• Преподавателю
  • Биология
  • Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Научное общество «Юный исследователь природы»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Научное общество «Юный исследователь природы»

Раздел Биология
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Софьинская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

Директор МБОУ Софьинской

средней общеобразовательной школы

_____________И.А. Волхонская

«____»________________2015 г.

Рабочая программа

по курсу

внеурочной деятельности

эколого-биологической направленности

«Научное общество «Юный исследователь природы»

Программа рассчитана на детей в возрасте с 9 до 11 лет.

Срок реализации - 2015-2016 г.

4 класс

Составитель: Лебедева Л.Л.

учитель биологии

2015-2016 учебный год



Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………. стр. 3 - 6

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности…………стр. 7 - 9

3. Описание места предмета в учебном плане………………………стр. 9

4. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности……………………………………………………………стр.9 - 11

5. Содержание курса внеурочной деятельности………………………стр.11 - 12

6. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности …… стр.12 - 16

7. Описание методического и материально-технического обеспечения стр.……16 -1 8

8. Планируемые результаты………………………………………………стр. 18 - 19

9. Список литературы……………………………………………………...стр.19 - 20



  1. Пояснительная записка

Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!

Программа курса внеурочной деятельности эколого-биологической направленности кружка «Научное общество «Юный исследователь природы» составлена для обучающихся 4 класса на основе: - примерной программы из методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников»: - пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е. С. Савинов] . - М.: Просвещение, 2011.

С использованием следующих нормативно-правовых актов: - Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) - Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (2009г.). - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ при организации внеурочной деятельности обучающихся используется системно-деятельностный и компетентностный подходы.

1.1. Общая характеристика программы.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и её главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Актуальность программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях и ориентирована на то, что учащиеся получат возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в средней и старшей школе. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Новизна программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности связна с созданием условий для самореализации личности ребенка. Это позволит школьникам овладеть основами научных методов познания живой природы.

1.2. Цели и задачи программы:

Цель программы - создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности и

Формирование экологически целесообразного поведения школьников, ориентированное на здоровый образ жизни, и умение транслировать полученные знания и навыки окружающим, применять свои знания и навыки в повседневной деятельности.

Данная цель будет достигнута при реализации следующих задач:

- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

- развивать познавательные потребности и способности, креативность; - формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизни; - развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных подросткам, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

1.3. Место программы в структуре ООП.

Место программы в структуре ООП определено требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 г.

Одним из требований новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

- соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся; - содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся. Курс внеурочной деятельности школьников кружка «Научное общество «Юный исследователь природы» представляет систему эколого-биологических занятий для обучающихся в возрасте от 9 до 11 лет, определяет содержание и структуру занятий по эколого-биологическому направлению. Программа распределена на 34 занятия.

1.4. Описание принципов, на которых основывается программа внеурочной деятельности школьников кружка «Научное общество «Юный исследователь природы»: - принцип дифференцированности и последовательности - чередование различных видов и форм занятий, переход от простых к сложным видам деятельности; - принцип природосообразности - учет возрастных возможностей и задатков, обучающихся при включении их в различные виды деятельности;

- принцип кулътуросообразности - ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества, учитывая культурные традиции родного края; - принципа коллективности - взаимодействие с окружающими, с целью самопознания, самоопределения, творческой самореализации; - принцип диалогичности - предполагает обмен научными ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования); - принцип проектности - последовательная ориентация всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике замысел - реализация - рефлексия; - принцип поддержки самоопределения воспитанника - формирование личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к природе, приобретение опыта самоопределения. Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Программа кружка «Научное общество «Юный исследователь природы» относится к программам эколого-биологической направленности и помогает сформировать у детей целостный взгляд на окружающий мир. Срок реализации данной программы рассчитан на 1 год обучения. Материал программа рассчитан на детей 10 лет. Общий объем курса - 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основ исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых - к изучению составных частей исследовательской деятельности. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям: - вести устный диалог на заданную тему; - участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; - участвовать в работе конференций, чтений.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы; умения оформлять доклад, исследовательскую работу. По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы - опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Для достижения этого в ходе реализации программы используются различные технологии обучения: - проектные технологии; -технология проблемного обучения; - игровые технологии; -здоровьесберегающие технологии; - технология сотрудничества; - информационные технологии (ИКТ).

В процессе обучения применяются такие формы занятий: -теоретические или информационные занятия (беседы, лекции и т.д.);

-практические групповые занятия (работа в парах, коллективное исследование); - эколого-биологические образовательные события (участие в эколого-биологических акциях в классе, школе, в мероприятиях различного уровня за пределами школы).

Результаты реализации курса внеурочной деятельности

Результаты внеурочной деятельности исследователей природы распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов - приобретение школьниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов - получение школьником позитивного отношения к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов - получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

Таким образом занимаясь по программе кружка «Научное общество «Юный исследователь природы» подростки получат возможность:

- научиться исследовательским методам обучения, сбору и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

- развить воображение, экологическое мышление, интеллект, фантазию, эстетическое отношение к живым существам, сформировать познавательные интересы; - совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими; умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; - оказывать посильную помощь в природоохранной работе класса, школы, д. Софьино; - достичь оптимального для каждого уровня развития; - сформировать систему универсальных учебных действий; - сформировать навыки работы с информацией (стратегия смыслового чтения, ИКТ- компетентность).

Итоги реализации программы могут быть представлены через:

- отчет - сообщение по результатам исследования;

- публичные выступления и защита на мини - конференциях, семинарах;

- оформят «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;

- выставки творческих работ;

- участие в эколого-биологических конкурсах.

3. Место предмета в учебном плане.

На курс «Научное общество «Юный исследователь природы» отводится 1 час в неделю. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность», направление - «Проектная деятельность».

Курс связан со многими школьными дисциплинами, включая такие предметы как «литература», «математика», «окружающий мир»

4. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа по внеурочной деятельности «Научное общество «Юный исследователь природы» способствует формированию личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) учебных действий.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:

широкая мотивационная основа эколого-биологической деятельности, включающая:

- социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы; - адекватное понимание причин успешности (не успешности) творческой деятельности; - внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; - устойчивый интерес к новым способам познания.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения: - принимать и сохранять учебно - творческую задачу; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

- осуществлять проектно-исследовательскую деятельность;

- развитие стратегии смыслового чтения и работа с информацией;

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно - творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов сети Интернет: ИКТ- компетентность; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - использовать методы и приёмы эколого-биологической деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:

- допускать существенное различие точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - формулировать собственное мнение и позицию; - оговариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции действия; - контролировать действия партнёра. - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи; - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

5. Содержание курса внеурочной деятельности

1. Введение в исследовательскую деятельность (6ч). Явление и понятие научного исследования. Организация исследовательской работы. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости. Культура оформления исследовательской работы. 2. Проработка индивидуальных исследовательских тем (14ч). Актуальные темы эколого-биологических исследований, выбор тем для самостоятельного изучения, обсуждение плана работы, дискуссии по актуальным эколого-биологическим проблемам современности, консультации по индивидуальным исследовательским темам. 3. Проведение цикла экспериментов «Разрушители мифов» для учащихся начальных классов (10 ч). Подготовка, проведение и анализ совместных экспериментов с учащимися начальных классов: - «Можно ли пить воду из-под крана в школе?»; - «Вредна ли кока-кола?»; - «Мороженое - вред или польза?»; - «Здоровый образ жизни». 4. Конференция научного общества учащихся (4 ч). Разработка программы конференции. Подготовка докладов, демонстрационных схем, диаграмм, таблиц, мультимедийных презентаций к докладам. Проведение конференции с приглашением учащихся начальной школы и среднего звена. Подведение итогов работы научного общества «Юный исследователь природы».

6. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности



Темы

Общее
количество часов

Теоретические занятия, ч.

Практические
занятия, ч.

Основные виды деятельности ученика

  1. Введение в исследовательскую деятельность (6ч).

Что такое проект.

1

1

-

Разбираются со структурой проектов. Определяют для себя уровень выполняемых исследовательских заданий. Знакомятся с образцами исследовательских проектов

Что такое проблема. Что такое гипотеза.

2

2

-

Самостоятельно определяют проблему и гипотезу данного им исследования

Учимся постановки цели и задач.

1

-

1

Самостоятельная работа по определению проблемы, гипотезы, цели и задач данного им исследования

Учимся составлять план работы.

1

-

1

Самостоятельная работа по составлению плана данного им исследования

Источники информации

1

-

1

Творческая работа по нахождению необходимой информации для данного им исследования

Всего

6

3

3

2. Проработка индивидуальных исследовательских тем (14ч).

Методика проведения самостоятельных исследований

2

1

1

Участвуют в коллективной игре-исследование с выполнением самостоятельных заданий

Актуальные направления естественно-научных исследований

3

2

1

Составляют конспект. Творческая работа по составлению списка основных направлений естественно-научных исследований

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

3

2

1

Выполняют практические
индивидуальные работы на уроке по выбранной тематике

Выбор тем для самостоятельного изучения, обсуждение плана работы

2

-

2

Участвуют в творческой работе: выбирают темы для самостоятельного изучения, обсуждают план работы

Консультации по индивидуальным темам

1

-

1

На практическом занятии консультируются у учителя и учащихся по выбранным темам

Работа над мини-проектами, обсуждение этапов подготовки к презентации проектов

1

1

-

Работают над мини-проектами, обсуждают этапы подготовки к презентации проектов

Защита и выставка творческих работ - средство стимулирования проектной деятельности детей.

2

-

2

Защищают свои мини-проекты, творческие работы, отвечают на вопросы учителя и учащихся; участвуют в выставке работ

Всего

14

6

8

3. Проведение цикла экспериментов «Разрушители мифов» для учащихся начальных классов (10 ч).

Подготовка к проведению совместных экспериментов с учащимися начальных классов: - «Можно ли пить воду из-под крана в школе?»; - «Вредна ли кока-кола?»; - «Мороженое - вред или польза?»; - «Здоровый образ жизни».

5

2

3

Составляют конспект, план выбранного эксперимента. Практически отрабатывают выбранный эксперимент и публично представляют его перед членами кружка.

Проведение совместных экспериментов с учащимися начальных классов

4

-

4

Проводят совместные эксперименты с учащимися начальных классов

Анализ совместных экспериментов с учащимися начальных классов

1

-

1

Совместное обсуждение проведенных экспериментов с членами кружка и с учащимися начальных классов

Всего

10

2

8

4. Конференция научного общества учащихся (4 ч).

Разработка программы конференции. Подготовка докладов, демонстрационных схем, диаграмм, таблиц, мультимедийных презентаций к докладам.

1

-

1

Участвуют в творческой работе по составлению программы конференции, готовят доклады, демонстрационные схемы, диаграммы, таблицы, мультимедийные презентации к докладам.

Проведение конференции с приглашением учащихся начальной школы и среднего звена.

2

-

2

Проводят конференцию по составленной программе, выступают с докладами, демонстрационными схемами, диаграммами, таблицами, мультимедийными презентациями к докладам.

Подведение итогов работы научного общества «Юный исследователь природы».

1

-

1

Совместно обсуждают итоги работы научного общества «Юный исследователь

Всего

4

0

4

Итого

34

11

23

7. Описание методического и материально-технического обеспечения

Учебно-методическое обеспечение программы

Литература для учителя.

1. Алексеев С.В., Н.В. Груздева «Практикум по экологии». М.: «АО МДС»,1996г.

2. Дежникова Н.С., И.В. Цветкова «Экологический практикум». М.: «Педагогическое общество России»,2001г.

3.Лихачев Д. С. Русская культура. СПб., 2000. С. 91-101. likhachev.lfond.spb.ru/articl100/Russia/ekolog.pd

4. Мамедов Н.М., И.Т. Суравегина «Экология».- М.: «Школа-Пресс»,1996г.

5. Осипова Г.И. «Опыт организации исследовательской деятельности школьников». Волгоград: «Учитель»,2007г. 6. Самкова В.А., А.С. Прутченков «Экологический бумеранг».-М.: «Новая школа»,1996г. 7. Суравегина И.Т., В.М. Сенкевич «Как учить экологии». М.: «Просвещение»,1995г.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 9. Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова. - М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008. 10. Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки. 5-11 классы / авт.-сост. Т.Н. Андреева. - Волгоград: Учитель, 2009.

11. СD: Экология. Общий курс. 12. CD: Методическое пособие. Как организовать полевой экологический практикум. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008. 13. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008.

Литература для учащихся.

1. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. Ленинград: «Детская литература», 1974г.

2. Городинская В.С. «Живое-живому». - М.: «Знание»,1988г.

3. Колбовский Е.Ю. «Экология для любознательных». Ярославль: «Академия Холдинг»,2003г.

4. Костко О.К. « Экология». М.: «Аквариум»,1997г.

5. Левитман М.Х. «Экология-предмет: интересно или нет?». С.-Петербург: «Союз»,1998г.

6. Мамедов Н.М., И.Т. Суравегина «Экология-задания и тесты».М.: «Школа-Пресс»,1996г.

7. Новиков Ю.В. «Природа и человек». М.: «Просвещение»,1991г.

8. Шостак С.В. «Записки натуралиста». Минск: «Урожай»,1971г.

Материально - техническое обеспечение программы.

Материально-техническая база является одним из основных компонентов в обеспечении учебного процесса по курсу внеурочной деятельности. Занятия кружка проводятся на базе МБОУ Софьинской сош в кабинете биологии. Кабинет оснащен следующими материально техническими средствами.


Наименование

Количество

Мебель:

15 шт.

-столы

- стулья ученические

30 шт.

- стол учительский

1 шт.

-шкафы для хранения

4 шт.

Оборудование:

-компьютер

1 шт.

- мультимедийный проектор

- экран

1 шт.

1 шт.

● Кабинет биологии имеет учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов (гербарии основных групп растений, растительные сообщества; коллекции голосеменных растений, семена и плоды), модели (цветок пшеницы, яблони, подсолнечника и т.д.), приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий.

● Печатные демонстрационные пособия.

● Картотека с заданиями для организации практических и самостоятельных работ обучающихся

: standart.edu.ru

8. Планируемые результаты

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач могут быть сформированы следующие способности:

- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели);

- планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

9. Список литературы

1. «Внеурочная деятельность школьников»: Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011.

2. Программа внеурочной проектной деятельности для 5-7 классов по теме: «Живой мир моей малой родины»: учебно-методическое пособие «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников. Биология. 5-9 классы» \ Л.А. Громова. - Вентана-Граф, 2014.

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования \ Под редакцией В.В.Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009.

4. Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]/ Режим доступа: katalog.iot.ru

5. Сайт « Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]/ Режим доступа: it-n.ru

6. Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: [Электронный документ]/ Режим доступа

Согласовано

Заместитель директора по ВР

____________________Федотова О.В.

«____» __________________2015 г

© 2010-2022