Урок по биологии Защитные барьеры организма8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 8 классе. Раздел «Биология. Человек и его здоровье»

учитель биологии Чернышева Т.В.


Тема урока: Защитные барьеры организма

Цель урока: Раскрыть материал о защитных свойствах организма.

Задачи:

  • Сформировать знания о защитных барьерах организма;

  • Закрепить знания об иммунитете;

  • Продолжить формировать умения физиологически обосновывать основы здорового образа жизни;

  • Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью, соблюдению правил личной гигиены;

  • Развивать у учащихся толерантность, умение слушать друг друга.

Средства обучения:

  • Компьютеры;

  • Таблицы «Кровь», «Органы дыхания», «Кожа»;

  • Учебник Сонин Н.И. «Биология. Человек, 8 класс. М. «Дрофа», 2004

  • Карточки с дополнительным материалом для работы в группе.



План урока.


  1. Стадия вызова. (2 мин) Активизация учащихся проблемным вопросом: «По карточкам на столах попробуйте узнать, о чем мы сегодня будем говорить?»

  2. Стадия содержания.

- Самостоятельная работа в группах по карточкам.(15 мин) Составление схем-кластеров и выступление. Выводят тему урока.

- Просмотр презентации «Печень и её роль в организме».(6 мин) Выявляют барьерную функцию печени.

- Фронтальная беседа о функции лейкоцитов (7 мин) Физкультминутка.

  1. Стадия рефлексии.

- Обобщение изученного материала (5 мин) Составление резюме: Я задумался над тем, … Я понял, что…

- Выполнение теста на компьютере (8 мин)

  1. Оценивание работ учащихся (2 мин)


Активизация учащихся.

Тема урока не сообщается, на столах находятся карточки. Учитель предлагает учащимся узнать, что общего есть в материалах карточек. Ребята составляют схемы-кластеры по своим карточкам.

Вместе с учителем выводят тему урока. Ребята называют возможные варианты: например, «система защиты организма», «служба безопасности», «таможенный контроль» и т.д. Учитель определяет цель урока.

Учащиеся выбирают на свое усмотрение название темы урока, записывают цель и схему в тетрадях.

На доске составляется схема:

Урок по биологии Защитные барьеры организма8 класс

Изучение новой темы.

Как могут защитные барьеры организма задержать проникновение микробов в организм?

На местах ребята записывают в таблицу способы задержания и обезвреживания микробов.

Защитные барьеры организма

Способы обезвреживания микробов.

Пищеварительная система

Слюна содержит бактерицидное вещество - лизоцим.

В желудке - соляная кислота убивает микробов.

Слизистые дыхательных путей

Слизистая носовой полости, трахеи и бронхов выделяет слизь, задерживающую и убивающую микробов.

Кожа

Слезы содержат вещество - лизолим, которое убивает микробов.

Выделения потовых и сальных желез губительны для микробов.

Полезные микроорганизмы, живущие на чистой коже, не дают размножиться болезнетворным микробам.

Учитель предлагает познакомиться еще с одним органом, участвующим в обезвреживании микробов, с печенью. Просматривают презентацию «Печень и её роль в организме», записывают в таблицу барьерную функцию печени.

Кожа, слизистые оболочки дыхательных путей, пищеварительного тракта, печень - первый барьер на пути микробов. Но при повреждении этих «стражей», инфекция попадает внутрь организма. Тогда вторым барьером становятся кровь и лимфа. Как вы думаете, какие клетки крови участвуют в формировании внутренних механизмов защиты организма человека? Это лейкоциты.

Беседа с учащимися о форме лейкоцитов, количестве их в 1 мм3 крови, об открытии И.И. Мечниковым фагоцитоза.

В защитных реакциях организма, кроме клеток-пожирателей, огромную роль играют особые вещества сыворотки крови - антитела, обезвреживающие чужеродные вещества. Какие же клетки вырабатывают антитела? Оказывается лейкоцитов в крови несколько видов: среди них есть фагоциты, которые поглощают и переваривают бактерий, и есть лимфоциты, которые вырабатывают антитела. Часть лимфоцитов образует клетки памяти. Как только в организм снова попадут возбудители этой болезни, клетки памяти сразу же начнут выделять антитела и человек не заболеет.

Способность организма избавляться от чужеродных тел и веществ с помощью фагоцитоза и выработки антител называется иммунитет.

Закрепление изученного материала.

Составление резюме: Я задумался над тем, ….. или Я понял, что……

Тестовая работа «Защитные барьеры организма».

  1. Какие органы являются первым барьером на пути инфекции: а) кожа, б) железы пищеварительной системы, в) слизистая дыхательных путей, г) плазма крови, д) лимфа и межклеточная жидкость.

  2. Бактерицидное вещество слюны: а) лизолим, б) лизоцим, в) пепсин, г) соляная кислота, д) фибрин.

  3. В формировании иммунитета активное участие принимают: а) эритроциты, б) лейкоциты, в) тромбоциты, г) фагоциты, д) лимфоциты.

  4. Яды и болезнетворные микроорганизмы из пищи не попадают в организм благодаря барьерной функции: а) кожи, б) крови, в) печени, г) легких.

  5. Выработка антител происходит с участием клеток особого вида: а) фагоциты, б) лимфоциты, в) тромбоциты.








Приложение 1.

Слёзная жидкость содержит 97,8 % воды, 1,4 % органических веществ и 0,8 % солей. В ней содержится также особое вещество - лизолим, способный убивать микробов. Это вещество в слёзной жидкости было открыто в 1909 году томским ученым Т.Н. Лащенковым.

Со слезами из организма выводятся также яды, которые вырабатываются в момент чрезвычайного эмоционального напряжения (стресса). Поэтому считается: сдерживать слезы - значит медленно отравлять себя.

Чистая слюна - жидкость слабощелочной реакции, содержит 98 - 99 % воды и до 1,5 % плотного остатка. Плотный остаток на 2/3 состоит из органических веществ, главным образом белков и ферментов. Благодаря белку муцину пропитанная слюной пища легче проглатывается. Другие белки - амилаза и мальтаза расщепляют углеводы до глюкозы.

В слюне есть белковое вещество - лизоцим, обладающий обеззараживающими свойствами. Этим, видимо, можно объяснить, что раны и царапины слизистой оболочки ротовой полости заживают быстрее, чем на поверхности кожи.


В слизистой оболочке желудка находится множество желез. Одни из них выделяют слизь, которая защищает стенки желудка от действия на них желудочного сока, другие выделяют ферменты пепсин, расщепляющий белки, и химозин, створаживающий молоко.

Есть железы, выделяющие соляную кислоту, которая не только создает кислую среду для работы ферментов и размягчает волокнистую пищу, но и уничтожает многие вредные микроорганизмы, проникшие с пищей.


Все многоклеточные организмы подвергаются постоянным атакам со стороны микробов. Первым барьером на пути нападающих оказываются кожа и слизистые оболочки. Они являются не только физической преградой от многих повреждений тканей и органов, выделения потовых и сальных желез кожи губительны для многих микробов. На коже слизистых находятся микроорганизмы, уничтожающие вредных для человека микробов.

Благодаря функции находящихся в коже рецепторов организм получает сигналы о нежелательных для него воздействиях, что позволяет избегать ранений, ожогов и отморожений.




© 2010-2022