Сценарий урока по биологии на тему: Погружение в мир водорослей

1.      Урок проходит в форме игры, для  повторения  и систематизации  знаний школьников об особенностях организации водорослей, их строении, размножении, происхождении, о приспособленности к жизни в водной среде. Для продолжения развития интереса к процессу познания природы и используется игровая технология. При планировании урока учитывались возрастные особенности семиклассников: активность, готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками; стремление познать самого...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Погружение в мир водорослей. 7 класс.

Цель:

  1. повторить и систематизировать знания школьников об особенностях организации водорослей, их строении, размножении, происхождении. О приспособленности к жизни в водной среде.

  2. Продолжить формирование умения распознавать изученные водоросли, характеризовать их значение в природе.

  3. Продолжить развитие интереса к процессу познания природы, научить учащихся находить биологические закономерности, анализируя факты в определенной логической последовательности.

При планировании урока учитывались возрастные особенности семиклассников: активность, готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками; стремление познать самого себя, сравнивать себя с другими сверстниками, выявить свои способности; наличие интереса ко всему новому, яркому, броскому (к новому красочному учебнику с яркими иллюстрациями); желание включаться в познавательные игры, демонстрировать свое «Я».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Постановка целей и задач.

  2. Объяснение правил работы с листом самоконтроля «погружение в мир водорослей» (см. приложение 1). Лист самоконтроля не только позволяет школьнику проводить самоконтроль. То есть оценить свои знания и умения, но и превращает ребенка в субъект, заинтересованный в учении и саморазвитии. Он настраивает школьника на урок, создает условия, в которых он чувствует себя не исполнителем каких - либо ролей, а полноценным участником различных форм деятельности. А самое главное - приучает детей делить с учителем ответственность за полученный результат.

  1. Проверка знаний и умений.

  1. Фронтальная беседа с учащимися по вопросам:

  1. Какие царства живой природы вы знаете?

  2. К какому царству относятся водоросли?

  1. Работа в малых группах (в парах) «Собери картинку»

Знания из области систематики и эволюции живых организмов трудно воспринимаются детьми, поэтому предлагаемое ниже упражнение будет здесь уместным. Оно не только обучает. Но и вырабатывает у детей умение работать в парах, слушать друг друга, согласовано взаимодействовать. Каждая пара получает набор карточек. На одной стороне каждой карточки написаны систематические категории: «Царство: Растения», «Подцарство: Низшие растения», «Водоросли», «Одноклеточные водоросли», «Колониальные водоросли», «Многоклеточные водоросли».

Задание: используя знания по систематике, разложите предложенные карточки в логической последовательности.

Проверьте себя: переверните карточки, если правильно выполнено задание, то на обратной стороне соединенных карточек вы прочитаете название водоросли «УЛОТРИКС». Поставьте себе отметки на первую ступень листа самоконтроля.

Беседа по вопросам:

  1. Почему водоросли относятся к низшим растениям?

  2. Какие одноклеточные водоросли вам известны?

  3. Какие представители многоклеточных водорослей живут в пресной и в морской воде?

  4. Как отличаются водоросли по цвету?

  1. Работа с понятиями «Чёрный ящик».

В процессе формирования знаний на уроках серьезное внимание уделяю работе с основными понятиями и терминами.

В процессе формирования знаний на уроках серьезное внимание уделяю работа с основными понятиями и терминами. По каждой теме школьной программы мною составлен перечень понятий (см. приложение 2). Работая с ним. Учащиеся разбирают содержание понятий. Учатся сравнивать их, что способствует повышению мыслительной активности ребенка, формированию научных и практических знаний.

Работа проводится в парах: один ученик выступает в роли учителя, другой - в роли ученика. На доске записаны понятия: гамета, зигота, спорофит, гаметофит. Школьники, играющие роль учителя, спрашивают и проверяют правильность ответа с использованием перечня понятий. Затем ответивший ученик выступает в роли учителя. Оценка за эту работу выставляется на вторую ступень листа самоконтроля.

  1. Выполнение задания «Третий лишний».

Задание: найдите в предложенном перечне понятий лишнее и обоснуйте свой выбор.

Понятия: бесполое размножение, споры, гаметы, спорофит, благоприятные условия.

  1. Видеозагадка.

Классу демонстрируются два сюжета о бесполом и половом размножении водорослей (без пояснений). Ученикам нужно определить, о каком процессе идет речь в каждом сюжете, назвать способы размножения и записать их в тетрадь.

По результатам работы проводится беседа:

  1. Почему водоросли размножаются разными способами?

  2. Какие преимущества дает каждый из них?

  1. Работа с сигнальными карточками «Красный - зеленый».

Учитель зачитывает классу вопросы, на которые каждый ученик отвечает поднятием красной сигнальной карточки (ответ - нет) или зеленой (ответ - да).

Вопросы:

  1. Водоросли - это низшие растения?

  2. Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными?

  3. Водоросли имеют органы?

  4. На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез?

  5. По способу питания водоросли автотрофы?

  6. Клетка водоросли имеет ядро, цитоплазму, оболочку, хроматофор?

  7. Размножение с помощью спор называется половым?

  8. При половом размножении образуются гаметы?

  1. Игра «Снежный ком».

Класс делится на три группы по рядам. Каждый ряд получает карточку, включающую рисунок представителя группы водорослей (см. рисунок) и 5 заданий. Первый ряд получает задания по отделу зеленых водорослей; во второй - по отделу - бурых водорослей; третий ряд по отделу красных водорослей. Работа проходит в парах: на 1 - й вопрос отвечает первая пара в данном ряду; на второй вопрос - вторая пара и.т.д. По итогам работы формулируется общий вывод.

Карточка №1

  1. Назовите изображенную водоросль.

  2. Где обитает эта водоросль?

  3. Как называются выросты тела, служащие для прикрепления водоросли к субстрату?

  4. Как размножается эта водоросль?

  5. Какой химический элемент входит в состав её клеток?

Карточка № 1

  1. Назовите изображенную водоросль.

  2. Где она обитает?

  3. Каково её строение?

  4. Какую роль выполняет светочувствительный глазок?

  5. Сколько способов размножения у данной водоросли?

Карточка № 3.

  1. Назовите изображенную водоросль.

  2. Какие пигменты содержатся в её клетках?

  3. В каких морях она обитает?

  4. На какой глубине она встречается?

  5. Какое вещество, используемое в кондитерской промышленности, получают из этих водорослей?

  1. Узнай «земляка».

Каждому ряду выдается рисунок водоросли: 1 - улотрикс; 2 - хламидомонада хара; 3 - ламинария. Посовещавшись 1 - 2 минуты дети должны назвать водоросль и дать ей краткую характеристику.


  1. Обратная связь.

Составление текста по темам: «Водоросли в моей жизни», «Я в жизни водорослей». При выполнении задания используется памятка:

  1. Вспомните о значении водорослей.

  2. Напишите несколько словосочетаний, предложений о том, какую роль водоросли играют в вашей жизни.

  3. Напишите в той последовательности, в которой идея пришла в голову.

  4. Выберите самую важную, на ваш взгляд. Позицию, присвойте ей статус 3 1.

  5. Выберите второстепенную позицию, присвойте ей статус № 2 и.т.д.

  6. Объединитесь в группы по 4 - 5 человек. Выберите наиболее часто встречаемые совпадения в ваших высказываниях.

  7. Составьте обобщенный вариант выполнения задания от группы. Например:


Водоросли в моей жизни

Я в жизни водорослей

  1. Предмет моей заботы в аквариуме.

1.Исследователь.

  1. Источник питания.

2.Такая же частичка природы.

  1. Обогащают атмосферу кислородом.

3.Убийца.

  1. Сырье для пищевой промышленности.

4.Потребитель.

  1. Удобрения.

5.Защитник.

Значение водорослей.

В природе В жизни человека

  1. Важнейшие компоненты экосистем.

  2. Источник кислорода. Продукты питания Удобрения

  3. Индикаторы загрязнения и засоления среды.

  4. Основной источник органического вещества в Сырье для

водоемах. промышленности.

  1. Участвуют в очищении естественных и сточных вод.

  2. Участвуют в круговороте кальция и кремния,

в почвообразовании.

Затем проводится обобщение материала о значении водорослей в природе и жизни человека. Работа со схемой, размещенной на доске.

  1. Интеллектуальный «олимп».

После подведения итогов урока (подсчета баллов) наиболее школьники по желанию выходят к доске и в быстром темпе отвечают на вопросы учителя.

Вопросы:

  1. Какое море получило название от водоросли? Где находится водорослевое море?

  2. Жители Кавказа часто наблюдали необычные явления: снег на вершине гор окрашивался в красный, зеленый, черный цвета. Как объяснить это явление? С какой водорослью связано появление необычной окраски?

  3. Что такое хроматофор?

  4. Какая одноклеточная водоросль служит биофильтром при очистке сточных вод?

  5. Почему водоросли называют «легкими планеты»?

  1. Подведение итогов урока. Подсчет баллов. Запись в лист самоконтроля итогового количества баллов.

  2. Домашнее задание.

1. с. 40 - 47.

2. Творческое задание: вы оказались на дне моря. У вас кончаются кислород, еда. Вы поранили руку, не ориентируетесь, на какой глубине находитесь.

3. Напишите мини - сочинение, как вы сможете выбраться из этой ситуации.

  1. Рефлексия.

  • Что узнали?

  • Чему научились?

  • Что было самым интересным на уроке?

  • Что было самым трудным?



© 2010-2022