- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока Фотосинтез и дыхание
Конспект урока Фотосинтез и дыхание
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Микерина (.Т. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Фотосинтез и дыхание
Дидактическая цель урока - создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, применение их в знакомой и новой учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Цели по содержанию:
образовательная - способствовать пониманию биологических процессов: фотосинтеза и дыхания, выявление взаимосвязи этих процессов;
развивающая - продолжить обучение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения;
воспитательная - способствовать формированию чувства ответственности за защиту окружающей среды от загрязнения. Формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современного человека.
Задачи урока:
-
Продолжить формирование понятия «питание растений».
-
Познакомить с листом как специализированным органом воздушного питания.
-
Раскрыть сущность процесса фотосинтеза.
-
Познакомить учащихся с дыханием растений.
-
Показать различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
-
Раскрыть значение фотосинтеза в природе и жизни человека.
-
Обосновать необходимость защиты воздушной среды от загрязнения.
Оборудование: таблицы «внутреннее строение листа», гербарий различных мест обитания, комнатные растения.
Результаты урока: Обучающиеся должны
знать/понимать:
-
сущность и значение биологических процессов: воздушного питания - фотосинтеза и дыхания растения, транспорта веществ по растению.
уметь:
-
объяснять: взаимосвязь строения органов растения с выполняемыми функциями; взаимосвязи основных процессов жизнедеятельности;
-
взаимосвязь организма с окружающей средой;
Ход урока:
-
Организационная часть (по усмотрению учителя)
-
Проверка знаний обучающихся
Проводится фронтально с использованием карточек красного и зеленого цвета, которые выдаются на парту каждому ученику - игра «Светофор».
Учитель читает детям правильные и неправильные утверждения. Если ребенок считает утверждения верным, он поднимает зеленую карточку, если нет, то красную. Учитель спрашивает обучающихся, поднявших красную карточку, и просит исправить ошибку утверждения.
Примерные утверждения:
-
Корневое питание растений - это питание, осуществляемое корнями растения;
-
Через корни растение поглощает все питательные вещества, в т.ч. органические;
-
Всасывание воды осуществляется через ситовидные трубки;
-
Вместе с водой в растение поступают растворенные в ней минеральные вещества;
-
На полях после уборки урожая поглощенные растениями минеральные вещества возвращаются в почву;
-
В лесу поглощенные растениями минеральные вещества возвращаются в почву вместе с опавшими листьями и хвоей;
-
Растение поглощает столько воды, сколько необходимо для питания;
-
Лишняя вода удаляется из организма растения вместе с опадающими листьями;
-
В жаркую погоду испарение воды прекращается, т.к. необходимо ее экономить;
-
Движение воды по растению осуществляется благодаря только корневому давлению;
-
Растворы веществ по растению осуществляются только по направлению от корней к другим органам растения.
-
Актуализация знаний
В конце XVIII века было принято считать, что растения создают питательные вещества из воды и минеральных веществ, находящихся в почве. Это убеждение возникло под влиянием эксперимента, проведенного голландским ученым Яном-Батистом Ван Гельмонтом. Он проделал следующий опыт. Взял кадку, в которую насыпал 91 кг высушенной в печи почвы, смочил ее дождевой водой и посадил ивовый побег весом 2,25 кг. Каждый день в течение 5 лет он поливал растение чистой дождевой водой. По-прошествие этого времени Ван Гельмонт вытащил деревце из кадки, тщательно отряхнул корни от земли и взвесил содержимое кадки и само деревце.
Оказалось, что вес почвы уменьшился всего на 57г, а вот вес ивы вырос почти на 75 кг.
Как вы можете объяснить полученные результаты:
-
Почему уменьшился вес почвы?
-
Какое еще вещество поступало в растение?
Учитель. Вода играет огромную роль в жизни любого организма. Если растение долго не поливать, оно подвянет, листья и верхушку повиснут; но стоит ему получить свою порцию воды - оно вновь станет сочным и упругим.
По растению постоянно передвигаются различные вещества. Причем переносят их потоки воды, текущие по проводящим тканям. Вода служит прекрасным растворителем многих веществ.
Кроме того, вода отдает растению таинственные электроны, превращаясь в кислород. Процесс фотосинтеза и дыхание невозможны без воды.
Таким образом, большая часть веса ивы действительно приходится на воду. Без воды растения не смогли бы расти.
-
Достаточно ли только воды и минеральных веществ, чтобы вес растения увеличился более чем на 70 кг?
-
Из-за чего еще мог увеличиться рост растения?
Воздушное питание - поступление веществ в растение из воздуха через зеленые листья растения и образование из них органических соединений при помощи энергии солнечного света. Данный процесс называется фотосинтезом. Сегодня на уроке мы изучим особенности фотосинтеза и сравним его с процессом дыхания.
-
Изучение нового материала
После записи темы урока в тетрадь просим детей заготовить таблицу, которая будет заполняться в ходе урока по мере обсуждения экспериментов и решения проблемных задач.
Таблица. Сравнительная характеристика процессов фотосинтеза и дыхания
Характеристики
Фотосинтез
Дыхание
1. Газообмен:
а) какой газ поглощается?
б) какой газ выделяется?
1
6
2.Образуются или разрушаются органические вещества?
2
7
3.Поглощается или выделяется энергия?
3
8
4.В каких клетках происходит?
4
9
5.В какое время суток происходит?
5
10
О питании растений мы уже говорили в прошлом учебном году. История открытия этого процесса очень сложна. Людям понадобилось не одно десятилетие, чтобы разобраться в сущности процесса.
В 1771 году англичанин Джозеф Пристли исследовал свойства воздуха. Он поместил под стеклянный герметичный колпак свечу - свеча погасла. «Теперь попробуем поместить туда какое-нибудь животное, например мышь», - подумал Пристли. Мышь быстро задохнулась. «Вероятно, воздух испорчен горением свечи. Вот почему трудно дышать, когда в комнате горят много свечей». Как же «исправить» испорченный воздух? Пристли предположил, что это смогут сделать растения. Он поместил под стеклянный колпак веточку мяты. Воздух снова стал пригодным для горения свечи. В другом опыте ученый взял два стеклянных колпака. В один он посадил только одну мышь, а в другой - мышь и ветку. Без веточки растения мышь быстро погибала, а во втором прожила 9 дней. (После этого Пристли выпустил несчастное животное).
«Мне посчастливилось случайно напасть на метод исправления воздуха, который был испорчен горением свечи, и открыть, по крайней мере, один из исправителей, которым природа пользуется для этой цели. Это растительность», - писал Джозеф Пристли.
-
Как свеча портит воздух?
-
Как растение его исправляет? Заполняется ячейка №1 таблицы.
Учитель. Опыт Пристли доказывает, что в процессе фотосинтеза растение поглощает из воздуха углекислый газ и выделяет кислород. Последний выделяется при разрушении молекулы воды, которая состоит из атомов водорода и кислорода. Водород вместе с углекислым газом он принимает участие в реакциях синтеза органических веществ, в, частности крахмала:
Углекислый газ + вода → крахмал + кислород
Опыт, доказывающий образование крахмала из углекислого газа и воды, описан на стр. 100 учебника. Заполняется ячейка №2 таблицы.
-
Скажите, откуда растение берет энергию для этого процесса?
-
Что происходит с этой энергией в клетках?
Заполняется ячейка №3 таблицы.
Учащиеся поводятся к выводу о том, что солнечная энергия поглощается с помощью хлорофилла и превращается в энергию органического вещества.
-
Если энергия, необходимая для процесса поглощается хлорофиллом, то в каких клетках растения происходит этот процесс? Заполняется ячейка №4 таблицы.
Рассказывают такую историю. После опытов Пристли с колпаком и мышью все высшее общество заговорило об очищающем воздух действии растений. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они «исправляют» воздух.
Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приеме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.
-
О чем не знала богатая дама? Выделяется ли в темноте кислород?
-
Могут ли органические вещества образовываться в темноте? Ответ поясните? Заполняется ячейка №5 таблицы и дополняется схема.
солнечный свет
Углекислый газ + вода → → → → крахмал + кислород
хлорофилл
-
Как вы думаете, от чего разболелась голова у дамы?
Ученые выяснили, что растения не только фотосинтезируют, но и дышат, как и другие живые существа. Дыхание - это процесс, противоположный фотосинтезу. При дыхании кислород поглощается, а углекислый газ выделяется. Заполняется ячейка №б таблицы.
Учитель, раскрывает биологическую роль дыхания для организмов, одновременно заполняя остальные ячейки таблицы.
-
Закрепление знаний.
-
Что такое фотосинтез?
-
Какое значение для растения имеет этот процесс?
-
Что такое дыхание?
-
Каково значение этого процесса?
-
Чем дыхание отличается от фотосинтеза?
-
Объясните, как вы понимаете высказывание академика Сергея Павловича Костычева: «Стоит зеленому листу прекратить работу на несколько лет, и все живое население земного шара, в том числе и человечество, погибнет».
-
Какова роль зеленых растений на планете?
Можно продолжить работу с обобщающей схемой прошлого урока, дополнив ее соответствующими стрелками.
-
Какова взаимосвязь между процессами фотосинтеза и дыхания?
-
Какова взаимосвязь между процессами фотосинтеза, корневого питания, водообмена и дыхания?
-
Зачем растению необходимы органические вещества? Куда они перемещаются, расходуются?
Учащиеся подводятся к понятию обмен веществ.
Взаимосвязь всех процессов заключается в том, что каждый из них представляет ряд последовательных реакций, в которых одни вещества преобразуются в другие. Видно, что в ходе процессов корневого питания, дыхания, фотосинтеза в растение поступают одни вещества, в растении они преобразуются в те, которые ему необходимы, а затем все ненужные вещества выделяются в окружающую среду
Этот процесс обмена веществами между организмом и окружающей средой получил название обмена веществ.
-
Домашнее задание:
§ 28 - § 30, термины, выучить таблицу, задания в печатной тетради №1
По желанию: Подумайте, Как знания особенностей дыхания и фотосинтеза растений можно использовать при выращивании в теплицах для получения большего урожая.