• Преподавателю
  • Биология
  • Презентация к кружковому занятию по экологии Демонстрационный материал открытого занятия Змеи

Презентация к кружковому занятию по экологии Демонстрационный материал открытого занятия Змеи

Краткая аннотация Цель: - расширение знаний о змеях живущих в воде;             - воспитание у детей любви и бережного отношения к  животному миру;             -развитие познавательного интереса и умения наблюдать, анализировать, делать выводы.                                                                                         Данная презентация может быть использована для проведения занятий кружков эколого-биологической направленности с учащимися 1-7 классов и в старших группах детских садо...
Раздел Биология
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Курский областной детский эколого-биологический центр»

ОБОУ ДОД «Курский ОДЭБЦ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


КРУЖКОВОГО ЗАНЯТИЯ

на тему: Презентация к кружковому занятию по экологии Демонстрационный материал открытого занятия Змеи

Презентация к кружковому занятию по экологии Демонстрационный материал открытого занятия Змеи

Материал подготовлен педагогом дополнительного образования

Губченко Мариной

Александровной.




г. Курск

2012

ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: Презентация к кружковому занятию по экологии Демонстрационный материал открытого занятия Змеи

( разработано для обучающихся 11-15 лет)


Цели: - расширение знаний о пресмыкающихся, знакомство со змеями, оби-

тающими в воде или около неё и с рептилиями, которых чаще всего

содержат в аквариумах;

- воспитание у детей любви и бережного отношения к животному

миру;

- развитие познавательного интереса и умения наблюдать, анализиро-

вать, делать выводы.

Оборудование: террариумы лаборатории, книги, журналы с цветными изоб-

ражением рептилий, наглядный раздаточный и дидактический ма-

териал по теме «Змеи», клей, ножницы, ручки карандаши.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово педагога по пройденному материалу.

  3. «Наг» - змеиное божество.

А). Враги и почитатели змей.

Б). Биологические особенности змей.

4. Змеи - обитатели водоёмов.

А). Змеи, живущие в пресной воде.

Б). Морские змеи.

5. Змеи обитатели террариумов.

6. Змеи в жизни людей.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Педагог: Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжаем свое знакомство с животными, которые всю свою жизнь или часть её проводят в воде. Но сначала мы вспомним:

- Кто такие пресмыкающиеся? (Ответы детей)

- Вспомните, пожалуйста, с кем из пресмыкающихся мы уже с вами познакомились? (Ответы детей)

- Ребята, а кто мне назовёт черепах, которых можно встретить в нашей местности. (Ответы детей)

- Каких черепах чаще всего мы видим в аквариумах? (Ответы детей)

- Кто может из вас вспомнить черепах живущих в морях и океанах? (Ответы детей)

- Молодцы! Вы так все хорошо запомнили я очень рада. Поэтому я с великим удовольствием продолжу занятие и познакомлю вас с ещё одними необычными домашними любимцами и обитателями аквариумов-террариумов из пресмыкающихся - змеями.

«На вкус и цвет товарищей нет. Но так уж устроен человек, что ему нравятся обычно существа миловидные, тёплые, пушистые. Котята, например… Другое дело - змеи. Они словно нарочно, вобрали в себя самые неприятные для нас черты. Холодные, скользкие, покрытые чешуёй, к тому же шипят, передвигаются быстро и бесшумно, появляются в самый неподходящий момент. Если добавить, что многие из них ядовиты и представляют смертельную опасность,- портрет завершён.

Большинство людей относится к этим древним обитателям планеты, мягко говоря, негативно. Даже у известного натуралиста и исследователя природы Альфреда Брема можно прочитать: « Вообще, змеи очень вредные животные. Ежегодно от них гибнут тысячи людей. По официальной статистике, в одной Индии в год умирает от шестнадцати до двадцати двух тысяч человек! Число укушенных, но выздоровевших ещё более значительно.

Неудивительно поэтому, что почти всяким человеком, в особенности неопытным новичком, при встрече со змеёй овладевает ужас. Ядовитые змеи иногда появляются в таком невероятном количестве и наносят людям и домашним животным такой вред, что жители даже покидают страну».

Нет, наверное, другого такого животного, к которому люди относились бы столь предвзято. Подтверждением тому служит многочисленные мифы, легенды, сказки, всевозможные страшные рассказы. Но, что ни говори, змея, безусловно, Личность в мире Природы. И как у всякой сильной личности, у неё испокон века были свои и враги и почитатели. Жители Европы и Северной Америки её недолюбливают, считают существом злобным, вредным и коварным. А вот на Востоке, наоборот, змеи являются символом мудрости и всячески почитаются. В древней Индии змеи обожествлялись, их содержали в храмах, приносили им жертвы. Это отразилось даже в некоторых названиях - город Нарпур, Нагари, горы Нага (в переводе с индийского «наг» - значит змея, змеиное божество). До сих пор в этой стране ежегодно проводятся праздники, посвященные Нагу.

На Руси змей с давних пор уважали и старались без причины не обижать. До наших дней сохранилось множество примет и преданий, Если змея в доме поселится - всякая беда тот дом стороной обходит, потому как будет он под её покровительством. Не тронь её, не гони да вреда никакого не делай - будешь жить в спокойствии и благополучии, а в хозяйстве твоём всего вдоволь будет. Верили, если кто убьёт змею, тот лишается счастья, и на полях его будут родиться одни плевелы. Александр Афанасьев в книге «Поэтические воззрения славян на природу», вышедший в 1865 году, писал, что, если кто углядит в своём доме ужа или другую змею, дары ей тут же готовит, обязательно молока нальют в посудину, яйца оставят, кур, да и цыплят тоже лишь бы дом без присмотра не остался. Угощения ставили прямо на пол возле печи. Если предложенные яства принимались, это было добрым знаком. Мертвой змее оказывали почести: её хоронили под самыми окнами, насыпали земляной холмик и ставили на него миску с парным молоком, чтобы умилостивить дух »

- Ребята, может быть, кто из вас знает, как еще почитали раньше или сейчас в наше уже время змей. Может, вам, известны случаи, когда и как змеи благодарили людей за уважительное отношение к себе? Расскажите нам об этом. ( Рассказы детей об известных им моментах из жизни людей со змеями узнанных из книг или рассказов бабушек и дедушек)

- Ребята, как вы думаете, чем вызвано такое противоречивое отношение к этим своеобразным животным? (Ответы детей)

«Совершенно верно, прежде всего - непохожестью на всех других. Биологические особенности змей неповторимы. Взять хотя бы отсутствие конечностей, роль которых у змей выполняют ребра. Позвоночник у них очень гибкий, и рёбра своими нижними концами легко передвигаются взад - вперед. Извиваясь при движении, змея поочерёдно сокращает то одни, то другие боковые мускулы. Когда она залезает на дерево или ползёт вверх по отвесной плоскости, то пользуется подвижными ребрами как рычагами или когтями.

Благодаря оригинальному строению головы - эластичным связкам, соединяющим кости черепа, змеи могут очень сильно растянуть пасть и заглотать достаточно крупную добычу, хотя ни одна из них не способна откусывать большие куски. Обычно они подстерегают свою жертву в засаде, неожиданно бросаются на неё, кусают, затем либо сразу заглатывают её, либо предварительно душат. Крупные змеи способны охотиться даже на больших животных. Брем описывает случай, когда в желудке у подстреленного питона была найдена взрослая антилопа, у которой не было сломано ни одной косточки! Более мелкие довольствуются небольшими млекопитающими, птичками, пресмыкающимися и рыбами. Меню самых маленьких состоит из насекомых и червей, а вот отказать себе в удовольствии полакомиться птичьими яйцами не в силах ни одна змея.

Все они имеют длинный, раздвоенный на конце язык, Многие уверенны, что именно он повинен в смертоносных укусах. Часто можно услышать: «Змея ужалила». На самом деле язык - это важнейший орган осязания, с помощью которого животные ориентируются в пространстве. Он вовсе не острый, а нежный и чувствительный. Языком рептилия улавливает запахи, ощущает тепло и даже воспринимает звуковые колебания. Змеи с легкостью способны отличить тепло, излучаемое, например, мышонком, от тепла нагревшегося за день камешка.

Презентация к кружковому занятию по экологии Демонстрационный материал открытого занятия ЗмеиКусают змеи острыми клыками, которые соединены с железой, вырабатывающей яд. Нередко бывает, что ядовитые зубы ломаются, тогда через пять-шесть недель на их месте вырастают новые.

Змеиный яд - это бесцветная жидкость, состоящая из белков и сохраняющая свои смертоносные свойства очень долго: 12-15 лет! Чем меньше яда тратит рептилия, тем больше его запас и выше степень токсичности.»

- Дети, давайте с вами обратим внимание на глаза змей. Что особенного в этих глазах? Как вы думаете есть еще у кого-нибудь такое?

«С давних пор бытует миф о магической силе змеиного взгляда. Разгадка кроется, по всей вероятности, в том, что у этого вида пресмыкающихся нет подвижных век. Глаза у них всегда открыты и защищены сросшимися в виде прозрачных «очков» веками. Отсюда пристальный немигающий взгляд, породивший столько небылиц о способности гипнотизировать жертву. В период линьки - несколько раз в году - змеи вообще почти ничего не видят, потому что со всего тела отслаивается и сходит «чулком» верхний роговой слой кожи, в том числе с … глаз! В этот период они прячутся в надежных укрытиях.

Продолжительность жизни у разных видов неодинакова. Пятиметровый темный питон Московского зоопарка прожил пятьдесят лет. Срок жизни американского куроеда приблизительно равен восемнадцати годам, а средне-

азиатских кобр - двенадцать-пятнадцать лет.»

- А сейчас мы с вами отгадаем небольшой кроссворд. Я буду вам задавать вопросы, а вы внимательно слушаете и говорите мне ответы. Я правильные ответы вписываю в кроссворд. Разгадав его, мы узнаем с вами самую большую змею в мире. (Приложение 1)

- Ребята, мы с вами привыкли, что змеи живут в основном в жарких странах в степи или пустыне. Но это не так. Змеи живут ещё в лесу, на лугу, есть змеи, которые очень хорошо плавают и предпочитают находиться большую часть своей жизни рядом с водой или вообще обитают весь свой век в ней. Причем живут они в пресных и солёных водоёмах. И распространены они по всему земному шару, в том числе и в России.

УЖЕОБРАЗНЫЕ ЗМЕИ (Colubridae), семейство пресмыкающихся подотряда змей. Одно из самых многочисленных: включает более 250 родов, около 1600 видов (более половины всех видов змей). Распространены на всех континентах, кроме Антарктиды. В России обитают представители родов собственно ужей. Уж обыкновенный (Natrix natrix) распространен почти по всей Европе, а также от Северо-Западной Африки и Западной Азии до Северо-Западной Монголии, юга Восточной Сибири и районов Северного Китая на востоке и Юго-Западного Ирана на юге. Длина тела до 2 м. Обитает по берегам рек, на лугах, в зарослях тростника, в лесах. Окраска однотонная

от серого до черного. Характерной особенностью являются желтые или белые пятна за головой, но у некоторых особей они могут отсутствовать. Питается лягушками, рыбой. Родственный вид - водяной уж (Natrix tessellata).

. Презентация к кружковому занятию по экологии Демонстрационный материал открытого занятия Змеи

Уж обыкновенный (светлая разновидность).

УДАВЫ (Boinae), подсемейство змей семейства ложноногих.



Презентация к кружковому занятию по экологии Демонстрационный материал открытого занятия Змеи

Североамериканский восточный удавчик.

Отличаются от других представителей семейства отсутствием

надглазничной кости. Длина тела от 0,5 до 10 м. Обитают в лесах, кустарниковых зарослях по берегам рек и озер, в пустынях. Ведут древесный, водный и роющий образ жизни. Питаются преимущественно позвоночными: птицами, мышами, крысами, ящерицами и т.п. Удавы - яйцеживородящие. Обыкновенный удав, или боа (Boa constrictor, или Сonstrictor constrictor) - единственный представитель рода настоящих удавов (Сonstrictor). Собакоголовый удав Презентация к кружковому занятию по экологии Демонстрационный материал открытого занятия Змеи

Изумрудно-зеленый собакоголовый удав (Corallus caninus) встречается в Колумбии, Венесуэле, Бразилии, Эквадоре, Перу, Боливии и Гайане. Достигает длины 2,5 м. Места обитания - влажные тропические леса, по берегам рек, в высокогорных лесах. Как правило, удавы живут в кронах деревьев, охотясь на птиц, древесных грызунов и ящериц. Самые крупные удавы - анаконды.

Средняя длина водяного удава колеблется от 5 до 6 м, но отдельные особи достигают поистине гигантских размеров - от 10 до 11,4 м. АНАКОНДЫ(Eunectes), род змей подсемейства удавов; включает 4 вида. Длина до 11,4 м (обычно 5-6 м). Анаконды обитают в тропиках Южной Америки, по берегам рек, озер и болот. Они яйцеживородящи, хорошо плавают и ныряют, питаются различными позвоночными, нападают и на

Презентация к кружковому занятию по экологии Демонстрационный материал открытого занятия Змеи

Анаконда - крупнейший из американских удавов.

домашних животных. Наиболее известна и хорошо изучена обыкновенная анаконда (водяной удав; Eunectes murinus). Это - самая крупная из современных змей.Окраска верха тела серо-зеленая с расположенными вдоль спины округлыми и продолговатыми пятнами, чередующимися в шахматном порядке. По бокам тела тянется ряд небольших светлых пятен, окаймленных тонким темным ободком. Окраска анаконды прекрасно маскирует ее, особенно когда змея лежит в засаде в тихой заводи, где по поверхности воды плавают опавшие листья и пучки водорослей. Она прекрасно плавает и ныряет, может подолгу находиться под водой. При этом ее ноздри закрываются специальными клапанами. Водяной удав охотится из засады, затаиваясь на дне. Он питается мелкими и среднего размера копытными, которых подстерегает на водопое, а также различными водоплавающими птицами, молодыми кайманами и иногда черепахами. При пересыхании водоема водяной удав перебирается в соседний или спускается вниз по течению реки. В засушливый период он может зарываться в донный ил, впадая в оцепенение до следующего дождливого сезона.

МОРСКИЕ ЗМЕИ (Hydrophidae), семейство ядовитых пресмыкаю- щихся подотряда змей, включает около 50 видов, объединенных в 16 родов.

Морские змеи распространены в прибрежных тропических водах Тихого и

Индийского океанов. Длина тела морских змей колеблется от 1 до 2,7 м.

Презентация к кружковому занятию по экологии Демонстрационный материал открытого занятия Змеи

Морские змеи

Морские змеи имеют весьма характерный облик. Большинство из них полностью утратили способность передвигаться по твердому субстрату и никогда не выходят на сушу. Их вальковатое в передней трети туловище плавно переходит в широкий, сжатый с боков ластообразный хвост. На переднем конце маленькой головы расположены ноздри. При нырянии они закрываются специальными клапанами, защищая носовую полость от попадания морской воды. Дышат морские змеи, высунув из воды только кончик морды, оставаясь полностью погруженными в воду. Вместе с тем, они могут дышать растворенным в воде кислородом за счет богатых кровеносными сосудами слизистых оболочек ротовой полости. Это позволяет морским змеям подолгу не всплывать на поверхность. Язык утрачивает функцию органа осязания и заметно укорачивается. Маленькие глаза снабжены круглым зрачком.

Короткие ядовитые зубы располагаются в передней части верхней челюсти. Яд большинства морских змей значительно превосходит по токсичности яды самых ядовитых наземных змей. Однако при укусе в тело жертвы вводится очень небольшая доза яда, не более 0,12 мл. Морские змеи питаются рыбой. Сильный яд позволяет им практически мгновенно обездвиживать добычу, не дав ей забиться в убежища на дне или коралловом рифе.

Размножаются морские змеи различными способами. Очень немногие виды откладывают яйца и остаются тесно связанными с сушей, всякий раз выходя из воды для размножения. Подавляющее большинство видов яйцеживородящи и размножаются в воде. Плодовитость очень низкая, самка рождает не более 2 детенышей.

Проводится игра «Ошибка художника». На плакате нарисованы змеи с частями тела от других животных. Необходимо узнать, что неправильно нарисовал художник.

В наше время уже никого не удивишь тем, что люди держат в домах не только собак, кошек и попугаев, но даже пауков, лягушек, ящериц и … да, именно змей! В основном в домашних условия содержат полозов.

ПОЛОЗЫ (настоящие полозы, Coluber) - род змей семейства ужеобразных, включает около 30 видов.

Полозами называют и представителей других родов ужеобразных, например большеглазый полоз, леопардовый полоз, а также лазающие полозы.

Длина тела настоящих полозов от 60 см до 2 м. Окраска разнообразная, как правило, неяркая, в серо-коричневых тонах. Зрачок круглый. Задние зубы

Презентация к кружковому занятию по экологии Демонстрационный материал открытого занятия Змеи


Полосатый полоз (Coluber spinal)

крупнее передних, два последних отделены от остальных небольшой беззубой областью.

Полозы распространены в Южной Европе, умеренных и тропических областях Азии, Северной и Центральной Америке. В фауне России и стран СНГ встречается 8 видов.

Презентация к кружковому занятию по экологии Демонстрационный материал открытого занятия ЗмеиПрезентация к кружковому занятию по экологии Демонстрационный материал открытого занятия Змеи

Тонкохвостый полоз Закавказский полоз

(Elaphe taeniura frisei). (Elaphe hohenackeri).

Полозы прекрасно лазают по деревьям и скалам, очень быстро передвигаются по поверхности земли.

Эти змеи питаются различными грызунами, птицами, их яйцами и птенцами, а также земноводными, ящерицами и другими змеями. Добычу душат прижимая ее к земле.

Часть видов агрессивны и часто неспровоцированно нападают на человека. Их укус болезненен, но не опасен.

При содержании в неволе для всех настоящих полозов требуются сходные условия. Им необходим террариум горизонтального типа, размер которого зависит от размера животного. Грунт - смесь земли, песка и гальки. Необходимы укрытия, так как эти змеи весьма агрессивны, могут бросаться на стекло и получают травмы, если нет возможности спрятаться. Должна быть поилка. Домашнему Змею Горынычу необходимо жильё со всеми удобствами, к которым он привык. Хорошо расположенный и красиво оформленный террариум может стать украшением квартиры. А вот заводить у себя змею в качестве домашнего питомца я бы не советовала.

Приручение змей известно с глубокой древности. Их держали факиры, фокусники, укротители… Иногда использовали для борьбы с грызунами, охоты и охраны жилья. В роли «секьюрити» змеи работают и поныне, оберегая престижные магазины или жильё некоторых оригиналов.

Змеи нуждаются в охране не меньше, чем другие редкие представители нашей фауны. Змеиному яду присущи целебные свойства: на его основе изготавливают многие лекарства. Например, випраксин - 0,06 - процентный раствор яда обыкновенной гадюки - используется как болеутоляющее и противовоспалительное средство при многих болезнях.

Поэтому, кроме биологов и экологов, активными борцами за «права змей» являются и медики. Недавно в одном из городов Малайзии возник конфликт между врачами и торговцами, сбывающими живой товар в рестораны для приготовления деликатесных блюд. Это ещё одно направление использования змей человеком - их едят. В Бангкоке например, во многих дорогих ресторанах можно заказать бивштекс из питона или кобру под белым соусом. Но больше всего змеи страдают даже не от рук браконьеров, а от наступления человека на места их естественного обитания.

Если в ближайшее время не предпринять меры по охране этих существ, то многие будут просто не в состоянии выжить.






Литература.

Акимушкин И. Мир животных - Т.4.- М., 1974.

Банников А.Г., Даревский И.С., Ищенко В.Г., Рустамов А.К. Определитель

земноводных и пресмыкающихся фауны СССР. - М., 1977.

Банников А.Г. Мы должны их спасти.- М., 19882.

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. От амёбы до человека. - М.,

«Балаос» 2005.

Карр А. Рептилии - М., 1976.

Сергеев Б.Ф. Мир амфибий.- М.,1983.








Презентация к кружковому занятию по экологии Демонстрационный материал открытого занятия Змеи


Презентация к кружковому занятию по экологии Демонстрационный материал открытого занятия Змеи



Презентация к кружковому занятию по экологии Демонстрационный материал открытого занятия Змеи



Презентация к кружковому занятию по экологии Демонстрационный материал открытого занятия Змеи



Презентация к кружковому занятию по экологии Демонстрационный материал открытого занятия Змеи












Презентация к кружковому занятию по экологии Демонстрационный материал открытого занятия Змеи



Презентация к кружковому занятию по экологии Демонстрационный материал открытого занятия Змеи




Презентация к кружковому занятию по экологии Демонстрационный материал открытого занятия Змеи



Презентация к кружковому занятию по экологии Демонстрационный материал открытого занятия Змеи




© 2010-2022