Открытый урок В гостях у Нептуна

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: В гостях у Нептуна

Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в жизни человека.

Цель урока

  • Показать многообразие моллюсков в природе, расширить знания учащихся о систематике животных данного типа.

  • Рассмотреть роль моллюсков в хозяйственной деятельности человека.

  • Доказать необходимость охраны моллюсков, занесенных в Красную книгу.

  • Обобщить знания учащихся о внутреннем и внешнем строении моллюсков, их многообразие и классификации.

  • Проконтролировать знания учащихся по данной теме.

  • Развивать творческую активность учащихся.

  • Воспитывать любовь к природе, стремление ее охранять и заботиться о ней.

  • Развивать познавательные интересы ребят.

  • Развивать умение обобщать, сравнивать, делать выводы.


Оборудование:

Таблицы «Тип моллюски», коллекция раковин моллюсков, рисунки, картины, магнитофон.

Ход урока

  1. Организация класса


  1. Вступительное слово учителя

Удивителен и разнообразен мир природы, удивителен и неповторим каждый живой организм, каждое живое существо! От урока к уроку шагая, мы вместе познаем красоту и неповторимость растений и животных, убеждаясь в необходимости их любить и оберегать.

Сегодня мы изучим значение моллюсков в природе и жизни человека, расширим знания об их систематике и многообразии и заполним часть блока - Значение.

Сегодня наш урок - это урок-путешествие. Где только не придется побывать нам с вами, чтобы доказать, что моллюски играют важную роль в природе и жизни человека.

П. Активизация познавательной деятельности учащихся

Пазлы.

Перед тем как отправиться в дорогу, необходимо подготовиться. Делим класс на две группы, каждой группе дается конверт с заданием (эмблема группы). Собрать из фрагментов изображение моллюска и назвать его (катушка роговая, голый слизень, жемчужница, калужница).

Первая страница путешествия

Представьте себе, что мы находимся на Филиппинских островах, на берегу моря и наблюдаем как смелые и отважные пловцы племени ныряют, чтобы достать жемчуг. Легенда о жемчужине, похожей на человеческую голову (вес 6кг 350г, длина 23см), жители племени считали ее волшебной. И когда доктор из Европы вылечил второго сына вождя, то ему в знак огромной благодарности подарили эту жемчужину. Она и сейчас хранится в Нью-Йорке, в залах одного из международных торговых центров.

Сегодня вы будете нырять, и показывать свои знания, а за это получать жемчужины разной величины. И чем глубже вы будете нырять, т.е. показывать свои знания, тем больше жемчужин соберете, и большее количество баллов получите.

На морском дне (В гостях у Нептуна).

Учитель:

Именно на морском дне обитают самые загадочные, самые фантастические головоногие моллюски. И чтобы убедиться в этом, мы поиграем в игру «Правда ли это?».

Правда ли, что есть искрящиеся кальмары?

Да. Некоторые кальмары обладают органами, которые светятся сквозь стенки тела. Другие несут на себе светящиеся бактерии, которые проникают внутрь еще на зародышевых стадиях.

Правда ли, что каракатица чемпион по изменению окраски?

Правда, небольшие сумочки с желтой, оранжевой, коричневой и черной краской находятся в коже каракатиц. Мускулы кожи, сжимая или разжимая эти сумочки, создают самую разную окраску, позволяя маскироваться под цвет дна.

Правда ли, что синий осьминог - это маленький страшный убийца?

Да. Кольчатый синий осьминог каждый год убивает больше людей, чем даже акулы. Длина его тела не превышает 3см. он является одним из самых ядовитых существ на Земле, выделяя гораздо более сильный яд, чем любое сухопутное животное.

Давайте послушаем свежие сообщения ученых-океанологов, прибывших со дна океана.

Сообщения о кальмарах и осьминогах.

Чтобы перейти к следующей странице нашего путешествия, нам надо прочитать и исправить письмо-сообщение одного нашего горе-исследователя, найти ошибки и исправить их.

Задание:

«Моллюски - сегментированные, беспозвоночные животные, все они имеют раковину, состоящую из двух створок. Органы выделения моллюсков представлены - метанефридиями., кровеносная система незамкнутая, сердце состоит из 4 камер.

Вы хорошо справились с этим заданием, и мы переходим к следующей странице нашего путешествия.

Задание командам: (местонахождение в органическом мире)

Дети составляют логические цепочки из карточек.

1.

Увлеченно путешествуя и изрядно проголодавшись, всем захотелось домой в уютный класс, который на несколько минут превращается в ресторан.

Ресторан «Наутилус». Вход бесплатный.

Директор ресторана:

Приглашаем посетить наш ресторан, где в ассортименте вы сможете попробовать блюда, приготовленные из всех представителей типа Моллюски. Это блюда из Франции, Италии, Испании, Японии, Кореи. Все они питательны и имеют прекрасный вкус.

Но сначала - немного истории! Европейцы, приехавшие на Цейлон в начале 20 века, в канун больших праздников пришли в недоумение. Все хозяйки на пляже, как им показалось, занимались стиркой. Когда европейцы присмотрелись, то увидели, что отбивалось не бельё, а какие-то странные предметы. За длинные щупальца из корзин вынимались головастые уродцы, бросали на камни и колотили скалками. «Клянусь Нептуном - воскликнули европейцы - они отбивают осьминогов».

Секрет странных действий раскрывался очень просто: то был первый этап в приготовлении праздничного стола - ведь не отбитое мясо осьминогов прожевать невозможно. И люди не жалеют сил, чтобы получить лакомый кусочек! Осьминоги - вкусное блюдо!

Официант 1:

Действительно, у нас в ресторане есть блюда из осьминогов, их рецепт пришел к нам из Древней Трои.

Голову осьминога начинить специями и мелко нарезанными щупальцами, а затем запечь в духовке, как большой пирог. Очень вкусно, в нашем меню он так и называется - осьминог по-троянски.

Официант 2:

А в древней Спарте знаменит был черный суп! Приготовление, которого требовало особой осторожности! Брали каракатицу, потрошили ее, но не трогали чернильного мешка, так вместе с ним и варили. Чернила придавали похлебке не только черный цвет, но и своеобразный привкус, который высоко ценили.

Учитель:

Хотелось бы попробовать. У вас есть в меню этот суп?

Директор:

Нет, еще не разработали технологию приготовления. Но у нас есть более вкусные блюда из осьминога:

- фаршированный осьминог в шоколаде;

- каракатица в молоке;

- осьминог с молодым картофелем, чесноком и гвоздикой.

Учитель:

А каких вы еще моллюсков используете для приготовления блюд?

Официант 1:

В меню нашего ресторана до 100 блюд, и половина из них приготовлены из мидий:

- плов из мидий;

- пирожки с мидиями;

- мидии жареные в соусе;

- тефтели из мидий.

Учитель:

Достаточно, достаточно! А вот настоящие гурманы говорят, что устрицы вкуснее и полезнее мидий.

Официант 2:

Да, действительно, в них много витаминов А, В, С, Д. Многие считают, что устрицы имеют особый вкус из-за наличия в их теле йода, что тоже очень полезно, особенно людям с заболеванием щитовидной железы.

Учитель:

К сожалению, в вашем меню я не вижу виноградной улитки, а я так давно мечтал ее попробовать. Читала, что улитка - это кусочек великолепного нежного мяса, прикрытого раковиной.

Официант 1:

Пока у нас нет этого блюда, но взамен мы бы хотели предложить морских гребешков. Да, да!

Официант 2:

В нашем ресторане есть такая реклама:

«Если хотите подрасти, стать сильным и непобедимым Геркулесом - ешьте морских гребешков, в них много витаминов роста А, больше чем в говядине».

Учитель:

Правда, ребята, нам было очень интересно посетить ваш ресторан, но время идет, и мы спешим перевернуть следующую страницу нашего путешествия. А для этого нам надо три смельчака, знающих хорошо математику для того, чтобы решить задачи.

Задача 1.

Рассчитайте скорость передвижения моллюсков за 1 час, если известно, что у калужницы скорость движения составляет 2,3 см/мин ; у прудовика - 8,5 см/мин; у виноградного слизня - 6,5 см/мин; у перловицы - 0,3 см/мин.

Задача 2.

Плодовитость мидий очень большая (до 15млн яиц в год). Определите, сколько яиц откладывают мидии за свою жизнь, если средняя продолжительность е жизни составляет 18 лет?

Задачи решены, верно, и мы переворачиваем следующую страницу нашего урока, нашего путешествия.

Экскурсия.

Учитель:

Наверное, не случайно мы пришли сейчас в музей раковин моллюсков, ведь самой отличительной особенностью животных этого типа является раковина.

А для чего нужна раковина моллюсков?

Назовите моллюсков, у которых нет раковины.

Экскурсовод 1:

Какие они только красивые! С замысловатым узором и самой разной, непредсказуемой окраской, спирально-закрученные, в виде веера, с двумя створками и нет.

Экскурсовод 2:

Мы предлагаем уникальную коллекцию раковин, собранную со всего мира.

Называют и показывают.

Самая большая, королева всех раковин - это тридакна, весом до 500кг, диаметром - 1,5м.

Экскурсовод 1:

Раковина состоит из трёх слоев:

Наружный - конхиамин, состоит из органического вещества.

Средний - фарфоровидный (углекислая известь).

Внутренний - перламутровый.

В двустворчатой раковине есть мускулы-замыкатели.

Учитель:

А для того, чтобы перевернуть следующую страницу нашего путешествия мы предлагаем выполнить маленькую исследовательскую работу.

Станция «Анатомическая»

А сейчас команды получают конверт с заданием и дают полную характеристику моллюсков.

  1. Моллюски - несегментированные вторичнополостные животные, тело которых состоит из . . . . . . . . . . ., . . . . . . . . . . .и . . . . . . . . . . . . . . Тело спрятано в . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раковина моллюсков состоит из . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

К типу Моллюски относятся такие классы . . . . . . . . . . . . . . . . . ., . . . . . . . . . . . . . . . . ., . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


Мир старины.

Переворачивая следующую страницу, мы попадаем в удивительный мир старины, где собрано множество уникальных и красивых вещей из жемчуга. Это, наверное, не случайно. Ведь этот музей жемчуга тесно связан с темой нашего урока.

Экскурсовод 1:

Посмотрите на эти чудесные бусы, сережки, подвески! Они все сделаны из настоящего жемчуга, который может быть украшением для любой женщины и даже самой королевы!

Учитель:

Мы не случайно попали в этот музей, т.к. моллюски-жемчужницы, это настоящие волшебники, которые из маленькой песчинки, попавшей между створками ее раковины, способны сделать такие удивительные украшения, благодаря перламутровым железам, выделяющими жидкость. Она обволакивает песчинку и застывает.

Экскурсовод 2:

В древности люди считали, что в длинные ночи, когда раковина жемчужницы приоткрывается, туда проникает капелька лунного света и из нее вырастает жемчуг.

В действительности это не капелька лунного света, а простая песчинка. Самая крупная жемчужина, о которой сегодня уже упоминалось, весит 6кг.

Экскурсовод 3:

Сделаем небольшое путешествие в историю. Посмотрите на эти прекрасные изделия древности.

Перечисляет.

В древних летописях говорится, что шитье жемчугом известно с 10 века. В 11-12 веках Новгородские умельцы украшали свои изделия нежными зернами жемчуга. Сохранились уникальные образцы изделий русских мастеров того времени. Поручи (нарукавники) священника Варлаама Хутынского - это самый древний образец жемчужного литья, дошедшего до наших дней. Хранится он в Новгородской грановитой палате.

Экскурсовод 1:

Одежда царей и придворных чинов поражала количеством жемчуга. Очень широко жемчуг использовался в одежде состоятельных женщин, нити жемчуга вплетались в косу.

В 17 веке была введена государственная монополия на жемчужный промысел. Сам ПетрІ контролировал добычу жемчуга в России.

Еще большее внимание жемчужному промыслу уделяла императрица Елизавета.

Экскурсовод 2:

В 18 веке жемчуг применялся значительно меньше, шитье стало менее художественным, хотя отличалось роскошью и богатством.

Только в праздничном крестьянском женском костюме жемчуг использовался до начала ХХ века. В качестве женского головного убора носили кокошники, расшитые речным жемчугом.

Экскурсовод 3:

Такие кокошники, часто дополненные жемчужными серьгами, носили богатые мещанки и купчихи. Но и современные женщины не отказываются от прекрасных украшений из жемчуга!

Учитель:

Было очень интересно посетить ваш музей старины, но давайте вернемся в нашу современную жизнь и перевернем следующую страницу.

Современность.

Современный универмаг встретил нас светом огней и рекламы, разнообразием товаров.

Директор универмага:

Не случайно, сегодня, при изучении темы «Моллюски», мы пригласили вас в наш универмаг, здесь много товаров, сделанных из этих животных. Прошу вас в галантерейный отдел!

Продавец 1:

Пуговицы, сделанные из створок раковин - перламутровые, переливаются, то синим, то розовым, то зеленым цветом. В нашем магазине мы предлагаем бинокли, украшенные перламутром, светильники, инкрустированные перламутром. В ювелирном отделе - серьги, кулоны, бусы и другие украшения.

Продавец 2:

А вот в нашем галантерейном отделе вам предложат перчатки, кружева, сотканные из шелковистой ткани, полученной у моллюсков.

Двустворчатый моллюск пинне, обитающий в Средиземном море выделяет специальное вещество, из которого получают ткань виссон, из которого и делают этот оригинальный товар.

Продавец 3

Самый дорогостоящий продукт моря - жемчуг. Лучший жемчуг тхготавливают моллюски родов птерия и пинктада, обитающие около берегов Шри-Ланки.

Самая большая жемчужина принадлежала испанскому королю Филиппу П. Она была размером с голубиное яйцо и весила 34 карата (6,8г.). Оценивалась - в 350 кг золота.

Директор универмага:

А еще давайте заглянем в хозяйственный отдел, где можно купить краску, шифер, изготовленные из моллюсков. Раковины морского гребешка используют как черепицу для покрытия крыш домов. Такие крыши переливаются разными цветами радуги, выдерживают разные изменения погоды, очень прочные и не требуют ремонта.

Продавец 1:

В нашем отделе есть краски, полученные из морской улитки - муреке. Эта улитка выделяет слизь для защиты тела от повреждений. Почти белая в воде, слизь на свету становится желтой, потом зеленоватой, затем темно-красной и, наконец, приобретает яркий пурпурный цвет. Такая краска не тускнеет на протяжении сотен лет, ею окрашивали ткани римских императоров, из нее делали румяна и чернила.

Учитель:

Вот и заканчивается наше удивительное путешествие. Наступает время подведения итогов.

В блоке, в тетрадях записать значение моллюсков. Что запомнилось? Что понравилось?

А если моллюски так важны, то их надо беречь. Многие из них находятся на грани гибели и людям стоит задуматься об их охране.

Красная книга Моллюсков.

Всего в Красную книгу занесено 123 вида моллюсков.

А ведь занесение в Красную книгу - это сигнал, что животное терпит бедствие.

Сообщение учащихся о моллюсках, занесенных в Красную книгу.

Викторина

Наше путешествие завершается. Предлагаем вам несколько заданий для любознательных.

Ломоголовка: К - в начале

А - в конце

М - в начале

Г - в конце

Ж - в начале

Н - в начале

Задание для экспертов (капитаны команд)

  1. Их К.Линней назвал «Приматы моря» (Головоногие)

  2. Самый дорогой продукт моря (Жемчуг)

  3. «Ловушка смерти» (Тридакна)

  4. Голубая кровь и 3 сердца (Головоногие)

  5. Чудо-оружие («Чернильная бомба)

  6. Намыливают глаза (Каракатицы, осьминоги, кальмары)

  7. Камень и дерево грызут (Корабельный червь)

  8. Имеет наиболее давнюю родословну. (Наутилус)

Учитель:

Что надо делать, чтобы сберечь этот хрупкий мир живых существ?

Разработка специальных комплексных программ.

Чтобы мы включили в эту программу:

- создание охраняемых территорий, заповедников, заказников, где охраняются целые комплексы живых организмов, в т.ч. и моллюски;

- разведение в лабораториях и питомниках, с целью дальнейшей пересадки на те территории, где обитали;

- создание ферм по разведению моллюсков - с целью охраны, для получения пищи, жемчуга;

- сохранение мест обитания и кормовой базы


Домашнее задание.

Подумать над своей программой охраны моллюсков, повторить блок.

Подведение итогов урока, подсчет жемчужин, выставление баллов.



© 2010-2022