Конспект по биологии взаимодействие генов (9класс)

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Взаимодействие генов.

Цель - создать условия для грамотного восприятия учебного материала; способствовать формированию знаний о видах взаимодействия генов в генотипе;

- способствовать развитию умения работать с учебником, анализировать, сравнивать, выделять главное; совершенствовать умения читать и понимать научный текст, пользоваться терминами, символами генетики;

формировать умение излагать свою точку зрения, оппонировать;

- содействовать эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения, собственных убеждений.

Ход учебного занятия.


  1. Организация начала занятия.

  2. Проверка выполнения домашнего задания.

1. Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает задание. Заслушиваются ответы каждой группы.

Группа №1.

1. Наука о наследственности и изменчивости

А) цитология Б) селекция

В) генетика Г) биология

2. Фамилия чешского ученого генетика

А) Ч. Дарвин Б) Г. Мендель В) Н. Вавилов

3. Г. Мендель использовал метод:

А) генеалогический Б) цитогенетический

В) гибридологический Г) биохимический

Группа №2.

1. Фенотип - это:

1)способность одного гена контролировать несколько признаков;

2)совокупность внешних и внутренних признаков организма;

3)совокупность всех генов организма;

4)способность множества генов контролировать один признак.

2. Генотип - это совокупность:

1)всех генов популяции

2)всех генов организма

3)генов, расположенных на половых хромосомах

4)генов всех видов, образующих биоценоз

3. Аллельными называются гены:

1)расположенные рядом в одной и той же хромосоме

2)любые в гомологичных хромосомах

3)расположенные в гомологичных хромосомах и определяющие развитие одного и того же признака

4)расположенные в одной и той же хромосоме на значительном расстоянии

Группа №3.

1. Генотип ВВСс образует гаметы:

1)В и С 2) В,В и С,с 3)В,С и В,с 4) В,В,С и В,В,с

2. Гомозиготными называются организмы, которые:

1)образуют один сорт гамет

2)при скрещивании друг с другом дают расщепления

3)несут только доминантные гены

4)несут только рецессивные гены

3. Система скрещивания, при котором родительские особи различаются по проявлению лишь одного из признаков, называется:

1) моногибридная 2)дигибридная

3)доминантная 4)рецессивная

Группа №4.

1. Т. Морган для своих экспериментов использовал

1)горох 2)белых мышей

3)мушку дрозофилу 4)крупный рогатый скот

2. Т. Морган является первооткрывателем явления:

1)независимого расщепления;

2)чистоты гамет;

3)единообразия гибридов первого поколения;

4)сцепленного наследования признаков.

3. У собак черная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) - над нормальной длиной ног (b). Выберите генотип коричневой коротконогой собаки, гомозиготной по признаку длины ног.

1) ааВb 2)aabb 3)АаВb 4) ааВВ

2. Три группы работают с заданием на соответствие. 4 группа - с кубиком Блума. На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» «Докажи», «Перечисли» и т.д. Ученик бросает кубик. Задача - сформулировать вопрос по учебному материалу, который бы начинался со слова, оказавшегося на грани кубика.

Соотнеси понятия и определения

Понятия

Определения

1. Ген


А. Способ передачи наследственной информации от родительских организмов в ряду последующих поколений.


2. Доминантный признак


Б. Состояние признака, который проявляется в первом поколении (господствующий).

3. Рецессивный признак

В. Наука о наследственности и изменчивости организмов.


4. Генетика

Г. Участок ДНК (или хромосомы), определяющий развитие отдельного элементарного признака.

5. Наследование

Д. Признак, не проявляющийся в первом поколении от гомозиготных родителей.


6. Изменчивость

Е. Потомки от скрещивания.


7. Гибрид

Ж. Способность организма претерпевать изменения, вызываемые мутациями или внешней средой обитания.


1

2

3

4

5

6

7


Актуализация опорных знаний.

Работа со словарем (понятие «ГЕН»).

  1. Изучение новых знаний. Презентация.

Запись темы в тетрадь, объявление цели урока (цели урока формулируются вместе с учащимися). Слайд 1.

1. Рассматривание схемы «Взаимодействие генов». 1)Взаимодействие аллельных генов: полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование. 2) Взаимодействие неаллельных генов: эпистаз, полимерия, комплементарность, кооперация.

2. Кодоминирование. (Объяснение учителя с элементами беседы).

3. Постановка учебной задачи путем решения учащимися исследовательской задачи

К 20-м годам XX века генетикам было известно, что Г. Мендель в опытах встретился с самым простым наследованием: 1 признак --1 ген -- 1 хромосома. Т. Морган установил, что неаллельные гены, расположены в одной хромосоме близко друг к другу, наследуются вместе. В результате формируются два фенотипических класса, повторяющих признаки родительских особей.

Как же объяснить тот факт, что при скрещивании двух сортов душистого горошка с белыми цветами, гибриды первого поколения имели пурпурную окраску цветка, а при скрещивании гибридов F1 в F2 наблюдалось расщепление по фенотипу 9: 7, то есть 9/16 с пурпурными цветами, а 7/16 с белыми?

Поиск ответа, работа с учебником, справочным материалом.

Дано:

А - ген, обуславливающий синтез пропигмента;

а - ген, обуславливающий отсутствие пигмента;

В - ген, определяющий синтез фермента, под действием которого пропигмент превращается в пигмент;

в - ген, определяющий отсутствие фермента;

F 2 9 пурпурных: 7 белых

Комплементарное взаимодействие неаллельных генов - это скрещивание, при котором новый признак проявляется лишь в случае одновременного присутствия в генотипе организма двух доминантных неаллельных генов.

4. Эпистаз - явление скрещивания, при котором ген одной аллельной пары подавляет проявление гена из другой аллельной пары. (Самостоятельная работа учащихся 1-2 групп с текстом учебника с последующим обсуждением)..

5. Полимерное действие генов. (Самостоятельная работа учащихся 3-4 групп с текстом учебника с последующим обсуждением ).

6. Плейотропность - множественное действие гена. (Объяснение учителя).

  1. Динамическая пауза.

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали ( ходьба)

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Бабочки летали, ( руки в стороны)

Крыльями махали

Дружно хлопаем,

Ножками мы топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

  1. Закрепление новых знаний.

Решение задач на взаимодействие генов. Слайд 9-11.

Задача 1.

Если негритянка (A1A1A2A2) и белый мужчина (a1 a1 a2 a2) имеют детей, то в какой пропорции можно ожидать появление детей - полных негров, мулатов и белых?

Решение задачи

Обозначение генов:

А1, А2 гены определяющие наличие пигмента

а1, а2 гены определяющие отсутствие пигмента

Конспект по биологии взаимодействие генов (9класс)

Задача 2.

У душистого горошка окраска цветов проявляется только при наличии двух доминантных генов А и В. Если в генотипе имеется только один доминантный ген, то окраска не развивается. Какое потомство F1 и F2 получится от скрещивания растений с генотипами ААbb и ааВВ?

Решение задачи

Генотип исходных растений известен по условию задачи. Они гомозиготны и будут давать один тип гамет, которые можно объединить единственным образом. Потомство F1 будет единообразно по генотипу (АаВb) и фенотипу (розовые цветы):

Схема скрещивания Р ♀AAbb белый × ♂aaBB белый

гаметы Ab aB

F1 AaBb

розовый

100%

Дигетерозиготные потомки F1 будут давать по 4 типа гамет, которые могут комбинироваться 16 способами. Построив решетку Пеннета, можно убедиться, что организмов, одновременно имеющих доминантные гены А и В (розовые цветы), будет примерно 9/16. То есть, в F2 будет наблюдаться расщепление по цвету в пропорции 9:7.

Схема скрещивания F1 ♀АаBb розовый × ♂AаBb розовый

гаметы AB Ab aB ab AB Ab aB ab

F2 A*B*розовый 9/16 A*bb aaB* aabb белый 7/16

Ответ

В F1 все потомство будет единообразным и будет иметь розовую окраску цветов. В F2 9/16 растений будут иметь розовые, а 7/16 - белые цветы.


  1. Подведение итогов.

  2. Информация о домашнем задании. Слайд 13.

1. Изучить §3.9, ответить на вопросы в конце параграфа.

2. Творческое задание. Составить задачи на наследование групп крови и цвета кожи у человека и решить их.


© 2010-2022