Урок по биологии на тему Основы эволюционного учения (11 класс)

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Капсальская средняя общеобразовательная школа им. Д.А.Ходуева





Урок биологии в 11 классе по теме:

«Основы эволюционного учения ».







Разработала: Урбаева Анна Ильинична,

учитель биологии.

Капсал

2015-2016 учебный год






Тип урока: Обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: Урок-путешествие
Цели и задачи:
1. Образовательные:
Обобщить и закрепить знания, о теории эволюции, полученных на прошлых уроках. Сформировать базовые и ключевые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного совершенствования, социокультурные, природоведческие и здоровьесберегающие, поликультурные.
2.Развивающие:
Развивать умения составлять таблицы, выделять главное, делать выводы, сравнивать. Развивать умения и навыки работы с книгой, правильно выражать свои мысли. Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; развитие способности анализа представляемого материала, творческого самовыражения; образного, критического мышления.
3.Воспитательные:
Воспитывать диалектико-материалистическое мировоззрение. Воспитывать личность гражданственную, творчески мыслящую, инициативную, подготовленную свободно ориентироваться в окружающей действительности;
Методы работы:
Словесный, частично-поисковый, стимулирования и мотивации.
Оборудование:
Интерактивная доска, компьютерная презентация, инструктивные карточки.
Структура урока
1. Организационный этап.
2. Активизация базовых знаний.
Эпиграф
До теперешней нашей Земли, Он - в раздумье. Он хмурит лоб.
До ее дождей и метелей Человека идея гложет:
Бронтозавры не доползли, Хочет что-то придумать, чтоб
Птеродактили не долетели. Самого себя уничтожить.
Это - личная их беда, Он подпер подбородок рукой -
За нее никто не в ответе. Вождь прогресса, краса и гордость...
Заблудились. Пошли не туда. Он - придумает! Он - такой!
Смерть нашли в тупиковой ветви... Вы, пожалуйста, не беспокойтесь!..
Древо жизни листвой шелестит, А над ним проносится век.
Ветвь направо и ветвь налево. Повороты. Круговороты.
"Человек разумный" сидит Да неужто и человек -
На вершине этого древа. Тупиковая ветвь природы!!
Учитель:
Ребята я хочу, чтобы вы прокомментировали это стихотворение.

Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания о теории эволюции в игровой форме, путешествие по станциям.
Класс разделен на 2 команды: «Эволюция» и «Филогенез». За каждый правильный ответ - 1 балл.
Нас ждут на 5 станциях:
«Биологическая разминка»,
«Развитие эволюционных идей»,
«Закончите определение»,
«Сравнить труды ученых»,
«Горячий стул».
3. Всесторонняя проверка знаний.
1-е задание: Игра "Биологическая разминка"
Участники по очереди задают друг другу вопросы (инструктивные карточки). Помощник фиксирует результаты.

Вопросы 1 команды

Вопросы 2 команды:

А. Что такое эволюция? (определение)

А. Что такое жизнь? (определение Ф. Энгельса)

Б. Ученый, написавший научный труд «История животных» (Аристотель)

Ученый - основатель эволюционного

учения. (Ч. Дарвин)

В. Шведский ученый, предложивший систематику органического мира? (К.Линней)

В. Название корабля, на котором Дарвин совершил кругосветное путешествие? (Бигль)

Г. Ученик Аристотеля, изучавший биологию растений и животных? (Теофраст)

Г. Самая крупная систематическая группа в системе К. Линнея? (Класс)

Д. На сколько отрядов классифицировал К.Линней млекопитающих? (17 отрядов)

Д. На сколько классов разделил
Ж.Б. Ламарк беспозвоночных? (10 классов)


2-е задание: «История Эволюции»
(сообщения учащихся - 5 мин.)
1 команда: Аристотель, Ламарк 2 команда: Линней, Дарвин

3-е задание. Закончите определение, заполните пробелы
Вопросы 1 команды: Вопросы 2 команды:

Вопросы 1 команды:

Вопросы 2 команды:

А. Индивидуальное развитие отдельных особей-онтогенез

А. Историческое развитие организмов - филогенез

Б. Взгляд о занесении жизни с других планет- Теория панспермии

. Теория, связывающая возникновение жизни с действием «жизненных сил» - «Витализм»

В. Элементарной единицей эволюции является популяция

В. Свойство организмов приобретать новые признаки - это изменчивость. Она может быть
наследственной и ненаследственной.

Г. Газ, необходимый для жизни, отсутств в составе первичной атмосферы - кислород

Г. Высокомолекулярные комплексы, окруженные тонкой водной оболочкой - коацерваты


4-е задание. Сравнить взгляды Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина.
А) Существующие организмы возникли естественным путём

Б) Жизнь создана богом

В) Организмы приспосабливаются к условиям окружающей среды под действием естественного отбора

Г) Для живых существ свойственно стремление к самосовершенствованию

Д) Изменения у организмов возникают только под влиянием
окружающей среды
Е) Движущие силы эволюции- это
естественный отбор, борьба за
существование, наследственная
изменчивость.
Ламарк - (б, г, д) Дарвин - (а, в, е)

5-е задание. Игра "Угадайка"
Капитаны команд по очереди выходят к доске, садятся на стул спиной к доске. На доске пишутся понятия темы. Ученики дают определения данным понятиям. Капитан команды угадывает, о каком понятии идёт речь. Получает за это баллы.

Понятия 1 команды:

Понятия 2 команды:

Изменчивость

Популяция

Борьба за существование

Искусственный отбор

Креационизм

Теория самозарождения

Эволюция

Вид


4. Рефлексия урока
- Что нового узнал на уроке?
- Где испытывал трудности?
- Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось на уроке?
- Где пригодятся эти знания?

5. Домашнее задание.
Творческая работа составить кроссворд по теме "Эволюционная теория"

6. Итог урока



© 2010-2022