Технологическая карта урока по биологии на тему Природа вокруг нас. Наблюдаем, исследуем

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по биологии на тему Природа вокруг нас. Наблюдаем,исследуемТехнологическая карта урока

Тема урока: Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем.

Класс: 5

Учитель: Парамонова Ольга Александровна

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цели по содержанию:

обучающие: формирование представления об изучаемом предмете, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; ознакомление с учебником: авторами, условными обозначениями, изучение терминологии.

развивающие: определение границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета.

воспитывающие: развитие интереса к предмету «Биология».

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные: получить возможность научиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, узнать, что такое методы изучения природы.

Метапредметные:

регулятивные - оценивать свои достижения на уроке

коммуникативные - овладевать способностью слушать собеседника и вести диалог, уметь вступать в речевое общение.

познавательные - развивать навыки самопознания живой природы, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием

Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, готовность к самообразованию, самовоспитанию.

Используемая технология: критического мышления, коллективного творческого дела, проблемного обучения.

Информационно-технологические ресурсы: Биология: 5-6 классы. Учебник для ООУ/Т.С Сухова, В.И. Строганов.-М.:Вентана-Граф,2012г-176с., лабораторное оборудование-микроскоп, штатив, стакан, спиртовка, термометр, линейка, весы, пробирка, колба. ПК.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Вступительное слово.

Учитель - стихотворение (показ слайдов в соответствии со строчками)

Наша Земля - голубая планета,
Воздухом свежим и солнцем одета.
Горы, равнины, леса и поля -
Всё это наша планета Земля.
Вы не найдёте чудесней на свете
Нашей прекрасной и доброй планеты!!!
(Витальева Л.)

- Здравствуйте, ребята.

- С сегодняшнего дня вы начинаете изучать новый предмет, который называется «Биология». Как вы думаете, что мы будем изучать на этих уроках?

- Какие знания и умения приобретём?

- Какие открытия сделаем?

- Живая природа постоянно задает нам вопросы. И не на все есть готовые ответы. И я надеюсь, что изучая данный предмет, читая учебник, рассматривая внимательно рисунки, выполняя предложенные задания, мы с вами найдем ответы, раскроем секреты, которые хранит природа.

Фронтальная форма работы

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Обсуждают данную информацию, вопросы

Записывают определение в тетрадь.

слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Этап актуализации и пробного учебного действия;

Актуализация опорных знаний и способов действий

Фронтальная работа с классом по воспроизведению ранее пройденного:

-Что такое живая природа?

-Каковы признаки живой природы?

-Есть ли «белые» места для вас в науке, которую мы начинаем изучать?

Самостоятельная работа

Работа в парах и малых группах

Слушают учителя

Воспроизводят информацию

Задают вопросы

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость предмета «Биология».

Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме

умеют извлечь существенную информацию из разных источников
(из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

Этап выявления места и причины затруднения;

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Сизый селезень в озере воду крылом расплеснет,

Серебристым дождем брызнет стайка рыбешек,

И комар завопит из прозрачных тенет,

Паучок упадет, как зеленый горошек.

Меж таинственных, кряжистых ив да осин

Ключевой ручеек моет ноги в смороде.

Тянет спиртом от сваленных бурей лесин,

Пляшут весело мошки в хмельном хороводе.

Всюду жизнь! Но умеем ли мы наблюдать?

Как жестоки порой наши вольные руки.

Где, вы, души, готовые петь и рыдать

Над невзрачным цветком в век могучей науки?

(А. Целищев)

«Обратите внимание, ребята на последний абзац стихотворения «…но умеем ли мы наблюдать…», в нем вы найдете ответ на вопрос о теме нашего урока.

Учащиеся высказывают свое мнение на заданный вопрос. Предположения детей, лучшая формулировка темы фиксируется на доске.

- Но природа не сразу открывает свои тайны и не всем. Многие исследователи природы не могли сразу разгадать тайны жизни. Они проводили огромное число опытов, наблюдений, прежде чем они разгадали загадки жизни. Сколько сил, терпения они потратили!

- Хотели бы и вы делать опыты, проводить наблюдения?

- А знаете ли вы, чем опыт отличается от наблюдения?

- Попробуй записать, что ты думаешь об этом в рабочей тетради.

- Итак, кто как думает?

- А теперь рассмотрите рисунок №1 учебника, на котором, на ваш взгляд, изображен опыт на рисунке А или Б? Ответ свой напишите в тетради, укажите, почему так думаете.

- Теперь полистайте учебник, выберите по 1-2 примера наблюдений и опытов, условные обозначения. Запишите по одному примеру.

Обучающиеся обсуждают вопросы, самостоятельно пытаются сформулировать и записать тему урока

Слушают, работают по заданиям в рабочей тетради.

отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

высказывают свои мнения на основе работы с учебником, высказываниями одноклассников, учителя

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Коммуникативные

Работа в партнёрстве

Регулятивные

целеполагание

Этап построения проекта выхода из затруднения;

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

- Ребята, представьте, что вы ставите какой-нибудь опыт или наблюдаете за каким-нибудь явлением в природе. По какому плану вы будете работать: что будете делать сначала, чем завершать работу?

- Сложный вопрос? А поможет нам на него ответить учебник, с.4, найдите ответ.

-Часто для проведения опыта требуется специальное оборудование. На наших уроках мы будем использовать следующее лабораторное оборудование: штатив, стакан, спиртовку, пробирку, колбу.

-Иногда исследователи используют измерительные приборы. Какие измерительные приборы вам известны? Что ими можно измерить

- К сожалению, не все объекты живой природы мы можем рассмотреть невооруженным взглядом. Помогают нам преодолеть это затруднение увеличительные приборы - лупа, световой микроскоп. С этими увеличительными приборами ты познакомишься уже в этом году. Научным же работникам требуется более мощный прибор - это электронный микроскоп

(демонстрация слайда презентации).

-А теперь послушайте загадки и, конечно, попытайтесь их отгадать:

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой! (Хомяк)

И по соснам, и по елям

Быстро бегает она,

Видит, шишки где поспели,

Где грибная целина. (Белка)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы -

Уши больше головы? (Заяц)

Учитель открывает слайд презентации с картинками животных.

- А сейчас я вам раскрою один секрет. Когда я вам загадывала загадки, я использовала еще один метод изучения природы - описание. Попробуйте и вы дать такое описание одного из животных, изображенных на слайде, по которому одноклассники могли бы определить, о ком идет речь.

Обучающиеся работают по учебнику, выполняя задания

Изучают приборы, с последующей взаимопроверкой

названий и устройства

Обучающиеся готовят описание устно, эту работу можно проводить в группах или парах.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы:

Учитель даёт задание: Кто может стать исследователем?

(если нужно, консультирует)

Учащиеся составляют инструкцию - работают индивидуально и в группах

Обсуждается

Коммуникативные

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Организация самостоятельной работы по заданиям базового уровня

Живая природа-это….

Неживая природа - это….

Признаки живой природы - …..

Методы изучения природы - ……

Опыт - это….

Наблюдение - это…..

Описание - это….

Самопроверка взаимопроверка по ключам.

Познавательная

Регулятивная

(самооценка)

Этап включения в систему знаний и повторения;

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Чтобы понять, чем методы изучения природы отличаются друг от друга мы выполним задания и самостоятельно определим с помощью какого метода каждая группа детей изучила природу.

Задание 1. Группа детей получила задание: подойти к аквариуму и изучить как плавают рыбки, как они едят.

Как мы назовем этот метод познания природы?

Задание 2. Группа детей получила задание: Перед вами стаканы с водой, глина и речной песок; деревянные опилки, кнопки и магнит. Глину и песок растворите в воде. С помощью магнита попробуйте кнопки очистить от опилок.

Как мы назовем этот метод познания природы?

Задание 3. Группа детей получила задание: Вам даны измерительная линейка, термометр весы. Каждый ученик группы измеряет свой вес, рост и температуру. Можно ли это изучение назвать экспериментом? Если нет, то назовите этот метод.

(Самопроверка)

Подведение результата изучения темы.

Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос.

Выражение решения в виде схемы на доске.

Учитель предлагает учащимся вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личностного продвижения к цели.

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

-Чьи версии подтвердились?

Обучающиеся выполняют. Анализируют

Сильные обучающиеся могут выполнить роль консультантов.

Личностные

Оказание помощи, оценка личностного продвижения к цели.

Познавательные

(каждый выбирает задания по возможности)

Регулятивные

Новая задача, новая цель.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Обратите внимание на домашнее задание. Вы дома проведете исследование. Найдите в учебнике это задание.

Задаётся д/з: параграф 1; стр.5, Проведи дома исследования.

Обучающиеся слушают, консультируются, задают вопросы

Коммуникативные

Обсуждение выполнения д/з

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

- Вот и подошёл к концу наш первый урок биологии. Что вы узнали на нём?

- Какие открытия сделали?

- Какие методы позволяют нам изучать природу?

- Кому открывает свои тайны природа, какими качествами должен обладать человек?

- С каким настроением вы уходите с урока?

Оценивание и выставление оценок, обсуждение.

Фронтальный метод

Отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение



© 2010-2022