- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии Защитные барьеры организма8 класс
Урок по биологии Защитные барьеры организма8 класс
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чернышева Т.В. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок в 8 классе. Раздел «Биология. Человек и его здоровье»
учитель биологии Чернышева Т.В.
Тема урока: Защитные барьеры организма
Цель урока: Раскрыть материал о защитных свойствах организма.
Задачи:
-
Сформировать знания о защитных барьерах организма;
-
Закрепить знания об иммунитете;
-
Продолжить формировать умения физиологически обосновывать основы здорового образа жизни;
-
Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью, соблюдению правил личной гигиены;
-
Развивать у учащихся толерантность, умение слушать друг друга.
Средства обучения:
-
Компьютеры;
-
Таблицы «Кровь», «Органы дыхания», «Кожа»;
-
Учебник Сонин Н.И. «Биология. Человек, 8 класс. М. «Дрофа», 2004
-
Карточки с дополнительным материалом для работы в группе.
План урока.
-
Стадия вызова. (2 мин) Активизация учащихся проблемным вопросом: «По карточкам на столах попробуйте узнать, о чем мы сегодня будем говорить?»
-
Стадия содержания.
- Самостоятельная работа в группах по карточкам.(15 мин) Составление схем-кластеров и выступление. Выводят тему урока.
- Просмотр презентации «Печень и её роль в организме».(6 мин) Выявляют барьерную функцию печени.
- Фронтальная беседа о функции лейкоцитов (7 мин) Физкультминутка.
-
Стадия рефлексии.
- Обобщение изученного материала (5 мин) Составление резюме: Я задумался над тем, … Я понял, что…
- Выполнение теста на компьютере (8 мин)
-
Оценивание работ учащихся (2 мин)
Активизация учащихся.
Тема урока не сообщается, на столах находятся карточки. Учитель предлагает учащимся узнать, что общего есть в материалах карточек. Ребята составляют схемы-кластеры по своим карточкам.
Вместе с учителем выводят тему урока. Ребята называют возможные варианты: например, «система защиты организма», «служба безопасности», «таможенный контроль» и т.д. Учитель определяет цель урока.
Учащиеся выбирают на свое усмотрение название темы урока, записывают цель и схему в тетрадях.
На доске составляется схема:
Изучение новой темы.
Как могут защитные барьеры организма задержать проникновение микробов в организм?
На местах ребята записывают в таблицу способы задержания и обезвреживания микробов.
Защитные барьеры организма
Способы обезвреживания микробов.
Пищеварительная система
Слюна содержит бактерицидное вещество - лизоцим.
В желудке - соляная кислота убивает микробов.
Слизистые дыхательных путей
Слизистая носовой полости, трахеи и бронхов выделяет слизь, задерживающую и убивающую микробов.
Кожа
Слезы содержат вещество - лизолим, которое убивает микробов.
Выделения потовых и сальных желез губительны для микробов.
Полезные микроорганизмы, живущие на чистой коже, не дают размножиться болезнетворным микробам.
Учитель предлагает познакомиться еще с одним органом, участвующим в обезвреживании микробов, с печенью. Просматривают презентацию «Печень и её роль в организме», записывают в таблицу барьерную функцию печени.
Кожа, слизистые оболочки дыхательных путей, пищеварительного тракта, печень - первый барьер на пути микробов. Но при повреждении этих «стражей», инфекция попадает внутрь организма. Тогда вторым барьером становятся кровь и лимфа. Как вы думаете, какие клетки крови участвуют в формировании внутренних механизмов защиты организма человека? Это лейкоциты.
Беседа с учащимися о форме лейкоцитов, количестве их в 1 мм3 крови, об открытии И.И. Мечниковым фагоцитоза.
В защитных реакциях организма, кроме клеток-пожирателей, огромную роль играют особые вещества сыворотки крови - антитела, обезвреживающие чужеродные вещества. Какие же клетки вырабатывают антитела? Оказывается лейкоцитов в крови несколько видов: среди них есть фагоциты, которые поглощают и переваривают бактерий, и есть лимфоциты, которые вырабатывают антитела. Часть лимфоцитов образует клетки памяти. Как только в организм снова попадут возбудители этой болезни, клетки памяти сразу же начнут выделять антитела и человек не заболеет.
Способность организма избавляться от чужеродных тел и веществ с помощью фагоцитоза и выработки антител называется иммунитет.
Закрепление изученного материала.
Составление резюме: Я задумался над тем, ….. или Я понял, что……
Тестовая работа «Защитные барьеры организма».
-
Какие органы являются первым барьером на пути инфекции: а) кожа, б) железы пищеварительной системы, в) слизистая дыхательных путей, г) плазма крови, д) лимфа и межклеточная жидкость.
-
Бактерицидное вещество слюны: а) лизолим, б) лизоцим, в) пепсин, г) соляная кислота, д) фибрин.
-
В формировании иммунитета активное участие принимают: а) эритроциты, б) лейкоциты, в) тромбоциты, г) фагоциты, д) лимфоциты.
-
Яды и болезнетворные микроорганизмы из пищи не попадают в организм благодаря барьерной функции: а) кожи, б) крови, в) печени, г) легких.
-
Выработка антител происходит с участием клеток особого вида: а) фагоциты, б) лимфоциты, в) тромбоциты.
Приложение 1.
Слёзная жидкость содержит 97,8 % воды, 1,4 % органических веществ и 0,8 % солей. В ней содержится также особое вещество - лизолим, способный убивать микробов. Это вещество в слёзной жидкости было открыто в 1909 году томским ученым Т.Н. Лащенковым.
Со слезами из организма выводятся также яды, которые вырабатываются в момент чрезвычайного эмоционального напряжения (стресса). Поэтому считается: сдерживать слезы - значит медленно отравлять себя.
Чистая слюна - жидкость слабощелочной реакции, содержит 98 - 99 % воды и до 1,5 % плотного остатка. Плотный остаток на 2/3 состоит из органических веществ, главным образом белков и ферментов. Благодаря белку муцину пропитанная слюной пища легче проглатывается. Другие белки - амилаза и мальтаза расщепляют углеводы до глюкозы.
В слюне есть белковое вещество - лизоцим, обладающий обеззараживающими свойствами. Этим, видимо, можно объяснить, что раны и царапины слизистой оболочки ротовой полости заживают быстрее, чем на поверхности кожи.
В слизистой оболочке желудка находится множество желез. Одни из них выделяют слизь, которая защищает стенки желудка от действия на них желудочного сока, другие выделяют ферменты пепсин, расщепляющий белки, и химозин, створаживающий молоко.
Есть железы, выделяющие соляную кислоту, которая не только создает кислую среду для работы ферментов и размягчает волокнистую пищу, но и уничтожает многие вредные микроорганизмы, проникшие с пищей.
Все многоклеточные организмы подвергаются постоянным атакам со стороны микробов. Первым барьером на пути нападающих оказываются кожа и слизистые оболочки. Они являются не только физической преградой от многих повреждений тканей и органов, выделения потовых и сальных желез кожи губительны для многих микробов. На коже слизистых находятся микроорганизмы, уничтожающие вредных для человека микробов.
Благодаря функции находящихся в коже рецепторов организм получает сигналы о нежелательных для него воздействиях, что позволяет избегать ранений, ожогов и отморожений.