Методические указания для студентов по теме Индивидуальное развите организма

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические указания для студентов по теме Индивидуальное развите организма.ГБОУ СПО техникум «БМУ»





Методические указания к аудиторной самостоятельной работе



Тема: « Размножение. Индивидуальное развитие организма».

Методические указания для студентов по теме Индивидуальное развите организма.

Специальность:

медицинская сестра, медицинский брат

Дисциплина: ОП.12 биология

Курс: первый

Группа 101, 102

Составила:

преподаватель первой категории Иванова О.В.









Борское, 2014 год


Тема: « Размножение и индивидуальное развитие организма».

Цель:

  • повторить учебный материал по теме "Размножение и индивидуальное развитие организмов",

  • закрепить знания основных понятий темы, развивать умения самостоятельной работы, правильно находить нужный материал

Время проведения: 35 минут

Методические указания.

  1. Познакомиться со стадиями формирования половых клеток и с начальными этапами развития зародыша.

Сперматогенез. Рассмотрите рисунок «Строение сперматозоида». Зарисуйте в тетрадь.Методические указания для студентов по теме Индивидуальное развите организма.



Рассмотрите и зарисуйте половые клетки на разных стадиях Методические указания для студентов по теме Индивидуальное развите организма.

сперматогенеза. Внутри цист расположены половые клетки. В каждой цисте развитие клеток идёт синхронно. В разных цистах можно наблюдать половые клетки на разных этапах сперматогенеза. Цисты с половыми клетками периода роста легко найти: сперматоциты 1 порядка наиболее крупные, чем сперматоциты 2 порядка. Наибольший объём имеют цисты со сперматидами, которые рыхло располагаются в центре цист. На поздних стадиях развития сперматиды становятся овальными, появляется хвостовая нить.



Строение яйцеклетки. Рассмотреть и зарисовать в тетрадь рисунок. Методические указания для студентов по теме Индивидуальное развите организма.



1 - фолликулярные клетки; 2 - оболочка; 3 - цитоплазма; 4 - ядро



  1. Этапы эмбрионального развития. По рисункам рассмотрите этапы:

Методические указания для студентов по теме Индивидуальное развите организма.

Методические указания для студентов по теме Индивидуальное развите организма.

Из мезодермы образуются сомиты - парные участки мезодермы у зародышей некоторых беспозвоночных, всех хордовых животных и человека.)

Целом (от др.-греч. κοίλωμα - углубление, полость) - вторичная полость тела многоклеточных животных.

Нейрула - стадия развития зародыша она следует за гаструлой. На этой стадии происходит формирование таких важных частей зародыша, как нервная трубка и хорда.

Запишите определения в тетрадь. Стадию нейрулы зарисовать.

Рассмотрите схему.Методические указания для студентов по теме Индивидуальное развите организма.

Схема развития зародышевых оболочек постоянных и временных (провизорных) у млекопитающих 1 - эктодерма; 2 - энтодерма; 3 - мезодерма; 4 - амниотическая полость; 6 - трофобласт; 7 - аллантоис; 8 - хорион; 8' - ворсинки хориона; 9 - полость желточного мешка; 10 - желточный мешок; 11 - зародыш; 12 - мезодерма аллантоиса.

Перечертите в тетрадь таблицу.

Методические указания для студентов по теме Индивидуальное развите организма.

Прочитайте текст и запишите способы нетипичного полового размножения.

Нетипичное половое размножение

Речь пойдет о партеногенезе, гиногенезе, андрогенезе, поли-эмбрионии, двойном оплодотворении у покрытосеменных растений.

Партеногенез (девственное размножение)

Дочерние организмы развиваются из неоплодотворенных яйцеклеток. Открыт в середине XVIII в. швейцарским натуралистом Ш. Бонне.

Значение партеногенеза:

1) размножение возможно при редких контактах разнополых особей;

2) резко возрастает численность популяции, так как потомство, как правило, многочисленно;

3) встречается в популяциях с высокой смертностью в течение одного сезона.

Виды партеногенеза:

1) облигатный (обязательный) партеногенез. Встречается в популяциях, состоящих исключительно из особей женского пола (у кавказской скалистой ящерицы). При этом вероятность встречи разнополых особей минимальна (скалы разделены глубокими ущельями). Без партеногенеза вся популяция оказалась бы на грани вымирания;

2) циклический (сезонный) партеногенез (у тлей, дафний, коловраток). Встречается в популяциях, которые исторически вымирали в больших количествах в определенное время года. У этих видов партеногенез сочетается с половым размножением. При этом в летнее время существуют только самки, которые откладывают два вида яиц - крупные и мелкие. Из крупных яиц партеногенетически появляются самки, а из мелких - самцы, которые оплодотворяют яйца, лежащие зимой на дне. Из них появляются исключительно самки;

3) факультативный (необязательный) партеногенез. Встречается у общественных насекомых (ос, пчел, муравьев). В популяции пчел из оплодотворенных яиц выходят самки (рабочие пчелы и царицы), из неоплодотворенных - самцы (трутни).

У этих видов партеногенез существует для регулирования численного соотношения полов в популяции.

Выделяют также естественный (существует в естественных популяциях) и искусственный (используется человеком) партеногенез. Этот вид партеногенеза исследовал В. Н. Тихомиров. Он добился развития неоплодотворенных яиц тутового шелкопряда, раздражая их тонкой кисточкой или погружая на несколько секунд в серную кислоту (известно, что шелковую нить дают только самки).

Гиногенез (у костистых рыб и некоторых земноводных). Сперматозоид проникает в яйцеклетку и лишь стимулирует ее развитие. Ядро сперматозоида при этом с ядром яйцеклетки не сливается и погибает, а источником наследственного материала для развития потомка служит ДНК ядра яйцеклетки.

Гиногенез (от греч. gyn - женщина и …генез), особая форма размножения и развития, при которой после проникновения спермия в яйцеклетку их ядра не сливаются и в последующем развитии участвует только ядро яйцеклетки.

Андрогенез. В развитии зародыша участвует мужское ядро, привнесенное в яйцеклетку, а ядро яйцеклетки при этом гибнет. Яйцеклетка дает лишь питательные вещества своей цитоплазмы.

Полиэмбриония. Зигота (эмбрион) делится на несколько частей бесполым способом, каждая из которых развивается в самостоятельный организм. Встречается у насекомых (наездников), броненосцев. У броненосцев клеточный материал первоначально одного зародыша на стадии бластулы равномерно разделяется между 4-8 зародышами, каждый из которых в дальнейшем дает полноценную особь. Полиэмбриония (от поли… и греч. émbryon - зародыш), у животных - образование нескольких зародышей (близнецов) из одной зиготы. Все эти однояйцевые близнецы всегда одного пола.

К этой категории явлений можно отнести появление однояйцовых близнецов у человека.

Шизогония- это способ размножения, при котором материнская клетка распадается на большое количество более или менее одинаковых дочерни клеток. Характерно для споровик

Заполните кроссворд «Индивидуальное развитие. Эмбриональный период»

Начало формы

Конец формы

Методические указания для студентов по теме Индивидуальное развите организма.

1. Процесс, начинающий в яйцеводе после образования зиготы.

2. Первичная полость внутри гаструлы.

3. Две одинаковые клетки, образовавшиеся в вертикальной полости в стадии дробления.

4. Двухслойный шарик, образовавшийся в стадию гаструляции.

5. В процессе эмбриогенеза на месте первичного рта образуется ... отверстие.

6. Процесс, при котором после оплодотворения бластула выходит из яйцевода в полость матки, а затем внедряется в её стенку.

7. Отверстие, которое ведёт в первичную кишку.

8. Бластомера, на начальной стадии.

9. Наружная стенка гаструлы.

10. Внутренняя стенка гаструлы.

11. Промежуточный слой клеток между эктодермой и энтодермой.

12. Процесс, при котором на ранних стадиях эмбрионального периода онтогенеза из внешне одинаковых бластомеров развиваются различные по строению и функциям ткани, органы и системы.

13. Полый шарик со стенками в один ряд клеток.

14. Процесс, в результате которого образуется впячивание внутрь бластоцели.

15. Полость внутри бластулы.

16. Стадия зародыша, на которой происходит формирование нервной трубки и хорда.





Начало формы

Конец формы

Методические указания для студентов по теме Индивидуальное развите организма.





© 2010-2022