Методические материалы к педагогической мастерской Рождение цветка

В представленных материалах четко выделяются две части: 1 часть - собственно описание технологии обучения - педагогическая мастерская; 2 часть - пример педагогической мастерской построения знаний "Рождение цветка". На основании материалов представленных в первой части учитель сможет самостоятельно выстраивать уроки с использованием технологии обучения - педагогическая мастерская.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.

Технология обучения - педагогическая мастерская

Елистратова Ирина Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент каф. Естественных наук и физико-математического образования НТГСПИ(ф)РГППУ

2.

План занятия

1. Понятие педагогической мастерской.

2. Основные положения педагогической мастерской

3. Принципы педагогической мастерской.

4. Этапы педагогической мастерской.

5. Анализ разработки предложенной мастерской.

6. Проведение педагогической мастерской «Рождение цветка».

7. Анализ проведенной мастерской.

3.

  • МАСТЕРСКАЯ - с чем ассоциируется у Вас это слово?

Мастерская? … Шум, стружка, движение, много работы, сплошной хаос…

На уроке? Нет, это не совместимо …

А что на выходе?

Гончарный круг вертится с начало неумело в руках подмастерья, но время идет, все тоньше глина, все ближе к гармонии форм, и вот оно -

4.

МОЕ произведение.

Поиск, свобода, творчество, открытие, труд, радость полета - это уже совсем другой поток ассоциаций, которые приходят на ум при слове «мастерская».

5.

Технология

«Педагогическая мастерская» создана в 20-х годах XX века учеными

Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др.

6.

Paul Langevin

23.01.1872 - 19.12.1946

французский физик и общественный деятель

создатель теории диамагнетизма и парамагнетизма

7.

Henri Wallon

15.06.1879 - 1.12.1962

  • Французский психолог, нейропсихиатр, педагог, философ,

  • общественный и политический деятель левого толка.

8.

Jean William Fritz Piaget

9.08.1896 - 16.09.1980

  • Швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития.

  • Основатель Женевской школы генетической психологии.

Позднее Ж. Пиаже развил свой подход в науку о природе познания - генетическую эпистемологию

9.

Элегантное французское «ателье», прибывшее к нам в 1990 году с педагогами из французской группы «Новое образование» - ЖФЭН, которые на протяжении нескольких десятилетий разрабатывали новую нестандартную форму организации учебно-воспитательного процесса, за несколько лет превратилось в основательную русскую «мастерскую» в трепетных руках, умах и сердцах петербургских учителей.

10.

Представители GFEN определяют процесс обучения как открытие

учеником нового в себе, науке, мире.

Поиск должен быть творческим и проходить в рамках взаимодействия

детей друг с другом и с педагогом, задача которого провести ученика по

пути от незнания к знанию, вместе с ним совершая «открытия».

Важнейшие позиции:

«Я ищу - значит, я обучаюсь, я ищу - значит, я обучаю»

«Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем»

11.

Цель данного занятия - раскрыть основные идеи, принципы и алгоритм технологии педагогической мастерской как средства создания комфортных условий для успешного взаимодействия учителя и ученика на учебном занятии.


Педагогическая Мастерская - это не место, не территория, а событие в жизни мастера и учеников, где в организованном пространстве и времени люди мастерят - конструируют, строят свои знания. Они распахивают поле старых знаний, стирают ошибки, лепят снова, продираясь через сопротивление материала, через конфликт болезненных сравнений своего произведения с другими, через боль отказа от своих прежних представлений о мире и через неожиданное приобретение знания о себе самом, о своем Я, до которого не было времени добраться раньше.

12.

Иными словами педагогическая мастерская - это средство передачи учителем концептуальной и практической сторон своей педагогической системы.

13.

Цель этой педагогической технологии - введение мастером своих учеников в процесс познания, в поиск знаний, а не прямая передача информации от владеющего к незнающему.

Мир меняется столь стремительно, что в наше время простое накопление известной человечеству информации не спасает. Сегодня гораздо важнее умение работать с ней: искать, выбирать, систематизировать, отбрасывать, определять, какого рода информация нужна именно тебе, именно здесь и именно сейчас.

Познание - смысл образования. И сегодня существенно меняются цели и функции как ученика, так и учителя: в процессе познания и тот, и другой равны и могут строить знание вместе. Они почерпнут из Чаши Знания разные объемы, но переживание трудностей и радостей поиска обеспечено им в равной мере. Главное - не торопиться черпать за ученика, выдавая ему готовую информацию.

Но начнем все по-порядку.

Какие же идеи привнесла технология французского образовательного ателье в нашу русскую педагогическую мастерскую?


14

Задание 1. Прочитайте основные идеи Французской группы нового образования и подумайте, какие задачи должен решить учитель, чтобы эти идеи работали?


Основные идеи ЖФЕН

Задачи для учителя

1. Личность сама способна строить свои знания, активно и творчески пользоваться ими в жизни.

Научить ученика добывать знания, встраивать их в систему имеющихся знаний и умений.

2. Гражданин - личность самостоятельная, творческая, социально ответственная, способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир

Научить отличать позитив от негатива. Научить понимать, что для тебя хорошо, а что не очень. Что такое хорошо и что такое плохо?

3. Каждый человек (и ребенок в том числе) способен практически ко всем видам человеческой деятельности. Концептуальный лозунг ЖФЕН - «Все способны!»

Нужно помочь открыть эти способности и научить их использовать.

4. Процесс активного обучения и развития личности основывается на:

А) субъект-субъектных отношениях;

Отношение учителя к ученику как к равному.

Б) самостоятельном «строительстве» знаний методом критического отношения ученика к существующей информации;

Научить ученика критически мыслить, ничего не принимать на веру.

В) плюрализме мнений.

Научить высказывать собственные мысли, идеи, слушать других и с уважением относиться к позиции каждого. (В первую очередь учитель, конечно, должен сам уметь это делать)

По большому счету, это задачи, которые решаются в процессе организации и проведения педагогической мастерской.

15

Отсюда мы можем сделать вывод, что феномен педагогической мастерской как технологии обучения - это подход к обучению как к процессу открытия себя, своего отношения к себе и другим, собственных средств взаимодействия с миром и людьми.

16.

Мастерская выступает как совокупность пространств - игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, сам выстраивает собственные знания, формирует нравственные ценности, культуру.

Все это происходит в диалоге «учитель-ученик» на основании ведущих принципов:

17.

Задание 2. Прочитайте принципы, лежащие в основе организации педагогической мастерской и объясните их смысл.

Принципы педагогической мастерской

Их объяснение

1. Принцип радуги, многоцветий, где каждый цвет одинаково важен и не может быть заменен другим, а контрастирует с ним и дополняет его.

Истина, как белый цвет, дается лишь сложением всех цветов, ибо она есть целое.

2. Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам

Данный принцип раскрывает главное отличие пед. мастерской от традиционного урока, поскольку основной принцип самой лучшей традиционной формы занятий: делай, как я, делай лучше меня.

3. Принцип равенства

Равенство всех участников, включая мастера: все способны к творчеству саморазвитию.

4. Принцип ненасильственности

  • Ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации.

  • Для этого используется «индуктор» - слово, предмет, музыка, действие и т.д., который «наведет» в умах учеников мотивационный запрос. С помощью индуктора учитель включает подсознание, сферу эмоций человека. Известно, что заинтересованность проявляется, когда приходит чувство, тогда и рождается мозаика вопросов.. Таким образом, проблема ставится учениками, а мастер помогает выйти им из хаоса к гармонии, участвуя в процессе познания в роли организатора совместного поиска. Труднейшая задача мастера - подобрать такой индуктор. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Вместо этого в качестве стимулов- самооценка, самокоррекция, самовоспитание.

5. Принцип индивидуального и коллективного взаимодействия

Сочетание индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, способствует повышению уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.

6. Принцип важности процесса творчества

Важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором ребенок реализует себя (развивается).

7. Принцип свободы выбора.

Возможность выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата, ибо без выбора нет свободы. (Когда у нас есть выбор - мы свободны! Наличие выбора - основное условие свободы!) Но свобода выбора предполагает ответственность за свой выбор, поэтому следующий принцип

8. Принцип нравственной ответственности каждого

за свой выбор, свою деятельность и ее результаты, так как иначе рождается своеволие.

9. Принцип «права на ошибку».

18.

Главным условием мастерской являются свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-своему реагировать на то, что происходит с ней и вне ее, т.е. возможность оставаться самим собой.

19.

Ценность новой технологии - в наличии разных точек зрения, проблемности рассуждений, создании собственного продукта творчества; в незавершенности мастерской, когда итогом оказываются новые вопросы, над которыми человек размышляет, находится в поиске ответов, открытий, истины, формирует собственную культуру мысли и действия.

20.

Позиция мастера - это позиция консультанта, советчика, помогающего осмыслить учебную работу, передавать не информацию, а способы деятельности (исследование, анализ, обобщение, создание творческих работ).

21.

Основная задача мастера - подарить ученику радость открытия.

Обучение как открытие.

Организация деятельности участников мастерской как исследование.

Не сообщайте знания как неоспоримые истины.

Пусть ученик самостоятельно «строит» знания на основе критического

отношения к существующим сведениям, информации, пусть решает

творческие задачи, уважает мнение другого.

Получение знаний - в форме поиска, исследования, путешествия.

Ребенок с большим желанием включается в творческую деятельность, если не ощущает оценивающего взгляда со стороны преподавателя и не боится получить плохую отметку.

22.

Функции мастера:

  1. Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотвеорчества в общении;

  2. Включает эмоциональную сферу ребенка, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы);

  3. Не торопится отвечать на вопросы

  4. Необходимую информацию подает малыми дозами;

  5. Исключает официальное оценивание работы ученика (не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через социализацию, афиширование работ создает возможность для появления самооценки, самокоррекции;

  6. Продумывает чередование индивидуальной и коллективной работы, чем создает атмосферу сотрудничества.

Что это за социализация и афиширование. Это этапы работы педагогической мастерской. Таким образом мы с вами подошли к собственно технологическому моменту, алгоритму педагогической мастерской.

23.

Этапы педагогической мастерской

При всем многообразии учебных занятий мастерские имеют основные этапы, название которых и логика взаимодействия учителя и ученика разработаны ЖФЕН. Кратко рассмотрим содержание каждого из этапов, отражающих существенные признаки педагогической мастерской.

1-й этап. Индукция («наведение») - создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого участника, включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предмету обсуждения. В качестве индуктора могут выступать слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок и т.д. - все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Предлагается задание неожиданное, в чем-то загадочное.

Используем индукторы - индикаторы, которые «натолкнут» ребенка на осознание проблемы, помогут ему увидеть вопрос, заставят задуматься, заинтересоваться поисками вариантов ее решения.

Подбираем как можно больше индукторов различного характера и воздействуем в комплексе на когнитивную, мотивационную, эмоциональную сферы личности ученика.

Ребенок должен ощутить потребность в разрешении вопроса, испытать чувство нетерпения, желание сделать самостоятельно что-то новое, непохожее на виденные им ранее образцы, проявить себя, свою индивидуальность.

2-й этап. Деконструкция - работа с материалом (текстом, красками, веществами, моделями и др.) и превращение его в хаос - смешение слов, явлений, событий, тот первобытный хаос, из которого когда-то родились свет и тьма.

3-й этап. Реконструкция - создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения.

4-й этап. Социализация - соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Работа в парах, малых группах выливается в представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Творческий процесс в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний, умений товарищей, сопоставить точку зрения с мнением других, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.

Задача мастера - предотвратить подавление, игнорирование мнения отдельных участников, поддержание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.Задача этого этапа - не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

5-й этап. Афиширование - представление (вывешивание) произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) всей аудитории. Участники мастерской знакомятся с ними и обсуждают их. Основная задача - обеспечить признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.

6-й этап. Разрыв - кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. В итоге появляется информационный запрос, у каждого - свой. У участников мастерской возникает потребность обращения к словарям, энциклопедиям, учебникам, компьютеру и т.д. Таким образом, то, что обычно «спускается» ученику в традиционном преподавании, теперь он запрашивает сам, ищет самостоятельно или с помощью товарища, родителей. Для успешного проведения данного этапа мастер должен подготовить множество заданий- информации, которая будет предложена учащимся, когда в ней возникает необходимость.

7-й этап. Рефлексия - отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской. Не оценочные суждения (это хорошо, это плохо), а анализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. Это богатый материал для рефлексии самого мастера, усовершенствования им мастерской, дальнейшей работы.

Самое сложное - логически выстроить мастерскую, найти содержание (тупиковое, парадоксальное), вовремя его подбросить для создания проблемного поля (разрыва); организовать творческий процесс, который побуждает к ассоциативному мышлению, открывающему «окна» воображению; держать этап деконструкции и реконструкции во временных рамках. В конечном итоге - получится творческий продукт, но главное - уяснить закономерности его создания.

24.

Наивысшая точка занятия - это момент, когда участник мастерской внутренне осознает новизну, неожиданность и уровень того знания, которое он построил сам, которое он сравнивает с тем, что имел. Ощущение успеха, радость от участия в общей победе на пути познания - вот главный результат мастерской, восхождение к самому себе, утверждение личности.

Слайд 25. Познакомимся с технологией педагогической мастерской на примере темы «Рождение цветка».

Этапы

Содержание мастерской

Индукция







Деконструкция

Реконструкция








Афиширование

Социализация

Разрыв



Реконструкция

Афиширование

Социализация


Рефлексия

- Класс делится на группы.

- Рассказ о своем любимом цветке

Слайд 26. Я люблю большие белые хризантемы. У них пронзительный запах и ослепительный цвет

- Расскажите о своем любимом цветке своим товарищам в группе (каждый должен высказаться)

Слайд 27. А если бы среди нас был Петр Ильич Чайковский, он сказал бы сегодня нам: «Царем цветов я признаю ландыши, к ним у меня какое-то бешенное обожание!» Он мог бы сочинить музыку для этих цветов, но он предпочел написать стихи, которые положил на музыку другой композитор:

О, ландыш! Отчего так радуешь ты взоры?

Друге есть цветы, роскошней и пышней,

И ярче краски в них, и веселей узоры,

Но прелести в них нет таинственной твоей.

- Я сейчас Вам покажу фотографии цветов, а Вы в тетрадях запишите чувства, ассоциации, вопросы, которые у Вас возникнут при просмотре.

- Слайд 28. Просмотр.

- Обсуждение ассоциаций и вопросов.

- Любуясь красотой цветов у меня возник только один вопрос, помните как у Экзюпери «Если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно», а кому нужна красота цветов?

-Что Вы можете сказать по этому поводу? (насекомым)

- Задание: сконструируйте цветок, который был бы самым привлекательным для насекомого.

- Выбор насекомого, для которого создается цветок. Идет работа с материалом.

- Создание своего цветка.

Скажите, а цветам нужно, чтобы их посещали насекомые? (ДА)

Зачем? (для опыления, что необходимо для размножения)

Растениям выгодно, чтобы насекомые посещали их цветки. Поэтому они прибегают к своего рода «рекламе».

Какой?

У растений, опыляющихся насекомыми, цветки яркие, хорошо заметные, с резким запахом. Насекомых привлекает нектар и пыльца, которые служат источником пищи для опылителей. Перелетая с цветка на цветок, насекомые оставляют часть пыльцы на поверхности рыльца.

Цветки разных растений по разному приспособились к привлечению насекомых.

  • Слайд 29. Общая структура многих цветков удивительно совпадает с размерами и строением тела насекомых-опылителей.

  • Примером может служить клевер, опылителями которого являются шмели и длиннохоботковые пчелы.

  • Когда клевер впервые был завезен качестве сельскохозяйственной культуры в Австралию и Новую Зеландию, где не было этих насекомых, перекрестного опыления не происходило и семе на почти не развивались. Для получения семян потребовалось завезти шмелей, и только после этого урожаи семян клевера стали нормальными.

Слайд 30. Оригинальный цветок стапелии привлекает мух не только своим цветом и размерами, но и запахом тухлятины.

Слайд 31. Отдельные цветки сирени невелики и не бросаются в глаза. Собранные в соцветия сотнями, они отлично привлекают насекомых.

Слайд 32. У василька на краях соцветия-корзинки расположены крупные стерильные цветки. Они не дают семян, но служат для привлечения опылителей.

- Представление моделей.

- Обсуждение моделей.

- Все модели хороши, но нуждаются в усовершенствовании, так как мы не знаем, а как насекомые едят, какой цветок им удобен, каково обоняние, осязание, вкус насекомых, как насекомые видят.

- В раздаточном материале Вам предложена дополнительная информация, прочитайте ее и подумайте, что может дать вам эти факты для усовершенствования ваших моделей.

. Посмотрите пожалуйста, может Вы еще что-то упустили в своих моделях? Посмотрите пожалуйста на следующие цветы.

Слайд 33: цветки с пятнами и полосками.

- Работа по дополнению моделей

- Представление исправленных моделей.

- Какой вывод Вы можете сделать (в природе все взаимосвязано)

- А только ли насекомые являются опылителями цветов?

Ветер. Как вы думаете в процессе эволюции какие приспособления могли возникнуть у ветроопыляемых растений?

Только ли ветер и насекомые могут опылять растения? Животные.

Слайды 34-36: животные - опылители растений.

Слад 37. В чем отличие между ветроопыляемыми и насекомоопыляемыми растениями.

- Скажите, что вы сегодня чувствовали, что переживали?

- Скажите, а красоту Вы увидели?

Слайд 38. Говорят, красота в глазах того, кто смотрит. Спасибо вам за то, что Вы смогли сегодня многое увидеть!

А я увидела, как раскрылся каждый, кто был причастен к рождению своего цветка, и как много работы предстоит впереди.

- Итак, подумайте пожалуйста и назовите этапы только что проведенной педагогической мастерской. Где начинается каждый этап?

- Анализ проведенной мастерской.

Слайд 39. Д/З. Д/З. Вам дана разработка педагогической мастерской «Будни и праздники рабочей пчелы». Внимательно ознакомьтесь с ней, пропишите в первой колонке соответствующие этапы педмастерской и обоснуйте свой выбор.

- Спасибо за работу. Отдыхайте.

© 2010-2022