- Преподавателю
- Биология
- Практическая работа Ароморфозы и идиоадаптации у животных
Практическая работа Ароморфозы и идиоадаптации у животных
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Орлик Т.Л. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Практическая работа. Ароморфозы и идиоадаптации у животных
Цель: научиться определять важнейшие ароморфозы и идиоадаптации у различных животных.
Задачи: - развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, делать выводы, уметь использовать ранее изученный материал, развивать навыки коллективного труда;
-приводить примеры ароморфозов у животных, характеризовать ароморфозы у животных;
-приводить примеры и описывать идиоадаптации у животных, объяснять значение идиоадаптаций у животных,
-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации на основе анализа содержания презентаций.
Оборудование: коллекция насекомых, различающихся по окраске, форме и размерам тела, чучела животных, скелет хордовых.
Ход работы
-
Просмотреть презентацию «Типы адаптаций у животных»,
«Идиоадаптации у насекомых (типы конечностей, типы ротового аппарата); идиоадаптации у птиц, позвоночных животных»
-
Заполнить таблицу «Разнообразие приспособлений животных»
№ п/п
Название животного
Тип приспособлений
1
Тарантул
2
Пчела
3
Кузнечик
4
Колорадский жук
5
Бабочка крапивница
6
жуки
-
Просмотреть презентацию «Ароморфозы позвоночных животных»
-
Описать характерные приспособления у животных разных видов. Установить, какие изменения животных являются ароморфозами, какие идиоадаптациями.
Заполнить таблицу.
Главные направления эволюции животных
-
№п/п
Приспособительные признаки, возникшие в ходе эволюции
Направления эволюции
1
Возникновение амниотического яйца
2
Образование хорды
-
Позвоночника
-
пятипалой конечности
3
Образование однопалой конечности
4
Образование ластов
5
Образование трёхкамерного сердца у земноводных
6
Возникновение теплокровности
7
Усложнение головного мозга
8
Увеличение массы головного мозга
9
Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных животных
10
Лёгкие кости птиц
11
Образование хобота у слона
12
Подвижные челюстные кости рыб
-
Сделать вывод о роли ароморфозов и эволюционной значимости идиоадаптаций у животных
Дополнительно. Решить задания.
-
Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции.
-
Кистепёрые рыбы
-
Пресмыкающиеся
-
Стегоцефалы
-
Бесчерепные хордовые
-
Птицы и млекопитающие
Ответ:
-
Установите соответствие между признаком и путём достижения организмом биологического прогресса в эволюции, для которого он характерен.
Признак Путь эволюции
А) мелкие эволюционные изменения 1) ароморфоз
Б) образование типов и классов животных 2) идиоадаптация
В) частные приспособления к среде
Обитания
Г) общий подъём организации
Д) освоение новой среды обитания
Е) усиление узкой специализации
Ответ:
-
А
Б
В
Г
Д
Е
-
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1.Животные -это гетеротрофные организмы, они питаются готовыми органическими веществами.
2.Различают одноклеточных и многоклеточных животных.
3. Все многоклеточные животные имеют двустороннюю симметрию тела.
4. У большинства из них развиты различные органы передвижения
5. Кровеносную систему имеют только членистоногие и хордовые.
6. Постэмбриональное развитие у всех многоклеточных животных прямое.
Практическая работа. Ароморфозы и идиоадаптации у животных
Цели: обучающие - изучить главные направления эволюции органического мира и пути достижения биологического прогресса; рассмотреть соотношение между главными путями эволюции; охарактеризовать роль человека в биологическом прогрессе и регрессе видов;
развивающие - развивать познавательный интерес учащихся, умение логически мыслить, делать выводы, уметь использовать ранее изученный материал, развивать навыки коллективного труда;
воспитательные - воспитывать интерес к урокам биологии, формировать научное мировоззрение.
Методическая цель: формирование творческого мышления и познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через внедрение элементов технологий развивающего обучения.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок усвоения знаний.
Метод ведения: диалоговое общение на основе презентаций учащихся, работы с материалами учебника, таблиц.
Уровень усвоения: частично-поисковый.
Метапредметные связи: биология, экология, география.
Оборудование: коллекция насекомых, различающихся по окраске, форме и размерам тела, чучела животных, скелет хордовых.
Ход работы
Все живые существа оптимально приспособлены к своим условиям обитания. Приспособленность повышает шансы организмов на выживание и оставление потомства, т.е. помогает таким особям выиграть борьбу за существование и передать свои гены следующим поколениям. Существует множество различных форм приспособленности организмов к окружающей среде
-
Просмотреть презентацию «Типы адаптаций у животных»,
Сделаем вывод: (Каждый организм имеет множество адаптаций, которые образовывались в результате действия естественного отбора в определённых условиях среды. Адаптации имеют относительную целесообразность, т.к. при изменении условий адаптации могут потерять свою приспособительную ценность и даже принести вред их обладателю.)
-
Просмотреть презентацию «Идиоадаптации у животных. ( Идиоадаптации у насекомых (типы конечностей, типы ротового аппарата); идиоадаптации у птиц, позвоночных животных)»
-
Заполнить таблицу «Разнообразие приспособлений животных»
-
№ п/п
Название животного
Тип приспособлений
1
Тарантул
2
Пчела
3
Кузнечик
4
Колорадский жук
5
Бабочка крапивница
6
жуки
-
Просмотреть презентацию «Ароморфозы позвоночных животных»
Вспомните, Факторы, вызывающие ароморфозы: (наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор).
После просмотра презентации назовите признаки ароморфоза. (усложнение организации, расширение ареала обитания, приобретение большей независимости от окружающей среды)
-
Установить, какие изменения животных являются ароморфозами, какие идиоадаптациями: форма тела, дыхание, теплокровность, двойное дыхание, окраска тела, форма конечностей.
Заполнить таблицу.
Главные направления эволюции животных
-
№п/п
Приспособительные признаки, возникшие в ходе эволюции
Направления эволюции
1
Возникновение амниотического яйца
2
Образование хорды
-
Позвоночника
-
пятипалой конечности
3
Образование однопалой конечности
4
Образование ластов
5
Образование трёхкамерного сердца у земноводных
6
Возникновение теплокровности
7
Усложнение головного мозга
8
Увеличение массы головного мозга
9
Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных животных
10
Лёгкие кости птиц
11
Образование хобота у слона
12
Подвижные челюстные кости рыб
-
Сделать вывод о роли ароморфозов и эволюционной значимости идиоадаптаций у животных
(Ароморфозы приводят к усложнению уровня организации, появляются отряды, классы, типы. В эволюции ароморфозы случались редко. Идиоадаптации не изменяют уровня организации, жизнь в разных средах приводят к появлению у представителей различных отрядов млекопитающих разных идиоадаптаций, происходит появление видов, родов, семейств. В эволюции случались чаще.)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
а
а
и
и
а
а
а
и
а
и
и
а
Ответы: 1. задание 41325
2.задание 212112
3. задание 356