Приложение к уроку по теме Основные направления эволюции

Приложение к уроку по теме Основные направления эволюции
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задание № 1. Рассмотрите предложенные объекты и определите характер их приспособленности к условиям обитания.

1 группа - веточка ели, бабочка

2 группа - кактус, божья коровка

3 группа - чучело птицы, одуванчик

4 группа - аквариумные рыбки, репейник

Задание № 2. Ответьте на вопрос.

1 группа. На севере у стланцевых форм карликовой берёзы, ели, кедровника верхние ветви, поднимающиеся высоко над землёй, обычно полумёртвые или мёртвые, а стелющиеся - живые. Объясните причины гибели одних и выживания других ветвей.

2 группа. Зимой 1898 г., после сильного дождя и снегопада, исследователь университета Брауна Х.К.Бампус собрал и принёс в лабораторию 136 оглушённых стихией домовых воробьёв. Из них 72 выжили, а 64 погибли. Бампус измерил у всех особей общую длину тела, размах крыльев, вес тела, длину клюва и головы, длину плечевой кости, бедра, ширину черепа и длину киля. Его измерения показали, что у выживших птиц все эти признаки в большей степени, чем у погибших, приближаются к средним величинам. Результат действия какой формы естественного отбора выявил учёный?

3 группа. У насекомоопыляемых растений цветки имеют целый ряд приспособлений. Объясните, почему эти приспособления неэффективны в дождливую погоду?

4 группа. Учёные провели опыт: переселили популяцию мышей в область с более светлой почвой по сравнению с почвой прежнего места обитания. Объясните, почему большая часть особей будет истреблена хищниками? Какая окраска шерсти будет у популяции мышей через ряд поколений?

Задание № 3. Тестовый контроль.

1. Примером покровительственной окраски является:

а) сходство формы и окраски тела с окружающими предметами;

б) подражание менее защищенного более защищенному;

в) чередование светлых и темных полос на теле тигра.

2. Яркая окраска божьих коровок, многих видов бабочек, некоторых видов змей и других животных, обладающих пахучими или ядовитыми железами, называется:

а) маскировкой;

б) демонстрирующей;

в) мимикрией;

г) предостерегающей.

3. Разнообразие приспособлений объясняется:

а) только влиянием условий среды на организм;

б) взаимодействием генотипа и условий среды;

в) только особенностями генотипа.

4. Пример мимикрии:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;

б) ярко-красная окраска у божьей коровки;

в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.

5. Пример маскировки:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;

б) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;

в) ярко-красная окраска у божьей коровки;

г) сходство в окраске гусеницы и бабочки-пяденицы с сучком.

6. Любая приспособленность организмов носит относительный характер, потому что:

а) жизнь завершается смертью;

б) адаптация целесообразна в определенных условиях;

в) идет борьба за существование;

г) приспособление могут не привести к образованию нового вида.

1

2

3

4

5

6



Задание № 4. Заполните таблицу.

Показатели приспособленности

Животные

Растения

1 группа

Приспособления к абиотическим факторам (например,холоду)


2 группа

Защита от врагов


3 группа

Обеспечение эффективности размножения


4 группа

Расселение на новые территории




Задание № 5

Вариант 1.

Выберите один верный ответ:

1. Дивергенция - это:

а) расхождение признаков в эволюционном процессе;

б) схождение признаков в эволюционном процессе;

в) взаимопроникновение ареалов двух видов;

г) происхождение нового вида от скрещивания двух или более видов.

2. Главные направления эволюции:

а) ароморфоз и идиоадаптация б) прогресс и регресс в) идиоадаптация и дегенерация г) прогресс и ароморфоз.

3. Возникновение какого ароморфоза сопровождалось выходом растений на сушу?

а)образование органов и тканей б) появление листа в) образование корней г)возникновение проводящей ткани.

4. К вымиранию вида ведет:

а) биологический прогресс б) биологический регресс в) ароморфоз г) дегенерация д) идиоадаптация.

5. Какой путь эволюции наблюдается у повилики, которая вместо корней имеет присоски и с их помощью всасывает питательные вещества из других растений?

а) ароморфоз б) идиоадаптация в) дегенерация г) регресс.

6. Дегенерация приводит:

а) к биологическому прогрессу б) к биологическому регрессу в) к ароморфозу г) к идиоадаптации.

7. Путь эволюции, который привел к появлению у цветковых растений различных приспособлений для распространения семян: а) ароморфоз б) идиоадаптация в) дегенерация г)прогресс биологический.


Фамилия Имя

1

2

3

4

5

6

7






Задание №5

Вариант 2.

Выберите один верный ответ:

1. Дерево гингко сохранилось только в Японии и Китае. Какое биологическое явление здесь наблюдается?

а) биологический прогресс б) биологический регресс

в) ароморфоз г) общая дегенерация д) дегенерация

2. Разные виды дарвиновских вьюрков возникли путем: а) ароморфоза б) дегенерации в) идиоадаптации г) биологического прогресса

3. Какое из утверждений является правильным?

а) дегенерация не является прогрессивной

б) дегенерация может быть прогрессивной в) дегенерация всегда приводит к вымиранию вида

4. Главные направления эволюции:

а) ароморфоз и идиоадаптация б) прогресс и регресс в) идиоадаптация и дегенерация г) прогресс и ароморфоз.

5. Путь эволюции, который привел к появлению у цветковых растений различных приспособлений для распространения семян: а) ароморфоз б) идиоадаптация в) дегенерация г)прогресс биологический.

6. К вымиранию вида ведет:

а) биологический прогресс б) биологический регресс в) ароморфоз г) дегенерация д) идиоадаптация

7. Возникновение какого ароморфоза сопровождалось выходом растений на сушу?

а)образование органов и тканей б) появление листа в) образование корней г)возникновение проводящей ткани.


Фамилия Имя

1

2

3

4

5

6

7







Задание № 6

Задание для 1 группы

Определите направление эволюции в перечисленных процессах:

1. возникновение четырёхкамерного сердца у птиц и млекопитающих

2. появление у ряда млекопитающих покровительственной окраски

3. исчезновение кишечника у ряда паразитических червей

4. формирование плоской формы тела у камбалы

5. формирование перепонок на ногах у гусей и уток

А. ароморфоз

Б. идиоадаптация

В. дегенерация.

Задание № 6

Задание для 2 группы

Определите направление эволюции в перечисленных процессах:

1. возникновение фотосинтеза

2. возникновение ползучего стебля у земляники

3. появление плода у покрытосеменных

4. утрата листьев и корней у повилики

5. утрата листьев у кактуса и появление колючек

А. ароморфоз

Б. идиоадаптация

В. дегенерация.

Задание № 6

Задание для 3 группы

Определите направление эволюции в перечисленных процессах:

1. выход животных на сушу

2. возникновение полового процесса

3. возникновение теплокровности

4. образование хобота у слона

5. потеря ленточными червями органов пищеварения

А. ароморфоз

Б. идиоадаптация

В. дегенерация.

Задание № 6

Задание для 4 группы

Определите направление эволюции в перечисленных процессах:

1. возникновение хлорофилла

2. появление клубней у картофеля

3. возникновение ползучего стебля у земляники

4. появление цветка и плода у покрытосеменных

5. утрата листьев и корней у ряда растений - паразитов

А. ароморфоз

Б. идиоадаптация

В. дегенерация.

Карточка группы

Список участников



Таблица баллов

№ задания

1

2

3

4

6

Дополнительные баллы








© 2010-2022