лесов и её подруга.

Учитель ( учебные картины « Сосна» и « Ель») - слайды 7,8

50 млн. лет назад появилась сосна на Земле. За это время неоднократно менялся лик планеты: наступали и отступали ледники, появлялись и исчезали многие виды растений и животных, а их современница - скромная с виду сосна преодолела время, зацепилась корнями за землю и дожила до наших дней.

В России сосна обыкновенная является одним из самых распространенных деревьев. Ее можно увидеть на пространствах от берегов Белого моря вплоть до берегов Черного моря, от западных границ России - до реки Лены. Может быть, поэтому и называют ее сосной обыкновенной? Но так ли она обыкновенна? Прежде всего, ее с полным правом можно назвать самой терпеливой и неприхотливой. Покрытая пушистой хвоей сосна растет и в сухих местах, и на моховых болотах, и на голых гранитных скалах.

Сосна - неприхотливое дерево, холодостойкое,хорошо переносит зиму. Она растёт на песках, камнях, на болотах. Корни сосны уходят глубоко в землю, поэтому ей не страшны сильные ветры. Сосна менее требовательна к почве.

Лес, в котором растут только сосны, называют сосновым бором.

Сосна дерево засухоустойчивое. Хвоинки сосны тонкие, мало испаряют влагу, поэтому сосна может выдерживать засуху.

Сосна светолюбивая культура. Ствол у сосны прямой, ветки образуют крону только на верхушке дерева. Первые сучья начинаются на высоте 10 метров от земли. Форма кроны - куполообразная. Все нижние ветки сосен постепенно засыхают и отпадают, потому что веткам не хватает солнца. Их затеняют соседние деревья. Совсем другой вид имеет сосна , которая выросла на просторе. Она освещена солнцем со всех сторон. Ствол у неё менее высокий, более толстый, дерево ветвистое и коренастое. Ветки растут в стороны. Нижние ветки не засыхают и не обламываются.

Ель - высокое стройное дерево.

Лес, в котором растут только ели называют ельником.

Ель требовательна к почве: она хорошо растёт только на богатой питательными веществами, хорошо увлажнённой почве. Ель холодостойкая, влаголюбивая. Главный корень дерева развит слабо. Боковые корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ветер иногда валит еловые деревья, выдирая их с корнями.

По своим биологическим особенностям ель сильно отличается от сосны. Ель теневынослива и может развиваться под пологом сосны и лиственных деревьев. Это часто приводит к смене сосновых и берёзовых лесов еловыми, так как ель затеняет и вытесняет эти деревья. Ствол у ели густо усеян колючей хвоёй. Ветви ели тонкие, растут близко друг к другу, начинаются почти от земли и к вершине дерева постепенно укорачиваются. Форма кроны - пирамидальная.

Мини - исследование.( раздаточный материал - веточки сосны и ели, кора деревьев, шишки).

Исследование по плану ( на партах)

Инструкция: Рассмотрите ветки сосны и ели. Чем они похожи и чем отличаются?

План:

1.Окраска коры.

2. Хвоя: цвет

длина

расположение

Хвоинки у сосны обыкновенной всегда сидят по две - парами. Это ее видовой признак. Хвоинки сосны расположены попарно, пучками , светлее и мягче. В пословице говорится « Ёлка колет, сосна гладит» ( хвоя сосны мягче)

Ель и похожа на сосну, и не похожа. Листья ели - тоже хвоинки, но они короткие , заострённые на конце, колючие, тёмно -зелёные , расположены поодиночке. Хвоя густо покрывает побеги.

3.Шишки.

Заполнение таблицы:

Признаки.

Ель

Сосна

Цвет коры

Тёмно-бурая

Оранжево-бурая

Цвет хвои

Длина хвои

Расположение

хвоинок

Тёмно-зелёная

Короткая

Хвоинки одиночные

Светло-зелёная

Длинная

Пучками по две хвоинки

Шишки.

Длинные

Короткие.

Проверь себя - слайд 9.

Назовите общие признаки хвойных растений?

Общие признаки - наличие хвои, шишки .

Отличия: цвет коры и хвои, длина хвои, расположение хвоинок.

Сосна и ель - вечнозелёные деревья. Часть хвои опадает в определенное время - осенью, в сентябре, а живет она три года. Перед тем как опасть, хвоинки становятся желтыми, и тогда крона становится пестрой.

Поэтому под елью, так же как под сосной. Всегда можно увидеть опавшую сухую хвою, а на ветках - зелёную.

3.Красота хвойных лесов.

Учитель

Красота и величавость сосновых лесов всегда вдохновляла поэтов, писателей и художников.

Постоянной и главной темой произведений И. И. Шишкина была тема Родины, раскрываемая им в образах ее прекрасной и могучей природы. Он изображал преимущественно леса, сосновые и дубовые, то есть самые мощные, самые высокие, недаром художника называли богатырем русского леса. Слайд 10

« Люблю я по - настоящему русский лес и только его пишу», - говорил И.И.Шишкин.

Творчество художника было тесно связано с родным краем. Природа елабужских окрестностей вдохновила художника на создание своих лучших произведений, которые принесли ему заслуженную славу. Особенно известны и пользуются большой любовью картины «Сосновый бор» и «Корабельная роща» (первоначально названная «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги»). Картина «Сосновый бор» написана Шишкиным после его поездки в Елабугу летом 1871 года.

Работа с учебником - рассматривание картины художника И. Шишкина « Сосновый лес» на странице 138.

Задание: найди в тексте учебника описание картины. На холсте И.И. Шишкина - устремлённая в небо мощь красного бора, темень глушняка. На его картинах сплетаются упругие ветви, топорщатся колкие пучки игл. С полотен Шишкина русский лес зашумел, задышал. « Сосной на выставке запахло», - восторженно говорили те кто видел его картины.

« Корабельная роща» - одно из самых величественных по замыслу и самых совершенных своих творений. Корабельная роща - картина - завещание.

Художник - слайд 11

« Корабельная роща» - одно из самых величественных по замыслу творений.

Кажется до самого неба поднимаются могучие сосны. Не охватишь взглядом. Недаром Шишкин так их написал, чтобы вершины деревьев - тех, что впереди, - не уместились на холсте. Такие отборные, стройные сосны шли на строительство. Оттого и название - корабельная.

Пахнет хвоей, смолой и ароматом старых сосен. Ведь многим из них по сто лет. Взор устремляется в даль леса, и мы смотрим в таинственную чащу, прорезанную дорожками света.

А рядом с могучими великанами тянутся кверху тонкие. Молодые сосенки - зелёная семья…

Блики солнца играют в теплых водах ручья, берущего начало у мощных корней бора.

Шишкин создал монументальное полотно с гигантскими соснами, словно подпирающими ветвистыми кронами само небо. Это своеобразный итог многолетнего творчества великого художника, его лебединая песня. Она написана в год кончины художника. В полотне как бы обобщен весь опыт долгой и непростой жизни мастера.

4.Физкультминутка.

Как чудесен лес. Попробуем изобразить его.

- Мы в лесу своём друзья, и все мы дружная семья.

( Встают из-за парт и берутся за руки)

Деревья выстроились в ряд, и каждый встрече с нами рад.

(Улыбаются друг другу)

Вот этот гибкостью своею тешит взгляд,

( Наклоняются)

А это - высится сурово, как солдат

(Тянутся вверх)

Одно -раскидистые ветви простирает.

(Машут руками)

Другое - на ветру трепещет и играет.

( Весело прыгают. Садятся на свои места)

5. Лес и искусство

Учитель

Хвойным деревьям посвятили свои произведения поэты.

Поэт

С. Маршак.

Протянула мне лапу сосна

С красноватым чешуйчатым цветом.

Цвет сосновый, смолою дыша,

Был не слишком приманчив для взгляда.

Но сказал я сосне: хороша!

И была она, кажется, рада.

М.Ю. Лермонтов

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета , как ризой , она

И снится ей всё, как в пустыне далёкой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

В.Рождественский.

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и строгой тишины,

Встречает грудь твоя так радостно и жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос,

А сумрачный навес широколапых ёлок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.

Учитель.

Наши предки придавали большое значение деревьям , среди которых им приходилось жить. На Руси из сосновых деревяшек вырезали маленьких избяных божков, а из стволов этих деревьев делали огромных идолов для языческих праздников. В качестве пожелания здоровья и долголетия сосновые ветки втыкали в свадебные повозки.

В Китае сосна олицетворяет верность .

В Японии отдают предпочтение хвойным : сосне, ели ; считают их символом жизни, символом счастья и долгой старости. В Японии научились выращивать низкорослую сосну ,занимаясь искусством бонсай.

Искуствовед - слайд 12.

В Японии существует искусство бонсай.

Японское слово «бонсай» переводят по-разному. Самое распространенное толкование - «дерево в плошке». Это миниатюрное растение, обычно не выше 1 м, в точности повторяющее облик взрослого дерева. Иногда к дереву добавляют мох, камни и т. д., и воспроизводят в миниатюре кусочек природного ландшафта.

Предположительно искусство бонсай возникло около 2000 лет назад в Китае, но впоследствии, около 100 лет назад, оно прибрело огромную популярность в Японии и в настоящее время приобретает все больше поклонников во всем мире.

Сосну часто выращивают в горшках таким образом, чтобы дерево сохраняло свою естественную природную форму. С помощью определённых приёмов замедляется его рост. В результате небольшие деревья могут достигать возраста десятков и даже сотен лет. Но не величина и не возраст дерева поражают и очаровывают, а удивительная гармония его размера и формы.

Создание бонсай требует внимательного отношения к природе, наблюдательности, художественного вкуса и терпения.

Из истории…

Учитель.

С сосной связан один любопытный случай. С сосной обыкновенной связано основание Петром I знаменитой Кунсткамеры - первого в России естественнонаучного музея.

Историк

В начале 18 века Васильевский остров на Неве покрывал густой сосновый бор. Пётр 1 увидел в лесу сосну, боковой сук которой, изгибаясь, врастал опять в ствол. Царь велел срубить удивительное дерево. Это был первый экспонат учреждённой им Кунсткамеры - музея природных диковинок «Сосну срубить, - распорядился царь Петр, - ствол со странной веткой сохранить, а на месте сосны «Палату редкостей» заложить» Так на невских берегах было воздвигнуто здание, которое и сегодня относится к числу лучших архитектурных украшений города - Кунсткамера. Кунсткамера - от немецкого слова Kunstkammer (кабинет редкостей, музей).

Кунсткамера - первый российский музей, основанный Петром I. Он ведет свою историю еще с конца XVII века, когда молодой царь начал собирать всевозможные диковинные вещи и инструменты. Из заграничных поездок он привозил модели кораблей и машин, приборы и астрономические инструменты, чучела животных и птиц.

На первом этаже Кунсткамеры работает постоянная выставка «Из собраний первого русского музея - Петербургской Кунсткамеры». Здесь, среди первых экспонатов Кунсткамеры, выставлены анатомические коллекции, инструменты и одежда из личного гардероба Петра, гипсовая копия его посмертной маски, слепок с оттиска его руки и легендарная сосна, росшая когда-то на месте здания Кунсткамеры.

Учитель - слайд 13.

Кунсткамера - первый российский музей ,- был создан для «поучения и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук», учреждение, с которого началось музейное дело в России. Да и не только музейное. Кунсткамера положила начало и некоторым исследовательским институтам в России.

6. Значение хвойных.

Учитель.

Сосна относится к тем редким деревьям, которые идут в дело целиком, без остатка, от корней до вершины. Хвоя, ветки, шишки, смола, корни, древесина - сырьё для различных производств. В народном хозяйстве ценная древесина сосны используется для строительства домов. Государственный музей-заповедник «Коломенское» знаменит "Восьмым чудом света" - уникальным шедевром деревянного зодчества XVII века, деревянными постройками ,сделанными из сосны. Слайд 14

Историк .

В XIV веке царская семья облюбовала живописнейший уголок на берегу Москва-реки , построив здесь летнюю загородную усадьбу. Именно так начинается история усадьбы Коломенское. Усадьба была местом , где часто устраивались торжества и празднества. Это произошло к концу правления царя Алексея Михайловича.

В 1669 году в селе Коломенское на берегу Москвы - реки из отборных сосновых брёвен был срублен царский дворец. До наших дней дворец не сохранился, судить о нём можно по рисункам и воспоминаниям очевидцев. Здесь было 270 больших комнат и три тысячи окон. Дворец поражал не только грандиозными размерами, но и сказочным великолепием деревянных построек. Недаром современники называли его « сосновым дивом» - ещё одним чудом света - слайд 15

Музей-усадьба Коломенское стала превращаться в музей деревянного зодчества в двадцатые годы. Сюда из разных частей России привозили уникальные деревянные постройки: с севера привели «Святые ворота» Николо-Корельского монастыря , Моховую башню и Братскую башню. Все сооружения отнесены историками ко второй половине XVII века. Слайд 16

Сейчас усадьба Коломенское, живописно расположившаяся на высоких берегах Москва-реки, стала одним из красивейших исторических памятников России.

Учитель. Сосновые леса богаты ягодами, всякой живностью, грибами, лекарственными травами.Сосна и ель имеют большое значение в жизни человека.

Биолог - слайды 17 и 18.

Из древесины сосны получают искусственный шёлк. Древесина сосны идет на изготовление струнных музыкальных инструментов, включая скрипки.

Сосновая древесина используется для производства мебели, а также в судо- и вагоностроении. Из сосновой древесины и в настоящее время строят причалы, дамбы, портовые сооружения. Сосновые леса часто называли «мачтовыми лесами» или «корабельными рощами», а сами корабли - «плавучими соснами».

Древесина ели используется в строительстве ( строительные материалы), из ели получают бумагу, фанеру, спички, лекарства, канифоль, скипидар, смолу , спирт, дрова- топливо.

Сосна - поставщик хвойно-веточного корма для зимнего рациона животных. А сколько ценных продуктов извлекают из сосновых деревьев.

Смола - живица. Летучая часть смолы ( живицы) при охлаждении образует скипидар, а оставшаяся после перегонки золотистая хрупкая масса - канифоль. Канифоль применяется для производства бумаги, получения мыла, приготовления лака и красок. Без неё не могла бы играть скрипка. ( скрипичный концерт Н. Паганини). Скипидар применяется как растворитель лаков и красок.

Учитель слайд 19 - 20.

Сосновая смола, миллионы лет пролежавшая в земле, - это янтарь. Из него делают украшения, панно. Высшим достижением искусства обработки янтаря стала знаменитая янтарная комната в Царском Селе ( ныне город Пушкин), в которой всё, начиная небольшой вещицей и кончая стенами, было выполнено из резного янтаря.

Историк.

В 1716 году король Пруссии подарил её Петру I, чтобы скрепить союз России и Пруссии против Швеции. Комнату переправили в Россию на кораблях в 18 огромных коробках и разместили в Зимнем Дворце в Санкт-Петербурге как часть коллекции европейского искусства. В 1755 году царица Елизавета приказала переместить комнату в Екатерининский дворец в г. Пушкин.

Во время второй мировой войны комната была разграблена. При подходе фашистких воск к г. Пушкину работники Екатерининского дворца попытались разобрать и спрятать комнату. Но сухой янтарь начал осыпаться, и стены комнаты оклеили тонкими обоями. Однако обмануть немецких солдат не удалось. Они разобрали комнату за 36 часов, упаковали в 27 ящиков и отправили в Кенигсберг, где её расположили в замке на Балтийском побережье. След шедевра потерялся в 1944 году, когда во время бомбёжки замок был полностью разрушен.

Реконструкция Янтарной комнаты, начавшаяся в 1979 году, длилась 25 лет и стоила $11 млн. Её завершение было приурочено к 300-летию Санкт-Петербурга. В настоящее время комната расположена в государственном музее в Царском Селе и доступна для всеобщего посещения

Учитель.

Любят сосну и за ту огромную пользу, которую приносит она человеку. Сосна лечит, дарит красоту и здоровье. Сосна - одно из древнейших лекарственных растений.

Врач.

Уже пять тысяч лет назад люди использовали 15 различных медицинских рецептов, в которых находила применение сосновая смола. Сосновым скипидаром лечили простудные заболевания. Древние шумеры использовали сосновую хвою для припарок и компрессов. Различные настойки сосновой хвои применяли с давних времен на Руси как витаминное средство. Первые строители Санкт-Петербурга ежедневно получали порцию водки, настоянной на хвое. Сосновые снадобья были непременным атрибутом путешественников XIX века. В период ленинградской блокады во время Великой Отечественной войны ослабленные голодом жители города пили настои из сосновой хвои, что спасало их от цинги. В настоящее время сосна является сырьем, из которого получают витамин С.

Сосна - зелёная аптека. В хвое содержится много витаминов и микроэлементов. Чистую смолу ( живицу) можно накладывать на рану вместо бинта. Отвар почек сосны принимают в качестве отхаркивающего средства при воспалении верхних дыхательных путей. Из хвои делают пасту, обладающую ранозаживляющими свойствами. Экстракт из хвои включают в состав мыла, зубных паст в качестве бактерицидного средства, а также в состав кремов, предназначенных для питания кожи лица и шеи.

7. Охрана хвойных.

Учитель .

Хвойные растения - индикаторы загрязнения воздуха , они чувствительны к его чистоте, поэтому не очень хорошо чувствуют себя в городах. В зонах сильного загрязнения её хвоя приобретает тёмно-красную окраску, в хвоинках накапливаются ядовитые вещества, хвоя отмирает и опадает, просуществовав всего 1 год при норме 3-4 года.

Эколог - слайд 21.

Сосна выделяет в окружающий воздух большое количество фитонцидов, активных даже против туберкулёзной палочки. Поэтому воздух оказывает противомикробное действие. В сосновых лесах строят санатории.

В нашей республике есть санаторий « Сосновый бор»

Санаторий "Сосновый бор" расположен в живописном сосновом бору на берегу озера "Карась" в 28 км от столицы Республики Марий Эл города Йошкар-Ола

Учитель.

Все знают о ещё одной старинной традиции - ставить в доме украшенное хвойное дерево ( ель, сосну, пихту).В России обычай устраивать под Новый год ёлку приписывают Петру 1. Однако это не так. Его указ от 1700 года обязывал украшать дома и улицы ветками сосновыми и еловыми. Первая публичная ёлка появилась в Петербурге в 1852 году. К концу 19 века эта традиция прочно вошла в быт наших предков.

С малых лет мы знаем ёлочку, которая приходит в наши дома на Новый год нарядная, пушистая, душистая.

АНКЕТА

1. Сколько лет вы празднуете Новый год с елкой?

2. Сколько еловых вы посадили?

Задание « Наберите на телефонном диске указанные ниже цифры. Позвоните и вы узнаете о чём просят нас ёлочки, растущие в лесу ».

Задание « Наберите на телефонном диске указанные ниже цифры». Каждой цифре соответствует определённая буква и вы узнаете о чём позвонили нам.( 1,5,3, 5 ,6,4,8,9,2,7, 3.)

1

2

0

п

н

-

3

9

м

е

4

и

8

т

о

а

7

г

5

6

3. Какую помощь вы оказали деревьям? ( посадить дерево, собрать макулатуру).

БЕРЕГИТЕ ЛЕС. Внесите свой вклад в его сохранение. Соблюдайте правила:

в лесу будьте осторожны с огнем,

охраняйте, берегите муравейники (санитары леса),

не оставляйте мусор,

собирайте макулатуру (60 кг сохраняет жизнь взрослого дерева, имеющего возраст 50-60 лет). Слайд 22

Лесовод.

Около 10 тыс. лет назад, ещё до того , как человек стал заниматься сельским хозяйством, на земном шаре существовали обширные массивы лесов, ныне их площадь сократилась на 1/3.

В настоящее время хвойные леса в значительной степени истреблены в результате лесозаготовок, лесных пожаров, а также строительства дорог, городов и промышленных предприятий. Потеря лесных богатств - одно из экологических бедствий.

В Красную книгу России занесено уже 11 видов голосеменных растений. В нашей стране за 20 лет сосна вырублена на площади почти 15 млн. га. Скудеет тайга сосной и елью.

Учитель - слайд 23.

Известно, что Петр 1 для предотвращения самовольных рубок в лесах, предназначенных для строительства кораблей, принял Указ и образовал в морском департаменте лесную стражу.

Для того чтобы сохранить лесные богатства в нашей стране существует Лесной Кодекс . Новый вариант Лесного кодекса вступил в силу с 1 января 2007 года.

Учитель- слайд 24.

В Лесном кодексе устанавливаются правовые основы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Кодекс сохраняет государственную и муниципальную собственность на лесные участки.

Лесным кодексом устанавливаются порядок аренды лесных участков и купли-продажи лесных насаждений, а также особенности предоставления лесных участков в бессрочное пользование и безвозмездное срочное пользование.

Правительство РМЭ приняло постановление № 304 от 3.09.98. « Об утверждении положения о лесах РМЭ», где говорится

о рациональном использовании лесов, их охране и защите,

о выполнении необходимых работ по благоустройству и санитарной очистке лесных насаждений.

Закон об охране природы не позволяет людям рубить ели в лесу. Однако новогодних красавиц продают на ёлочных базарах во всех городах. Откуда же их привозят?

Эколог - слайд 25.

Эти ёлки не рубят в лесу. Их выращивают на специальных участках - в лесных хозяйствах.

Для того чтобы предотвратить незаконную вырубку елок перед Новым годом в республике началась операция «Ель».

Заготовкой елей к празднику на законных основаниях занимаются 37 лесных хозяйств Марий Эл. Ежегодно перед новым годом в республике вырубается около 20 тысяч елок. Половина из них отправляется по заказам в детские сады, школы и организации. Рубят елки на специально отведенных для этого насаждениях и вдоль линий электропередач.

Средняя цена лесной красавицы будет невысока. Значительно дороже обойдутся елочки самовольным порубщикам. Так, в случае задержания их с поличным будет наложен штраф 500 рублей за каждый срубленный ствол. К этому придется еще добавить 1,5-2 тысячи рублей административного штрафа.

Таким образом, и в природе ели сохраняются, и к Новому году приходят радовать детей!

Учитель - слайд 26.

В России есть компания Сад Торг, в Подмосковье. Компания «Сад Торг» на данный момент является одним из крупнейших поставщиков посадочного материала на российском рынке. Часть елей идёт на продажу к празднику.

Закрепление изученного материала - слайд 27.

1.Задание: Выполнение задания « Вставь нужное»

Признаки.

ель

сосна

Требования к условиям жизни:

отношение к свету

отношение к теплу

отношение к влаге.

плодородию почвы.

Форма кроны

Цвет коры

Окраска хвои

Длина хвои

Расположение хвои

Шишки.

Что сходно у сосны и ели? (листья -хвоинки)

Чем различаются сосна и ель?

2. Найди одно неверное утверждение - слайд 28.

1.Сосна неприхотливое дерево.

2.Ель теневыносливая культура.

3.Крона сосны куполообразная.

4.Хвоинки сосны короткие и колючие, а у ели длиннее и мягче.

5.Шишки у сосны короткие, а у ели длинные.

6 Хвоинки сосны расположены по две - парами, а у ели - поодиночке.

Проверь себя- слайд 29

Подведение итогов.

Как вы считаете, справились мы с задачей , которую поставили в начале урока? О чём говорили? Что понравилось на уроке? - слайд 30.

Оценивание.

Наша встреча закончилась . Вы сегодня молодцы. Потрудились хорошо, ответили на все вопросы.

Домашнее задание: с 138-140.



© 2010-2022