- Преподавателю
- Биология
- Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии
Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сидоренко Т.К. |
Дата | 27.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7 имени Героя Росси И.В. Ткаченко» город Тында Амурской области
Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии
Подготовила:
Учитель биологии Сидоренко Т.К.
Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности. Творчество - это высшая форма активности и самодеятельности человека. Хотя научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности. Развитию творческого потенциала способствует итоговый контроль в нетрадиционной форме, который называется творческими экзаменами. Творческие экзамены дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности. Активность - качество не врожденное и не постоянное, а динамически развивающееся и прогрессирующе. На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, его стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.
Творческие работы учеников состоят в создании:
- компьютерных презентаций к урокам -137
- кроссвордов- 1756
Кроссворд для любознательных, например, по теме «Грибы»
-
Какой композитор очень любил собирать грибы (Чайковский)
-
В каких грибах никогда не заводятся черви (лисички)
-
Назовите породу собак, с помощью которой отыскивали трюфели (Такса)
-
Назовите человека, который первый написал о грибах (Аристотель)
-
Какие грибы употребляют в Англии и Франции (Трюфели)
-
Какие грибы посылали французы из России в бутылках (рыжики)
-
Какая наука изучает грибы (Микология).
ребусов,
- викторин, уроков в игровой форме
Для учащихся, имеющих литературный талант - написать стихи, сочинения. Например, "Путешествие капельки", 5 класс при изучении темы «Круговорот воды в природе», при изучении темы «Голосеменные» проведен целый парад стихов о зеленых красавицах, красоте и обитателях дивного леса.
'' Сосна ''
Стоит сосна красавица,
На лапах снег держа,
Чтоб зимушке понравиться
Укрылась не спеша.
Зелёная, пушистая,
Готовится к зиме.
На солнце серебристая
Взгляд радует тебе.
Чудесный дивный лес.
Вошла я в хвойный лес однажды утром,
И там увидела я много-много чуда!
Увидела я дятла на суку,
Там на опушке олененок ел траву,
И белка радостно скакала по деревьям,
Ручей бежал, журча игриво,
Неся с собой хвоинки леса,
И бабочки порхали над цветами,
Светило солнце яркими лучами,
Душа моя от радости светилась,
И сердце билось от волненья.
Тайга - прекрасный дивный лес,
Где много встретишь ты чудес!
Щеглова Аня, 5-б класс
Прекрасные стихи пишет к проектам, урокам Белугина Катя 5-в класс, Бедарева Оксана, Трофимова М. Мусихина О. и др.
В ходе работы над исследовательским проектом « Проблемы охраны окружающей среды» по биологии в 9 классе возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.
Во время работы над исследовательским проектом каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него
знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех.
Мои ученики работали над следующими проектами:
- « Проблемы охраны окружающей среды» -9кл.
- «Моно и дигибридное скрещивание, законы Грегора Менделя» 10 кл.
- « Формирование опорно-двигательного аппарата школьника» 8 кл.и др.
Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или практической деятельности.
В основе урока, построенного по данной технологии, лежат основные компоненты научного исследования:
1. Постановка проблемы, цели и задач исследования.
2. Выбор методов исследования.
3. Теоретический анализ проблемы.
4. Практическая проверка теоретической модели.
5. Составление выводов и предложений.
6. Оформление списка использованной литературы.
Обучение на основе проектной деятельности - это один из методов развивающего обучения, направленный на выработку самостоятельных умений (постановки проблемы, целей и задач, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, предполагаемое решение). Данную методику широко использую в 7, 11 классах и в работе элективных курсов. Например, учащимся 7 класса после изучения темы «Птицы» предлагаю работу над проектом по предложенным темам (допускаю свободный выбор), с данными проектами учащиеся участвуют в «Ярмарке знаний» «Птичий калейдоскоп». Основными пунктами содержания проекта для детей этого возраста являются: 1)введение 2)раскрытие темы 3)стихи и загадки о птичьих повадках 4) мои наблюдения за птицами 5) викторина, кроссворд, «заморочки для бочки» 6) используемая литература 7) приложение. Цели, которые ставят учащиеся при работе над проектом: расширение и углубление знаний по теме, овладение навыками самостоятельной работы с дополнительной литературой и другими источниками информации; обучение правильному оформлению проектной работы, созданию презентационного материала. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает школьников к необходимости самостоятельного решения жизненно важных проблем. На обобщающих уроках часто использую творческие виды и формы деятельности. Это повышает познавательный интерес к предмету, позволяет вывести знания учеников на качественно новый уровень. Так, например, после изучения темы «Млекопитающие» в 7 классе провожу творческий зачет. Заранее предлагаю учащимся разбиться на группы по 5 человек, в группе распределить роли.
1. Анатом: знает все о внешнем строении животных данного отряда.
2. Физиолог: умеет объяснить работу всех систем внутренних органов.
3. Этолог: сообщает об особенностях поведения животных (живут парами, в стаях, ведут дневной, ночной образ жизни, строят жилища, заботятся о потомстве).
4. Аналитик: обобщает, делает выводы об уровне развития животных данного отряда, о роли в природе и жизни человека. Называет семейства, представителей, возможно, приводит какие-то статистические данные.
5.Секретарь (наиболее сильный, возможно подготовленный ученик): составляет план ответа группы, выбирает форму отчетности, выставляет оценки. Непосредственно на уроке знакомит все остальные группы со «своими специалистами». Зачет начинается с выбора секретарем карточки с названием отряда млекопитающих и формой отчета, затем он выбирает все необходимые материалы для своей группы (таблицы, рисунки, справочные и дополнительные материалы и т.д.). На подготовку отводится 15 - 20 минут, группы выступают по очереди. Формы отчета (у каждой группы своя): выступление участников, подготовка статьи в энциклопедию, репортаж с места события, «хвалебная речь отряду» (с соответствующими требованиями: ораторские умения, доказательность, краткость), форма вопросов и ответов. «Творческие зачеты» привлекают учащихся групповой формой работы, при которой, во-первых, формируется положительная «Я - концепция», поскольку ребята открывают в себе способности, о которых раньше не знали: выявляются лидеры в разных областях знаний, организационные лидеры, генераторы идей, конфликтологи. Во-вторых, нередко создаѐтся ситуация успеха. В-третьих, школьники учатся друг у друга, а не только у учителя - это немаловажно. Умение работать в группе вырабатывает цивилизованную манеру общения, что облегчит им в будущем работу в коллективах.