Внеклассное мероприятие Ее величество - Вода

Внеклассное мероприятие «Её величество - вода» содержит игровые формы организации занятий, которые способны выступать в качестве действенного средства обучения учащихся и студентов. Предложенные занимательные задания по этой теме охватывают не только курс химии, физики, и биологии, но и историю, литературу, географию, технологию приготовления пищи. Внеклассное мероприятие проводится как заключительный этап работы над проектом. Продолжительность мероприятия:1 академический час.Участники – студен...
Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Главное управление образования и науки города Севастополя

Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования г. Севастополя «Севастопольский колледж сервиса и торговли»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ


«ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО - ВОДА»


С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

























г. Севастополь 2015



СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка…………………………………………..

3


План внеклассного мероприятия…………………………………

4


Сценарий…………………………………………………………..

5

Литература…………………………………………………………


15



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Игра-это возможность отыскать себя в обществе,

себя в человечестве, себя во Вселенной»

Я.Корчак.

Л.Д. Скляренко в учебнике по педагогике [17] указывает, что основным противоречием современного образования является противоречие между темпами увеличения количества информации и ограниченными возможностями человека в их усвоении.

Современная педагогическая практика в поисках новых более эффективных способов обучения обращается к игре [10,14,16], поэтому, данное мероприятие разработано в форме интеллектуально-творческой игры. Учебная игра рассчитана на учащихся любого уровня развития. Одна из ее целей - помочь слабоуспевающим ученикам включится в учебный процесс [11,13].

Атмосфера игры создает условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются и активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний. Кроме того, игровая форма проведения занятий предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся [8, 9].

Мероприятие разработано с использованием групповой и информационной технологии, а также технологии активизации познавательной деятельности. Учащимися были изучены многочисленные свойства воды, которые в повседневной жизни незаметны или не очевидны, рассматривались процессы, происходящие с участием воды в живой и неживой природе, экологические проблемы питьевой воды Севастополя, качество воды, влияние жесткости воды на вкус приготовленной пищи, а также исследована жесткость воды разных источников Севастополя и способы устранения жесткости. Учащиеся использовали информацию Интернета, книжного фонда библиотек, данные экологической службы города.

Практика показала, что использование метода игрового моделирования способствует повышению эффективности процесса обучения. Учащимся предоставлена возможность самостоятельно работать с дополнительной литературой, находить интересные факты, сведения об интересующем вопросе.

Методическая разработка внеклассного мероприятия адресована преподавателям предметов естественно - научного цикла.


ПЛАН ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ


Тема: «Её величество вода»

Цели:

Образовательные:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о воде, полученные при изучении химии, физики и биологии;

  • с помощью дополнительной информации способствовать расширению и систематизации знаний учащихся о физических и химических свойствах воды, способах её очистки;

  • сформировать общие и профессиональные компетенции повара, навыки и умения проведения практических работ, презентаций, выступлений учащихся.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений учащихся работать с дополнительной литературой, формулировать выводы, составлять устный монологический рассказ;

  • развивать умения применять знания и собственный опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных;

  • продолжить развитие художественно-эстетических способностей учащихся;

  • способствовать развитию творческого мышления, анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации и связывать это со своей профессией.

Воспитательные:

  • в ходе подготовки и проведения мероприятия повысить интерес к будущей профессии, выявлять взгляды, наклонности и способности учащихся;

  • пробудить учащихся к познавательной, профессиональной и художественной деятельности;

  • повысить самооценку учащихся;

  • содействовать формированию гуманности, доброты, толерантности, ответственности, трудолюбию, старательности, настойчивости, аккуратности;

  • показать величие и значимость для жизни воды; подвести к пониманию важности сохранения природных ресурсов, в том числе воды в городе и на Земле;

  • воспитывать умения индивидуально- командной работы.

Межпредметные связи: технология приготовления пищи, биология, химия, физика, экология, информационные технологии, охрана труда и ТБ.

Формирование общих и профессиональных компетенций:

  • Осуществлять поиск и использование информации для подготовки к мероприятию.

  • Организовывать собственную деятельность по подготовке к участию в дидактических и ролевых играх, решать поставленные задачи, оценивать эффективность и качество выполненной работы. Способность вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника. Уверенно держаться перед большим количеством зрителей.

Предварительная подготовка к мероприятию:

Учащиеся готовят фотографии и рисунки о воде, презентации, плакаты и публикации. Формируются группы по интересам. Каждая группа получает свое задание и ведет поиск информации.

Учитель готовит вопросы и задания для команд, вводную компьютерную презентацию [вводная ], подбирает необходимые музыкальные фрагменты.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная; презентация; творческие работы, практическая работа.

Материальное обеспечение мероприятия:

Мероприятие проводится в актовом зале, где установлен экран, проектор, компьютер. На стене помещены фотографии и рисунки учащихся, а также репродукции художников о воде.

На отдельном столе находятся реактивы и оборудование для химических исследований.

Каждая группа учащихся сидит за своим столом, на столе - название команды.

В зале представлена профессиональная, научно-популярная и художественная литература о воде, а также публикации учащихся.

Группа: студенты 2-3 курса специальности «Повар-кондитер», «Продавец продовольственных и непродовольственных товаров».

Содержание мероприятия:

п/п

Время

Элементы мероприятия и их содержание

I.

3 минуты

Организационный момент

II.

7 минут

Выступление и презентация «теоретиков»

III.

5 минут

Игра «Угадай свойства воды»

IV.

3 минуты

Выступление «экологов»

V.

2 минуты

Появление «богини»

VI.

5 минут

Презентация «историков»

VII.

7 минут

Выступление «поваров»

VIII.

10 минут

Презентация и проведение опыта «практиков»

IX.

2 минуты

Заключительный этап


ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  1. Целевая установка

Звучит шум падающей воды, появляется 1-й слайд, ученик читает стихи о воде

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить.

Учитель биологии: Дорогие ребята! Уважаемые гости! Самому распространенному веществу на земной поверхности - ее Величеству Воде - посвящается наше мероприятие.

Учитель физики:

И вот мероприятие настало!
Про свойства и значение воды.
Расскажем все, но это лишь начало,

А дальше… наши знания нужны!

Учитель химии: Что такое вода? Какую воду мы пьем? Где искать питьевую воду? Как качество воды отражается на вкусе пищи? На эти и другие вопросы нам ответят специалисты.

Появляется 2-й слайд

Учитель физики: Вода - одно из самых уникальных веществ на Земле. Достаточно упомянуть, что это единственное вещество, которое существует в условиях нашей планеты одновременно в трёх агрегатных состояниях - газообразном, жидком и твердом. Вода - самая загадочная жидкость на Земле. Певцы древних степных народов издавна воспевали её, поэты посвящали ей удивительные строки. Даже о капле воды написано множество страниц. А ученые по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа на, казалось бы, несложный вопрос: что такое вода?

Учитель химии: Практически все свойства воды аномальны, а многие из них не подчиняются логике тех законов физики и химии, которые управляют другими веществами. Но благодаря ее законам развивается и существует жизнь на Земле. Перед нами выступят теоретики, которые расскажут о некоторых особенностях воды.

Появляется 3-й слайд

  1. ВЫСТУПЛЕНИЯ «ТЕОРЕТИКОВ» О СВОЙСТВАХ ВОДЫ

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ «СВОЙСТВА ВОДЫ»)


  1. Первая особенность воды: вода - единственное вещество на Земле (кроме ртути), для которого зависимость удельной теплоёмкости от температуры имеет минимум. Из-за того, что удельная теплоёмкость воды имеет минимум около 370С, нормальная температура человеческого тела, состоящего на две трети из воды, находится в диапазоне температур 36-380 С.

  2. Вторая особенность воды: теплоёмкость воды аномально высока. Чтобы нагреть определённое её количество на один градус, необходимо затратить больше энергии, чем при нагреве других жидкостей, - по крайней мере, вдвое по отношению к простым веществам. Из этого вытекает уникальная способность воды сохранять тепло.

  3. Третья особенность: вода обладает высокой удельной теплотой плавления, т.е. воду очень трудно заморозить, а лёд - растопить. Благодаря этому климат на Земле в целом достаточно стабилен и мягок.

  4. Имеются особенности и в поведении объёма воды. Максимальная плотность воды наблюдается при температуре 40С, а не при температуре замерзания 00С. Твердые вещества обычно тяжелее, чем жидкие, а лед в воде не тонет.

  5. Вода - полярное вещество, а жидкая вода, и лёд являются диэлектриками.

  6. Вода - лучший в мире растворитель. Растворяя вещества, она остается инертной, не изменяется от растворимых в ней веществ. Все растворы, циркулирующие в теле человека, животных, растений приготовлены на воде.

  7. Вода взаимодействует со многими элементами и веществами. Так, при реакции воды с наиболее активными металлами выделяется водород и образуется соответствующая гидроокись. При реакции со многими окислами образуются кислоты или основания. Вода подвергает гидролизу гидриды и карбиды щелочных и щелочноземельных металлов соли и другие вещества.


  1. ПРОВЕРКА ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

(ИГРА «УГАДАЙ СВОЙСТВА ВОДЫ»)

Появляется 4-й слайд

Учитель физики: А сейчас проверим, как вы слушали наших теоретиков. Из разных свойств веществ выберите только те, которыми обладает вода.

(Раздаются листы со свойствами веществ, выбираются свойства, характерные для воды)

  1. Имеет цвет; не имеет цвета.

  2. Имеет вкус; не имеет вкуса.

  3. Имеет запах; не имеет запаха.

  4. Прозрачна; не прозрачна

  5. Обладает текучестью; не обладает текучестью.

  6. Имеет форму; не имеет формы.

  7. Долго сохраняет тепло; быстро остывает.

  8. Растворяет песок и мел; растворяет соль, сахар.

  9. Проводит электрический ток; не проводит электрический ток

  10. Полярна; не полярна.

(Выбранные листы вывешиваются на доску и зачитываются)

Учитель химии: Вода чудесный дар природы. Ученые до сих пор изучают уникальные свойства воды. А теперь послушайте, какую характеристику дает воде знаменитый французский летчик и писатель А.Сент-Экзюпери.

Звучит шум воды, появляется 5-й слайд

Учитель физики:

Тебя невозможно описать,
тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое!
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…
Ты самое большое богатство на свете…

Появляется 6-й слайд

Учитель биологии: Вода - источник жизни Живые организмы не могут существовать без воды! Вода входит в состав клеток и тканей любого животного и растения. Медузы состоят из 99,9% воды, взрослый человек - 70-80%. Сложнейшие реакции организма протекают в водной среде, например, процесс пищеварения требует в сутки не менее 9-10 л воды.

Мы, севастопольцы, как никто другой, ценим воду. О том, какую воду мы употребляем в пищу расскажут экологи.

  1. ВЫСТУПЛЕНИЕ «ЭКОЛОГОВ»

Появляется 7-й слайд

Ученик 1: Самой большой проблемой для Севастополя является проблема водоснабжения. Общая мощность системы водоподачи в город составляет 240 тыс. куб.м. в сутки, таким образом, получается, что каждый житель города использовал за год 253 куб.м. воды, то есть 281 литр в сутки.

Система водоснабжения города уже несколько лет эксплуатируется с хронической перегрузкой, без какого-либо резерва, любая авария в системе водоснабжения приводит полному отключению всей системы водоснабжения города. Источниками водоснабжения остаются: поверхностные воды р. Черной; подземные воды Альминского артезианского бассейна; вода Вилино-Песчанского водозабора; а также вода Симферопольского водоканала из Межгорного водохранилища (Днепровская). В настоящее время, вода из нескольких водозаборов смешивается с водой из нескольких водоисточников для усреднения качественных показателей, что категорически должно быть исключено с медицинской точки зрения.

Ученик 2: Сегодня подготовка воды питьевого качества заключается только в осаждении механических взвесей и фильтрации. Что касается качества днепровской воды, то концентрация химических веществ в днепровской воде приближается к предельно допустимому уровню.

Появляется 8-й слайд

  1. ПОЯВЛЕНИЕ «БОГИНИ ВОДЫ»

(Звучит тревожная музыка, входит богиня, читает стихи, отдает свой свиток).

Богиня

К нам на Олимп, увы, доходят вести,

Что на Земле творятся беспорядки.

Как потревожить нас вы люди смели?

Держать ответ вы будете сегодня!

Спустилась я с священного Олимпа,

Окликаясь на зов ваш далекий,

Чтобы открыть вам великую тайну,

Где прячется Вода под землею

Я оставляю Вам мой ценный свиток,

И берегите Вы его, о люди!

Вода ведь дар бесценный для природы,

Его вы сохраните для потомков!

Звучит музыка, богиня уходит.

Учитель биологии:

Что же оставила нам прекрасная богиня? Прежде чем передать свиток, я обращаю ваше внимание на карту нашего города. На ней отмечены родники, колодцы и водосборы. Обратите внимание, как их много!

Появляется 9-й, 10-й слайды

Учитель физики: Послушаем наших историков.

Появляется 11-й слайд

  1. ВЫСТУПЛЕНИЯ «ИСТОРИКОВ»

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ГОРОД НА ВОДЕ»)

(Краткие сообщения, просмотр слайдов).

  1. Интересно отметить, что древние жители Гераклейского полуострова довольно широко использовали поверхностные воды для хозяйственных нужд, о чем свидетельствуют древние гидротехнические сооружения. Для питья жители греческой колонии получали воду подземных озер и рек. На 5-м километре под землей зона подземных озер. Там начинался древний водопровод, сделанный еще херсонеситами.

  2. Одна из крупнейших подземных рек течет от спуска Котовского через проспект Генерала Острякова, дальше - до улицы Кожанова, потом поворачивает на улицу Гоголя и проходит под дамами нечетной стороны. Поэтому они все потрескались.

  3. Под лестницей, что поднимается на Исторический бульвар с улицы Гоголя, раньше бил родник. Потом на этом месте проложили канализацию, родник закрыли. В летнюю жару там всегда прохладно, а трава зеленеет активнее, чем на газонах.

  4. На спуске от 1-ой горбольницы к улице Очаковцев когда-то было много родников. Сейчас их замуровали, а вода все равно ищет выход, размывая подпорные стенки по обеим сторонам ул. Адмирала Октябрьского.

  5. В дендрарии Общества охраны природы на улице Гоголя было много источников.

  6. Когда-то родник бил неподалеку от Памятника затопленным кораблям. Между берегом и камнями памятника были гроты. Дети, купаясь, ныряли в них и пили родниковую воду.

  7. Подземные реки, протекающие под Севастополем, имеют определенное направление и разгружаются в море на глубине 60-100 метров. В Черном море - это жалкая капля, а ведь ею можно напоить весь город

Учитель физики: Мы услышали, что наш город буквально стоит на воде, а мы используем для приготовления пищи и питья воду в основном из Чернореченского водохранилища. Что скажут нам о воде повара?


  1. ВЫСТУПЛЕНИЯ «ПОВАРОВ»

Появляется 12-й, 13-й слайды. Краткие сообщения

  1. Формирование вкуса и запаха пищи - сложный процесс. Мы справедливо заботимся о происхождении, качестве и чистоте каждого ингредиента, образующего наши блюда. Однако есть компонент, который мы используем ежедневно, не обращая на него никакого внимания. Это вода. Ее свойства обычно почему-то не подвергаются сомнению. Но если произвести химический анализ воды, которую мы наливаем в кастрюлю, например, из кувшинного фильтра, из купленной в магазине бутыли или прямо из водопроводного крана, то окажется, что мы имеем дело каждый раз с разной водой. И каждая из этих вод по-своему влияет на процесс приготовления пищи.

  2. Именно в воде формируются многие и многие блюда - начиная с гречневой каши и заканчивая супом по-бельгийски. Вода выступает в роли универсальной среды, которая объединяет все составные части будущего блюда, извлекая из них разнообразные вещества и… добавляя к ним свои собственные - те, которые оказались в ней самой - волею судьбы. Посторонние вещества, во-первых, маскируют истинный вкус продуктов и, во-вторых, искажают его.

  3. Высокая жесткость воды ухудшает органолептические свойства воды, придавая ей горьковатый вкус и оказывая негативное действие на органы пищеварения. Соли жесткости, образующие хорошо знакомую накипь не только на поверхности кастрюль и чайников, но и - естественно! - на каждом кусочке капусты, морковки и мяса, которые мы бросили в суп. В такой воде плохо развариваются овощи и мясо, так как соли кальция с белками пищевых продуктов образуют нерастворимые соединения. При этом продукты усваиваются организмом хуже.
    4. Особенно важна вода для каши. При варке супа жесткая вода лишь ослабит ароматичность и приятную бархатистость бульона, а при варке каши минеральные соли жесткой воды обязательно осядут, задержатся в зерне. Вот почему каша как бы «вдруг» может стать невкусной. Но для хорошего кашевара такое «вдруг» не должно происходить. Нужно вскипятить эту воду, а затем варить кашу уже на кипяченой воде. Вкус от этого значительно улучшается.

  1. Есть и еще один прием, который обычно используют народы Юга и Востока: отварить в воде зерно наполовину, не дав ему вобрать в себя воду, не дав развариться, а затем слить воду и, добавив в полусваренную кашу немного молока, продолжать держать ее на огне до полного вваривания молока в кашу.

  2. К этому же последнему приему относится и внесение в самом начале приготовления в воду, на которой варится каша, жира, масла. Цель та же: смягчить жесткость воды и усилить способность каждого зернышка отталкивать воду так, чтобы она шла не на его разваривание изнутри, а на варку извне и последующее вываривание. Этот прием применяется, например, при варке узбекского плова. В этом как раз и заключается кулинарное искусство.

Учитель химии: Д.И. Писарев сказал: «Учиться химии по книжке, без лаборатории - все равно, что совсем не учиться» Химия - наука экспериментальная. Химики - это всегда исследователи. В следующем выступлении исследователи-лаборанты покажут нам свои результаты.

Появляется 14-й слайд.

  1. ВЫСТУПЛЕНИЯ АНАЛИТИКОВ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ, ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА)

    1. Презентация «Вода - источник жизни» группа29/1

1. Еще в донаучный период алхимики пытались найти философский камень, который превращает любой металл в золото; эликсир жизни, делающий человека бессмертным и универсальный растворитель. Однако алхимики в своих поисках упустили такое вещество, как вода. Вода фактически является универсальным растворителем, так как она растворяет наибольшее количество веществ. Природная вода всегда содержит растворимые соли, от которых зависит ее вкус. Повышенное содержание катионов Ca2+Mg2+ придает воде отрицательное качество, называемое жесткостью. Жесткость воды обуславливается присутствием в ней ионов кальция, магния и железа и анионов: гидрокарбонат, хлорид, сульфат и нитрат. Общая жесткость складывается из: карбонатной (временной) и некарбонатной (постоянной). Временная жесткость обусловлена содержанием гидрокарбонатов кальция, магния, железа. Она устраняется кипячением воды; постоянная жесткость объясняется содержанием сульфатов, хлоридов, нитратов кальция, магния, железа и не устраняется кипячением, а только химическим путем или методом ионно-обменной адсорбции. Общая и временная жесткость воды определяется путем титрования пробы воды растворами точно известной концентрации, а постоянная рассчитывается по разнице между общей и временной жесткостью.

2. От кальция зависит правильное формирование костной ткани, а также свертывание крови. Магний важен для нервной системы, а также способствует снижению холестерина в крови. Соединения магния придают воде горький вкус и при больших концентрациях оказывают токсическое действие на организм. Избыток кальция вызывает почечные и сердечно -сосудистые заболевания или патологии.

3. Для проведения анализа мы отобрали воду из разных источников.

Отбор воды

  • Город

  • Балаклава

  • Инкерман

Лабораторным анализом мы определили рН воды, жесткость и наличие органических веществ.

Полученные данные по жесткости воды представлены в виде диаграммы. Жесткость обычно выражается в виде мг/эквивалента карбоната кальция на литр.

  1. Общая жесткость воды определяется по ГОСТ 4151-72 . Метод определения общей жесткости. Метод основан на образовании прочного комплексного соединения трилона Б с ионами кальция и магния.

Слово учителя

Учитель: Прежде, чем проводить опыты, давайте вспомним правила по ТБ при работе с кислотами и щелочами.

Оборудование и реактивы.

Штатив с держателем, колбы конические для титрования, бюретка на 25 мл, цилиндр, мерная колба, раствор трилона Б, аммиачный буферный раствор, индикатор эриохром черный Т и вода

Выполнение анализа

Ученик титриметрическим методом определяет жесткость воды из разных источников и подсчитывает общую жесткость воды по формуле:

Ж = VтрБ *Сn трБ*1000 / VH2O ; мг*экв/л

Общая жесткость воды согласно ГОСТу 287482 «Питьевая вода» не должна превышать 7мг*экв/л

Учитель: Как же можно устранить лишнюю жесткость? Как сделать воду более мягкой, а пищу вкуснее?

Задание

Укажите способы устранения жесткости воды для приготовления пищи.

Предлагаются пути смягчения воды

Отстаивание, кипячение, замораживание, фильтрация, использование ионно-обменных смол.

Учитель Благодарим всех за внимание!


ЛИТЕРАТУРА.


  1. Бабанский Ю.К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г.

  2. Белинская Т.В. О развитии познавательного интереса на уроках-соревнованиях // Химия в школе. 2003. № 3. С. 43.

  3. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г.

  4. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. М.: Издательство Первое сентября, 2000. - 224

  5. Давыдов В.В. Развивающее обучение. - М., 1996. - 240 с.

  6. Дидактика средней школы/ под ред. М.Н. Скатника - К.:1981

  7. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. - М.:Дрофа, 2004 г.

  8. Занько С.Ф. и др. Игра и ученье. - М.: Просвещение, 1992. - 63 с.

  9. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Летрусинского. - М., 1994.

  10. Исаев С.Д. Об использовании дидактических игр // Химия в школе. 2002. № 6. С. 50.

  11. Корнеева И.А. Активизация познавательных интересов через ролевую игру. - М. Просвещение, 1995. - 54 с.

  12. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. - М.: Просвещение, 1976. - 238 с.

  13. Минкин Е. М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 1983.

  14. Павлова Н.С. Обучающие игры на уроках химии //Химия в школе», № 6, 2000. - с.35.

  15. Педагогика. / Под ред. Бабанского Ю.К. - М.: Просвещение, 1998. - 479с.

  16. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: Просвещение, 1996.-98с.

  17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с..

  18. Шмаков С.А. Ее величество игра. - М.: Просвещение, 1992.- 67с.

  19. Ширикова О.И., Коробейникова Л.А. Ролевые игры на уроках химии. // Химия в школе. - 1991. - №3. - стр. 31-36.

  20. Щербань П.М. Навчально-педагогічні гри. -К.,1993.

  21. Эльконин Д. Б. Психологические игры. - М.: Просвещение, 1987.-74с.

  22. Энциклопедия для детей. Химия. Т. 17. - М.: Аванта+, 2001. - 638с.

  23. Энциклопедический словарь юного химика. / Под ред. Трифонова Д.Н. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 368с.

2


© 2010-2022