- Преподавателю
- Биология
- Сценарий урока по биологии на тему: Погружение в мир водорослей
Сценарий урока по биологии на тему: Погружение в мир водорослей
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Савинова .И. |
Дата | 09.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Погружение в мир водорослей. 7 класс.
Цель:
-
повторить и систематизировать знания школьников об особенностях организации водорослей, их строении, размножении, происхождении. О приспособленности к жизни в водной среде.
-
Продолжить формирование умения распознавать изученные водоросли, характеризовать их значение в природе.
-
Продолжить развитие интереса к процессу познания природы, научить учащихся находить биологические закономерности, анализируя факты в определенной логической последовательности.
При планировании урока учитывались возрастные особенности семиклассников: активность, готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками; стремление познать самого себя, сравнивать себя с другими сверстниками, выявить свои способности; наличие интереса ко всему новому, яркому, броскому (к новому красочному учебнику с яркими иллюстрациями); желание включаться в познавательные игры, демонстрировать свое «Я».
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Постановка целей и задач.
-
Объяснение правил работы с листом самоконтроля «погружение в мир водорослей» (см. приложение 1). Лист самоконтроля не только позволяет школьнику проводить самоконтроль. То есть оценить свои знания и умения, но и превращает ребенка в субъект, заинтересованный в учении и саморазвитии. Он настраивает школьника на урок, создает условия, в которых он чувствует себя не исполнителем каких - либо ролей, а полноценным участником различных форм деятельности. А самое главное - приучает детей делить с учителем ответственность за полученный результат.
-
Проверка знаний и умений.
-
Фронтальная беседа с учащимися по вопросам:
-
Какие царства живой природы вы знаете?
-
К какому царству относятся водоросли?
-
Работа в малых группах (в парах) «Собери картинку»
Знания из области систематики и эволюции живых организмов трудно воспринимаются детьми, поэтому предлагаемое ниже упражнение будет здесь уместным. Оно не только обучает. Но и вырабатывает у детей умение работать в парах, слушать друг друга, согласовано взаимодействовать. Каждая пара получает набор карточек. На одной стороне каждой карточки написаны систематические категории: «Царство: Растения», «Подцарство: Низшие растения», «Водоросли», «Одноклеточные водоросли», «Колониальные водоросли», «Многоклеточные водоросли».
Задание: используя знания по систематике, разложите предложенные карточки в логической последовательности.
Проверьте себя: переверните карточки, если правильно выполнено задание, то на обратной стороне соединенных карточек вы прочитаете название водоросли «УЛОТРИКС». Поставьте себе отметки на первую ступень листа самоконтроля.
Беседа по вопросам:
-
Почему водоросли относятся к низшим растениям?
-
Какие одноклеточные водоросли вам известны?
-
Какие представители многоклеточных водорослей живут в пресной и в морской воде?
-
Как отличаются водоросли по цвету?
-
Работа с понятиями «Чёрный ящик».
В процессе формирования знаний на уроках серьезное внимание уделяю работе с основными понятиями и терминами.
В процессе формирования знаний на уроках серьезное внимание уделяю работа с основными понятиями и терминами. По каждой теме школьной программы мною составлен перечень понятий (см. приложение 2). Работая с ним. Учащиеся разбирают содержание понятий. Учатся сравнивать их, что способствует повышению мыслительной активности ребенка, формированию научных и практических знаний.
Работа проводится в парах: один ученик выступает в роли учителя, другой - в роли ученика. На доске записаны понятия: гамета, зигота, спорофит, гаметофит. Школьники, играющие роль учителя, спрашивают и проверяют правильность ответа с использованием перечня понятий. Затем ответивший ученик выступает в роли учителя. Оценка за эту работу выставляется на вторую ступень листа самоконтроля.
-
Выполнение задания «Третий лишний».
Задание: найдите в предложенном перечне понятий лишнее и обоснуйте свой выбор.
Понятия: бесполое размножение, споры, гаметы, спорофит, благоприятные условия.
-
Видеозагадка.
Классу демонстрируются два сюжета о бесполом и половом размножении водорослей (без пояснений). Ученикам нужно определить, о каком процессе идет речь в каждом сюжете, назвать способы размножения и записать их в тетрадь.
По результатам работы проводится беседа:
-
Почему водоросли размножаются разными способами?
-
Какие преимущества дает каждый из них?
-
Работа с сигнальными карточками «Красный - зеленый».
Учитель зачитывает классу вопросы, на которые каждый ученик отвечает поднятием красной сигнальной карточки (ответ - нет) или зеленой (ответ - да).
Вопросы:
-
Водоросли - это низшие растения?
-
Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными?
-
Водоросли имеют органы?
-
На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез?
-
По способу питания водоросли автотрофы?
-
Клетка водоросли имеет ядро, цитоплазму, оболочку, хроматофор?
-
Размножение с помощью спор называется половым?
-
При половом размножении образуются гаметы?
-
Игра «Снежный ком».
Класс делится на три группы по рядам. Каждый ряд получает карточку, включающую рисунок представителя группы водорослей (см. рисунок) и 5 заданий. Первый ряд получает задания по отделу зеленых водорослей; во второй - по отделу - бурых водорослей; третий ряд по отделу красных водорослей. Работа проходит в парах: на 1 - й вопрос отвечает первая пара в данном ряду; на второй вопрос - вторая пара и.т.д. По итогам работы формулируется общий вывод.
Карточка №1
-
Назовите изображенную водоросль.
-
Где обитает эта водоросль?
-
Как называются выросты тела, служащие для прикрепления водоросли к субстрату?
-
Как размножается эта водоросль?
-
Какой химический элемент входит в состав её клеток?
Карточка № 1
-
Назовите изображенную водоросль.
-
Где она обитает?
-
Каково её строение?
-
Какую роль выполняет светочувствительный глазок?
-
Сколько способов размножения у данной водоросли?
Карточка № 3.
-
Назовите изображенную водоросль.
-
Какие пигменты содержатся в её клетках?
-
В каких морях она обитает?
-
На какой глубине она встречается?
-
Какое вещество, используемое в кондитерской промышленности, получают из этих водорослей?
-
Узнай «земляка».
Каждому ряду выдается рисунок водоросли: 1 - улотрикс; 2 - хламидомонада хара; 3 - ламинария. Посовещавшись 1 - 2 минуты дети должны назвать водоросль и дать ей краткую характеристику.
-
Обратная связь.
Составление текста по темам: «Водоросли в моей жизни», «Я в жизни водорослей». При выполнении задания используется памятка:
-
Вспомните о значении водорослей.
-
Напишите несколько словосочетаний, предложений о том, какую роль водоросли играют в вашей жизни.
-
Напишите в той последовательности, в которой идея пришла в голову.
-
Выберите самую важную, на ваш взгляд. Позицию, присвойте ей статус 3 1.
-
Выберите второстепенную позицию, присвойте ей статус № 2 и.т.д.
-
Объединитесь в группы по 4 - 5 человек. Выберите наиболее часто встречаемые совпадения в ваших высказываниях.
-
Составьте обобщенный вариант выполнения задания от группы. Например:
-
Водоросли в моей жизни
Я в жизни водорослей
-
Предмет моей заботы в аквариуме.
1.Исследователь.
-
Источник питания.
2.Такая же частичка природы.
-
Обогащают атмосферу кислородом.
3.Убийца.
-
Сырье для пищевой промышленности.
4.Потребитель.
-
Удобрения.
5.Защитник.
-
Значение водорослей.
В природе В жизни человека
-
Важнейшие компоненты экосистем.
-
Источник кислорода. Продукты питания Удобрения
-
Индикаторы загрязнения и засоления среды.
-
Основной источник органического вещества в Сырье для
водоемах. промышленности.
-
Участвуют в очищении естественных и сточных вод.
-
Участвуют в круговороте кальция и кремния,
в почвообразовании.
Затем проводится обобщение материала о значении водорослей в природе и жизни человека. Работа со схемой, размещенной на доске.
-
Интеллектуальный «олимп».
После подведения итогов урока (подсчета баллов) наиболее школьники по желанию выходят к доске и в быстром темпе отвечают на вопросы учителя.
Вопросы:
-
Какое море получило название от водоросли? Где находится водорослевое море?
-
Жители Кавказа часто наблюдали необычные явления: снег на вершине гор окрашивался в красный, зеленый, черный цвета. Как объяснить это явление? С какой водорослью связано появление необычной окраски?
-
Что такое хроматофор?
-
Какая одноклеточная водоросль служит биофильтром при очистке сточных вод?
-
Почему водоросли называют «легкими планеты»?
-
Подведение итогов урока. Подсчет баллов. Запись в лист самоконтроля итогового количества баллов.
-
Домашнее задание.
1. с. 40 - 47.
2. Творческое задание: вы оказались на дне моря. У вас кончаются кислород, еда. Вы поранили руку, не ориентируетесь, на какой глубине находитесь.
3. Напишите мини - сочинение, как вы сможете выбраться из этой ситуации.
-
Рефлексия.
-
Что узнали?
-
Чему научились?
-
Что было самым интересным на уроке?
-
Что было самым трудным?