Конспект урока Фотосинтез и дыхание

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фотосинтез и дыхание

Дидактическая цель урока - создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, применение их в знакомой и новой учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Цели по содержанию:

образовательная - способствовать пониманию биологических процессов: фотосинтеза и дыхания, выявление взаимосвязи этих процессов;

развивающая - продолжить обучение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения;

воспитательная - способствовать формированию чувства ответственности за защиту окружающей среды от загрязнения. Формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современного человека.

Задачи урока:

  1. Продолжить формирование понятия «питание растений».

  2. Познакомить с листом как специализированным органом воздушного питания.

  3. Раскрыть сущность процесса фотосинтеза.

  4. Познакомить учащихся с дыханием растений.

  5. Показать различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

  6. Раскрыть значение фотосинтеза в природе и жизни человека.

  7. Обосновать необходимость защиты воздушной среды от загрязнения.

Оборудование: таблицы «внутреннее строение листа», гербарий различных мест обитания, комнатные растения.

Результаты урока: Обучающиеся должны

знать/понимать:

  • сущность и значение биологических процессов: воздушного питания - фотосинтеза и дыхания растения, транспорта веществ по растению.

уметь:

  • объяснять: взаимосвязь строения органов растения с выполняемыми функциями; взаимосвязи основных процессов жизнедеятельности;

  • взаимосвязь организма с окружающей средой;

Ход урока:

  1. Организационная часть (по усмотрению учителя)

  2. Проверка знаний обучающихся

Проводится фронтально с использованием карточек красного и зеленого цвета, которые выдаются на парту каждому ученику - игра «Светофор».

Учитель читает детям правильные и неправильные утверждения. Если ребенок считает утверждения верным, он поднимает зеленую карточку, если нет, то красную. Учитель спрашивает обучающихся, поднявших красную карточку, и просит исправить ошибку утверждения.

Примерные утверждения:

  • Корневое питание растений - это питание, осуществляемое корнями растения;

  • Через корни растение поглощает все питательные вещества, в т.ч. органические;

  • Всасывание воды осуществляется через ситовидные трубки;

  • Вместе с водой в растение поступают растворенные в ней минеральные вещества;

  • На полях после уборки урожая поглощенные растениями минеральные вещества возвращаются в почву;

  • В лесу поглощенные растениями минеральные вещества возвращаются в почву вместе с опавшими листьями и хвоей;

  • Растение поглощает столько воды, сколько необходимо для питания;

  • Лишняя вода удаляется из организма растения вместе с опадающими листьями;

  • В жаркую погоду испарение воды прекращается, т.к. необходимо ее экономить;

  • Движение воды по растению осуществляется благодаря только корневому давлению;

  • Растворы веществ по растению осуществляются только по направлению от корней к другим органам растения.

  1. Актуализация знаний

В конце XVIII века было принято считать, что растения создают питательные вещества из воды и минеральных веществ, находящихся в почве. Это убеждение возникло под влиянием эксперимента, проведенного голландским ученым Яном-Батистом Ван Гельмонтом. Он проделал следующий опыт. Взял кадку, в которую насыпал 91 кг высушенной в печи почвы, смочил ее дождевой водой и посадил ивовый побег весом 2,25 кг. Каждый день в течение 5 лет он поливал растение чистой дождевой водой. По-прошествие этого времени Ван Гельмонт вытащил деревце из кадки, тщательно отряхнул корни от земли и взвесил содержимое кадки и само деревце.

Оказалось, что вес почвы уменьшился всего на 57г, а вот вес ивы вырос почти на 75 кг.

Как вы можете объяснить полученные результаты:

  1. Почему уменьшился вес почвы?

  2. Какое еще вещество поступало в растение?

Учитель. Вода играет огромную роль в жизни любого организма. Если растение долго не поливать, оно подвянет, листья и верхушку повиснут; но стоит ему получить свою порцию воды - оно вновь станет сочным и упругим.

По растению постоянно передвигаются различные вещества. Причем переносят их потоки воды, текущие по проводящим тканям. Вода служит прекрасным растворителем многих веществ.

Кроме того, вода отдает растению таинственные электроны, превращаясь в кислород. Процесс фотосинтеза и дыхание невозможны без воды.

Таким образом, большая часть веса ивы действительно приходится на воду. Без воды растения не смогли бы расти.

  1. Достаточно ли только воды и минеральных веществ, чтобы вес растения увеличился более чем на 70 кг?

  2. Из-за чего еще мог увеличиться рост растения?

Воздушное питание - поступление веществ в растение из воздуха через зеленые листья растения и образование из них органических соединений при помощи энергии солнечного света. Данный процесс называется фотосинтезом. Сегодня на уроке мы изучим особенности фотосинтеза и сравним его с процессом дыхания.

  1. Изучение нового материала

После записи темы урока в тетрадь просим детей заготовить таблицу, которая будет заполняться в ходе урока по мере обсуждения экспериментов и решения проблемных задач.

Таблица. Сравнительная характеристика процессов фотосинтеза и дыхания

Характеристики

Фотосинтез

Дыхание

1. Газообмен:

а) какой газ поглощается?

б) какой газ выделяется?

1

6

2.Образуются или разрушаются органические вещества?

2

7

3.Поглощается или выделяется энергия?

3

8

4.В каких клетках происходит?

4

9

5.В какое время суток происходит?

5

10

О питании растений мы уже говорили в прошлом учебном году. История открытия этого процесса очень сложна. Людям понадобилось не одно десятилетие, чтобы разобраться в сущности процесса.

В 1771 году англичанин Джозеф Пристли исследовал свойства воздуха. Он поместил под стеклянный герметичный колпак свечу - свеча погасла. «Теперь попробуем поместить туда какое-нибудь животное, например мышь», - подумал Пристли. Мышь быстро задохнулась. «Вероятно, воздух испорчен горением свечи. Вот почему трудно дышать, когда в комнате горят много свечей». Как же «исправить» испорченный воздух? Пристли предположил, что это смогут сделать растения. Он поместил под стеклянный колпак веточку мяты. Воздух снова стал пригодным для горения свечи. В другом опыте ученый взял два стеклянных колпака. В один он посадил только одну мышь, а в другой - мышь и ветку. Без веточки растения мышь быстро погибала, а во втором прожила 9 дней. (После этого Пристли выпустил несчастное животное).

«Мне посчастливилось случайно напасть на метод исправления воздуха, который был испорчен горением свечи, и открыть, по крайней мере, один из исправителей, которым природа пользуется для этой цели. Это растительность», - писал Джозеф Пристли.

  1. Как свеча портит воздух?

  2. Как растение его исправляет? Заполняется ячейка №1 таблицы.

Учитель. Опыт Пристли доказывает, что в процессе фотосинтеза растение поглощает из воздуха углекислый газ и выделяет кислород. Последний выделяется при разрушении молекулы воды, которая состоит из атомов водорода и кислорода. Водород вместе с углекислым газом он принимает участие в реакциях синтеза органических веществ, в, частности крахмала:

Углекислый газ + водакрахмал + кислород

Опыт, доказывающий образование крахмала из углекислого газа и воды, описан на стр. 100 учебника. Заполняется ячейка №2 таблицы.

  1. Скажите, откуда растение берет энергию для этого процесса?

  2. Что происходит с этой энергией в клетках?

Заполняется ячейка №3 таблицы.

Учащиеся поводятся к выводу о том, что солнечная энергия поглощается с помощью хлорофилла и превращается в энергию органического вещества.

  1. Если энергия, необходимая для процесса поглощается хлорофиллом, то в каких клетках растения происходит этот процесс? Заполняется ячейка №4 таблицы.

Рассказывают такую историю. После опытов Пристли с колпаком и мышью все высшее общество заговорило об очищающем воздух действии растений. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они «исправляют» воздух.

Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приеме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.

  1. О чем не знала богатая дама? Выделяется ли в темноте кислород?

  2. Могут ли органические вещества образовываться в темноте? Ответ поясните? Заполняется ячейка №5 таблицы и дополняется схема.

солнечный свет

Углекислый газ + вода → → →крахмал + кислород

хлорофилл

  1. Как вы думаете, от чего разболелась голова у дамы?

Ученые выяснили, что растения не только фотосинтезируют, но и дышат, как и другие живые существа. Дыхание - это процесс, противоположный фотосинтезу. При дыхании кислород поглощается, а углекислый газ выделяется. Заполняется ячейка №б таблицы.

Учитель, раскрывает биологическую роль дыхания для организмов, одновременно заполняя остальные ячейки таблицы.

  1. Закрепление знаний.

  1. Что такое фотосинтез?

  2. Какое значение для растения имеет этот процесс?

  3. Что такое дыхание?

  4. Каково значение этого процесса?

  5. Чем дыхание отличается от фотосинтеза?

  6. Объясните, как вы понимаете высказывание академика Сергея Павловича Костычева: «Стоит зеленому листу прекратить работу на несколько лет, и все живое население земного шара, в том числе и человечество, погибнет».

  7. Какова роль зеленых растений на планете?

Можно продолжить работу с обобщающей схемой прошлого урока, дополнив ее соответствующими стрелками.

  1. Какова взаимосвязь между процессами фотосинтеза и дыхания?

  2. Какова взаимосвязь между процессами фотосинтеза, корневого питания, водообмена и дыхания?

  3. Зачем растению необходимы органические вещества? Куда они перемещаются, расходуются?

Конспект урока Фотосинтез и дыхание

Учащиеся подводятся к понятию обмен веществ.

Взаимосвязь всех процессов заключается в том, что каждый из них представляет ряд последовательных реакций, в которых одни вещества преобразуются в другие. Видно, что в ходе процессов корневого питания, дыхания, фотосинтеза в растение поступают одни вещества, в растении они преобразуются в те, которые ему необходимы, а затем все ненужные вещества выделяются в окружающую среду

Этот процесс обмена веществами между организмом и окружающей средой получил название обмена веществ.

  1. Домашнее задание:

§ 28 - § 30, термины, выучить таблицу, задания в печатной тетради №1

По желанию: Подумайте, Как знания особенностей дыхания и фотосинтеза растений можно использовать при выращивании в теплицах для получения большего урожая.


© 2010-2022