Урок по биологии Дыхательные движения и их регуляция

В своей статье я привожу урок «Дыхательные движения и их регуляция». Урок проводиться в 8 классе, курс «Анатомия», раздел «Дыхание». Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха,раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогуморальной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по биологии Дыхательные движения и их регуляция.Урок по биологии Дыхательные движения и их регуляция.Урок по биологии Дыхательные движения и их регуляция.Урок по биологии Дыхательные движения и их регуляция.Урок по биологии Дыхательные движения и их регуляция.Урок по биологии Дыхательные движения и их регуляция.Урок по биологии Дыхательные движения и их регуляция.Урок по биологии Дыхательные движения и их регуляция.Урок по биологии Дыхательные движения и их регуляция.Урок по биологии Дыхательные движения и их регуляция.Урок по биологии Дыхательные движения и их регуляция.Урок по биологии Дыхательные движения и их регуляция.Урок по биологии Дыхательные движения и их регуляция.Урок по биологии Дыхательные движения и их регуляция.Урок по биологии Дыхательные движения и их регуляция.Урок по биологии Дыхательные движения и их регуляция.Урок по биологии Дыхательные движения и их регуляция.Урок по биологии Дыхательные движения и их регуляция.Урок по биологии Дыхательные движения и их регуляция.Мирошниченко 229-334-135

Дыхательные движения и их регуляция.

Вступление.

Поговорка: «Это нам нужно как воздух!», выражает особую потребность организма в воздухе.

Еще древнегреческий философ Анаксамен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни.

Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «Пастбищем жизни». Хотя представления о воздухе как единственном условии существования всего живого и наивно, но оно отражает понимание огромного значения воздуха для организма.

Как много в жизни и состоянии человека связано с дыханием и состав крови, и движение, и чувство, и ум!

Дыхание - в основе речи и пения. Даже простой вздох бессознательно выражает душевное состояние человека.

Проверка знаний.

  1. Устный опрос.

  1. Что такое дыхание и функции дыхательной системы? (1 ученик).

  2. Воздухоносные пути (1 ученик).

  3. Легкие (1 ученик).

  4. Гортань - орган звукообрования (1 ученик).

  1. Дополнительные вопросы:

  1. Когда я ем, я глух и нем.

  2. Почему надо дышать носом?

  3. Почему задняя стенка трахеи мягкая?

  4. Как образуется в гортани звук?

  5. Как формируется речь?

  6. В какое время года длинный нос полезнее короткого?

  7. Почему появление насморка меняет голос?

  1. Дополните фразы.

Задаю вопросы:

  1. Не пропускает пищу в гортань -

  2. Не дает трахеи сужаться -

  3. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его и увлажает -

  4. Поверхностный слой воздухоносных путей -

  5. Выстилает наружную поверхность легких -

  6. Путь вдыхаемого воздуха после гортани до легочных капилляров (последовательно) -

  7. Внутри находятся голосовые связки -

  8. Место диффузии газов -

  9. Потребители кислорода -

  10. Продукт распада органических веществ -

На доске ответы:

  1. Мерцательный эпителий.

  2. Легочные пузырьки.

  3. Клетки тканей.

  4. Бронхи.

  5. Трахея.

  6. Надгортанник.

  7. Гортань

  8. Хрящевые полукольца

  9. Плевра.

  10. Носовая полость.

Изучение нового материала:

План

  1. Механика дыхательного акта.

  2. Показатели дыхания.

  3. Регуляция дыхательных движений.

  4. Дыхание при высоком и низком атмосферном давлении.

I Дыхательные движения - это вдох и выдох.

Вдох - это что? - поступление воздуха в грудную полость.

Выдох - выталкивание воздуха наружу.

Как воздух поступает в легкие? (самостоятельная работа).

Вопрос: Известно, что у одного американского ковбоя в перестрелке с бандитами грудная клетка была пробита на вылет. Хотя пуля на задела легкие, вскоре ковбой все же умер от удушья. Объясните почему это произошло? Пневмоторакс - нарушение герметичности плевральной полости.

Механизм вдоха:

Сокращение наружных межреберных мышц опускание диафрагмы увеличение объема грудой клетки расширение легких уменьшение давления внутри легких поступление воздуха по воздухоносным путям.

Механизм выдоха:

Мышцы, участвующие в акте вдоха расслабляются диафрагма поднимается ребра опускаются уменьшается объем грудной клетки легкие сжимаются давление повышается воздух устремляются наружу.

II Какие показатели работы сердечно - сосудистой системы вы знаете? - Артериальное давление и пульс.

Жизненная емкость легких -

От чего зависит?

Возраст

Жизненная емкость легких

Дети 5 - 6 лет

1,2 л

Женщины

2,5 - 3,5 л

Мужчины

4 - 5 л

Спортсмены

5,5 - 6л

Дыхательные движения в одну минуту.

Возраст

Новорожденный

40 - 50

Ребенок 2 - 5 лет

25 - 30

Подросток

18 - 20

Взрослый человек

15 - 18

Почему нетренированные люди задыхаются при беге?

Вывод: сравнить показатели у тренированных и нетренированных людей, у тренированных людей ЖЕЛ выше, а дыхание становиться редким и глубоким.

III Регуляция дыхания (работа с учебником и обсуждение).

Регуляция дыхания

Нервная Гуморальная

Непроизвольная Произвольная Ускоряет Замедляет

Дыхательный КБП избыток СО2 недостаток СО2

Центр продолговатого мозга

Как и откуда поступает информация в дыхательный центр?

Нередко приходиться работать согнувщийсь, низко склонив голову, при этом сдавливая грудную клетку, затрудняется дыхание и кровообращение? Объясните: как влияет на здоровье и почему? Как предотвратить, ослабить отрицательное влияние такой позы. Обсуждение научно.

IV Заключение.

Лучше всего умеют дышать певцы, музыканты, играющие на духовых инструментах, спортсмены, йоги.

Умение дышать состоит в правильном, полном использовании возможностей грудной клетки, дыхательных мышц, и диафрагмы.

От правильного дыхания зависит здоровье, а потому и продолжительность жизни человека.

Существует много приемов тренировки дыхания. Особенно много практических советов для тренировки дыхания разработали йоги. Дыханию йоги отводят едва ли не главное место, они фанатики дыхания. Йоги разработали целую систему дыхательной гимнастики - полное дыхание, дыхание, оживляющее нервы, дыхание с дополнительными движениями, дыхание через одну ноздрю, ритмическое дыхание и даже великое психическое дыхание.

Йоги убеждены, что умея контролировать свое дыхание можно не только излечивать недуги, но и побеждать в себе страх, преодолевать боль и другое.

Они утверждают, что воздух обновляет, переполняет организм энергией, очищает и перерождает его. Как правильно дышать? - Ритмично, без задержки и глубоко.

Дыхание при высоком атмосферном давлении

Во время водолазных и кессонных работ человек находится под давлением выше атмосферного на 1 атм. на каждые 10 м погружения. В этих условиях увеличивается количество газов, растворенных в крови, и особенно азота. При быстром подъеме водолаза на поверхность физически растворенные в крови и тканях газы не успевают выделиться из организма и образуют пузырьки - кровь "закипает". Кислород и углекислый газ быстро связываются кровью и тканями. Особую опасность представляют пузырьки азота, которые разносятся кровью и закупоривают мелкие сосуды, что сопровождается тяжелыми повреждениями ЦНС, органов зрения, слуха, сильными болями в мышцах и в области суставов, потерей сознания. Такое состояние, возникающее при быстрой декомпрессии, называется кессонной болезнью. Пострадавшего необходимо вновь поместить в среду с высоким давлением, а затем постепенно производить декомпрессию. Вероятность возникновения кессонной болезни может быть значительно снижена при дыхании специальными газовыми смесями, например гелиево-кислородной. Гелий почти нерастворим в крови, он быстрее диффундирует из тканей.

Дыхание при пониженном атмосферном давлении. Гипоксия.

Атмосферное давление понижается при подъеме на высоту. Это сопровождается одновременным снижением парциального давления кислорода в альвеолярном воздухе. На уровне моря оно составляет 105 мм.рт.ст. На высоте 4000 м уже в 2 раза меньше. В результате уменьшается напряжение кислорода в крови. Возникает гипоксия. При быстром падении атмосферного давления наблюдается острая гипоксия. Она сопровождается эйфорией, чувством ложного благополучия, я скоротечной лотерей сознания. При медленном подъеме гипоксия нарастает медленно. Развиваются симптомы горной болезни. Первоначально появляется слабость, учащение и углубление дыхания, головная боль. Затем начинаются тошнота, рвота, резко усиливаются слабость и одышка. В итоге также наступает потеря сознания, отек мозга и смерть. До высоты 3 км у большинства людей симптомов горной болезни не бывает. На высоте 5 км наблюдаются изменения дыхания, кровообращения, высшей нервной деятельности. На высоте 7 км эти явления резко усиливаются. Высота 8 км является предельной для жизнедеятельности высоте организм страдает, не только от гипоксии, но и от гипокапнии. В результате снижения напряжения кислорода в крови возбуждаются хеморецепторы сосудов. Дыхание учащается и углубляется. Из крови выводится углекислый газ и его напряжение падает ниже нормы. Это приводит к угнетению дыхательного центра. Несмотря на гипоксию дыхание становится редким и поверхностным.

Гипоксия это недостаточное снабжение тканей кислородом. Формы гипоксии:

1. Гипокосемическая гипоксия. Возникает при снижении напряжения кислорода в крови (уменьшение атмосферного давления, диффузионной способности легких и т.д.).

2. Анемическая гипоксия. Является следствием понижения способности крови транспортировать кислород (анемии, угарное отравление).

3. Циркуляторная гипоксия. Наблюдается при нарушениях системного и местного кровотока (болезни сердца и сосудов).

4. Гистотоксическая гипоксия. Возникает при нарушении тканевого дыхания (отравление цианидами). Дыхание при повышенном атмосферном давлении. Кессонная болезнь Дыхание при повышенном атмосферном давлении имеет место во время водолазных и кессонных (колокол-кессон) работ. В этих условиях дыхание уряжается до 2-4 раз в минуту. Вдох укорачивается, а выдох удлиняется и затрудняется. Газообмен в легких немного ускоряется.











© 2010-2022